Скачать 410.37 Kb.
|
Санкт-Петербургский Государственный Виноградова Ю. С. Группа № 120 Псков 2003 г. План. I. Введение………………………………………………………………..стр. 3 II. Основная часть
России во времена правления Екатерины II…………………………стр.
III. Заключение ………………………………………………………стр. IV. Литература…………………………………………………………..стр. Введение. «Речь идёт о ещё одной Государственной Реформе в российской истории. Реформе крупной по значению и едва ли не единственной в истории новой России, реализовавшейся вполне исходя из собственных провозглашённых начал. Такой реформе, которая в отличии от Петровых преобразований… реализовавшись на принципах «просвещённого абсолютизма», не принесла обществу жертв, кроме разве что очередных исторических заблуждений и политического утопизма».1 Так характеризовал деятельность Екатерины II, Омельченко О. А., объединив все преобразования, которые ей удалось совершить в одну целую, новую, уникальную «Реформу». Уникальна эта «Реформа» потому, что она была основана не на русских, а на европейских идеях – на принципах «просвещённого абсолютизма». Однако, не все историки согласны с тем, что понятие «просвещённый абсолютизм» применимо к екатерининской России. Нет единства мнений о том, что собственно такое абсолютизм, был ли он в России вообще и если был, то когда и как появился. Некоторые современные западные учёные вместо «просвещённого абсолютизма» предпочитают говорить о «просвещённом деспотизме». Но была ли Екатерина II просвещённым деспотом? Для многих авторов проблема, прежде всего в том, что провозглашённые Екатериной идеалы, невозможно совместить с крепостнической действительностью России второй половины XVIII в. Кажется, что разговоры о просвещении и либеральная фразеология, которой пользовалась императрица, были лишь своего рода дымовой завесой, за которой Екатерина скрывала своё тщеславие, властолюбие и реакционные в сущности взгляды. Не случайно А. С. Пушкин, сравнивая Екатерину с героем известной комедии Мольера, назвал её «Тартюфом в юбке». С другой стороны сам термин «просвещённый абсолютизм» носит условный характер, что был заимствован русской исторической наукой у западноевропейских коллег. Временем «просвещённого абсолютизма» называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г., а к просвещённым монархам принято относить прежде всего Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского и Екатерину II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. XVIII век – это время, когда в европейской политической мысли меняется само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть как бы первого слугу государства, главу общества, о котором он обязан заботится. Это век «союза монархов и философов». Оба участника союза нуждались друг в друге: философы мечтали претворить свои иллюзорные социальные и политические планы руками просвещенных монархов, а монархи рассчитывали на просвещенные умы философов и их огромное влияние на европейское общественное мнение. Раздумывая над тем, почему я выбрала именно эту тем, сейчас мне кажется, что меня привлекло именно название, а точнее сочетание слов «просвещённый абсолютизм». Мне стало интересно значение этого сочетания, в чём особенность «просвещённого абсолютизма» в России. Эпоха Екатерины ассоциируется у меня прежде всего, как время расцвета русской архитектуры, живописи, музыки, литературы, театра. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства. Период, когда государь признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. Екатерина возвела задачу культурного развития в ранг государственной политики. 1. Образ императрицы Екатерины II и начало её правления. 28 июня 1762 г. произошёл государственный переворот, возведший на российский престол жену Петра Екатерину Алексеевну, провозглашённую императрицей Екатериной II. Растолковав россиянам мысль о возникшей угрозе целостности отечества, манифест от имени Екатерины заключал: «…убеждены будучи всех наших верноподданных таковою опасностью, принуждены были, приняв Бога и его правосудие себе в помощь, а особливо видев к тому желание всех наших верноподданных явное и нелицемерное, вступили на престол наш всероссийский и самодержавный, в чём и все наши верноподданные присягу нам торжественную учинили»1 29 июня 1762 г. Пётр III подписал манифест о своём отречении, а на следующий день Екатерина II торжественно вернулась в столицу, чтобы надолго стать хозяйкой Зимнего дворца. «Екатерина была последней случайностью на русском престоле», она всё время «твёрдым, хотя и неслышным, шагом шла по намеченному пути, подкрадываясь к престолу»2. В итоге незаконно и при этом дважды захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну. Этот переворот поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперёд по новой программе, которую приобрело мало- помалу по указаниям практики и отвлечённых теорий, усвоенных императрицей. Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. Её характер, с одной стороны, приятной, сдержанной женщины, с другой – человека – крупнейшего государственного деятеля, начал складываться в семье губернатора немецкого приморского города Штеттина, где при рождении девочка была наречена Софией Августой Фредерикой. Позже Екатерина писала об этом времени, вспоминая свою первую наставницу-француженку Кардель: «…она очень заботилась о том, чтобы я, да и она также, являлась перед отцом и матерью такою, какой могла бы им нравиться. Следствием этого было то, что я стала слишком скрытной для своего возраста». 1 Когда же императрица Елизавета Петровна выбрала её в невесты своему наследнику Петру Фёдоровичу, принцесса была крещена в православии под именем Екатерины. Характер Екатерины, её стремления, духовные запросы и потребности с самого начала были иными, чем у её мужа. С первых дней своего пребывания при русском дворе великая княгиня задала себе два важных урока: во-первых, в совершенстве овладеть русским языком, узнать страну, её историю, усвоить традиции и обычаи этого народа. Во-вторых, научиться нравиться. «Никогда без книги и никогда без горя, но всегда без развлечений» – так пишет сама Екатерина о том времени. Довольно рано Екатерина пристрастилась к чтению и вскоре от французских романов перешла к трудам философов-просветителей – тех, кто были в то время властителями дум образованной Европы. Читала она и труды по истории Англии, Франции, Германии, сочинения известных юристов и экономистов. Работы серьёзных авторов стали для Екатерины необходимой духовной пищей. Впоследствии, уже став императрицей, она сама занялась сочинительством. Её перу принадлежат пьесы, статьи, сказки, мемуары, работы по истории, языкознанию. И это помимо разнообразной переписки, которую на протяжении многих лет она вела с многочисленными русскими и иностранными корреспондентами, а также работы над законопроектами, лишь часть которых ей удалось реализовать. Екатерине удалось пленить умы Вольтера, Гримма, Дидро и других просветителей, с которыми она вела оживленную переписку, создавшую ей в западной Европе славу представительницы просвещённого абсолютизма. И к хору домашних льстецов присоединились панегиристы из-за рубежа. Вольтер, признанный патриарх французского Просвещения, писал Екатерине: «Теперь надобно, чтобы все глаза обращались к северной звезде. Ваше императорское величество нашли путь к славе, до вас неведомой всем прочим государям». Тот же Вольтер писал одному русскому корреспонденту: «Я боготворю три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». Вслед за Вольтером спешил выразить Екатерине «чувства удивления, признательности и неизменной привязанности» Даламбер, а Гримм уведомлял ее, что «все занимающиеся литературой и мыслящие люди, в какой бы части Европы они ни жили, начали считать себя вашими подданными». «Ученица» просветителей хорошо усвоила их терминологию и не упускала случая, чтобы напомнить им, что «у короля одна обязанность – желать блага своим подданным», что «вся моя наука заключается именно в том, что все люди братья, и всю мою жизнь я проведу в изучении искусства поступать согласно этому правилу». Лесть сочеталась с материальной щедростью. У Дидро Екатерина купила библиотеку за 15 тыс. ливров, оставив ее у него. Однако, не смотря на то, что она не была безразлична к лести, важные посты при ней получали, прежде всего, те, кто обладал необходимыми знаниями и способностями. С историей царствования Екатерины связаны имена целой плеяды блестящих государственных деятелей, таких, как А. Г. Орлов, А. А. Вяземский, Н. И. Панин, А. Р. Воронцов, Г. А. Потёмкин, А. А. Безбородко и другие. В то время прославились своим военным искусством А. В. Суворов, П. А. Румянцев, Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов. Среди русских самодержцев Екатерина II выделялась своей образованностью, умом, духовными и интеллектуальными запросами. Пример императрицы имел благотворное влияние на русское общество второй половины XVIII в., на развитие русской литературы, науки, журналистики. Увлекаясь «возвышенными» идеями, Екатерина никогда не пренебрегала реальностью, вполне земными интересами. Ради сохранения власти она готова была жертвовать любыми принципами и философскими идеями. Ключевский отмечал, что Екатерине наряду с трезвым умом были присуще острая наблюдательность, редкий дар бесподобного умения слушать и особый талант завоёвывать общие симпатии. Она была вежливой даже с прислугой, проявляла доброту, но имела холодное сердце. При жизни её ценили выше, чем стали ценить после смерти, и объясняется это тем, что сама она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков. Когда настал час переворота, Екатерина действовала смело и решительно. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Пётр III, напротив, растерялся и не знал, что ему делать. Выдающиеся способности Екатерины II позволили ей 34 года занимать престол могущественной Российской империи. При этом, будучи по происхождению немкой, она хорошо понимала главное – русская императрица должна иметь в виду прежде всего интересы России и старалась не отступать от этого основополагающего правила. Сильной стороной этой императрицы была огромная работоспособность, обусловленная неистовой силой воли и осознанной целеустремленностью. Вот как она сама описывает свой рабочий день в письме к одному из корреспондентов в 1774 г.: «Здоровье моё меня нисколько не тревожит, я встаю самое позднее в 6 часов и сижу до 11 в моём кабинете, куда ко мне приходит не тот, кто у меня в милости, но кому по его званию есть до меня дело, и часто приходят лица, которых я еле знаю по имени. Кто у меня в милости, тех я приучила, уходить, если дело до их не касается. После обеда нет ничего, а вечером я вижусь с [теми], кому охота придти, и отправляюсь спать самое позднее в половине одиннадцатого»1. Для её повседневной деятельности и поведения в свете характерны были жёсткий самоконтроль и постоянное стремление ориентироваться на «общественное мнение». Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности её правления. Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли. В соединении со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также способы её реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными. Поскольку идейной эта программа, а следовательно и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещённого абсолютизма». Начало царствования не было для неё лёгким и безоблачным временем. Чтобы заставить всех признать законность своей власти, она решила как можно скорее короноваться в древней столице Руси. Коронация происходила 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля с уже установившимися церемониями. Екатерина была довольна тем приёмом, какой сделали ей московские жители. На третий день после коронации, 25 сентября, она писала графу Кейзерлингу, своему посланнику в Варшаве: «Невозможно описать вам радость, какую здесь бесчисленный народ оказывает при виде меня: стоит мне выйти или только показаться в окне – и клики возобновляются». 2 Почувствовав себя более уверенной, Екатерина занялась внутренними делами государства. Для начала она решила освободиться от вельмож, занимавших высокие должности при дворах Елизаветы и Петра III. Отставку получили генерал-фельдмаршал А. Шувалов, генерал-фельдмаршал Н. Трубецкой и генерал-адмирал М. Голицын. Уличённый в денежных махинациях, лишился своего высокого поста генерала-прокурора А. Глебова; его место занял Я. П. Шаховской. Делами Иностранной коллегии в полной мере начал руководить Панин, а куратором Московского университета был назначен В. Ададуров. Для характеристики личности Екатерины этого периода очень показателен эпизод с просьбой об отставке генерал-поручика П. Румянцева – выдающегося военачальника, снискавшего славу в годы Семилетний войны. Румянцев, которого особо отличал Пётр III, не рассчитывал на благосклонность его преемницы и сам подал прошение об увольнении со службы. Екатерина ему ответила: «Вы судите меня по старинным поведениям, когда персоналитет всегда превосходит качества и заслуги всякого человека… Вы приняты будете с тою отменностью, которую ваши отечеству заслуги и чин ваш требуют»1. Вступив на престол Екатерина не тотчас начала исполнять свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных проблем она создала несколько комиссий, состоявших из высших сановников, которым было поручено, изучив положение дел, представить императрицы свои предположения. Этим Екатерина как бы давала возможность подданным самим выразить свои пожелания. Однако решение некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Эта была сенатская реформа, которой предшествовал проект Панина. В первые дни после переворота Н. И. Панин, ставший вскоре ближайшим советником Екатерины II, подал императрицы проект учреждения Императорского совета. Доказывая с едкой иронией несовершенства прежнего управления, допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении «верховного места», совета из немногих лиц с законодательным характером деятельности. По его проекту, совет, состоящий из четырёх статских секретарей (иностранных дел, внутренних дел, военного департамента и морского) и двух советников в присутствии императрицы, обсуждает дела, после чего Екатерина «определяет последнюю резолюцию». Под видом защиты монархии Панин «тонким образом» пытался склонить Екатерину к «более аристократическому правлению», которое «с течением времени могло подняться до значения соправительства». В конце проекта автор предлагал разделить Сенат на шесть департаментов. Но Екатерина, подписывая поданный ей проект, собрала мнения государственных людей о проекте и не увидела большого сочувствия к нему. Современники заметили недостатки и даже неискренность проекта Панина. Опираясь на враждебное проекту Панина среднее дворянство, Екатерина не осуществила его проект. Однако, для облегчения тяжести восходящих к ней дел нужно было разделить её частный кабинет на департаменты, или, иначе говоря, заменить государственных советников домашними секретарями. С другой стороны, понимая что, указы Сената исполнялись плохо, дела решались медленно, а сами сенаторы были мало компетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи, она реализовала заключительную часть панинского проекта. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контролирующими функциями, ко времени правления Екатерины утратил своё значение в системе органов управления. И 15 декабря 1763 г. Екатерина подписала декрет о разделении Сената на шесть департаментов со строго определёнными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Четыре из них, ведавшие внутренними и политическими делами, судными, делами Малороссии, Финляндии, Остзейских провинций, Академии художеств, университета и полиции, а также военными и морскими делами, находились в Петербурге. Пятый, московский, департамент принял дела бывшей Сенатской конторы, а шестой – дублировал деятельность второго петербургского, т. е. занимался судными делами. Так Екатерина раздробила сплочённый дворянский Сенат, свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа. Сочетание этих функций в одном учреждении стало главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал чётче и эффективнее. Результатом стало существенная перемена в центральном управлении: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И всё это было достигнуто крайне осторожно. В дальнейшем императрица единолично возглавляла центральный правительственный аппарат, только в отдельных случаях созывая в качестве совещательного органа Совет при высочайшем дворе, составленный из крупных сановников по её выбору. |
Пояснительная записка стр. 3 Учебный план стр. 4 Методическая часть... Биатлон это вид спорта, который объединяет бег на лыжах по пересеченной местности и стрельбу из винтовки на меткость, а также другие... |
Пояснительная записка стр. 2 Учебно-тематический план стр. 3 Оценочные и методические материалы стр. 14 |
||
Пояснительная записка стр. 3 Учебный план стр. 8 Учебно-тематический план стр. 9 Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с... |
Руководство пользователя Стр. 2 Начало работы Названия элементов Установка Основная настройка Воспроизведение |
||
Рекомендации, Авторизация стр. 3 Смена заводского пароля стр. 4 Настройка... Настройка pppoE при автоматическом получении локального ip адреса (dhcp) стр. 9 |
Цель и задачи программы 10 стр. Содержание программы 10 стр. (учебный... Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной... |
||
Учебное пособие москва 2012 Оглавление Введение стр. 3 Основные понятия,... Учебное пособие составлено с целью оказания помощи в овладении базовым курсом по аварийно-спасательной подготовке и соответствует... |
Руководство икао по безопасности для защиты га от анв стр. 17 (Doc... Способы несанкционированной доставки на вс предметов и веществ, запрещенных к перевозке стр. 35 |
||
Сведения (стр. 3-4) План-схема района расположения оу, пути движения... План-схема района расположения оу, пути движения транспортных средств и детей (учеников) (стр. 5) |
Пояснительная записка стр. 3 Учебный план стр. 7 Учебно-тематическое планированиестр. 8 Не имея жизненного опыта и нравственных ориентиров, им трудно найти себя, самоутвердиться и, в конечном итоге, приносить пользу обществу,... |
||
Муниципальное казенное специальное(коррекционное)образовательное... Учебный план разработан на основании базисного учебного плана Нижегородской области в соответствии с приказом Министерства образования... |
Техническое задание Оказание услуг по техническому обслуживанию систем... Г. Москва, ул. Бакунинская, д. 7, стр. 1, 2 и г. Москва, ул. Подольских курсантов, д. 1, стр. 1, 2, 3, 7 |
||
Учебное пособие Технология обслуживания пассажиров москва 2014 г.... Требования, предъявляемые к бортпроводникам по профессиональной подготовке стр. 7 |
Техническое задание Стр. 23 Часть VI. Проект договора Стр. 26 Часть... Оао «тпк алтайского края», протокол от 17. 05. 2013 №13, приглашает заинтересованных лиц принять участие в открытом запросе предложений... |
||
Правила техники безопасности стр. 3 Краткое техническое описание... Совет: Запрещается использовать магнитный сверлильный станок на том же сооружении, на котором выполняется электродуговая сварка.... |
Список листовок, хранящихся в государственном архиве Донецкой области Указ императрицы Екатерины II о вступлении в брак ее внука князя Константина Павловича с принцессою Саксен-Залфелд-Кобургскою (Анной... |
Поиск |