Скачать 3.88 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
УДК 1(091):378.147 ОБ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ВОПРОСАМ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ Б.В. Царев В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций в инженерной и управленческой деятельности. Положение с преподаванием курса философии в современных вузах редко обсуждается на страницах солидной педагогической и философской прессы. Правда, иногда и здесь, а также на вузовских совещаниях и конференциях, раздаются возгласы о большом неблагополучии в этой области, а о почти полном равнодушии нынешних студентов (особенно обучающихся на коммерческой основе) к мировоззренческой проблематике, к раскрытию путей выхода из духовного вакуума потребительско-гедонистической цивилизации, к идеологическим и партийным дискуссиям. Многое неясно и самим преподавателям в отношении учета реалий жизни современной постперестроечной молодежи, специфики ее интересов, в отношении соединения академического учебного материала с масскультом и телевизионно-интернетовской сериально-развлекательной продукцией, что, разумеется, не лучшим образом воздействует на весь учебный процесс, на психологическое состояние неопытных и даже опытных преподавателей, на студенческую аудиторию. Негативную роль играет и категорическое нежелание российских политических лидеров и высших чиновников обсуждать вопросы развития страны и отдельных сфер общественной жизни на высоком философско-социологическом и гносеологическом уровне; профессионалы – философы же (даже видные) – крайне редкие гости в важнейших СМИ даже при обсуждении актуальных социокультурных, этических вопросов, неизбежно переходящих на метафизический уровень их осмысления. Много неясного и в отношении увязывания учебного материала с идеологическо-партийными дискуссиями наших дней. Все это говорит, как представляется, о необходимости формирования еще одной частной философской дисциплины – философии преподавания философии, поскольку в сложившейся ситуации явно требуется выход в существенных масштабах за пределы методическо-дидактической тематики. Значительное место в этой отрасли знания должна занимать, конечно, и теория создания учебников по общей философии и отдельным философским дисциплинам. Начало этому, можно считать, положено известным отечественным автором многих учебников и пособий по общей философии и ее отдельным разделам профессором В.А. Канке, выпустившим в 2007 году книгу по общей теории учебника (поместив сюда и конкретные 100 рекомендаций авторам учебников и учебных пособий), базируясь во многом на своем личном опыте в данной области [1]. Производство разнообразных учебников и учебных пособий по философии вообще в наше время, пожалуй, одна из самых процветающих отраслей отечественной экономики: курсы лекций, готовые ответы на экзаменационные вопросы, шпаргалки и тому подобное сыплются как из рога изобилия и присутствуют в большом количестве на полках почти всех книжных магазинов. Выпушено даже пособие для желающих лишь притвориться знатоком философии в интеллектуальном обществе [2]. За последние годы в учебной литературе немало сделано по линии объективного раскрытия достоинств и слабых пунктов влиятельных философских направлений и течений, по осмыслению важных аспектов социально-исторической жизни, теории познания, глобалистики и антропологии, различных функций философского теоретизирования. К сожалению, мимо внимания авторов такой литературы проходит ряд вопросов философской пропедевтики (круга вопросов, связанного с определением предмета и функций философского знания и специфики философских проблем), особо актуальный для преподавателей на нынешнем историческом этапе и заключающийся прежде всего в активизации интереса учащихся к самому предмету философии, ее значению для осмысления и решения многообразных общественных и личностно-индивидуальных проблем. В конечном счете это не лучшим образом отражается и на представлениях студентов относительно важности специфики и реальных возможностей теоретической философии в решении назревших практических задач больших и малых коллективов, организации и предприятий. Снова встает вопрос – как победить равнодушие учащихся, особенно не гуманитарных специальностей, к этой отрасли знания. В деле повышения интереса студентов к философскому знанию, преодоления их мировоззренческо-ориентационной пассивности, равнодушия, по-видимому, необходимо учитывать и преподавателям и авторам учебников такие важные реалии современного состояния общественного сознания (и прежде всего преобладающей части отечественной и западной молодежи), как конец эпохи так называемых больших идеологий, эпохи острейших дискуссий относительно достоинств различных социально-экономических и политических систем, вытекающая отсюда деполитизация молодежи, ее слабый интерес к партийным структурам, преобладание в молодежных кругах социал-дарвинистской мифологии, прагматическо-меркантилистский подход к жизни. Нужно учитывать и фронтальное воздействие компьютерных технологий и сети Интернет, производящих виртуальную реальность, что «ведет к формированию и распространению специфического типа умонастроения и мироощущения, к становлению виртуальной картины мира и соответствующей ей методологии исследования» [3]. Это становится устойчивой тенденцией, как бы доминантой современного общественно-исторического процесса, важным фактором динамики общественной жизни. В конечном счете и в самой философии XX века (пусть и не всегда резко) проявляются в немалой степени эти черты и тенденции. В.А. Канке отмечает, что «главное революционное событие XX века представляет собой случившийся в ней прагматический поворот» [4]. И данный поворот характерен не только для философии, но и для всей культуры, в том числе и науки, XX столетия. В пропедевтических экскурсах новейших учебников подчеркивается, что философия « исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывает некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения» [5]. В учебнике, выпущенном под редакцией Э.Ф. Караваева и Ю.М. Шилкова, пишется, что «в прагматическом смысле слова, если человек хочет стать личностью, предпочесть свободу в своем нравственном выборе, распоряжаться собственными страстями и влечениями, принимать и претворять в жизнь рациональные, эффективные и оптимальные решения, он может обратиться к философии» [6]. Конечно, прагматическо-меркантилистские тенденции в общественном сознании и культуре формируют негативное отношение к метафизическому или близким ему уровням мышления, а это отрицательно сказывается на общем состоянии социума. Студентов в наши дни весьма затруднительно убеждать в правильности того вывода, что если в процессе развития умаляется или даже игнорируется его духовно-культурный компонент, разбухают материально-потребительские элементы, то это неизбежно ведет к упадку общества, что великие империи уходили в небытие не столько в результате финансово-экономических катаклизмов, а прежде всего вследствие культурной деградации, нравственного кризиса и упадка [7]. Впрочем, некоторые авторы учебников находят новые нюансы и акценты в выдвижении центрального положения философского знания в противодействии процессам духовно-культурного распада. В учебнике В.А. Канке подчеркивается, что «философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру», что «философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия» [8]. Одним из оптимальных возможных средств приобщения технократически-прагматично настроенного студенчества к философской культуре, к философской теории является практика формулировки все более общих вопросов, доходящих в конечном счете до метафизических, применительно к конкретным ситуациям в инженерной или менеджерско-управленческой сферах деятельности. Отсутствие примеров своего рода тренировки по формулировке такого рода вопросов – один из существенных недостатков содержания учебной литературы по философии. Студентам инженерных, экономических специальностей для этого может быть представлена ситуация разработки какой-либо фирмой новой, экономически очень выгодной технологии, которую, скажем, правозащитники, экологи, региональные и федеральные чиновники упрекают в чрезмерной рискогенности, в большом количестве возможных жертв среди работников завода, в отрицательных долгосрочных последствиях. Если фирм, разработавших новые, экономически выгодные технологии в разнообразных отраслях производства, становится много, то волей-неволей приходится обращаться к проблеме определения достоверности, основательности представлений, мнений о допустимой степени технологической рискогенности. В такого рода ситуациях возникают предельно общие вопросы, до формулировки которых студенты могут доходить сами: что есть риск вообще? Каковы основные критерии рискогенности вообще? Какова цена человеческой жизни, т. е. какие масштабы человеческих жертв допустимы ради технического и экономического прогресса и в какой мере здесь может учитываться мировой и отечественный опыт? Каковы реальные возможности человека знать долгосрочные последствия технических и прочих инноваций? В какой мере риск, в отличие от опасности, социальный конструкт, продукт исторически и культурно обусловленной интерпретации? В какой мере рискогенные опасности имманентное свойство научно-технического, социального прогресса? Перед менеджерами, управленческим корпусом, когда их критикуют за неэффективность управления фирмой, неизбежно встают предельно общие вопросы относительно эффективного определения содержания понятий «управление», «эффективная деятельность», а также относительно общих критериев эффективной деятельности, онтологических, гносеологических, аксиолого-эстетических хитросплетений вокруг данных понятий. Представляется, что это один из необходимых путей решения важнейшей задачи перестройки системы современного образования среднего и высшего уровней – развития системно-холистического мышления, формирования умения понимать широкий (возможно и глобальный) контекст рассматриваемых практическо-ситуационных вопросов. Формирование такого холистического взгляда на мир и свои частные проблемы становится неотложной потребностью современной науки и образовательной сферы [9]. «Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!» – вот лозунг сегодняшнего дня [10]. Интересной для активизации интереса студентам к вопросам пропедевтики философии была бы, по нашему мнению, постановка вопроса относительно пределов такой рефлексии в условиях цейтнотного принятия решений, относительно гамлетовского вывода: Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налетом мысли бледной И начинанья, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия. Следовательно, перед преподавателями и авторами учебников по курсу философии стоят задачи более внимательного учета прагматическо-технократических умонастроений в студенческой среде, и должна быть проведена соответствующая работа по привитию уважения к философско-теоретическому уровню мышления и философскому осмыслению текущих производственно-управленческих и социально- политических проблем. |
Темы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука... |
Философия К 856 Философия : учебник для студентов технических вузов / В. В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр и доп. – Новосибирск:... |
||
Философия К 856 Философия : учебник для студентов технических вузов / В. В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр и доп. – Новосибирск:... |
Литература: поэтика и нравственная философия краснодар 2010 удк 82.... Кубанского государственного университета. Адресуется профессиональным и стихийным гуманитариям, видящим в словесности силу, созидающую... |
||
Философия жизни исповедимый путь к богочеловечности Философия жизни новая работа философа, поэта, биоэнерготерапевта Анатолия Васильевича Мартынова, известного широкому кругу людей... |
Политика и философия в жизни и творчестве сенеки Санкт-петербургский государственный университет политика и философия в жизни и творчестве сенеки |
||
Индийская философия том первый |
Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер с нем.: Ред и сост. Д. А. Керимов... Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер с нем.: Ред и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт вступ ст и примеч. В. С. Нерсесянц.—... |
||
Закону Божьему Огненная Библия, Антикризисная Философия Алхимии Трансгуманизма 21 Золотого века |
1. Прогpaмный документ Философия сестринского дела был принят в России: а Москве, 1991 год Прогpaмный документ Философия сестринского дела был принят в России: а Москве, 1991 год |
||
Mastersound Evo Наша философия абсолютно проста: производить усилители, пробуждающие невероятные эмоции у меломанов |
Mastersound Dueundici Наша философия абсолютно проста: производить усилители, пробуждающие невероятные эмоции у меломанов |
||
П. Г. Воронцов философия духа-души-тела Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Место научно-исследовательской работы в структуре образовательной программы Современные проблемы прикладной математики и информатики", " Современная философия и методология науки" |
||
1 Бытие социального 12 Контрольные вопросы 14 Философия: в 2 ч. Ч. II. Современный курс философии / Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Издательство Томского государственного... |
Методика анализа программ подготовлено Всемирным банком для Высшей школы экономики Основные авторы: Владимир Бриллер, д н. (Образование) и Юджин Пьер Диисс, д н. (Философия) |
Поиск |