Структура образовательной программы
Миссия, цели, задачи, приоритетные направления деятельности коллектива школы.
Учебный план.
Перечень реализуемых программ, используемых учебников.
Перечень используемых учебных пособий, учебного и лабораторного оборудования.
Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы.
Документы, регламентирующие обеспечение комплексной безопасности образовательного процесса.
МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ
Миссия школы:предоставление каждому учащемусясферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.
Целями реализации образовательной программы основного общего образования являются:
- обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для её самореализации;
- формирование личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для перехода на освоение образовательных программ среднего профессионального образования;
- создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного обучения, развитие системы дополнительного образования;
- реализация образования детей-инвалидов путем внедрения дистанционных образовательных технологий;
- создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Образовательная программа школы разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21декабря2012 года), Региональным комплексным проектом модернизации образования, государственной стратегией «Наша новая школа». Она является стратегическим документом, фиксирующим текущую стратегию образовательной деятельности школы, раскрывающий спектр номенклатуры образовательных услуг, оказываемых учащимся.
Образовательная программа представляет собой созданную в школе модель обучения, воспитания и развития учащихся, а также выступает как комплекс приёмов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленных целей.
Гуманистическая направленность образовательного процесса школы предполагает благоприятный психологический климат с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Личностная ориентированность - один из основных приоритетов образовательного процесса.
Обучение ведется на высоком индивидуально-дифференцированном уровне трудности с опорой на развивающее обучение, деятельностный подход.
Опытно-исследовательская деятельность в рамках научного общества учащихся (НОУ) «Ядро» пользуется особым приоритетом.
Педагоги школы в своей практической деятельности используют следующие современные образовательные технологии и методики: технология программно-целевого управления, здоровье сберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, методика развивающего обучения, технология развития процессов восприятия музыкальных произведений, технология развития ассоциативно-образного мышления
Ожидаемые результаты применения образовательных технологий:
повышение мотивации и познавательной активности обучающихся;
рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности;
качественное освоение обучающимися новых знаний и умений;
приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях;
формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам;
развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии;
увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся;
мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение;
эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса;
применение ИКТ делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.
Содержание основного общего образования ориентировано на деятельность по формированию познавательной, нравственной, гражданско-патриотической, экологической, трудовой, физической культуры учащихся. Содержание образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней школе, реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию к новым условиям и формам обучения. Главным ориентиром учебно-воспитательного процесса является содействие воспитанию индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей.
Содержательно наполняя образ выпускника, педагогическим коллективом школы определены такие составляющие, как компетенции и качества личности:
Компетенции
|
информационные
|
коммуникативные
|
ценностно-ориентационные
|
умение работать с информацией;
осмысление информации;
преобразование информации из виртуальной в вербальную и наоборот.
|
способность к сотрудничеству, творчеству;
достижение целей, решение поставленных задач;
умение управлять собой, организовывать детей;
способность к принятию рациональных решений.
|
знание норм, ценностей, традиций;
мотивированность;
эмоционально – ценностные ориентации.
|
Показателями сформированности компетенций станут такие качества личности, как:
духовность
гуманизм
толерантность
коммуникабельность
социальная мобильность
креативность
конструктивность
лидерство.
Выпускника нашей школы педагогический коллектив школы видит человеком разносторонне образованным, компетентным, конкурентоспособным.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план школы составлен в соответствии с законодательством в области образования, федеральными региональными и муниципальными нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21декабря 2012 года),
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.10.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993),
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – БУП-2004),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 (Основы религиозных культур и Светской этики),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»,
- Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области»,
- Приложение к Приказу министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 (Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области. Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области),
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 имени Петра Ильича Климука Щёлковского муниципального района Московской области.
В образовательном процессе школы используются завершенные предметные линии учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 19 декабря 2012г. N 1067 ”Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год”.
Учебный план общеобразовательного учреждения определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Школа является базовой школой в Щёлковском муниципальном районе по внедрению дистанционного обучения детей-инвалидов в практику работы согласно образовательной инициативе «Наша новая школа» и приказу министра образования Правительства Московской области от 07.10.2011 № 2550 «О реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в Московской области».
Организация учебного процесса
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.
В 2013 – 2014 учебном году введен триместровый календарный учебный график.
5-7 классы работают по 5-дневной учебной неделе, 8-9 классы - по 6-дневной учебной неделе.
Режим работы:
Продолжительность учебного года: 5-9 классы – 34 учебные недели. Продолжительность уроков - 45 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) – 30 календарных дней, летом не менее 8 недель.
Объем домашнего задания соответствует норме:
Класс
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Количество
часов
|
2
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
до 3,5
|
Учебный план школы сформирован на основе Регионального базисного учебного плана, который разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана.
Учебный план образовательного учреждения в полном объеме реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Часы компонента образовательного учреждения используются для расширенного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, введения новых учебных предметов, организации факультативных и элективных курсов.
Инвариантная часть учебного плана школы представлена следующими предметами: русский язык, литература, иностранный язык (английский), математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, физика, химия, биология, природоведение, музыка, изобразительное искусство, искусство, физическая культура, ОБЖ, технология.
Вариативная часть базисного учебного плана направлена на реализацию следующих целей:
развитие личности ребёнка, его познавательных интересов;
выполнение социального образовательного заказа;
удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.
Система учебных программ основного общего образования включает в себя программы следующих видов:
- программы базового уровня на основе авторских программ, примерных программ,
- программы расширенного уровня, предполагающие наличие дополнительного содержания и позволяющие изучить дополнительные вопросы, не содержащиеся в авторской программе.
На базовом уровне изучаются предметы: русский язык, литература, иностранный язык (английский), алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история России, обществознание (включая экономику и право), физика, химия, биология (7-9 классы), природоведение, география (7-9 классы), музыка, изобразительное искусство, искусство, физическая культура, ОБЖ, технология, история России, всеобщая история (5-8 классы).
На расширенном уровне изучаются предметы: математика (5-6 классы), география (6-е классы), биология (6-е классы), всеобщая история (9-е классы).
На усиление доли учебного времени вариативная часть отдана на изучение следующих предметов:
|