Скачать 187.63 Kb.
|
О программе по технологии для неделимого 8-го класса В журнале «Школа и производство» № 3 за 2005 г. была опубликована экспериментальная комплексная программа по технологии для неделимых 5-7-х классов, рассчитанная на 204 ч.1. Предлагаемая авторская программа «Технология» для неделимого 8-го класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Она позволяет учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. При разработке программы мы ориентировались на метод проектов как приоритетный в ее реализации. Примерная программа разработана для обучения учащихся 8 класса и рассчитана на 70 ч. Базовыми являются разделы: «Основы ведения домашнего хозяйства», «Культура питания. Готовим на скорую руку», «Фантазии на тему рукоделия», «Художественная обработка древесины. Новые идеи старого ремесла», «Художественная обработка металла и пластмасс», «Электротехника», «Бытовая техника», «Окружающая среда». Содержание данных разделов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач. С учетом оснащенности школ, материальных возможностей учащихся и социальной востребованности был предложен ряд объектов труда, которые являются обязательными для всех учащихся, и тех, которые школьники выбирают самостоятельно. Основные особенности данной программы заключаются в следующем. Особый акцент сделан на инновационный раздел «Основы ведения домашнего хозяйства». Его актуальность обусловлена глубокими социальными изменениями, которые происходят во всех сферах жизни общества, и прежде всего в экономических отношениях. Содержание раздела направлено на формирование у учащихся экономической культуры, которая рассматривается нами как синтез знаний, убеждений и практических действий. Экономическая культура включает в себя определенный уровень образования, т.е. представления об экономике, ее процессах и явлениях, умения применять полученные экономические знания на практике, достигая при этом высоких (в конкретных реальных условиях) результатов. При изучении этого раздела мы ставили задачу сформировать у учащихся представление о рациональном семейном бюджете, научить их правильному ведению домашнего хозяйства. Так, тема «Элементы домашней экономики» позволит учащимся ознакомиться с составляющими семейного бюджета и приобрести навыки экономного ведения домашнего хозяйства. Следующая тема «Как правильно делать покупки» позволит учащимся стать грамотными потребителями и научиться определять качество продуктов, используя штриховой код, а также по внешнему виду. Темы «Уход за квартирой» и «Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой мебели» дадут представление учащимся о правильном уходе за квартирой, научат продлевать жизнь мебели. Рассматриваемый раздел содержит не только теоретические сведения, но и практические задания, которые помогут школьникам принимать участие в планировании семейного бюджета. Содержание раздела «Культура питания. Готовим на скорую руку» направлено на то, чтобы учащиеся получили представление об истории появления, питательной ценности консервированных продуктов, овладели практическими навыками по использованию консервированных продуктов в питании. Учебный материал раздела способствует обучению учащихся быстрому приготовлению обеда на основе консервированных продуктов и десертных блюд из фруктов. Учащиеся научатся не только готовить блюда, но и сервировать стол к обеду. Данная программа не нацеливает учащихся на изготовление швейных изделий, так как весьма сложно подобрать их ассортимент, который был бы одинаково приемлем для мальчиков и девочек этого возраста. В процессе апробации программы предложенные объекты труда (поясные изделия: спортивные брюки, классические брюки, рабочие комбинезоны) не вызвали у учащихся интереса. В связи с этим по предложению учителей технологии г. Брянска и Брянской области, апробировавших программу, был введен раздел «Фантазии на тему рукоделия», в котором за учащимися остается право выбора тематики творческого проекта с использованием любого вида рукоделия с самостоятельной проработкой определенных тем. Мальчики с удовольствием выполняли плетение салфеток на раме, шкафчики для ключей, декорированные аппликацией из соломки; девочки изготавливали различные аксессуары для дома: чехлы на диванные подушки, мягкие игрушки, комплекты для кухни с использованием техник лоскутного шитья и вышивки. Раздел «Художественная обработка древесины. Новые идеи старого ремесла» содержит сведения о различных стилях мебели, что предполагает в будущем грамотный подход к оформлению интерьера квартиры. Мозаичные работы по дереву также рассчитаны на закрепление ранее изученного материала и предполагают выполнение в качестве творческих проектов мозаичных наборов, декоративных панно из природных материалов. С учетом использования современных технологий было решено раздел «Художественная обработка металла» дополнить материалом по обработке пластмасс. При этом в теоретической части учащимся предлагается ознакомиться с видами современных пластмасс и их применением, а в практической части — освоить технологию резьбы по пенопласту и научиться выполнять декоративные изделия в данной технике. Таким образом, раздел «Художественная обработка металла и пластмасс» содержит теоретические сведения, расширяющие и углубляющие знания учащихся о традициях художественной обработки металла на Руси; свойствах металлов, используемых при выполнении изделий в технике металлопластики; технологии выполнения изделий; применении, технологических свойствах, отличительных особенностях и видах пластмасс. В практической части учащимся предлагается выполнить декоративные элементы в различных техниках. Отработанные умения и навыки послужат основой для изготовления изделий при выполнении творческого проекта. Раздел «Бытовая техника» было решено логически завершить изучением более сложной бытовой техники — стиральных машин и холодильников. Содержание раздела «Окружающая среда» формирует у учащихся основы экологической грамотности, знакомит с профессией цветовода, а завершающим этапом является разработка творческого проекта. Учебный материал раздела позволяет учащимся приобрести практические навыки по выращиванию рассады декоративных растений. Примерный тематический план 8 класс (70 ч)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч) Основы ведения домашнего хозяйства (12ч) Элементы домашней экономики (2 ч) Экономические функции семьи. Понятие «домашняя экономика». Источники доходов семьи. Особенности семейной предпринимательской деятельности. Бюджет семьи. Практические работы. Описание источников, из которых складываются доходы семьи. Составление перечня товаров и услуг, которые могла бы производить семья. Составление бюджета семьи на 1 месяц. Расчет затрат на приобретение необходимых вещей к началу учебного года. Варианты объектов труда: рабочая тетрадь, инструкционные карты. Как правильно делать покупки (2 ч) Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки. Основные правила определения качества продуктов (колбасы, молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, птица, рыба). Практические работы. Расшифровка штриховых кодов, определение качества предложенных продуктов по внешнему виду. Варианты объектов труда: упаковки товаров, штриховые коды, продукты питания по выбору учителя. Уход за квартирой (2 ч) Основные требования к уходу за квартирой. Проветривание. Освещение. Борьба с сыростью. Уборка, средства для уборки. Уход за мебелью. Практические работы. Составление последовательности генеральной уборки квартиры. Варианты объектов труда: рабочая тетрадь. Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой мебели (6 ч) Способы обновления старой мебели, варианты ее отделки. Мягкие накладные элементы. Замена обивки. Практические работы. Замена обивки мягкой мебели. Варианты объектов труда: стулья, кресла. Культура питания. Готовим на скорую руку (8 ч) Секреты консервной банки (2 ч) Причины порчи продуктов, способы их сохранения. История возникновения консервов. Определение срока хранения консервов по шифру на крышках банок. Ассортимент блюд с использованием консервов. Практические работы. Приготовление блюд с использованием консервов по выбору учащихся. Варианты объектов труда: салаты и бутерброды с использованием консервированных продуктов. Быстрый супчик (4 ч) Классификация супов в зависимости от состава и технологии приготовления на заправочные, молочные, супы-пюре, прозрачные, холодные и сладкие. Сервировка стола к обеду. Практические работы. Приготовление супов по выбору учащихся. Варианты объектов труда: супы. Десерт (2 ч) Понятие «десерт». Продукты для приготовления сладких блюд. Горячие и холодные сладкие блюда. Требования к качеству сладких блюд, сроки хранения. Сервировка стола при подаче десерта. Практические работы. Приготовление блюд из фруктов по выбору учащихся. Варианты объектов труда: фруктовые салаты, фруктовые шашлычки, коктейли. Фантазии на тему рукоделия (10 ч) Изготовление аксессуаров для дома (10ч) Наиболее распространенные виды рукоделия: аппликация, ручная вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, батик, мягкая игрушка, макраме, аппликация из соломки, плетение на раме. Технология изготовления изделий с использованием различных видов рукоделия. Практические работы. Изготовление изделий с использованием различных видов рукоделия. Варианты объектов труда: тапочки, чехлы, сплетенные на раме, для табурета, чехлы на диванные подушки, саше, комплекты для кухни с использованием техники лоскутного шитья и вышивки, декоративные панно, каркасная и бескаркасная мягкие игрушки. Художественная обработка древесины. Новые идеи старого ремесла (10ч) Понятие о стилях мебели. Декоративная отделка мебели (4 ч) Краткие исторические сведения об истории развития мебели. Понятие о стилях мебели. Основные стили мебели, их отличительные особенности. Отделка мебели резными элементами, рельефными накладками и декоративной фурнитурой. Практические работы. Определение стиля мебели по карточкам; выполнение элементов рельефных накладок или резных элементов. Варианты объектов труда: карточки с изображением мебели в различных стилях, рельефные накладки, резные элементы. Мозаичные работы по дереву (6 ч) Основные виды мозаики. Технология выполнения простейших мозаичных наборов из срезов тонких ветвей, шпона, бересты. Практические работы. Выполнение мозаичных композиций. Варианты объектов труда: декоративные панно в технике мозаики из срезов тонких ветвей, шпона, бересты. Художественная обработка металла и пластмасс (8 ч) Рельефная металлопластика (4 ч) Традиции художественной обработки металла на Руси. Свойства металлов и сплавов, их применение в изделиях. Характеристика мягких металлов, используемых для металлопластики (листовой алюминий, медь, латунь); технология выполнения элементов металлопластики. Практические работы. Выполнение тиснения по тонколистовому металлу; рельефных накладок, композиций из отдельных элементов. Варианты объектов труда: декоративные металлические накладки для оформления стендов, рамки для фотографий, сувениры, декоративные панно и т.д. Технологические свойства пластмасс и изделия из них (4 ч) Применение пластмасс в быту и на производстве. Технологические свойства пластмасс, их отличие от металлов и древесины. Виды и способы обработки пластмасс. Изделия из пластмасс, правила их эксплуатации в быту. Практические работы. Резьба по пенопласту. Варианты объектов труда: елочные игрушки, декоративные изделия, игровые элементы (кубики, пирамиды). Электротехника(8 ч) Электрические цепи (4 ч) Виды соединения элементов в электрических цепях. Условные и графические обозначения, чтение и составление простых электрических схем. Понятие о постоянном и переменном электрическом токе, о напряжении и силе тока. Классификация электропроводов по назначению (монтажные, обмоточные и установочные). Практические работы. Сборка простейших электрических цепей с последовательным и параллельным включением нагрузки. Варианты объектов труда: электрические схемы. Потребители электрической энергии. Электрические источники света. Электронагревательные, электроизмерительные приборы (4 ч) Электрические источники света (лампы накаливания: моноспиральные,биспираль-ные криптоновые). Электронагревательные приборы: утюг и электропечь. Устройство, принципиальная электрическая схема, правила эксплуатации, приемы безопасной работы. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, их устройство и правила пользования. Практические работы. Изучение устройства лампы накаливания(моноспиральные, биспиральные криптоновые), утюга, амперметра. Варианты объектов труда: утюг, амперметр. Бытовая техника (4 ч) Безопасное использование электрической техники в быту. Устройство и правила эксплуатации холодильников (2 ч) Правила электробезопасности. История возникновения и устройство холодильников; устройство и принцип работы компрессионного холодильника. Технические характеристики холодильника, виды его ремонта. Принципиальная электрическая схема холодильника. Характеристика работы терморегулятора бытового холодильника. Домашняя технология консервирования холодом. Полноценное хранение продуктов питания при низких температурах: кратковременное и длительное хранение продуктов. Практические работы. Изучение руководства по эксплуатации бытового холодильника, изучение и запись его технических характеристик, определение опытным путем температуры воздуха в холодильной и морозильной камерах в зависимости от положения ручки термостата. Варианты объектов труда: руководство по эксплуатации холодильника, холодильник, рабочая тетрадь. Устройство и правила эксплуатации стиральных машин (2 ч) История возникновения, назначение и типы стиральных машин. Устройство стиральной машины. Принципиальная электрическая схема стиральной машины. Практические работы. Изучение и конспектирование инструкции по безопасной эксплуатации стиральной машины. Определение неисправности в работе стиральной машины по карточкам с наличием программированных неисправностей. Варианты объектов труда: инструкции по эксплуатации стиральных машин, карточки-задания, рабочая тетрадь. Окружающая среда (8 ч) Проектирование зеленых насаждений. Правила безопасности при работе на пришкольном участке (6 ч) Основные методы и приемы проектирования зеленых насаждений. История развития «зеленого строительства». Этапы проектирования озеленения пришкольной территории. Стили садово-паркового искусства. Основные особенности ландшафтного и регулярного стилей. Содержание труда цветовода. Практические работы. Разработка творческого проекта по созданию клумбы, миксбордера на пришкольном участке, выращивание рассады декоративных растений. Варианты объектов труда: эскизы и макеты проектов озеленения, рассада декоративных растений. Справочное бюро природы (2 ч) Растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений. Правила сбора и заготовки грибов, дикорастущих ягод, лекарственных растений. Практические работы. Распознавание болезней культурных растений по внешним признакам. Создание гербария или коллекции изображений растений, являющихся индикаторами кислотности почв. Определение симптомов болезней растений. Варианты объектов труда: комнатные растения, растения с дачного участка. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ РАЗДЕЛ «Основы ведения домашнего хозяйства» Учащийся должен Знать/понимать: экономические функции семьи; понятие «домашняя экономика»; источники доходов семьи; особенности семейной предпринимательской деятельности; бюджет семьи; правила расшифровки штрихового кода; основные способы определения качества продуктов; основные требования к уходу за квартирой; средства для уборки; правила ухода за мебелью; обустройство современного интерьера квартиры своими руками; способы обновления старой мебели и варианты ее отделки; основные стили мебели. Уметь: описывать источники, из которых складываются доходы семьи; составлять перечень товаров и услуг, которые могла бы производить семья; составлять бюджет семьи на 1 месяц; рассчитывать затраты на приобретение необходимых вещей к началу учебного года; расшифровывать штриховые коды, определять качество основных продуктов питания; составлять последовательность генеральной уборки квартиры; выполнять простые работы по замене обивки мягкой мебели. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноправного участия в рациональном ведении домашнего хозяйства. РАЗДЕЛ «Культура питания. Готовим на скорую руку» Учащийся должен Знать/понимать: историю возникновения консервов; ассортимент блюд с использованием консервов; классификацию супов в зависимости от состава и способа приготовления, причины порчи продуктов, способы их сохранения; понятие «десерт»; необходимые продукты для приготовления сладких блюд; классификацию сладких блюд; посуду и приборы для подачи холодных и горячих блюд. Уметь: определять срок хранения консервов по шифру на крышках банок, готовить супы и блюда с использованием консервов; готовить сладкие блюда, сервировать стол при подаче десерта. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного приготовления блюд с использованием консервов, супов, сладких блюд и их оформления; сервировки стола. РАЗДЕЛ «Фантазии на тему рукоделия» Учащийся должен Знать/понимать: наиболее распространенные виды рукоделия (аппликация, ручная вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, макраме), технологию изготовления изделий с использованием определенных видов рукоделия. Уметь: изготавливать декоративные изделия с использованием любого вида рукоделия (по выбору). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для украшения жилого интерьера оригинальными изделиями, выполненными своими руками. РАЗДЕЛ «Художественная обработка древесины. Новые идеи старого ремесла» Учащийся должен Знать/понимать: историю развития мебели; основные стили мебели и их отличительные особенности; варианты обустройства современного интерьера квартиры своими руками; функциональные декоративные элементы. Уметь: определять стиль мебели по изображениям; разрабатывать творческий проект оформления квартиры; выполнять элементы рельефных накладок, резные элементы для декорирования мебели. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания своими руками оригинальных предметов домашнего обихода. РАЗДЕЛ «Художественная обработка металла и пластмасс» Учащийся должен Знать/понимать: традиции художественной обработки металла на Руси; свой- ства металлов и сплавов, их применение в изделиях; характеристику мягких металлов, используемых для металлопластики; технологию выполнения элементов металлопластики; применение пластмасс в быту и на производстве; технологические свойства пластмасс, их отличие от металлов и древесины; назначение в изделиях; виды и способы обработки пластмасс; особенности применения изделий из пластмасс в быту. Уметь: выполнять тиснение по фольге, рельефные накладки, композиции из отдельных элементов; выполнять резьбу по пенопласту. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания своими руками оригинальных предметов быта. РАЗДЕЛ «Электротехника» Учащийся должен Знать/понимать: виды соединения элементов в электрических цепях, их условные обозначения;понятия: постоянного и переменного электрического тока, напряжения и силы тока; классификацию электропроводов по назначению; виды электронагревательных приборов; устройство, принципиальную электрическую схему, правила эксплуатации, приемы безопасной работы утюга; устройство и принцип действия электроизмерительных приборов, правила пользования ими; разбираться в устройстве лампы накаливания, утюга, амперметра. Уметь: читать и составлять принципиальные электрические схемы; собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным включением нагрузки. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного использования бытовой техники. РАЗДЕЛ «Бытовая техника» Учащийся должен Знать/понимать: правила работы с электроприборами; историю возникновения и устройство холодильников; технические характеристики холодильника; принципиальную электрическую схему холодильника; характеристику работы терморегулятора бытового холодильника; виды его ремонта; домашнюю технологию консервирования холодом; правила полноценного хранения продуктов питания при низких температурах; назначение и типы стиральных машин; устройство стиральной машины; принципиальную электрическую схему стиральной машины. Уметь: разбираться в руководстве по эксплуатации бытового холодильника; определять его технические характеристики, определять опытным путем температуру воздуха в холодильнике и морозильной камере в зависимости от положения ручки термостата; разбираться в инструкции по безопасной эксплуатации стиральных машин; выбирать и устанавливать необходимую программу для стирки различных видов швейных и трикотажных изделий. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой. РАЗДЕЛ «Окружающая среда» Учащийся должен Знать/понимать: основные методы и приемы проектирования зеленых насаждений; историю развития «зеленого строительства»; этапы проектирования озеленения пришкольной территории; стили садово-паркового искусства; основные особенности ландшафтного и регулярного стилей; растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений; правила сбора и заготовки грибов, дикорастущих ягод, лекарственных растений. Уметь: разрабатывать проект по созданию клумбы, миксбордера на пришкольном участке; определять болезни культурных растений по внешним признакам; составлять гербарии или коллекции изображений растений, являющихся индикаторами кислотных почв. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для бережного отношения к природе, проектирования зеленых насаждений и определения вида почвы с помощью растений. Ю.В.Крупская, канд. пед. наук, г. Брянск //Школа и производство, 2007, № 7 1 См.: Крупская Ю.В., Симоненко В.Д. О программе по технологии для неделимых 5-7 классов// Школа и производство, 2005, № 3, с. 6. |
Программа дополнительного образования военно-патриотической направленности «огневая подготовка» Программа составлена для учащихся кадетского класса моу «Харпская сош» третьей ступени обучения. Курс «Огневая подготовка» является... |
Рабочая программа по немецкому языку Уровень образования средний общий Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения учащихся 5 класса мкоу гсош №3 на основе |
||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку... Иностранный язык. 5-9 классы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2011. 144 с. (Стандарты второго поколения) и авторской программы Биболетовой... |
Конкурсной работы: Автор: Строкова Раиса Серафимовна Программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса. Программа разработана в соответствии с фгос, фз №273 от 29. 12. 2012г.... |
||
Рабочая учебная программа по литературе для 10(з) класса разработана... Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями... |
Примерная программа обучения работающего населения Волгоградской... Обучение работающего населения организуется и проводится с целью повышения их готовности к умелым и адекватным действиям в условиях... |
||
Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки обучающихся Настоящая программа рассчитана на освоение учащимися 5-11 классов основWeb-дизайна с использованием информационных и коммуникационных... |
Программа дополнительного образования детей объединение «Механическая игрушка» Родине, к родному краю. Программа носит вариативный характер и рассчитана на учащихся 1-5 классов. Для первого года и второго года... |
||
Рабочая программа по английскому языку разработана для обучения учащихся... Примерной программы основного общего образования по английскому языку. Иностранный язык 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г. –... |
Учебному предмету «Развитие речи» для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными... |
||
Пояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения... Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68... |
Программа одобрена на мо Настоящая программа рассчитана на учащихся 10 классов общеобразовательной школы, желающих научиться самостоятельно создавать и редактировать... |
||
Образовательная программа объединения вязания крючком "Волшебные петельки" Данная программа дополнительного образовательного объединения рассчитана на учащихся 2-11-х классов средней общеобразовательной школы... |
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»» предназначена... Тематическое планирование 6кл Содержание учебного предмета7кл |
||
Рабочая программа по английскому языку разработана для обучения учащихся... ... |
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса по учебнику «английский в фокусе» Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа... |
Поиск |