Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции
Программа: «Студенческие малые гранты»
результаты исследования на тему:
«Незаконный оборот лесных ресурсов как разновидность организованной преступной деятельности и совершенствование системы мер ее предупреждения (на примере Тверской области)».
Выполнил:
Хлебодаров Вячеслав Владимирович,
студент 4 курса 406 группы Института прокуратуры РФ ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»
Саратов 2013
Оглавление
См.: В Тверской области перед судом предстанет группа лиц, обвиняемых в незаконной рубке лесных насаждений // http://www.sledcom.ru/corruption/inquest/detail.php?ID=13560 (дата обращения 15.02.2013). 77
См.: Депутат сельского поселения обвиняется в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере // Прокуратура Тверской области. – URL: http://www.prokuratura.tver.ru/departments/32. (дата обращения 25.12.2012). 78
46.В Тверской области перед судом предстанет группа лиц, обвиняемых в незаконной рубке лесных насаждений // http://www.sledcom.ru/corruption/inquest/detail.php?ID=13560 (дата обращения 15.02.2013). 103
47.Депутат сельского поселения обвиняется в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере // Прокуратура Тверской области. – URL: http://www.prokuratura.tver.ru/departments/32. (дата обращения 25.12.2012). 103
Введение
Охрана окружающей среды от преступных посягательств и предупреждение экологических преступлений входят в число основных задач Уголовного кодекса Российской Федерации1. Уголовный закон призван обеспечивать конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и конституционную гарантию охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей. Одним из важнейших объектов природы является лес. Сейчас трудно назвать отрасль народного хозяйства, в которой не использовалась бы древесина и другие разнообразные продукты, получаемые из нее путем химической переработке. Лес – это целый комплекс разнообразных растений, главными из которых являются древесные. Этому разнообразию лесной растительности сопутствуют многие виды зверей и птиц, значительная часть которых имеет промысловое значение2. Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов (по данным Росстата 46.6 % территории России покрыто лесами). Сегодня доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте РФ не превышает 3 %. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. Причин вышеперечисленного положения множество, но главными, на мой взгляд, являются неэффективная организация системы управления лесами в целом и государственного лесного контроля в частности, что влечет увеличение числа незаконных рубок лесных насаждений, соответственно, объемов незаконного оборота лесных ресурсов.
Говоря об обороте лесных ресурсов как разновидности преступной деятельности, следует разделить эту деятельность на этапы, каждый из которых подробно будет отдельно рассмотрен в исследовании – незаконная рубка леса (на мой взгляд, ключевой), обработка и собственно оборот (торговля). Последние два этапа по сравнению с первым латентны (обработка вовсе может не осуществляться). Соответственно для осуществления столь обширной деятельности необходима организованность, объединение усилий многих людей. Оригинальность работы как раз состоит в том, что оборот лесных ресурсов будет рассмотрен как совокупность следующих стадий: рубка, обработка, реализация на рынке. Если мы говорим о преступной деятельности в этой сфере, то каждая из перечисленных составляющих также преступна.
Главная цель данного исследования: на примере Тверской области выявить особенности такой разновидности организованной преступной деятельности как оборот лесных ресурсов, а также выработать предложения по совершенствованию мер ее предупреждения.
Поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности Тверской области, как одного из самых лесистых регионов Центральной России - площадь земель лесного фонда, земель непосредственно покрытых лесом, органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере охраны лесов, деятельность прокуратуры, следственных органов (будет изучена следственная практика и статистические данные о преступлениях в этой сфере);
уточнить содержание понятия «лесные ресурсы», в которое будут включены главным образом запасы леса (лесоматериалы, древесина);
изучить федеральное и региональное законодательство, составляющее правовую основу осуществления государственного лесного контроля (надзора) и охраны лесных ресурсов в целом, зарубежный опыт (построения системы охраны лесных ресурсов), судебную практику и практику прокурорского надзора за соблюдением законодательства в этой сфере;
обратить особое внимание на рассмотрение оборота лесными ресурсами как разновидности организованной преступной деятельности, изучить ее коррупционную составляющую;
по обозначенной проблеме опросить жителей Тверской области, сотрудников правоохранительных органов, практических работников (лесничих, егерей, государственных лесных инспекторов и т.д.);
сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, системы органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в этой сфере, методики расследования преступлений, предусмотренных указанными выше статьями Уголовного кодекса РФ (схемы и этапы совершения преступлений, преступных связей, нахождение точек сбыта и т.д.).
Мною выдвинуты следующие гипотезы:
незаконный оборот лесных ресурсов на территории Тверской области осуществляется организованными преступными группами, часто имеет межрегиональных характер;
несовершенство административно-правовой организации государственного лесного контроля (надзора) – основная причина увеличения незаконных рубок лесных насаждений;
коррупция ведет также к увеличению количества незаконной рубки лесных насаждений и является причиной их латентности;
существуют «пробелы» в законодательстве, которые в свою очередь обуславливают несовершенство административной организации деятельности по осуществлению государственного лесного контроля (надзора).
На теоретическом уровне осуществлен анализ основных понятий, категорий, используемых в исследовании. Будут применены исторический, сравнительный и формально-юридический методы. Мною применен контент-анализ - количественный анализ публикаций в СМИ. Данный социологический эмпирический метод помог уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. Это помогло определить актуальность исследования (временной промежуток не был ограничен, но особое внимание уделено публикациям последних пяти лет). Также использование метода обусловлено тем, что 79 % опрошенных получают информацию о незаконном обороте лесных ресурсов из СМИ. Мною широко использованы компьютерные технологии (жителям труднодоступных районов Тверской области анкеты отсылались через социальную сеть «ВКонтакте»). Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод был использован в двух видах:
анкетирование, (группа опрашиваемых из числа жителей Тверской области анонимно заполняли анкету в моем присутствии) – всего было распространено и собрано 200 анкет в разных районах Тверской области (форма анкеты в Приложении № 1);
интервьюирование(форма интервью и результаты в Приложениях № 2 и № 3), которое предполагал личное общение с опрашиваемым в форме прямого экспертного интервью. Экспертный опрос позволил проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области (опрошено 9 человек-экспертов).
Данные об опрошенных жителях Тверской области в ходе анкетирования приведены ниже в таблице:
Ваш пол:
|
|
мужской
|
117
|
58,5 %
|
женский
|
83
|
41,5 %
|
Ваш возраст:
|
|
15-20
|
81
|
40,5 %
|
20-40
|
106
|
53 %
|
40 и более
|
13
|
6,5 %
|
Ваше образование:
|
|
среднее
|
73
|
36,5 %
|
среднее специальное
|
21
|
10,5 %
|
незаконченное высшее
|
36
|
18 %
|
высшее
|
70
|
35 %
|
иное
|
0
|
0 %
|
Ваше социальное положение:
|
|
рабочий
|
44
|
22 %
|
служащий
|
32
|
16 %
|
сотрудник правоохранительных органов
|
1
|
0,5 %
|
сотрудник контрольно-надзорного органа в сфере охраны лесов
|
3
|
1,5 %
|
студент
|
102
|
51 %
|
учащийся
|
0
|
0 %
|
предприниматель
|
8
|
4 %
|
пенсионер
|
6
|
3 %
|
безработный
|
4
|
2 %
|
иное
|
0
|
0 %
|
Район Вашего проживания (в Тверской области)
|
|
Бельский (лес 65 % территории)
|
5
|
2,5 %
|
Бологовский
|
9
|
4,5 %
|
Весьегонский (лес 54 % территории)
|
2
|
1 %
|
Жарковский (лес 65 % территории)
|
7
|
3,5 %
|
Зубцовский
|
31
|
15,5 %
|
Калининский
|
4
|
2 %
|
Кашинский
|
4
|
2 %
|
Краснохолмский
|
1
|
0,5 %
|
Нелидовский
|
2
|
1 %
|
Осташковский
|
8
|
4 %
|
Пеновский (лес 70 % территории)
|
11
|
5,5 %
|
Ржевский
|
22
|
11 %
|
Селижаровский
|
16
|
8 %
|
Старицкий
|
28
|
14 %
|
Торжокский
|
10
|
5 %
|
Удомельский
|
13
|
6,5 %
|
Фировский
|
5
|
2,5 %
|
г. Тверь
|
22
|
11 %
|
Удалось опросить жителей наиболее «лесистых» регионов, таких как Бельский, Весьегонский, Жарковский, Пеновский, Селижаровский и др. Опрос представителей различных районов Тверской области обусловил региональный аспект исследования. Удалось также провести социологическое наблюдение в ходе участия в рейде сотрудников полиции (УМВД РФ по Тверской области) в целях пресечения деятельности незаконных пилорам на территории n-го района Тверской области (подробнее в Приложении № 4).
В конце каждой главы исследования сформулированы промежуточные выводы, которые использованы при составлении заключения. Несмотря на региональный аспект исследования все выводы будут носить универсальный характер и применимы для других регионов, т.к. 49 % опрошенных считают, что вред от незаконного оборота лесных ресурсов, в первую очередь, причиняется экономике всего государства в целом (13 % считают, что экономике отдельно взятого региона и муниципального образования). Действительно, лесные участки находятся лишь в федеральной собственности (предоставляются по договору аренды), леса одно из наших основных богатств, доходы от которых, как уже говорилось выше, незначительны. 35,5 % отметили, что вред причиняется человеку и 2 % указали на такое негативное последствие, как гибель животных. Леса отдельно взятых субъектов РФ – неотъемлемая часть цельной экологической системы России и мира.
|