Диагностика автомобильного двигателя

Диагностика автомобильного двигателя


НазваниеДиагностика автомобильного двигателя
страница1/21
ТипКнига
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
К. КЕЛЕР

ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Издательство «Карпати» Ужгород 1977

6Т2.11 К34

Как обнаружить неисправности в автомобильном дви­гателе без разборки? Этот вопрос интересует каждого специалиста. В книге описаны существующие методы диагностики технического состояния двигателей, дан их анализ и рекомендации по практическому применению и перспективам развития диагностических методов и средств, отражена экономическая эффективность их при­менения на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания и шоферами-любителями.

Книга будет полезной широкому кругу работников автомобильного транспорта, инженерно-техническим ра­ботникам, также студентам автомобильно-дорожных институтов и техникумов.

Рецензент — кандидат технических наук И. К. Ни­китин,

К м215(04)0-77 46~76 © Издательство «Карпати», 1977 г.

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильная промышленность СССР — одна из наи­более развитых отраслей машиностроения по уровню технологии и организации производства. Темпы приро­ста производства в автомобильной промышленности пре­вышают темпы развития других отраслей машиностро­ения. В 1980 году в нашей стране будет выпущено 2,1—2,2 млн. автомобилей.

Наряду с быстрым ростом объема производства до­стигнуты успехи и в повышении качества продукции. Ос­новные модели отечественных автомобилей могут рабо­тать без капитального ремонта длительное время, ре­сурс их доведен до 250—300 тыс. км пробега. Наши отечественные легковые автомобили по своим технико- эксплуатационным качествам стоят на уровне лучших зарубежных образцов. Подтверждением этого являются традиционные победы советских спортсменов-автомоби­листов на всех крупнейших международных соревнова­ниях последних лет.

Автомобильный транспорт — ведущий вид транспор­та в нашей стране. Поэтому повышение эффективности его работы является важнейшей народнохозяйственной задачей. Высокая эффективность эксплуатации автомо­билей обеспечивается рациональной технологией техни­ческого обслуживания и текущего ремонта. Как отме­чается в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС, в автомобильной промышленности необходимо «значительно улучшить организацию капи­тального ремонта автомобилей, а также техническое

Э

обслуживание легкового транспорта..» Однако в настоя­щее время затраты на поддержание технической готовно­сти автомобиля в течение всего периода эксплуатации в 7—9 раз превышают затраты на его производство. В це­лом по стране на ремонт и техническое обслуживание автомобильного парка ежегодно расходуется более 1,5 млрд. рублей. При этом многие профилактические опе­рации выполняются преждевременно, а ремонтные — в большем объеме, чем требуется.

Одним из важнейших путей снижения затрат на тех­ническое обслуживание и ремонт автомобилей является широкое применение средств диагностики, то есть опре­деления технического состояния автомобилей и их агре­гатов с целью прогнозирования возможностей их даль­нейшей безотказной работы. Диагностика позволяет вы­явить скрытые ^неисправности и предупредить отказы механизмов, определить их годность для дальнейшей эксплуатации, уточнить объем ремонтных и профилакти­ческих работ, дать оценку качества технического обслу­живания. Поэтому в последние годы в нашей стране вопросам диагностики технического состояния автомо­билей уделяется большое внимание.

Широкая сеть станций технического обслуживания легковых и грузовых автомобилей позволит наиболее эффективно использовать средства диагностики, повы­сить надежность и долговечность автомобилей и сни­зить затраты на их техническое обслуживание и ремонт.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

Термин «диагностика» появился в технике сравнитель­но недавно. Подобно тому, как в медицине по косвенным признакам (температура, состав и давление крови, час­тота сердцебиения) определяется вид заболевания чело­века, в технике для определения технического состояния механизмов могут быть использованы некоторые явления, сопровождающие работу этих механизмов. Это и вибра­ции, возникающие при соударении деталей, и прорыв газов из камеры сгорания в картер, и расход топлива и масла, и многие другие явления. Причем, техническое состояние двигателей определяется, как правило, без их разборки.

В наше время показалось бы весьма странным, если бы для выявления какого-либо простого вида внутрен­него'заболевания человека производили его вскрытие. Медицина располагает достаточно богатым опытом, со­вершенными методами и средствами для того, чтобы безошибочно устанавливать диагноз по косвенным при­знакам. В технике же дело обстоит совершенно по-ино­му. Нередко даже в крупных автотранспортных пред­приятиях для того, чтобы убедиться в исправности агре­гата или системы, производят его частичную или полную разборку. Еще хуже с автомобилями, находящимися в частном пользовании. Средний годовой пробег их в на­шей стране составляет 8—10 тыс. км, а двигатели таких автомобилей, как «Волга», «Жигули» могут отработать до капитального ремонта более 8 тыс. часов, что соот­ветствует пробегу автомобиля более 250 тыс. км. Прак­тически же очень часто разборка двигателя производится не по фактической потребности, а значительно рань­ше. Стремление подвергнуть двигатель ремонту раньше потребности отчасти объясняется силой традиции, уста­ревших представлений о долговечности механизмов. При

этом упускается из виду, что конструкции и технология изготовления двигателей непрерывно совершенствуются. За последние 10 лет долговечность отечественных авто­мобильных двигателей возросла более, чем в 2 раза. Если поршневые кольца первых двигателей ЗИЛ-130 нужно было заменять через 80—100 тыс. км пробега, то ресурс этих колец в настоящее время превышает 200 тыс. км. Подобные примеры можно было бы привести для мно­гих других деталей.

Кроме того, незнание методов диагностики двигате­лей, а порою и несовершенство их, является причиной того, что автомобили и их агрегаты подвергаются ремон­ту на основании субъективных заключений обслужива­ющего персонала, а не по фактической потребности. В то же время известно, что любая разборка механизма отрицательно влияет на его дальнейшую работоспособ­ность. С какой бы тщательностью ни была произведена разборка и сборка, режим затяжки крепежных соедине­ний всегда отличается от первоначального. Вследствие деформации материала деталей изменяется их геометри­ческая форма, нарушается соосность и т. д. Это приво­дит к тому, что при дальнейшей работе механизма вновь происходит приработка деталей, так называемая вторич­ная приработка, которая, как известно, сопровождается повышенной скоростью износа деталей. По некоторым данным, на вторичную приработку затрачивается до 30% ресурса безотказной работы механизмов, что резко сни­жает срок их службы.

Нередко встречается и другая крайность: автомобиль или его агрегат подвергаются ремонту после аварийной поломки, когда отдельные детали не подлежат восста­новлению и их приходится заменять ловыми. Восстанов­ление других деталей связано с более сложными и до­рогими технологическими процессами. Например, в обыч­ном случае коленчатый вал двигателя подвергается при ремонте проточке и шлифовке. Этот способ — способ ремонтных размеров — один из самых дешевых и обес­печивает высокую долговечность коленчатых валов. Но если шейки вала вследствие аварийной поломки имеют глубокие задиры, оплавления, их приходится протачи­вать, наплавлять, вновь протачивать, шлифовать и под­вергать термообработке. Ремонт, таким образом, зна­чительно усложняется. Кроме того, общий срок службы деталей до полной выбраковки в этих случаях обычно резко сокращается. Следовательно, как чрезмерно ран­ний, так и поздний ремонт автомобиля или его агрегата весьма нежелательны.

Своевременно прекратить эксплуатацию автомобиля и подвергнуть его ремонту можно только в случае при­менения объективного инструментального диагностиро­вания технического состояния.

Диагностика в технике не случайно претерпела наи­более бурное развитие именно на автомобильном транс­порте. Автомобиль — достаточно сложная система, в ко­торой для хорошей работы всей машины в целом нужна надежная и согласованная работа ее отдельных агрега­тов и механизмов. Кроме того, автомобили в масштабе страны исчисляются десятками миллионов, и их эксплу­атацией занимается огромное количество людей. Отсюда понятно, что обеспечение надежной, безотказной рабо­ты автомобилей — важная народнохозяйственная за­дача.

Двигатель принято называть сердцем автомобиля. Он является наиболее сложным и дорогостоящим агрегатом. Техническое состояние его во многом зависит от исправ­ности всего автомобиля. Поэтому развитию методов и средств диагностики уделяется огромное внимание.

Диагностирование, в отличие от обычного контроля, ставит перед собой задачу определения технического со­стояния автомобиля или его агрегата для прогнозирова­ния ресурса дальнейшей безотказной работы. При этом диагностирование должно производиться на основании исследования, преимущественно без разборки механиз­мов, с помощью новейших достижений науки и техники.

Диагностика технического состояния системы — от­расль науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправного состояния, методы, принципы и оборудова­ние, при помощи которых дается заключение о техниче­ском состоянии системы без разборки и прогнозирование ресурса ее безотказной работы.

Диагностирование — это один из видов технических воздействий, направленных на поддержание автомобиля в исправном состоянии. Диагностирование — часть кон­троля техническрго состояния системы по диагностиче­ским параметрам. Снятие отдельных деталей для при­соединения измерительных приборов не является разбор­кой.

Система — упорядоченная совокупность совместно действующих объектов, предназначенная для выполне­ния заданных функций. В качестве системы можно рас­сматривать двигатель или его механизмы, например, кривошипно-шатунный механизм.

Элемент — объект (часть системы), входящий в си­стему и выполняющий в ней заданные функции. Элемен­тами двигателя являются отдельные его узлы и детали.

Структура системы — определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей (элементов), ха­рактеризующая устройство и конструкцию системы.

Параметр — качественная мера, объясняющая свой­ство системы, элемента или явления, в частности, про­цесса. Параметр, используемый при диагностировании, называется диагностическим.

Значение параметра — количественная мера пара­метра.

Структурный параметр — качественная мера, харак­теризующая свойство структуры системы или ее элемен­та. Основной структурный параметр — ка­чественная мера возможности выполнения системой заданных функций. Второстепенный структур­ный параметр — качественная мера, характеризу­ющая удобство эксплуатации, внешний вид, техническую эстетику и другое. Под структурным параметром подра­зумевается геометрическая форма, размеры, взаимное расположение и сопряжение элементов, чистота их по­верхности, микроструктура материала и т. д.

Входной параметр — качественная мера воздействия на систему извне. В качестве входных параметров мож­но рассматривать нагрузку, климатические, атмосферные и другие условия.

Выходной параметр — качественная мера внешнего проявления свойств системы. Выходными параметрами двигателя являются мощность и крутящий момент, га­зовыделение, шумообразование и т. д.

Предельное значение параметра — показатель, при котором дальнейшая эксплуатация агрегата или узла не­доступны или нецелесообразны по технико-экономиче­ским соображениям.

Диагностический параметр (симптом) — косвенное проявление технического состояния системы, элемента.

Исправное техническое состояние — состояние систе­мы, при котором все ее структурные и выходные пара­метры находятся в допустимых пределах изменения.

Неисправное техническое состояние — состояние си­стемы, при котором хотя бы один из основных структур­ных и выходных параметров вышел за допустимые пре­делы изменения.

Работоспособное состояние — состояние системы, при котором ее основные структурные и выходные парамет­ры находятся в допустимых пределах изменения.

Отказ автомобиля, агрегата, узла, детали — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состоя­ния в течение определенного времени, запланированного для выполнения транспортной или специальной работы, а также выявленное при диагностировании, техническом обслуживании и ремонте.

Прогнозирование — определение срока службы авто­мобиля, агрегата или узла до момента возникновения предельного состояния, оговоренного в технической до­кументации.

Диагноз — заключение о техническом состоянии си­стемы. Диагноз, формируемый по минимальному числу общих диагностических параметров, называется экс­пресс-диагнозом.

Объективное диагностирование — процесс, осуще­ствляемый при помощи контрольно-измерительного обо­рудования, приборов и инструментов.

Субъективное диагностирование — определение без контрольно-измерительных приборов и инструментов ди­агностических параметров, поддающихся оценке с по­мощью органов чувств или с применением отдельных средств для усиления сигнала.

Общее диагностирование — диагностирование авто­мобиля, агрегата, узла по диагностическим параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности («исправен» — «неисправен»).

Диагностирование поэлементное (углубленное) — диагностирование автомобиля, агрегата, узла по пара­метрам, характеризующим их техническое состояние с выявлением места, причины и характера неисправностей и отказов.

Контрольно-диагностические средства — оборудова­ние, приборы и инструменты для оценки техническо­го состояния автомобилей. Контрольно-диагностические средства могут быть стационарными, передвижными, пе­реносными.

Вполне очевидно, что с изменением структурных па­раметров, например, зазоров, размеров, изменяются и параметры выходных процессов (мощность, расход топ­лива, давление в конце такта сжатия и др.)- Поэтому параметры выходных процессов при определенных усло­виях могут служить косвенными признаками исправного или неисправного технического состояния двигателя. При этом диагностирование механизма может произ­водиться без его разборки.

Неисправное состояние наступает тогда, когда значе­ния структурных параметров агрегата и соответствую­щие им параметры выходных процессов выходят за пре­делы допустимых, заранее установленных.

Профессор Я. X. Закин определил три условия, при которых параметры выходных процессов могут служить симптомами технического состояния. Первое условие (условие однозначности) заключается в том, что "каж­дому значению структурного параметра должно соот­ветствовать одно, вполне определенное значение пара­метра выходного процесса. Например, по мере из­нашивания двигателя увеличиваются зазоры в его сопряжениях, и в этой связи уменьшается максимальная мощность.

Второе условие (условие широты поля изменения): параметр выходного процесса должен иметь возможно большее относительное изменение при абсолютном из­менении структурного параметра. Объяснить это условие можно на таком примере. С увеличением износа двига­теля максимальная мощность его снижается и при пре­дельном износе мощность меньше первоначальной на 5—7%. В то же время содержание металлических про­дуктов износа в картерном масле двигателя может воз­расти на 800—1000%. Рассматривая содержание продук­тов износа в масле, как параметр выходного процесса, можно отметить, что относительное изменение его зна­чительно больше (более, чем в 100 раз), чем изменение максимальной мощности. Поэтому, намного легче и точ­нее уловить относительное изменение этого параметра и, таким образом, более достоверно провести диагностиро­вание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Диагностика автомобильного двигателя iconВладимир Семенович Найман Все о предпусковых обогревателях и отопителях...
Но прежде чем вам, читатель, знакомиться с ними, позвольте напомнить причины, почему затруднен зимний запуск автомобильного двигателя....

Диагностика автомобильного двигателя iconАкпп диагностика: диагностика автоматической коробки передач
Диагностика современных автоматических коробок передач обязательно должна включать в себя следующие процессы

Диагностика автомобильного двигателя iconОбщий вводный инструктаж по практике
Наименование работы: Оснащение рабочего места механика. Проверка мощности двигателя, экономичности, расхода масла, компрессии в цилиндрах...

Диагностика автомобильного двигателя iconДиагностика системы питания дизельного двигателя трактора
Практические занятия дают возможность учащимся, опираясь на теоретические знания, не только ознакомиться, но и освоить все необходимые...

Диагностика автомобильного двигателя iconИнструкция) Заменить воздушный фильтр двигателя (
Убедиться в отсутствии утечек моторного масла через уплотнители, сальники двигателя

Диагностика автомобильного двигателя iconО техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
Тии министерства высшего и среднего специального образования ссср, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта...

Диагностика автомобильного двигателя iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Ремонт двигателя. Стук двигателя. Стук глухого тона. Частота стука возрастает с увеличением оборотов

Диагностика автомобильного двигателя iconПриказ от 9 декабря 1970 года n 19 Об утверждении Правил технической...
Утвердить разработанные в соответствии с Уставом автомобильного транспорта рсфср правила технической эксплуатации подвижного состава...

Диагностика автомобильного двигателя iconПриказ от 9 декабря 1970 года n 19 Об утверждении Правил технической...
Утвердить разработанные в соответствии с Уставом автомобильного транспорта рсфср правила технической эксплуатации подвижного состава...

Диагностика автомобильного двигателя iconТехнологический процесс установки двигателя
Демонтировать с трактора капот, боковины и щитки облицовки, переднюю защитную решетку и кожух радиатора, радиатор глушитель и воздухоочиститель...

Диагностика автомобильного двигателя iconИнструкция не может служить теоретическим учебным пособием по стационарному...
В настоящей инструкции изложены основные конструктивные особенности двигателя и требования по эксплуатации и уходу за ним

Диагностика автомобильного двигателя iconТехническое описание
В модуле также предусмотрена возможность режима турботаймера автоматический пуск двигателя на 1-4 минуты для охлаждения турбины и...

Диагностика автомобильного двигателя iconТехническое описание
В модуле также предусмотрена возможность режима турботаймера автоматический пуск двигателя на 1-4 минуты для охлаждения турбины и...

Диагностика автомобильного двигателя iconИнструкция по эксплуатации внимание
Использование данного принципа позволяет значительно увеличить моторесурс двигателя электростанции. Пренебрежение данным правилом...

Диагностика автомобильного двигателя iconРоссийской Федерации Департамент автомобильного транспорта
...

Диагностика автомобильного двигателя iconПриказ
Утвердить разработанные в соответствии с Уставом автомобильного транспорта рсфср правила технической эксплуатации подвижного состава...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск