Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Беловский техникум технологий и сферы услуг»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ.01Управление ассортиментом товаров
УП.01.01 Основы управление ассортиментом товаров
ПП.01.01 Основы управление ассортиментом товаров
По специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
(базовой подготовки)
2016
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 01 Управление ассортиментом товаров разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, очного отделения
Организация-разработчик: ГПОУ БелТТиСУ
Разработчики:
Сафина Л.В., преподаватель высшей категории ГПОУ БелТТиСУ
_______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК торгового профиля
"___"______________ 20__ г., протокол ______.
Председатель ЦМК __________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 4 ПРАКТИКИ
2.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 5
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9
3.2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 10
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 15
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 19
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Учебная и производственная практика по профессиональному модулюПМ.01Управление ассортиментом товаровпредусматривает закрепление и углубление знаний полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необходимых умений практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Управление ассортиментом товаровПрограмма практики является составной частью профессионального модуля программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих / специалистов среднего звена .
Цели и задачи практики - требования к результатам освоения модуля
Цели и задачи практики – формирование у обучающихся практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности, обучение основным приемам, операциям и способам выполнения процессов, характерных для данной специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля учебной практики (производственного обучения) и производственной практики должен:
иметь практический опыт:
ПО1 - анализа ассортиментной политики торговой организации
ПО2 -выявлять потребности в товаре (спроса)
ПО3 -участия в работе с поставщиками и потребителями
ПО4 -приемки товаров по количеству и качеству
ПО-5 размещения товаров
ПО6 -контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров
ПО7 -обеспечения товародвижения в складах и магазинах
ПО8 -эксплуатации основных видов торгово-технологического оборудования
ПО9 -участия в проведении инвентаризации товаров
уметь:
У1 - распознавать товары по ассортиментной принадлежности
У2 -формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах
У3 -применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта
У4 -рассчитывать показатели ассортимента
У5 -оформлять договоры с контрагентами
У6 -контролировать их выполнение, в т.ч. поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству
У7- предъявлять претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств
У8 -готовить ответы на претензии покупателей
У9 -производить закупку и реализацию товаров
У10 -учитывать факторы, влияющие на ассортимент и качество при организации товародвижения
У11 -соблюдать условия и сроки хранения товаров
У12 -рассчитывать товарные потери
У13 -планировать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь
У14 -соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к торговым организациям и их персоналу, товарам, окружающей среде
У15 -соблюдать требования техники безопасности и охраны труда
При прохождении практики обучающийся(аяся) должен(а) освоить соответствующие компетенции:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.1.
|
Выявлять потребность в товарах.
|
ПК 1.2.
|
Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
|
ПК 1. 3.
|
Управлять товарными запасами и потоками.
|
ПК 1.4.
|
Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
|
ДПК.04.
|
Готовность применять современные технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2.
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество
|
ОК 3.
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
|
ОК 4.
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
|
ОК 5.
|
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
|
ОК 6.
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
|
ОК 7.
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
|
ОК 8.
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
|
ОК 9.
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Количество часов на освоение программы учебной и производственной практики (указывается в соответствии с учебным планом):
всего – 108 часов, в том числе:
Учебная практика- 72 часа
Производственная практика (по профилю специальности) - 36 часов.
Формы проведения учебной и производственной практики
Учебная и производственная практика проводится в форме практической
деятельности обучающихся под непосредственным руководством и
контролем преподавателей профессиональных модулей и руководителем от
предприятия.
Место и время проведения учебной и производственной практики
Местом прохождения учебной и производственной практики могут быть
предприятия (организации) и учреждения различных форм собственности и
правового статуса, осуществляющие коммерческую деятельность:
индивидуальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества,
объединения, ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные
группы и т.д.
Время прохождения учебной и производственной практики
определяется графиком учебного процесса и расписанием занятий.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении
Учебной и производственной практики – 6 часов и не более 36 академических часов в неделю.
На обучающихся, проходящих учебную и производственную практику
на базах практической подготовки, распространяются правила охраны труда
и правила внутреннего трудового распорядка, действующие на базе
практической подготовки.
Отчетная документация по результатам практики.
В период прохождения практики, обучающиеся обязаны вести
документацию:
1. Дневник практики.
2. Отчет по практике.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
Таблица 1.
Коды
профессиональных и общих компетенции
Междисциплинарный курс
Курс
Семестр
Объем времени, отведенный на освоение МДК
Самостоятельная работа обучающихся
Практика
Максимальная учебная нагрузка и практика
Обязательная аудиторная нагрузка
Учебная, для СПО
Производственная по модулю
Всего часов
в том числе
Теоретические
занятия
Лабораторные
работы
Практические
занятия
Курсовые работы (проекты)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
ПК 1.1. - 1.4. ОК 1-10
МДК 01.01
МДК 01.02
2
3
708
400
400
*
198
30
200
72
36
Всего
708
400
400
198
30
200
72
36
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план учебной и производственной практики профессионального модуля
ПМ.01Управление ассортиментом товаров
Таблица2.
№ п/п
|
Виды работ
|
Количество часов
|
|
Учебная практика
|
|
1.
|
Ознакомление с предприятием.
|
6
|
2.
|
Изучение структуры ассортимента товаров магазина.
|
6
|
3.
|
Определение товарных групп, занимающих наибольший и наименьший удельный вес в товарообороте.
|
6
|
4.
|
Источники поступления товара. Поставщики товаров.
|
6
|
5.
|
Оформление документации на поставку и реализацию товаров.
|
|
6.
|
Оценка конкурентоспособности предприятия, потребительской привлекательности товаров и услуг.
|
6
|
7.
|
Формы, используемые предприятием для продвижения товаров и услуг на рынок, их эффективность.
|
6
|
8.
|
Приемка товаров по количеству и качеству.
|
6
|
9.
|
Соблюдение правил хранения товаров.
|
6
|
10.
|
Определение вида товарных потерь.
|
6
|
11.
|
Ознакомление с техническим оснащением предприятия.
|
6
|
12.
|
Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при производственных процессах.
|
6
|
|
Всего:
|
72
|
|
Промежуточная аттестация в форме зачета
|
|
|
Производственная практика
|
|
1.
|
Ознакомление с ассортиментной политикой торговой организации, с порядком формирования и регулирования ассортимента в торговом предприятии.
|
6
|
2.
|
Выявление потребности в товарах (спросе).
|
6
|
3.
|
Ознакомление с поставщиками торговой организации, видами договоров и особенностями их заключения, а также с видами сопроводительных документов.
|
6
|
4.
|
Контроль условий и сроков транспортирования и хранения товаров, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке в торговой организации.
|
6
|
5.
|
Обеспечение товародвижения в складе и магазине.
|
6
|
6.
|
Участия в проведении инвентаризации товаров.
|
6
|
|
Всего:
|
36
|
|
Промежуточная аттестация в форме зачета
|
|
3.2. Содержание учебной практики
Таблица 3.
№
п\п
|
Индекс
модуля,
МДК
|
Виды работ
|
Содержание работ
|
Кол-во
часов
|
Коды компетенций
|
ПО / У
|
Формы и методы контроля
|
ФИО
руководителя
практики
|
ОК
|
ПК
|
Учебная практика
|
1
|
ПМ.03
|
Ознакомление с предприятием.
|
Ознакомление с предприятием: его типом, специализацией, местом расположения, режимом работы, перечнем основных и дополнительных услуг розничной торговли, с видами материальной ответственности.
Приложить к отчету:копии организационно - правовых документов, схема организационной структуры.
|
|
6
|
ОК1.
ОК6.
ОК7.
|
ПК1.1.
|
ПО1/У1
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
Сафина
Лариса Владимировна
|
2
|
ПМ.03
|
Изучение структуры ассортимента товаров магазина
|
Изучение структуры ассортимента.
Ознакомление с порядком составления ассортиментного перечня и контроль за его соблюдением.
Распознавание товаров по ассортиментной принадлежности
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7.
|
ПК1.1.
|
ПО1/У1
У2
У4
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
3
|
ПМ.03
|
Определение товарных групп, занимающих наибольший и наименьший удельный вес в товарообороте.
|
Применение средств и методов маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта.
Анализ особенностей спроса на товары, поставляемые различными поставщиками.
Ознакомление со способами и приемами предоставления потребителю информации.
Формирование торгового ассортимента по результатам анализа потребности в товарах.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
|
ПО1/У1
У2
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
4
|
ПМ.03
|
Источники поступления товара. Поставщики товаров.
|
Ознакомление с источниками закупки товаров и критериями выбора поставщиков. Определение основных поставщиков предприятия.
Изучение содержание документов на поставку товаров.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.2.
|
ПО2/У1
ПО3/
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
|
5
|
ПМ.03
|
Оформление документации на поставку и реализацию товаров.
|
Ознакомление с видами договоров, применяемых на предприятии.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.4.
|
ПО4/У5
/
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
6
|
ПМ.03
|
Оценка конкурентоспособности предприятия, потребительской привлекательности товаров и услуг.
|
Определение основных конкурентов предприятия и провести их анализ.
Оценка показателей конкурентоспособности товаров и услуг.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
ПК1.2.
|
ПО2/У3
ПО3/
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
7
|
ПМ.03
|
Формы, используемые предприятием для продвижения товаров и услуг на рынок, их эффективность.
|
Применяемые методы сбыта товаров (услуг), их достоинства и недостатки;
Анализ методов стимулирования сбыта, используемых предприятием.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
ПК1.2
|
ПО2/У3
ПО3/
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
8
|
ПМ.03
|
Приемка товаров по количеству и качеству.
|
Соблюдение правил приемки по количеству и качеству.
Ознакомление с документами о количестве и качестве.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.4.
|
ПО2/У3
ПО3/
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
9
|
ПМ.03
|
Соблюдение правил хранения товаров.
|
Анализ условий хранения товара на предприятии: место хранения, оборудование, способы укладки, товарное соседство, температурный режим, относительная влажность (на примере товарной группы).
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
|
ПО6/У11
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
|
10
|
ПМ.03
|
Определение вида товарных потерь.
|
Определение товарных потерь и порядок их списания на предприятии.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.3.
|
ПО7/У12
/У13
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
11
|
ПМ.03
|
Ознакомление с техническим оснащением предприятия.
|
Ознакомление с торгово - технологическим оборудованием предприятия.
Применение торгового оборудования и соблюдение правил его эксплуатации.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
|
ПО8/У15
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
12
|
ПМ.03
|
Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при производственных процессах.
|
Ознакомление с документами по охране труда, видов инструктажей, проводимых с сотрудниками.
Дать характеристику безопасности производственных процессов.
Зачет.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
|
ПО8/У15
|
Наблюдение за ходом выполнения работ.
|
|
Всего:
|
72
|
|
|
|
|
|
3.2. Содержание производственной практики
Таблица3.
№
п\п
|
Индекс
модуля,
МДК
|
Виды работ
|
Содержание работ
|
Кол-во
часов
|
Коды компетенций
|
ПО / У
|
Формы и методы контроля
|
ФИО
руководителя
практики
|
ОК
|
ПК
|
Производственная практика
|
1
|
ПМ.03
|
Ознакомление с ассортиментной политикой торговой организации, с порядком формирования и регулирования ассортимента в торговом предприятии.
|
Изучение ассортимента товаров, реализуемых предприятием.
Расчёт и анализ показателей свойств ассортимента по группам однородных товаров продовольственных или непродовольственных товаров (широта, полнота, глубина, устойчивость, новизна) в соответствии с требованиями ассортиментной политики.
Составление мероприятийпо совершенствованию ассортиментной политики торговой организации.
Приложить к отчету: копию ассортиментного перечня отдела или магазина.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
|
ПО1/У1
/У2
|
Экспертное оценивание выполнения задания на производственной практике
|
Акимова
Ольга
Викторовна
|
2
|
|
Выявление потребности в товарах (спросе).
|
Изучение спроса на определенные товары, в том числе нового ассортимента.
Определение степени удовлетворения покупателей, ассортиментом товаров, имеющихся в магазине (проведение опроса, наблюдения, регистрации объема продаж).
Оказание информационно-консультативных услуг потребителям.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.1.
|
ПО1/У1ПО2/ У2
|
Экспертное оценивание выполнения задания на производственной практике
|
3
|
|
Ознакомление с поставщиками торговой организации, видами договоров и особенностями их заключения, а также с видами сопроводительных документов.
|
Составление перечня поставщиков товаров определенной группы (продовольственная или непродовольственная группа товаров).
Принятие участия в заключении договора поставки товаров и оформлению сопроводительных документов.
Составление заявок и заказов на поставку товаров (по заданию товароведов) и доведение их до поставщиков.
Выявление и/или подготовка претензий к поставщикам при условии невыполнения договоров.
Приложения к отчету: копии договора поставки, спецификации, прайс-листа, заявки, заказа, товарно- транспортной накладной и др.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.2.
|
ПО3/У5ПО2/ У7
/ У8
|
Экспертное оценивание выполнения задания на производственной практике
|
4
|
|
Контроль условий и сроков транспортирования и хранения товаров, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке в торговой организации.
|
Произвести проверку санитарного; состояния транспортных средств, доставляющих товары, а также сроков доставки товаров.
Проверка правильности размещения товаров в складе (соблюдение минимально допустимой ширины проездов, максимально допустимой высоты укладки товаров на хранение, товарного соседства и др.)
Проверка соблюдения условий хранения товаров в торговом зале магазина (охлажденных скоропортящихся, мороженых пищевых продуктов, светочувствительных товаров и т.п.), а также санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке в торговом предприятии.
Мероприятия по сокращению товарных потерь.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.4.
|
ПО3/У11ПО2/У14
|
Экспертное оценивание выполнения задания на производственной практике
|
|
5
|
|
Обеспечение товародвижения в складе и магазине.
|
Ознакомление с последовательностью операций товародвижения в складе магазина и перемещении товаров в торговый зал.
Подготовка рабочего места для предреализационной подготовки товаров к продаже.
Ознакомление с технологией подготовки продовольственных и непродовольственных товаров к продаже.
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.3.
|
ПО4/У9 /У10
|
Экспертное оценивание выполнения задания на производственной практике
|
6
|
|
Участия в проведении инвентаризации товаров.
|
Ознакомление с порядком проведения инвентаризации товаров в магазине.
Участие в проведении инвентаризации.
Выявление случаев недостачи товаров.
Ознакомление с порядком списания товарных потерь (естественной убыли и актируемых потерь).
Зачет.
Приложить к отчету: копии инвентаризационных ведомостей, актов на списание товаров
|
6
|
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК7
|
ПК1.4.
|
ПО9/У14
|
Экспертное оценивание выполнения задания на производственной практике
|
|
Всего:
|
36
|
|
|
|
|
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1.Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Производственная практика проводиться как в условиях учебно-производственных мастерских техникума, так и на производственных площадках предприятий розничной торговли города.
Оборудование кабинета производственного обучения: учебная доска, экран, проектор, ПК, комплект учебной мебели (12 столов, 24 стула).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета торгово-технологического оборудования:
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект инструментов и приспособлений;
наглядные пособия (по устройству контрольно-кассовой техники),инструктажи по технике безопасности.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением:
мультимедиапроектор;
кассовые машины различных типов, POS- терминал.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест лаборатории:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
плазменная панель,
различные модели контрольно-кассовых машин
POS- терминал
комплект учебно-методической документации
микрокалькуляторы.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебного магазина:
торговое оборудование (прилавки, витрины, стеллажи, кассовая кабина);
кассовые машины; POS- терминал;
натуральные образцы и муляжи товаров;
микрокалькуляторы;
денежные купюры
упаковочный материал.
|