Скачать 0.84 Mb.
|
МЫСЛИТЕЛИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ,2006,№3(3) Темы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука + Паранаука + Эниология Оккультизм РелигияПолитика Современные политические процессы. Политические взгляды и инновации. Геополитика + Важные исторические события. + Общество. + Социология + мировая и локальная экономика. + Природоведение + Экология планеты + Экологическая ситуация в регионах + Наша политика (почта) Психология + Творчество + Психологические тесты. + Тесты на интеллект + Парапсихология Педагогика Образование. Самообразование. Воспитание. Семья + Мужчина и женщина. + Любовь. ЗдоровьеЗдоровый образ жизни. + Физиология человека Искусство Проза. Поэзия. Сентенции. + Афоризмы. + Пословицы и поговорки Отзывы и дискуссии На правах рукописи Материалы сборника – оригинальные, а также из Интернет-источников Мнение редакции не может обязательно совпадать с мыслями публикуемых оригинальных материалов. В оригинальных материалах за фактические данные ответственность несет автор. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Редакция в переписку вступает по своему усмотрению. При заимствовании материалов просьба ссылаться на издание. Объем уч.-изд.л. 5,8. Прим. ред. – примечание редактора издания, из которого материал заимствован. Прим. Л. П. – примечание Льва Полыковского. Прим. А. Х. – примечание Анатолия Хапилина. Прим. А. К. – примечание Андрея Калашникова. Редактор Лев Полыковский заместитель редактора Анатолий Хапилин технический редактор Андрей Калашников Адрес редакции: Беларусь, 210009, г. Витебск, ул. Краснофлотская, д. 6, кв. 9; тел.: 8-0212 237 374; 37533 – 6966139 – Льву Полыковскому; адрес для электронных писем: E-mail: E-mail: modernthinkers@tut. by РЕДАКЦИОННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ Мы рады сообщить читателям о выходе третьего очередного номера нашего журнала «Мыслители нашего времени». К сожалению, не всё получилось так, как предполагалось. Только в середине января обещают загрузить, наконец, в Интернет сайт «Мыслители». Пока пришлось отложить публикацию в журнале информации о форумах и сайтах Интернета. В этом номере три новых автора: Порфирьев Е.В., Пядочкина П. и Г.Котляров. Но каких автора! Евгений Викторович Порфирьев, даже став священником, остался настоящим учёным, энциклопедически грамотным космологом и физиком. Полина Пядочкина: поэт, музыкант и композитор пишет воистину солнечные оптимистические стихи и песни. Геннадий Котляров – не просто член нового Союза белорусских писателей, возглавляемого Чергинцом, но и победитель всебелорусского конкурса военного рассказа. Но для читателей нашего сайта у нас есть сюрприз: помимо двенадцати уже вышедших номеров журнала «Мыслители нашего времени» мы готовим в качестве предварительной информации черновой вариант выпусков «Мыслителей» с номера тринадцатого по номер восемнадцатый. В этих черновых набросках мы обнародуем часть имеющейся в портфеле редакции информации для дальнейшего опубликования в чистовых вариантах нашего журнала. Этим мы достигаем несколько целей: 1.увеличиваем информативность нашего сайта; 2.доказываем наше принципиальное отличие от всех других как бумажных, так и интернетовских изданий; 3.подтверждаем, что вся информация нашего сайта доступна для изучения, дискуссий и публикации в любых изданиях. У каждого человека своё представление о лирике. Для одного лирика – это только высокая поэзия. Для другого – это его любимое дело. А для меня лирика – это физика элементарных частиц. И поэтому я с великой радостью обнаружил, что в своей статье «Человек-природа. Новый подход к проблеме» Е.В.Луценко и Л.А.Бакурадзе развивают свои идеи в связи с теорией кварков и глюонов. Но об этом в последующих номерах журнала. Лев Полыковский
Ушёл из жизни талантливый учёный, философ и педагог Леонид Николаевич Матылёнок. Л.Н.Матылёнок родился 20 января 1950 года в семье потомственных белорусских крестьян. Окончил исторический факультет Даугавпилсского педагогического университета (Латвия, 1974, за три года, диплом с отличием, по специальности: учитель истории). Научный работник (официальная научная специальность – «Историография и источниковедение», МГУ имени Ломоносова). Автор более 150 публикаций по проблемам философии и метафизики истории, техники, экономики, науки, образования и культуры. Работал в негосударственном Институте Современных знаний (г. Минск, Республика Беларусь). Руководитель научно-исследовательских работ по теме «Белорусская стратегическая альтернатива». Был издателем и редактором газеты «Новая школа», членом редколлегии и постоянным автором журнала «Человечество». Разработал оригинальную педагогическую концепцию, которая неоднократно публиковалась в печати. Основной труд его жизни книга «Антиутопия» подготовлен к печати. Мечтал издавать международную интеллектуальную газету «Утренняя звезда». Мы скорбим и соболезнуем его родным и близким.
Редакция журнала «Мыслители нашего времени» РЕЛИГИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ АПО- ЛОГЕТИКА Вступление Понимая всю сложность поднимаемых в данной работе вопросов, мы представляем её как проблемное издание, включающее в себя основные темы: вера и разум; естественнонаучная картина мира и Православие; законы Божественного творения и законы падшего естества; природа информации; энергоинформатика в свете православного учения; Экология и Православие. Но этими темами не исчерпывается вся естественнонаучная христианская апологетика. Разделы IV и V необходимо рассматривать как скромные предположения (мнения) нашего падшего разума о том, что сокрыто от нас, но не как абсолютное утверждение не непоколебимую истину. В дальнейшем требуется углубление и раскрытие этих тем. Выражаем глубокую благодарность за участие в обсуждении данной работы ответственному секретарю отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Шлёнову В.Л. (Москва) канд. Богосл. Наук. Зав. Каф. Философии Православного Свято-Тихоновского Богословского института Лега В.П. (г.Москва). I.СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И НАУКИ А.История становления науки В современном понимании наука начала складываться в Новое время (с XVI-XVII вв.). Науки как таковой не было ни в Античности, ни в Средневековье. Благодаря работа Леонардо да Винчи, Н.Кузанского, Г.Галилея, Н.Кеплера, Р.Декарта, И.Ньюто-на, Н.Коперника и др., наука в Новое время начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения. В Новое время, наряду с наблюдениями, большую роль играет эксперимент, который становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическим «испытанием» природы. Быстрый рост успехов науки, занятие ею ведущих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что наука начала выступать в Новое время как истинная культурная ценность, на которую так или иначе стало ориентироваться подавляющее большинство философских школ. В области познания явлений общественной жизни это проявилось в поисках естественных начал религии, права и морали. Успехи механики, систематизированной и завершённой в своих основаниях в конце XVII в., сыграли решающую роль в формировании механистической картины мира, которая вскоре приобрела универсальное мировоззренческое значение. Возникают философские учения о человеческой природе, обществе и государстве, выступающие в XVII-XVIII вв. как разделы общего учения об едином мировом механизме (БСЭ.Т.17, – М.,С.328). Развитие науки в Новое время сыграло огромную роль в философии в целом. Из созерцательной, пассивной философия становится активной и в гносеологии главным для XVII-XVIII вв. становятся связи «Я» и высшего мира, внешнего и внутреннего опыта. В теории познания ставится основная задача – отыскание абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющей дать оценку этих знаний по степени их ценности. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма. Ориентация на механико-математическое естествознание того времени, попытка применить методы науки непосредственно к решению философских вопросов определяли понимание рационализмом врождённых идей по аналогии с геометрическими аксиомами. В это время взаимоотношения чувственности и разума, эмпирического и рационального исследовалось в теории познания не только как проблема происхождения знания а, прежде всего как проблема логического обоснования системы знания. Возникновение науки в Новое время связано с рядом выдающихся учёных и философов, таких как Галилей, Бэкон, Декарт, Лейбниц и др. Учёные Нового времени не были атеистами, напротив, в познании мироздания они исходили из неоспоримого признания Бога, хотя при этом и часто их теологические воззрения были пантеистическими или деистическими. Бог даровал людям две книги – Библию, в которой изложено Слово Творца и «книгу природы», изучая которую человеческий ум поднимается «через рассматривание творений» (Рим, 1:20) к Самому Создателю. «Именно наука в период новой истории, стала силой определяющей развитие цивилизации и устремлённой к обретению человечеством совершенного блага» (Игумен Иоанн (Экономцев). Православие и наука на пороге третьего тысячелетия.// Сборник пленарных докладов VIII Рождественских чтений. – М., 2000, С. 33). У науки и религии своя специфика, различны и методы, цели и задачи, стоящие перед ними. Наука не может включать в свою методологию категорию «чудо». Однако Промысел Божий распространяется на весь мир и всё человечество. Поэтому-то естественный путь богопознания и заключается в приведении людей через законы природы к Законодателю, ибо если есть закон, то есть и Законодатель этого закона. Развиваясь параллельно, наука и религия никогда не противоречили друг другу, а плодотворно взаимодействовали. Именно христианские исходные допущения о мироздании сделали возможной научную методологию. Наука явилась другим способом познания сотворённого мира, где материя может быть изучена именно потому, что у неё есть замысел и цель. Истинные учёные и философы всегда были глубоко верующими людьми, многие и церковнослужителями (Г.Мендель, Н.Коперник, К.Леметр и др.). Примечательно, что именно в христианской Европе Нового времени сформировалась наука в том понятии, в каком мы её себе представляем, и этого не могло произойти по вполне объективным причинам (заключающимся в Промысле Божьем) ни в буддийских, ни в исламских странах мира. Только в Европейской науке этого периода, опираясь на эмпирические данные, появилась новая естественнонаучная картина мироздания – как некого единого механизма, развивающегося по законам, предустановленных Божественным Разумом. Наука и вера занимаются каждая своим делом. По меткому выражению Г.Галилея, наука говорит нам «как перемещается небо», а вера – «как попасть на небо». (Реале Дж., Антиефи Д. Западная философия от истоков до наших дней. – С-Пб., Т.3, 1994. С.176). (Продолжение следует) Протоиерей Евгений Порфирьев ЖИЗНЬ УДИВИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ПУТЬ К УСПЕХУ (Продолжение, начало см. «Мыслители»,№2) Не знаете, как сами устроены (как устроен утюг и компьютер или лифт знают, а о себе – почти ничего); не знаете настоящих Законов Природы и не знаете, принципов работы её механизмов, а хотите хорошо жить! Даже на уровне простейшей логики должно быть понятно, что ничего хорошего ждать без нужного образования не приходится. И точно: Природа сначала предупредит Вас о несоответствии Вашего уровня развития, из-за которого Вы ей мешаете идти дальше. Потом предупредит сколько-то раз всё более жёстко, а потом… Помните, что стало с Анной Карениной, которая легла перед паровозом на рельсы? Понимаете теперь, что естественный отбор идёт всё более быстро и жёстко? Огромные массы обалдевших двуногих не оставляют Природе выбора: она не может погибнуть, значит, погибнуть те, кто не в состоянии двигаться с ней в её ритме. Не могут по разным причинам, хотя многие смогли бы, будь созданы более благоприятные условия! А уж, какие все добрые и хорошие! И какая чернота идёт от большинства даже на их детей! И тут самое главное – дать достаточно полную и достоверную информацию всем. И помочь ею правильно воспользоваться. Есть периодические издания, подводящие многих к пониманию огромных возможностей, которые имеет Природа и сам человек, о которых многие до сих пор или не задумываются, или считают глупостями, или чем-то страшным. Самое потрясающее, что бывают не в состоянии захотеть проверить! Это я считаю верхом глупости, означающей, что даже инстинкт самосохранения перестал у немалого числа взрослых работать. Тем более, что уже есть учёные, многолетними исследованиями подтвердившие то, что ранее знали только лучшие ясновидящие. И не поинтересоваться их книгами, видеозаписями их выступлений означает проиграть жизнь и оставить тяжёлые наследственные проблемы потомкам. Здесь замечу, что далеко не все, обладающие ясновидением, способны эффективно им пользоваться на благо, ведь и у алкоголика во время «белой горячки» нередко открывается «третий глаз». При этом он такое увидит и узнает, что довольно часто происходит «непоправимое». Для сравнения вспомните об одном из величайших ясновидцев – Серафиме Саровском, - уж у него-то всё было в порядке. В чём же дело? Дело в качестве человека и в его грамотности в некоей специфической области – области организации жизни. Оказывается, что человек не «царь Природы», а её частичка, обязанная подчиняться (для своего же блага) вполне конкретным Законам Природы. Человеку, а в наше время особенно, нельзя ошибаться даже в мыслях, чтобы, не дай Бог, не совершить акт агрессии (грех). А если это произошло (по неграмотности), то надо быстренько исправить всё, что можно! Ибо последствия будут всё более неприятные, опасные. Не осознавший своих ошибок и не исправивший их вовремя всё быстрее становится нежизнеспособным! Не помогут медики с таблетками и скайпелем, колдуны с бубнами и «целители» - махатели руками, ибо Природа признаёт только один Путь для любого существа: постоянно становиться лучше. Что-то тут есть одинаковое для всех, а что-то абсолютно индивидуальное. Если кто-то за Вас будет для Вас, в Вас и Вашей судьбе «исправлять», а Вы останетесь с Вашими уровнями развития и качества, то через некоторое время «исправленное» рухнет или произойдёт беда в чём-то другом, например, - у кого-то из детей или близких. Невежда, в первую очередь, опасен для себя и своих детей. Вот откуда болезни берутся; потом их делают хроническими, а потом часть из них переводят в наследственные. Медики и колдуны активно помогают. И, при этом все такие «хорошие»: не бегают же с ножом по улице! И кто поймёт и докажет, сколько матерей уничтожили и уничтожат своих же детей? Хотите, что бы я назвал несколько фамилий с номерами телефонов и описал ситуации? Дети гораздо умнее своих же родителей, и это сохраняется до тех пор, пока родители вместе со школой, СМИ и медициной не уничтожат (заблокируют прививками, медикаментами, страхами и прямым обманом типа: «не будешь есть мясо, не вырастешь здоровым и сильным!») их интеллект. Статистика Минздрава на 1997-98 г.г.: в школу дети приходят, потеряв 5% «воображения», а заканчивают её, потеряв 95%! Слово «воображение» я взял в кавычки, т.к. считаю, что этот термин маскирует другие: интеллект, ясновидение, интуицию. Если не забуду, то расскажу о том, как медики нашли, что мясо отравляет человека (и это ещё не всё), и как это стало, фактически, государственной тайной. И о том, как действует система, разрушающая здоровье до рождения и после него – всю жизнь; и эта система называется «здравоохранением». И о том, как ей помогают недоразвитые экстрасенсы всяких мастей; как власти и спецслужбы запугивали публику сначала экстрасенсами, потом – биоэнерготерапевтами и т.д. Зачем и кем было создано «Белое братство», и как обманули, объявив о его разгроме и аресте руководителей (один из которых был гипнотизёром и спецом по психотронике); как тут же заменили «Братство» на международного террориста Сёку Асахара (это было сделано на правительственном уровне…). Это я к тому, чтобы до большего числа читателей дошло: «Помоги себе сам»! Что означает: кто-то имеет право только предлагать знания и навыки, а применять их к своей ситуации в полной мере безопасно может только сам человек! Конечно, знания одни на всех: чёрных и белых, светлых и тёмных – это на самом деле так, ибо характеризуют тот частотный диапазон энергий, в котором находится и которыми оперирует тот или иной человек. А Законы Природы одни на всех. Вопрос только в том, что, как и ради чего будет делать человек. Тут мы вплотную подошли к пониманию термина «качество» жизни, здоровья и пр. Кстати, то, что число «666» - сатанинское - обман. Ибо ничто в Природе не сотворено с каким-то знаком: «+» или «-», и только действия человека придают качественную окраску тому, что применили, как говорят «во зло». Или – «на добро». Замечу, что я учу из «зла» извлекать пользу, заставляя его служить добру. Собственно, «зло» или «добро» сделает человек, зависит от него; соответственное он получает в ответ – жаловаться не на кого! В том смысле, в каком все понимают термин «зло», его не существует; существует лишь глупость, гордыня и неграмотность. Вы, возможно, заметили, что я упоминал о «хорошем», соответственно, считая противоположное «плохим». Давайте перейдём к одному из самых важных оценочных критериев: КАЧЕСТВУ. Есть эталоны длины, частоты, но нет понятного всем и принятого всеми эталона чистоты души. На самом же деле он существует! Это частота вибраций души (поля, ауры) Бога. Можно использовать не одну частоту, а диапазон частот Божественного плана, куда попадут и святые. Ниже будет диапазон праведников и праведниц. А ещё ниже … - сами догадайтесь. В частном порядке каждый может оценить себя и кого угодно, что поможет ориентироваться в самых разных ситуациях и выигрывать, а не проигрывать. (продолжение следует) Я.А.Байтин СОЦИОЛОГИЯДиалог вокруг ответов Владимира Третьякована вопросы анкеты по проблеме счастья, составленной Львом Полыковским
– По моему мнению, можно назвать некий интегральный показатель, благодаря которому можно судить о том, насколько жизнь счастлива. Назовем его качеством жизни. При этом под высоким качеством жизни состоявшейся личности* я понимаю целый комплекс ее достижений, в котором материальное благополучие занимает подобающее ему (т.е. не слишком высокое) место, а на первых позициях стоят: выработанная жизненная стратегия, настроенная на то, чтобы реализовать свои задатки и способности в социально полезном направлении; открытость ума, предполагающая доброжелательность к окружающим (т.е. открытость к их проблемам и трудностям); достаточно богатый опыт преодоления неблагоприятных обстоятельств; отношение к трудностям жизни как к проблемным ситуациям, требующим творческого подхода; широкий спектр жизненных интересов. *Тут можно дать формулу: состоявшаяся личность = self-made creative human. Л.П.: Рассмотрим понятие «качество жизни» в качестве интегрального показателя счастья. В моём понимании, жизненная стратегия, приводящая к полноценному счастью, основана на: 1.реализации основных, ключевых, общественно полезных задатков и способностей и влекущая на этой основе достижение глубинной творческой радости. 2. возвышении человека до: 2.1.самого глубокого самопознания, его духовного пробуждения, до познания и раскрытия своего общественно полезного назначения, своей уникальности и незаменимости; познания и реализации своего гения, своих основных, ключевых способностей, духовного глубинного родства со всеми людьми; 2.2.космического существа, гражданина мира, гражданина Вселенной, организатора Вселенной;. 2.3. общения и человека в нём до позитивного чуда общения; 3.избавления от: а).страха, насилия; б).принижения человека человеком, оскорбления его достоинства, в). конкурентной неполноценности слабейших путём преодоления неправильного выбора участия в общественной жизни; г).вышеуказанных дефицитов;3.воспитании детей в любви, в доброжелательности, в сотрудничестве с взрослыми; 4.преодолении альтернативы между правдой и доброжелательностью в пользу доброжелательности. Итак, В.Т. говорит о потенциях, выраженных в некоей стратегии, могущих привести к счастью и обеспечить высокое качество жизни. Но, столкнувшись с реальной жизнью, эта стратегия может и не реализоваться и не стать путеводителем по человеческому счастью (1); она может реализоваться и так, что ощущение полноценного счастья у человека не будет (ему может казаться, что он слишком долго этого счастья ждал и его желание перегорело(2)). Она может реализоваться и так, что человека нельзя будет называть счастливым (не за что) (3). То есть стратегия может быть прекрасная, а условия её реализации будут с ней несовместимы.
– Когда человек почти не может дышать (приступ астмы, например), появившееся вдруг свободное дыхание способно дать ярчайшее ощущение счастья. Так же и ослепший, которому сняли катаракту, счастлив тем, что для нас, зрячих, вполне обычно: тем, что вновь видит белый свет. То же и с больным, которому сняли сильнейший болевой приступ. Если же иметь в виду лишь ситуации более-менее нормальные (не война, не тюрьма, не болезни), то с состоянием счастья ассоциируются, по моему мнению, прежде всего: вдохновение, озарение, творчество, радость, влюбленность, любовь, великодушие, дружба, взаимопонимание, доброжелательность, наслаждение.
– Уверен, что можно. Более того, этих “фундаментально различных подходов” не может быть до тех пор, пока ученые базируются лишь на той небогатой социологической фактологии, которая пока только и имеется в их распоряжении – благодаря спорадическим социологическим исследованиям, проводившимся в их странах. Подключение чьих-то научных результатов, пусть и фундаментальных, на этапе аккумуляции информационного “самотека” было бы в какой-то мере навязыванием чьего-то чужого (а может, даже чуждого) образа мыслей, пусть и научно-обоснованного, но частного, приватного – тем, кто имеет свои представления о счастье и рецепты противодействия несчастью. Лишь непрерывный мониторинг на протяжении многих лет по проблематике счастья/несчастья в масштабе всей планеты может сформировать достаточно полную фактологическую базу, которая и стала бы мощным стимулом для проведения фундаментальных исследований по этому невероятно разветвленному комплексу проблем, предположительно включающих все вызовы, перед которыми стоит человечество.
– Совершенно неглубоко и недостаточно. Препятствует плохой имидж счастья как приманки в руках недобросовестных политиков, использовавшейся уже на протяжении нескольких поколений. На уровне психологии квалифицированные рецепты, как перестать чувствовать себя несчастным и стать счастливым, еще можно получить; социологические опросы, проведенные в разных странах, даже позволяют сравнивать проценты людей, считающих себя счастливыми; но счастье как философская или политологическая проблема из солидной академической науки ушла надолго. Эта проблема возвратилась бы туда, если бы Интернет-ресурс “Счастливая жизнь” стал массово необходимым средством общения людей разных стран. Фундаментальная наука получила бы тогда, наконец, социальный заказ, которого несколько веков не было, а результаты, ею полученные, возвратившись в инфоресурс, дали бы ему новые стимулы развития, совершенствования его информационной структуры и способствовали бы генерации конструктивных “согласительных” идей для людей разных цивилизаций. Л.П.: Как В.Т. относится к научным монографиям и другим книгам по проблеме счастья? Назову те, что у меня давно выписаны: М.Н.Корнева. Коммунизм и проблема счастья. М., 1970; Г.Г. Соловьёва Загадка счастья. Опыт философского размышления. Алма-Ата, 1983; В.В.Тартакевич. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. А в журнале «Наука и религия», 2005, № 2 в интервью с Далай Ламой XIV «Подготовка сознания к счастью» даются выдержки из книги «Искусство быть счастливым». Насколько велика библиотека В.Т. по вопросам счастья и можно ли её обнародовать в журнале, например. 5. Достаточны ли эти достижения для научного обеспечения проекта “К счастливой жизни на планете Земля”? – Для старта Интернет-ресурса какое-то научное обеспечение, безусловно, необходимо, но его роль на начальном этапе должна быть чисто служебной: определить тематические рамки всемирного форума с тем, чтобы можно было создать удобные формы для пополнения информационных ресурсов. Настоящее же научное обеспечение проекта, который уже начал развиваться и разворачиваться, будет производиться уже по ходу его реализации, поскольку обратная связь – ввиду тонкости “материи” проекта – чрезвычайно важна.
– Попадался мне сайт “Академия счастья”. Но он посвящен только проблемам семейного счастья.
– Ничего подобного ни на русском, ни на других языках в Интернете нет. Так что предлагаемый Интернет-форум “К счастливой жизни на Земле” – новация вполне актуальная. 8. Как Вы относитесь к мысли Евгения Евтушенко: “Кто счастья не ищет, тот счастлив”? Надо ли искать счастье? – Я бы уточнил: “Кто счастья не ищет, тот может быть счастлив”. Потому что поиски счастья, постоянное вслушивание в себя (счастлив ли я?), нервические дергания по этому поводу, если ответ отрицательный, попытки срочно исправить ситуацию, от чего она может даже ухудшиться, – все это в самом деле может здорово испортить жизнь и увести ее далеко от счастливых состояний. При такой переформулировке мысль Евтушенко становится созвучной с высказыванием Элеоноры Рузвельт, супруги американского президента: ”Happiness is not a goal, it is a by-product” (“Счастье – это не цель, а побочный продукт”). Эту мысль я вполне разделяю (см. сказанное мной по поводу 1-го вопроса).
– Более всего мне близко высказывание: “Счастье – это когда не скучно жить, не страшно жить, интересно жить, есть для кого жить и для чего жить”. Это должно быть понятно после моего ответа на 1-й вопрос.
– На закон, по моему мнению, он “не тянет”, поскольку содержит логический дефект – “круг в определении” (счастливое состояние определяется через факторы, делающие человека счастливым). Л.П.: В законе Вебера-Фехнера, который придумали психологи, и интерпретировал в понятиях этики Б.Г.Кузнецов, через показатели ощущения счастья, даны разные понятия «счастливое состояние» доступное человеку и «факторы счастья», делающие человека счастливым. Ведь счастливое состояние уже предполагается наступившим, а факторы, которые его вызвали, не являются сами по себе этим состоянием, а представляют собой ряд причин, инициирующих это состояние. Но можно и так сказать: человек ощущает состояние счастья, когда факторы, обусловливающие это состояние, возрастают, иначе ощущение счастья пропадает. Круговым было бы определение типа: «Человек счастлив, ибо он находится в счастливом состоянии. Основной признак кругового определения состоит в том, что фактор, определяющий определяемое, будучи сам тем же определяемым, не содержит выхода из цикла определения, то есть замыкает определение само на себя. У нас же качественно иная ситуация. Состояние счастья в данном случае одно, а факторов его вызывающих сколь угодно много. И они могут количественно возрастать, убывать или оставаться неизменными. Могут они претерпевать и качественные изменения. Большинство факторов счастья неизменны, например зарплата или пенсия. Могут они и убывать. Тогда это факторы несчастья. Например, денежные сбережения, здоровье с возрастом. А какие факторы счастья возрастают? Те, которые имеют потенцию роста. Например, рост урожая. Здесь нет рекурсии, то есть счастье само себя не вызывает. Тавтология действия - это вызов определяемым явлением самого себя. Но если в программировании самовызов функции (рекурсия) возможен, то в этике вызов счастьем самого себя, то есть самовызов счастья невозможен. Счастье – это следствие, а факторы счастья – это причина. Счастье не может быть причиной самого себя. Причина счастья (факторы счастья) качественно отличается от следствия (самого счастья) и потому не могут быть тавтологичны счастью. То есть круг между счастьем и вызывающими его факторами невозможен. В «Кратком психологическом словаре», М., «Политиздат», 1985, С.38-39 закон Вебера-Фехнера определяется так: «Логарифмическая зависимость силы ощущения Е от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=k logP + c, где k и c – некоторых постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Эта зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г.-Т.Фехнером, на основе закон Вебера (Бугера-Вебера закон) и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают данную зависимость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя. В.-Ф. закон обычно противопоставляется закон Стивенса, согласно которому эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер. Обобщение обоих форму дано Ю.М.Забродиным. Исходя из вышеизложенного, необходимым и достаточным условием человеческого счастья является количественное увеличение благоприятных условий жизни человека и их качественное усовершенствование. Причём счастье, как некий эпизод, совпадает лишь с моментами, когда именно позитивные изменения наступают, но затем для продолжения счастья, в виде уже нового эпизода, требуются всё новые и новые позитивные изменения. Чем более неожиданнее, невероятнее и непредсказуемее эти позитивные изменения, чем сильнее ощущение человеческого счастья. Поэтому пиком оптимума счастья является позитивное чудо, как самое непредсказуемое из всех возможностей позитивных невероятей. Следовательно, закон Вебера-Фехнера, в интерпретации Б.Г.Кузнецова и в свете моих представлений о счастье, является ключом к пониманию интенсивности и качественного многообразия ощущений счастья. Советую В.Т. применить этот критериальный закон к причинам возможного увеличения посещаемости интернет-проекта о счастье, к поискам факторов такого увеличения и последующему росту ощущения счастья от успешного развития этого проекта. Это к вопросу ответа на десятый вопрос анкеты В.Т.
– Говорят, что удача содействует подготовленным. Моменты счастья – это, несомненно, моменты удачи. Кое-какую подготовку я провел, чтобы себя несчастным не чувствовать и чтобы такие моменты время от времени испытывать. А интегрально, за всю прошедшую жизнь с себя спрашивать – это пустое занятие (см. ответ на 8-й вопрос). Может ли быть счастье всеобщим (например, среднестатистическим) или есть только личное счастье? – Надеюсь, что может. Именно поэтому я и высказал в 2000 г. прогноз, что к концу XXI века человечество сможет жить счастливо (см. «Интеллектуальная собственность в Беларуси», № 2, 2001). 12. Конечны ли возможные ресурсы личного человеческого счастья? – Если иметь в виду, что ресурс не только восполняемый, но и допускающий возможность пополнения по мере совершенствования личности, то на этот вопрос можно дать оптимистический ответ: ресурса хватит на всю жизнь, если удачно им распорядиться.
– Горе от ума – это исключительный случай, потому и ставший поводом для литературного произведения. Гораздо чаще горе наступает от недостатка ума и мудрости – этого самого острого дефицита. Я называю его дефицитом панорамного мышления. Когда он проявляется на государственном уровне, тут горе может стать массовым. Для отдельной же личности совершенствование своего ума открывает бóльшие возможности получить в награду тот самый счастливый “побочный продукт”.
– Действительно, дети, блаженные, больные с симптомом эйфории могут испытывать состояния счастья. Вот только состояния эти преходящие и не имеющие “последействия” в виде эмоционально-позитивных переживаний. Что касается гениев, то их “отмеченность Богом” может оказаться для них даже обстоятельством, ухудшающим качество их жизни, особенно если общественное признание, по их мнению, запаздывает.
– Эта тема от меня далека, в том числе и психологически. Адепты, счастливые в своей замкнутой ограниченности идеями своих гуру, – по моему мнению, это люди, чья жизнь прошла мимо них, не раскрыв им богатства своих проявлений. Их “счастью” никак нельзя завидовать. Л.П.: Можно ли психологически подготовить человека к счастью, ничего не меняя в условиях его жизни, делающих его несчастным? По моему мнению, нельзя, ибо самовнушением мы достигаем лишь эйфории, опьянения сильно возбуждающим фактором и снижаем порог ощущения счастья, но не достигаем счастья.
– Можно выйти из этого неудобного этического тупика таким образом: стремиться что-то делать/сделать для других, чтобы число несчастных уменьшалось. И когда это сделать удастся, человек получит все основания радоваться неэгоистически-счастливо.
– Проект, который я пытаюсь продвигать, достаточно определенно на этот вопрос отвечает.
– Думаю, что не только не полезно, а вредно, поскольку способно ухудшить психологическое состояние тех людей, которые имеют некоторые основания чувствовать себя несчастными. (См. в дополнение ответ на 8-й вопрос). ОККУЛЬТИЗМОсновы миропонимания (продолжение, начало в «Мыслители», №1,2) |
2006 философия вводный курс лекций москва Российский университет дружбы народов Гречко П. К. (Введение, Тема 7), Волгин О. С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А. М. (Темы 13, 16), Рудановская С. В. (Темы 6, 8), Курмелева... |
Философия К 856 Философия : учебник для студентов технических вузов / В. В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр и доп. – Новосибирск:... |
||
Философия К 856 Философия : учебник для студентов технических вузов / В. В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр и доп. – Новосибирск:... |
Место научно-исследовательской работы в структуре образовательной программы Современные проблемы прикладной математики и информатики", " Современная философия и методология науки" |
||
Литература: поэтика и нравственная философия краснодар 2010 удк 82.... Кубанского государственного университета. Адресуется профессиональным и стихийным гуманитариям, видящим в словесности силу, созидающую... |
Философия жизни исповедимый путь к богочеловечности Философия жизни новая работа философа, поэта, биоэнерготерапевта Анатолия Васильевича Мартынова, известного широкому кругу людей... |
||
Тема I. Философия и наука Возникновение науки: третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. XVII в. – конец XVII в.) |
Политика и философия в жизни и творчестве сенеки Санкт-петербургский государственный университет политика и философия в жизни и творчестве сенеки |
||
Индийская философия том первый |
Тема современные маркетинговые методики создания новых идей 7 тема... Современный маркетинг – это философия компании, отражающая ее умение предвидеть желания потребителей и удовлетворять их. Современный... |
||
Ивкин А. А. Философия [Электронный ресурс]: учебник для академического... Курс, кроме усвоения актуальных философских идей, ставит своей целью освоение студентами навыков дискуссий, познание аналитических... |
Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер с нем.: Ред и сост. Д. А. Керимов... Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер с нем.: Ред и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт вступ ст и примеч. В. С. Нерсесянц.—... |
||
Закону Божьему Огненная Библия, Антикризисная Философия Алхимии Трансгуманизма 21 Золотого века |
1. Прогpaмный документ Философия сестринского дела был принят в России: а Москве, 1991 год Прогpaмный документ Философия сестринского дела был принят в России: а Москве, 1991 год |
||
Mastersound Evo Наша философия абсолютно проста: производить усилители, пробуждающие невероятные эмоции у меломанов |
Mastersound Compact Наша философия абсолютно проста: производить усилители, пробуждающие невероятные эмоции у меломанов |
Поиск |