Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Технический регламент
«Об этикетировании и маркировании пищевых продуктов и непродовольственных товаров»
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к этикетированию и маркированию пищевых продуктов и непродовольственных товаров исходя из необходимости обеспечения предоставления потребителю и другим заинтересованным лицам информации о составе, свойствах, способах изготовления и применения (употребления), а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно безопасность пищевых продуктов и непродовольственных товаров, и недопущения принятия данных продуктов (товаров) за другой, близкий к ним по внешнему виду или органолептическим показателям.
Раздел I.
Требования к этикетированию и маркированию пищевых продуктов и непродовольственных товаров
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения
1. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к этикетированию и маркированию пищевых продуктов и непродовольственных товаров отечественного и зарубежного производства, расфасованные и упакованные в потребительскую тару, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации в оптовую и розничную торговлю, а также положения, относящиеся к оценке соответствия указанных продуктов и товаров.
2. Требования настоящего технического регламента обязательны для юридических лицо или физических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на её территории в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся либо изготовителем товара или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения требований настоящего технического регламенты (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которые осуществляют деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов и непродовольственных товаров на территории Российской Федерации; должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента, а также приобретателей и\или приобретателей указанных продуктов и товаров.
2. Действие настоящего технического регламента не распространяется на:
пищевые продукты и непродовольственные товары, реализуемые физическими лицами на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках;
пищевые продукты изготовителя, реализуемые на месте.
3. Настоящий технический регламент не устанавливает требования этикетирования и маркирования к следующим видам непродовольственных товаров: военную технику и оборудование, авиационную технику, железнодорожный и автомобильный транспорт, станкостроение, подъёмно-транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины и оборудование, химическое и газонефтяное оборудование, судостроение, ракетно-космическую технику, строительную индустрию, изделия и материалы атомной промышленности, оружие, пиротехнические изделия, полиграфическую продукцию, лекарственные средства, пестициды, продукцию парфюмерно-косметическую и медицинского назначения; товаров для детей и подростов.
4. Требования к этикетированию и маркированию отдельных видов пищевой продукции и непродовольственных товаров, входящих в сферу действия настоящего технического регламента, могут конкретизироваться в других технических регламентах.
Указанные требования не должны противоречить требованиям к этикетированию и маркированию, установленным настоящим техническим регламентом.
Статья 2. Цели принятия настоящего технического регламента
Настоящий технический регламент принимается в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Статья 3. Описание и признаки объекта технического регламента
Объектом настоящего технического регламента являются упакованные и расфасованные в потребительскую тару пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, а также упакованные непродовольственные товары отечественного и зарубежного производства, впервые выпускаемые в обращение в оптовую и розничную торговлю на территории Российской Федерации.
Для целей настоящего технического регламента под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Для целей настоящего технического регламента под непродовольственными товарами понимается продукт, предназначенный для продажи и использования, но не с целью употребления его в пищу человеком и/или представителями животного мира.
Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего технического регламента используются следующие основные понятия:
маркировка – информация о пищевой продукции и непищевых товарах в виде текста, отдельных графических, информация в виде надписей, цифровых, цветовых символов (условных обозначений), и их комбинаций, наносимых на упаковку (тару), ярлык (бирку), кольеретку, этикетку, контрэтикетку, и\или излагаемая в инструкции, техничесом паспорте;
маркирование – (процесс нанесения) деятельность по нанесению маркировки (этикетки) на пищевые продукты, упаковку, этикетку, конртэтикетку или ярлык;
этикетка – носитель информации (ярлык, лента или лист-вкладыш), прикрепленный к упакованному пищевому продукту или непродовольственному товару, на который наносится маркировка указанной продукции и товара;
этикетирование – деятельность по нанесению этикетки на пищевую продуктцию или непродовольственный товар, упаковку или ярлык,
кольеретка – этикетка небольших размеров разнообразной формы, наклеиваемая на горловину бутылки;
контрэтикетка - этикетка небольших размеров, содержащая дополнительные сведения о продукции и расположенная на противоположной стороне от основной этикетки, называется;
экологическая этикетка – сведение, наносимое на непродовольственный товар, в виде знака или графического изображении (в том числе в сопроводительной документации, техническом описании), информирующее о меньшем отрицательном воздействии на окружающую среду данного товара, компонента или упаковки.
продукт пищевой функциональный - пищевой продукт, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняющий и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов;
дата изготовления - дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта и непродовольственных товаров;
дата упаковывания пищевых продуктов (дата розлива для жидких продуктов) - дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару;
срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению;
упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту и сохранность пищевых продуктов и непродовольственных товаров от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений в процессе их обращения на рынке;
упаковывание – подготовка пищевых продуктов и непродовольственных товаров к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки;
потребительская тара – тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю (пользователю) хранения и реализации пищевых продуктов потребителю, а также для их транспортирования в случаях, когда продукция отгружается непосредственно в потребительской;
транспортная тара – тара, предназначенная для упаковывания, хранения, транспортирования продукции, образующая самостоятельную транспортную единицу;
эксплуатационный документ - носитель информации (руководство по эксплуатации, инструкция или технический паспорт) об эффективном, безопасном использовании непродовольственного товара.
условное наименование - слово или группа слов, позволяющие отличить близкие по составу и\или органолептическим показателям пищевые продукты и непродовольственные товары друг от друга, не характеризующие их потребительские свойства.
Статья 5. Правила идентификации
1.Для целей применения настоящего технического регламента идентификация объектов технического регулирования проводится:
- изготовителем (продавцом или лицом, выполняющем функции иностранного изготовителя), заявляющем о соответствии продукции требованиям настоящего технического регламента и выпускающем пищевую продукцию или непродовольственный товар в обращение на территории Российской Федерации;
- должностными лицами органа государственного контроля (надзора) при определении соблюдения требований настоящего технического регламента.
2. В целях настоящего технического регламента под идентификацией маркировки пищевых продуктов понимается установление тождественности характеристик маркировки (информации на этикетке) пищевых продуктов признакам, установленным в главе 2 настоящего технического регламент.
В целях настоящего технического регламента под идентификацией маркировки непродовольственных товаров понимается установление тождественности характеристик маркировки (информации на этикетке) непродовольственных товаров признакам, установленным в главе 3 настоящего технического регламента.
3. Идентификация проводится методом визуального осмотра на основании информации, представленной на потребительской упаковке и (или) в документах, сопровождающих на стадии обращения пищевых продуктов и непродовольственных товаров на территории Российской Федерации.
Глава 2. Требования к этикетированию и маркированию пищевых продуктов
Статья 6. Требования к содержанию информации на маркировке пищевых продуктов
1. Маркировка, наносимая на упаковку пищевых продуктов, должна содержать следующие обязательные сведения:
1) наименование продукта;
2) состав продукта;
3) количество продукта;
4) срок годности продукта;
5) дата фасования (для фасованных в розничной торговле пищевых продуктов);
6) условия хранения, если они установлены изготовителем, в том числе для вскрытого и (или) приготовленного продукта;
7) наименование и место нахождения изготовителя (организации на территории Российской Федерации, либо индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, уполномоченных изготовителем на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении пищевых продуктов ненадлежащего качества);
8) рекомендации по приготовлению или употреблению пищевых продуктов, в случае, если правильное их использование без такой информации затруднено, а неправильное их приготовление и (или) использование может нанести вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к порче или неэффективному использованию продукта;
9) пищевая ценность продукта;
10) информация о генетически модифицированной продукции, или продукции, полученной из генетически модифицированных источников (ГМИ), или продукции, содержащей компоненты из ГМИ;
11) содержание алкоголя в объемных долях для напитков с содержанием алкоголя свыше 1,5 % объемных;
12) знак обращения на рынке (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
2. Маркировка на продукт диетического (лечебного и профилактического) питания, функциональных продуктов и биологически активных добавок кроме сведений, установленных в пункте 1 настоящей статьи технического регламента, должна содержать четкие указания о целевом назначении продукта, особенностях его состава и рекомендации по использованию в питании, а также противопоказания к их использованию.
3. Маркировка пищевых добавок, ароматизаторов и биологически - активных добавок кроме сведений, установленных в пункте 1 настоящей статьи технического регламента, должна содержать следующие обязательные сведения:
a) при использовании пищевых добавок в составе пищевых продуктов указывается индекс «Е»;
б) для подсластителей, содержащих многоатомные спирты (сорбит, ксилит и др., кроме эритрита) должна наносится предупреждающая надпись: «Потребление более 15-20 г в сутки может оказать послабляющее действие»;
в) для подсластителей, содержащих аспартам и его соли, должна наноситься предупреждающая надпись: «Противопоказан больным фенилкетонурией»;
г) для биологически активных добавок к пище приводят обязательную информацию: «Не является лекарством»;
4. Маркировка должна содержать информацию о наиболее распространенных веществах или продуктах, которые могут способствовать возникновению аллергических реакций или противопоказаны при отдельных видах заболеваний.
Вещества или продукты, которые могут способствовать возникновению аллергических реакций или противопоказаны при отдельных видах заболеваний, используемые в качестве ингредиентов, приводятся в составе пищевых продуктов независимо от их количества.
5. Дополнительная информация о специальных питательных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении пищевых продуктов, наличии в нем биологически активных веществ, отсутствии вредных веществ или о других аналогичных характеристиках может быть нанесена на этикетку только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации.
Содержание биологически активных веществ, витаминов и минеральных веществ указывают в случаях, если они вносились при изготовлении продуктов и могут быть проконтролированы.
6. При транспортировании отдельных пищевых продуктов допускается совмещение информации наносимой на потребительскую и транспортную упаковку.
Статья. 7. Требования к нанесению наименования пищевых продуктов
1. Наименование пищевых продуктов должно быть понятным потребителю, достоверно описывать продукт и позволять покупателю отличать данный вид пищевого продукта от других видов пищевых продуктов.
Наименование пищевых продуктов может быть дополнено фирменным названием, условным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта, нанесением фирменной (торговой) марки, торгового знака.
Наименование пищевых продуктов не должно вводить в заблуждение о месте его происхождения.
2. В наименовании пищевых продуктов должна содержаться информация об отличительных состояниях и специальной обработке пищевых продуктов, установленная в законодательстве Российской Федерации в области безопасности пищевой продукции (в том числе, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «сублимированный», «пастеризованный», «стерилизованный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически модифицированный», «подвергнутый ионизирующему облучению» и других), которую включают в наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования.
3. При включении в состав пищевых продуктов вкусоароматических добавок, имитирующих наличие в них натуральных пищевых продуктов и (или) ингредиентов, в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами со вкусом и (или) ароматом натуральных продуктов или ингредиентов или ароматизированными продуктами.
4. В наименовании пищевых продуктов не допускается:
давать наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности, происхождения, способа изготовления пищевых продуктов;
приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает;
использовать в наименованиях пищевых продуктов названия натуральных продуктов и (или) ингредиентов, если они или продукты их переработки не входят в их состав;
давать одно наименование разным пищевым продуктам;
наносить на пищевые продукты информацию «Экологически чистый».
Статья 8. Требования к указанию состава продукта
1. Состав указывают для пищевых продуктов, состоящих из более чем одного ингредиента.
В составе пищевых продуктов указывают все его ингредиенты в порядке уменьшения их массовой доли на момент изготовления пищевого продукта. Перед перечнем ингредиентов должен быть заголовок «Состав».
2. Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли.
В случае, когда массовая доля составного ингредиента пищевого продукта составляет менее 2 процентов, допускается не перечислять ингредиенты, входящие в его состав за исключением пищевых добавок, биологически активных добавок и веществ, полученных из (или) с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов.
3. В составе пищевых продуктов при использовании ароматизаторов указывается тип ароматизатора: натуральный, идентичный натуральному, искусственный.
4. В составе пищевых продуктов для пищевых добавок должна быть указана функциональная группа пищевой добавки (консерванты, стабилизаторы, регуляторы кислотности, разрыхлители и т.п.) и ее наименование, которое может быть заменено индексом «Е» пищевой добавки. Если пищевая добавка имеет несколько технологических функций, то указывается функциональная группа, соответствующая цели использования добавки при изготовлении пищевых продуктов.
Не требуется указания в составе пищевого продукта двуокиси углерода, если в описании продукта указано, что он газированный.
5. Указание состава пищевого продукта не требуется для:
свежих фруктов, ягод и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны аналогичным способом;
уксуса, полученного из единственного вида сырья без использования других ингредиентов;
пищевых продуктов, состоящих из одного ингредиента, в случае если наименование пищевого продукта совпадает с наименованием ингредиента либо если наименование пищевого продукта позволяет однозначно определить этот ингредиент.
6. Вода, входящая в рецептуру продукта, должна указываться в списке ингредиентов.
Вода может не указываться в составе пищевых продуктов в следующих случаях:
- если в процессе изготовления продукта вода служит для того, чтобы вернуть концентрированный или обезвоженный ингредиент в его первоначальное состояние;
- если вода входит в состав жидких ингредиентов, таких как рассол, маринад, сироп, бульон, тузлук и других, упоминаемых в списке ингредиентов под собственными наименованиями.
7. В составе пищевых продуктов указывается информация о применении при изготовлении пищевых продуктов ингредиентов, обработанных ионизирующим излучением.
8. В составе пищевых продуктов допускается перечислять основные естественно содержащиеся в продукте минеральные вещества и витамины без указания их количества.
9. В случаях, когда данные вещества или продукты специально не вносились в пищевой продукт, но наличие которых исключить полностью невозможно, информация о таких веществах или продуктах в пищевом продукте приводится в виде указания о возможном их содержании непосредственно после указания состава пищевого продукта.
10. Вещества или продукты, которые могут способствовать возникновению аллергических реакций или противопоказаны при отдельных видах заболеваний, используемые в качестве ингредиентов, приводятся в составе пищевых продуктов независимо от их количества.
Для целей маркирования применяется следующий перечень наиболее распространенных веществ или продуктов, которые могут способствовать возникновению аллергических реакций или противопоказаны при отдельных видах заболеваний:
1) злаки, содержащие глютен, и продукты их переработки;
2) ракообразные и продукты их переработки;
3) моллюски и продукты их переработки;
4) яйца и продукты их переработки;
5) рыба и продукты ее переработки;
6) арахис и продукты его переработки;
7) соя и продукты ее переработки;
8) молоко и продукты его переработки (включая лактозу);
9) орехи и продукты их переработки;
10) сельдерей и продукты его переработки;
11) горчица и продукты ее переработки;
12) кунжут и продукты его переработки;
13) люпин и продукты его переработки;
14) диоксид серы и сульфиты при их общем содержании более 10 мг/кг или 10 мг/л в пересчете на диоксид серы;
15) аспартам и его соли (содержащий фенилаланин и его соли).
Информация об аллергенных свойствах и противопоказаниях этих веществ или продуктов не требуется за исключением аспартама и его солей, для которых помимо указания их в составе дополнительно должна быть приведена следующая информация: «Содержит источник фенилаланина». Данная информация приводится непосредственно после указания состава пищевого продукта.
Статья 9. Требования к указанию количество продукта (масса или объем)
1. Количество пищевого продукта указывается в единицах объема, а именно: литр (л), миллилитр (мл), или в единицах массы нетто, а именно: килограмм (кг), грамм (г), или в штуках.
Для жидких продуктов может быть указана плотность.
Для фасованных пищевых продуктов и кулинарных изделий, продаваемых поштучно или взвешиваемых в присутствии потребителя, значение массы нетто или объема продукта допускается не указывать.
2. В случае если пищевые продукты предлагается потребителям в виде двух и более отдельных упаковок, которые не предназначены для продажи по отдельности, необходимо указывать количество отдельных упаковок и количество продукта в отдельных упаковках либо общее количество продукта в объединенной упаковке.
3. Для пищевых продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указана номинальная масса нетто основного компонента.
Данное требование распространяется на аналогичные продукты, подвергнутые замораживанию.
Статья 10. Требования к указанию срока годности
1. Перечень пищевых продуктов, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утверждается Правительством Российской Федерации.
Срок годности на пищевые продукты устанавливается изготовителем с даты изготовления.
2. Срок годности при маркировке указывается одним из следующих способов:
при сроке годности менее 72 часов - «годен до... (час, день и месяц)»;
при сроке годности от 72 часов до 3-х месяцев - «годен до... (день, месяц и год)»;
при сроке годности от 3-х месяцев и более - «годен до конца ... (месяц и год)» или «годен до... (день, месяц, год)».
Допускается указывать срок годности в виде: «годен ... (суток, месяцев или лет)» с указанием даты изготовления, от которой исчисляют срок годности, а для продуктов со сроком годности менее 72 часов, срок годности допускает указывать в виде «годен ... часов» с указанием часа и даты изготовления. Дату изготовления наносят в виде чисел, обозначающих день месяц и год.
3. Срок годности на потребительскую тару нарезанных и/или фасованных пищевых продуктов наносит упаковщик с учетом сроков, установленных изготовителем, но не более срока указанного изготовителем.
4. При указании даты изготовления и срока годности, после слов «дата изготовления», «годен до...», «годен ...», «годен до конца...» допускается указание места нанесения этих дат.
5. Пищевые продукты, не включенные в перечень пищевых продуктов, указанный в пункте 1 настоящей статьи, для которых изготовитель установил неограниченный срок годности, маркируются «срок годности не ограничен».
Статья 11. Требования к указанию условий хранения пищевых продуктов
Условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных относительной влажности окружающего воздуха и светового режима и других).
Для консервированных продуктов должны быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.
Статья 12. Требования к указанию наименования и местонахождения изготовителя
1. Наименование и место нахождения изготовителя пищевых продуктов включает:
юридический адрес, в том числе страну изготовления,
при несовпадении с юридическим адресом, адрес производства и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории.
Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения (при необходимости дублируется буквами латинского алфавита), а наименование страны - на русском языке.
2. Зарегистрированная на территории Российской Федерации организация либо индивидуальный предприниматель, уполномоченные изготовителем на принятие претензий от потребителей, должна быть указана в случаях, когда наименование или место нахождения такой организации или индивидуального предпринимателя не совпадают с наименованием или местом нахождения изготовителя, либо когда изготовитель расположен вне территории Российской Федерации.
3. Допускается наносить надпись «Изготовлено под контролем (далее наименование компании, фирмы-изготовителя)» с указанием юридического адреса, включая страну указанной компании, фирмы-изготовителя.
Статья 13. Требования к указанию пищевой ценности
1. Информация о пищевой ценности представляет собой количественные сведения, предназначенные для информирования потребителей о питательных свойствах продукта.
2. Сведения о пищевой ценности включают:
информацию об энергетической ценности или калорийности;
информацию о количестве белков, углеводов, сахаров, пищевых волокон (клетчатки), жиров, насыщенных жирных кислот, натрия;
информацию о витаминах и минеральных веществах.
3. Информация о пищевой ценности пищевых продуктов включает: энергетическую ценность (калорийность) и содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов с указанием их количества.. Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров, макро- и микроэлементов в 100 г, или 100 мл, или 100 см³ съедобной части продукта, а калорийность — в килокалориях и/или килоджоулях в расчете на 100 г, или 100 мл, или 100 см³ продукта.
4. Пищевая ценность не устанавливается для натуральной минеральной воды и на все другие виды воды, предназначенные для потребления человеком, а также для чая, кофе, уксуса, поваренной соли, жевательной резинки, пищевых добавок, ароматизаторов, а также сырых пищевых продуктов (мяса птицы, рыбы, овощей, ягод, фруктов и грибов).
5. При маркировании пищевых продуктов допускается использовать такие условные указания как: «отсутствует», «без», «низкая», «с низким содержанием», «высокая», «с высоким содержанием», «источник» относительно содержания белков, жиров, сахаров, витаминов и минеральных веществ, а также энергетическую ценность.
Условные указания относительно содержания белков, жиров, сахаров, витаминов и минеральных веществ, а также энергетическую ценность должны быть подтверждены доказательствами, формируемыми лицом, внесшим заявление в маркировку, самостоятельно или с привлечением третьей стороны. Указанные доказательства хранятся у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, вводящих данный пищевой продукт в оборот, и предъявляются для ознакомления в случаях, предусмотренных законодательством.
Статья 14. Требования к указанию изготовления готовых блюд
Для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов и кулинарных изделий указывают рекомендации по их изготовлению только в случае, если правильное их использование без такой информации затруднено, а неправильное их приготовление и/или использование может нанести вред здоровью потребителя, его имуществу, привести к порче или неэффективному использованию продукта.
Срок реализации на потребительскую тару нарезанных и/или фасованных пищевых продуктов наносит упаковщик с учетом сроков, установленных изготовителем, но не более срока указанного изготовителем.
Статья 15. Требования к указанию срока реализации пищевых продуктов.
Срок реализации пищевых продуктов может быть установлен изготовителем с учетом периода их срока годности и использования по назначению в домашних условиях.
Срок реализации пищевых продуктов исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом: «реализовать до ... (час, дата)» или «реализовать в течение ... (часов, суток)».
Статья 16. Требования к указанию даты изготовления и даты упаковывания пищевых продуктов.
1. Если упаковка пищевых продуктов осуществляется изготовителем, то дата изготовления и упаковывания указывают словами: «изготовлен(о) ... (дата)».
2. Если упаковка пищевых продуктов осуществляется после выпуска в обращение, то дата изготовления указывают словами «изготовлен(о) ... (дата) ...» с одновременным указанием на дату упаковывания — «упакован(о) ... (дата)».
3. Для вина, алкогольных и безалкогольных напитков, пива, уксуса указывают дату розлива, которая является одновременно датой изготовления и датой упаковывания.
4. Дату изготовления и дату упаковывания наносят в виде двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год или отметок против чисел на кромках этикетки, или дают ссылку, где она указана.
Для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, в дате изготовления и дате упаковывания (дате изготовления) дополнительно указывают время изготовления – час.
Статья 17. Требования к указанию информации о подтверждении соответствия пищевых продуктов
Продукты, соответствие которых требованиям технических регламентов подтверждено в форме обязательной сертификации или декларации о соответствии, маркируются знаком обращения на рынке.
Для добровольно сертифицируемых пищевых продуктов – в виде знака соответствия, применяемого в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено.
Информацию о подтверждении соответствия неупакованных пищевых продуктов и кулинарных изделий проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.
Статья 18. Требования к расположению информации на этикетке.
1. Маркирование пищевых продуктов должно производиться непосредственно на потребительской упаковке и (или) этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и (или) ярлыке и (или) листе–вкладыше, прилагаемом к каждой единице потребительской упаковки.
Обязательные для нанесения элементы маркировки должны быть легко читаемы и понимаемы и не вводить в заблуждение потребителей.
Средства нанесения информации, контактирующие с продуктом, не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов.
Этикетки с маркировкой располагают в одном или нескольких удобных для прочтения местах потребительской упаковки пищевых продуктов. Этикетка должна быть прикреплена таким образом, чтобы быть хорошо видимой и читаемой
2. На потребительской таре небольших размеров в целях доведения до потребителя полного текста информации о пищевых продуктах допускается информацию, характеризующую продукт (или ее часть) размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице индивидуальной или групповой потребительской тары, или на групповой потребительской таре.
В указанном случае наименование продукта, количество продукта и срок годности указывается непосредственно на потребительской упаковке.
3. Допускается наносить на потребительскую упаковку штриховой код.
4. Если групповая потребительская тара, в которую помещен продукт, покрыта дополнительной оберткой, то либо этикетка (ярлык) внутренней упаковки должна быть легко читаемой сквозь наружную обертку, либо на наружной упаковке должна быть аналогичная этикетка.
|