Тест на мышление подростков "Сложные аналогии"
Цель
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание
Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого ответить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, | которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал
Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция
"На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".
Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты".
Материал
Шифр
А. Овца — стадо
Б. Малина — ягода
В. Море — океан
Г. Свет — темнота
Д. Отравление — смерть
Е. Враг — неприятель
1.
Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2.Физика — наука А Б В Г Д Е
3.Правильно - верно А Б В Г Д Е
4.Грядка - огород А Б В Г Д Е
5.Пара - два А Б В Г Д Е
6. Слово — фраза А Б В Г Д Е
7.Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8.Свобода — воля А Б В Г Д Е
9.Страна - город А Б В Г Д Е
10.Похвала — брань А Б В Г Д Е
11. Месть — поджог А Б В Г Д Е
12.Десять - число А Б В Г Д Е
13.Плакать — реветь А Б В Г Д Е
14.Глава - роман А Б В Г Д Е
15.Покой — движение А Б В Г Д Е
16. Смелость — геройство А Б В Г Д Е
17.Прохлада — мороз А Б В Г Д Е
18.Обман — недоверие А Б В Г Д Е
19.Пение — искусство А Б В Г Д Е
20.Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е
Ключ
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
д
|
Б
|
Е
|
А
|
Е
|
А
|
Г
|
Е
|
В
|
Г
|
Д
|
Б
|
Е
|
А
|
Г
|
Е
|
В
|
Д
|
Б
|
В
|
Оценка
Оценка в баллах
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Количество правильных ответов
|
19
|
18
|
17
|
15
|
12-14
|
10-11
|
8-9
|
7
|
6
|
Анализ результатов
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость — скупость", "прохлада — мороз"
|
Тест на мышление детей "Выделение существенных признаков"
Цель
Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Материал
Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.
Тест пригоден для обследования детей и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Инструкция для детей
"Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках — 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками - "сад", а в] скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова — "земля" и "растения".
Инструкция для взрослых
"В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только] два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками".
Бланк
1.Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2.Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3.Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
4.Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
5.Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6.Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7.Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
8.Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
9.Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
10.Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
11.Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
12.Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
13.Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
14.Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
15.Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
16.Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
17.Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
18.Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)
19.Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)
20.Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)
Ответы
1.Растения, земля
2.Берег, вода
3.Здания, улица
4.Крыша, стены
5.Углы, сторона
6.Делимое, делитель
7.Диаметр, округлость
8.Глаза, текст
9.Бумага, редактор
10.Игроки, правила
11.Сражение, солдаты
12.Бумага, текст
13.Голос, мелодия
14.Колебания почвы, шум
15.Книги, читатели
16.Почва, дерево
17.Состязания, победа
18.Врач, больные
19.Чувства, человек
20.Родина, человек
Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех | случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.
Интерпретация
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.
Оценка результатов осуществляется по таблице.
Оценка в баллах
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Количество правильных ответов
|
20
|
-
|
19
|
18
|
16-17
|
14-15
|
12-13
|
10-11
|
9
|
|
Тест на мышление "Выделение закономерностей" Б.И.Пинского
Одна из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной смысл ее заключается в выделении закономерностей.
ход выполнения задания
Для исследования необходим набор черных и белых брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором "заборчик":
I задание - ЧБ ЧБ ЧБ...
II задание - ЧББ ЧББ ЧББ...
III задание - ЧБ ЧББ ЧБББ...
Анализ результатов
При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена Б.И. Пинским для диагностики умственной отсталости.
|
|