Скачать 1.65 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность» УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР «12» ноября 2012 г. ____________С. П. Ермишин УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» для студентов направления подготовки 100800.62 «Товароведение» Составители: к.э.н., доцент Сафарова И.М., к.э.н., старший преподаватель Морякова А.В. Тольятти, 2012 год Учебно-методическое пособие по дисциплине «Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» для студентов подготовки 100800.62 «Товароведение» разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100800.62 «Товароведение», утвержденного Министерством образования и науки РФ 22.12.2009 г. Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность» Протокол № 3 от «08»ноября 2012 года Зав. кафедрой _____________________ Е. В. Башмачникова Утверждено на заседании Научно – методического совета направления подготовки 100800.62 «Товароведение» Протокол № 2 от «12» ноября 2012 г. Председатель НМС_____________________ М.Ю. Лысова Авторы: к.э.н., доцент Сафарова И.М., к.э.н., старший преподаватель Морякова А.В. Рецензент: к.э.н., доцент Шнякина Ю.Р. СОДЕРЖАНИЕ1. Введение. Цели освоения дисциплины……………………………………………………..4 2. Структура дисциплины………………………...…………………………………………….6 3. Содержание дисциплины …………………………………………………………………....7 4. Тематический план изучения дисциплины ……………………………………………….8 5. Содержание лекционных и практических занятий ……………………………………….11 Тема 1. Теоретические основы товароведения ………………….………………………....11 Тема 2. Текстильные товары ……………………………………………………………….....18 Тема 3. Швейные товары ……………………………………………………………..…….…32Тема 4. Пушно-меховые товары ………………………………………………………………38Тема 5. Обувные товары ……………………………………………………………….….…..44 Тема 6. Электробытовые товары …………………………………………………………………….58Тема 7. Мебельные товары …………………………………………………………………………...68Тема 8. Посуда. Общие положения ……………………………………………………….…..73 Тема 9. Ювелирные изделия ……………………………………………………….………….88 Тема 10. Парфюмерно-косметические товары ………………………………….……………96 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …………………………….104 6.1. Вопросы для самопроверки………………………………………………………………104 6.2. Тестовые задания по дисциплине……..…………………………………………………107 6.3. Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену……………………………………110 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………..…111 7.1. Основная литература………………………………………………………………………111 7.2. Дополнительная литература………………………………………………………………111 7.3. Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы…...………………112 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Значительное увеличение объемов рынка потребительских товаров, расширение их ассортимента повлекло за собой необходимость повышения требований к уровню профессиональной подготовки специалистов. Правильное формирование ассортимента невозможно без глубоких знаний таких вопросов, как влияние различных факторов на потребительские свойства товаров. В учебно-методическом пособии излагаются сведения о материалах, используемых в производстве и проектировании непродовольственных товаров, дается представление об их структуре и свойствах. Расширение ассортимента непродовольственных товаров привело к возникновению конкуренции на потребительском рынке. В связи с этим изготовители вынуждены повышать качество непродовольственных товаров, улучшать их внешний вид, уделять внимание технологическим процесса изготовления, способам хранения, транспортировки и условиям реализации. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов необходимых навыков и умений в области определения структуры ассортимента различных групп непродовольственных товаров, проведения экспертизы их качества и разработки мероприятий по улучшению качественных характеристик непродовольственных товаров. Задачи изучения дисциплины «Товароведение однородных групп непродовольственных товаров»:
Изучение дисциплины «Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» позволит студентам направления подготовки 100800.62 «Товароведение» решать задачи, соответствующие их квалификации. В процессе изучения дисциплины «Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» студенты должны овладеть современными методами "ручных исследований рынка непродовольственных товаров и установления их качества", а также практикой работы с техническими условиями и ГОСТами. Курс «Товароведение однородных групп непродовольственных товаров» представляет собой учебную дисциплину из профессионального цикла и предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100800.62 «Товароведение». Связь с другими дисциплинами направления:
В процессе изучения дисциплины будущий бакалавр должен: Знать: теоретические основы организации и управления предприятием (ПК-2); технические регламенты и другие российские и международные нормативно-правовые документы, регламентирующие качество и безопасность потребительских товаров (ПК-3); критерии выбора поставщиков, правила организации закупки и составления договоров (ПК-7); требования нормативной документации к маркировке упаковке, показателям качества, условиям и срокам хранения, годности и реализации и правила рассмотрения рекламаций (ПК-8); основы экономики торгового предприятия и организации торговых процессов и труда (ПК-9); правила разработки стандартов организации (ПК-11); факторы, формирующие и сохраняющие качество и безопасность на всех этапах жизненного цикла товаров, номенклатуру потребительских свойств и показатели качества и безопасности однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров (ПК-13); основные методы идентификации товаров и способы обнаружения и защиты товаров от фальсификации (ПК-14); виды, причины возникновения товарных потерь и порядок их списания (ПК-15); осуществлять контроль за соблюдением правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товарно-материальных ценностей (ПК-16); нормативную и техническую документацию по приёмке товаров (ПК-18); требования к упаковке и маркировке товаров, условиям и срокам их хранения и транспортирования (ПК-19); перечень и содержание товарно-сопроводительной документации (ПК-20). Уметь: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, стремиться к саморазвитию и повышению квалификации (ПК-1); осуществлять организацию работы торгового предприятия, проводить его позиционирование (ПК-2); работать с нормативными и правовыми документами в соответствии с направлением и профилем подготовки (ПК-3); составлять и анализировать договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров, осуществлять закупки и реализацию сырья и потребительских товаров (ПК-7); осуществлять связь с поставщиками и потребителями, анализировать рекламации и претензии к качеству товаров и услуг, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8); организовывать процессы товародвижения (ПК-9); применять стандарты организации в практике торговли (ПК-11); определять показатели ассортимента и качества товаров (ПК-13); использовать методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции (ПК-14); выявлять причины возникновения дефектов продукции и товарных потерь (ПК-15); оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16); осуществлять приемку товаров по количеству и качеству (ПК-18); оценивать качество упаковки и маркировки товаров, контролировать условия транспортирования и реализации товаров (ПК-19); проводить оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных ценностей, контроль наличия материальных ресурсов и продукции на складах, управлять процессом документооборота на всех этапах движения товара (ПК-20). Владеть: навыками разработки, принятия и реализации управленческих решений (ПК-2); нормативной документацией в товароведной и оценочной деятельности (ПК-3); методами анализа рынка закупок (ПК-7); навыками работы с рекламациями и претензиями (ПК-8); методами управления товарами в сфере обращения (ПК-9); правилами подтверждения соответствия, принципами технического регулирования и стандартизации (ПК-11); методами классификации и кодирования товаров, методами и средствами определения показателей ассортимента и качества товаров и способами сохранения качества товаров (ПК-13); правилами проведения идентификации и методами обнаружения фальсификации товаров на всех этапах товародвижения, основными методами и приемами проведения оценки качества и безопасности потребительских товаров, правилами подтверждения соответствия, принципами технического регулирования и стандартизации (ПК-14); методами определения товарных потерь, способами и средствами их снижения (ПК-15); методами и средствами оценки соответствия товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16); правилами приемки товаров по количеству, качеству и комплектности (ПК-18); правилами товарного соседства и мерчандайзинга (ПК-19); навыками инвентаризации товарно-материальных ценностей (ПК-20). 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4. Тематический план изучения дисциплины Тема 1. Теоретические основы товароведения Цель занятия: изучение теоретических основ дисциплины. Содержание занятия: 1.Предмет и задачи товароведения. Возникновение и развитие товароведения. 2. Товароведная классификация товаров. 3. Качество товара. 4. Ассортимент товаров. 5. Кодирование товаров. Рекомендуемая литература: [7.1.1], [7.1.4], [7.2.2], [7.2.10], [7.2.12]. Тема 2. Текстильные товары Цель занятия: распознавать основные виды текстильных материалов, применяемых для изготовления одежды и оформления интерьера и определять их волокнистый состав. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.1.2],[7.2.3], [7.2.5], [7.2.7], [7.2.10], [ 7.2.12]. Тема 3. Швейные товары Цель занятия: изучить главные размерные признаки типовых фигур взрослых и детей, методику их измерения, интервалы безразличия, классификацию взрослых фигур по полноте и возрастам; научиться определять тип фигуры, полнотные группу и подгруппу; изучить порядок маркировки размеров отечественной одежды различных групп, ознакомиться с маркировкой размеров импортной одежды. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.1.2], [7.1.5], [7.2.5],[7.2.10], [7.2.12], [7.2.13]. Тема 4. Пушно-меховые товары Цель занятия: изучить классификацию меховых и овчинно-шубных изделий; приобрести практические навыки характеристики их видового ассортимента и экспертизы качества. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.2.5], [7.2.6],[7.2.8], [7.2.10], [7.2.11], [7.2.12]. Тема 5. Обувные товары Цель занятия: научиться органолептически определять вид и назначение натуральных кож, искусственных и синтетических материалов, используемых для изготовления деталей верха и низа обуви и давать их полную товароведную характеристику. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.1.2], [7.2.5], [7.2.8], [7.2.10], [7.2.12]. Тема 6. Электробытовые товары Цель занятия: оценить качество документа как средства управления качеством на стадии эксплуатации. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.1.2],[7.1.3],[ 7.1.4], [7.2.10], [7.2.12]. Тема 7. Мебельные товары Цель занятия: самостоятельно провести товароведную оценку различных керамических изделий. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.1.1] ,[7.1.5] , [7.2.4] , [7.2.10]. Тема 9. Ювелирные изделия Цель занятия: изучить классификацию и требования к качеству ювелирных изделий Содержание занятия: 1.Изготовление ювелирных изделий 2.Классификация ювелирных изделий 3.Требования к качеству ювелирных изделий 4.Клеймение ювелирных изделий Рекомендуемая литература: [7.1.5], [7.2.1] ,[ 7.2.2] ,[ 7.2.10]. Тема 10. Парфюмерно – косметические товары Цель занятия: оценить качество тары и упаковки для парфюмерных жидкостей. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература: [7.1.5], [7.2.9], [7.2.10], [7.2.12]. 5. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Теоретические основы товароведения Конспект лекций
Продукция производится в результате материальной и нематериальной деятельности, и предназначается для удовлетворения каких-либо потребностей. Материальная продукция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром. Товар – это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре. Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров, и означает «знание о товарах». На Международной теоретической конференции по вопросам общего товароведения в Лейпциге (сентябрь 1962г.) преподавателями высшей школы было предложено такое определение: «Товароведение представляет собой естественно - научную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров». Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. Появляется первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров. Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII вв. называют товароведно-описательным. С XVIII по XIX вв. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли, совершенствованием естественно - научных знаний оно приобрело характер научной дисциплины. Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называется товароведно-технологическим. Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и другими.
Классификация представляет собой процесс распределения множества понятий (свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Высшей ступенью распределения товаров является классность. Класс товаров – это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Подкласс – множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия. Существует общегосударственная (товары делятся на классы, подклассы, группы, виды), торговая (применяется торговая классификация), учебная (предусматривает более удобное, последовательное изучение курса товароведения) классификация. Промышленные товары представляют собой обширную совокупность товарных групп, которые объединены по различным признакам: по назначению, удовлетворяемым потребностям, по общности материалов или по выполняемым функциям. Существует несколько различных классификаций промышленных товаров. В частности, классификация по отраслям народного хозяйства делит товары на две группы: товары легкой промышленности (ткани, трикотаж, обувь, изделия из кожи и кожзаменителей, меховые изделия и др.) и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, инструменты, электробытовые товары, посуда, автомобили, мотоциклы, игрушки, спортинвентарь и др.). Эти товары производятся практически всеми отраслями промышленности, кроме легкой. Классификация товаров по отраслевому принципу сохранена при построении российских классификаторов. Классификаторы являются официальными документами. Учебная классификация промышленных товаров придерживается этого принципа, однако она имеет отступления, связанные с удобством и логикой объяснения учебного материала, а также необходимостью описания современного ассортимента товаров, при производстве которых используются новые материалы, источники энергии, принципы и функции. |
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии... |
Методические указания и задания по выполненияю домашней контрольной... Учебная дисциплина «Организация коммерческой деятельности» изучается студентами-заочниками по специальности 080402 «Товароведение»... |
||
Контрольная работа Содержание Маркировка продовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; общие и специфичные требования для товаров... |
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего Товароведение. Товароведение и экспертиза товаров во внутренней и внешней торговле, Товароведение и экспертиза товаров в таможенной... |
||
Инструкция n 27 по охране труда для продавца непродовольственных... К работе в качестве продавца непродовольственных товаров допускаются мужчины и женщины, прошедшие обучение по специальности |
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю... Комплект контрольно-оценочных средств составлен в соответствии с рабочей программой профессионального модуля Продажа непродовольственных... |
||
Программа государственного экзамена по специальности 080401. 65 «товароведение... «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» и Положения об итоговой аттестации по специальности |
Составление классификации непродовольственных товаров. Анализ штрихового кодирования Тема: Составление классификации непродовольственных товаров. Анализ штрихового кодирования |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «информационное обеспечение... «Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров» |
Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики для... Настоящие методические указания разработаны на основе требований фгос спо по специальности 380205 Товароведение и экспертиза качества... |
||
Федеральный закон «Об этикетировании и маркировании пищевых продуктов и непродовольственных товаров» |
Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному... По специальности: 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров |
||
Федеральный закон Санитарно-эпидемиологические требования к производству и реализации непродовольственных товаров детского ассортимента |
Закон о защите прав потребителей Задание №1. Изучить квалификационные требования к продавцу непродовольственных товаров. Сделать запись в тетради |
||
Техническое задание на поставку групп товаров, за исключением нестандартного... Техническое сопровождение групп товаров, за исключением нестандартного оборудования. 11 |
Техническое задание на поставку групп товаров, за исключением нестандартного... Техническое сопровождение групп товаров, за исключением нестандартного оборудования |
Поиск |