Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р.


Скачать 1.07 Mb.
Название Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р.
страница 1/7
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Национальный исследовательский университет

Биологический факультет

Кафедра физиологии и биохимии человека и животных


Гиноян Р.В.

Хомутов А.Е.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

(учебно-методическое пособие)

Мероприятие 1.2 Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса

Учебная дисциплина: «Физиология животных»
Специальность «011618 Физиология человека и животных»

Нижний Новгород

2010

УДК 612.1

ББК Р 345.1
Гиноян Р.В., Хомутов А.Е. Физиология эмоций. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета. 2010. 66 с.

Рецензенты: Зав. кафедрой нормальной физиологии НГМА,

д.б.н., профессор И.В. Мухина

Зав. кафедрой анатомии и физиологии НГПУ,

д.м.н., профессор В.И. Щербаков

Учебно-методическое пособие «Физиология эмоций» полностью соответствует современной программе по изучению курса «Физиология высшей нервной деятельности». Необходимо отметить, что некоторые разделы рассмотрены в учебных пособиях «Антропология», «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», выполненных под редакцией профессора А.Е. Хомутова, и поэтому они не вошли в данное издание. Вместо этого в пособие вошли разделы, которым в современных учебниках не уделено должного внимания.

Пособие отражает междисциплинарный характер курса «Физиология ВНД», в связи с чем может быть рекомендована в качестве основного источника при изучении высшей нервной деятельности для студентов биологического, психологического, медицинского профиля, а также для студентов, обучающихся социальным наукам. Кроме того, оно может заинтересовать менеджеров высшего и среднего звена, а также всех желающих ознакомиться с высшей нервной деятельностью человека.
© Р.В. Гиноян

© А.Е. Хомутов

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Общая характеристика эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1. Понятие и классификация эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Теории эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.3. Физиологическое выражение эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

1.4. Функции эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

1.5. Развитие эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Глава 2. Типы эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.1. Интерес и любопытство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.2. Удивление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

2.3. Радость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

2.4. Страдание и печаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

2.5. Горе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

2.6. Страх и ярость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

2.7. Побуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Глава 3. Нейроанатомия эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

3.1. Лимбическая система . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

3.2. Гипоталамус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

3.3. Кора больших полушарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

3.4. Ствол мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

3.5. Вегетативная нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Глава 4. Нейрохимия эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

4.1. Роль биологически активных веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

4.2. Гормоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

4.3. Нейротрансмиттеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

4.4. Регуляторные пептиды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Введение
Эмоции (emotion – волнение, возбуждение) – субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.). Как правило, эмоции возникают за счёт первичной активации специализированных (эмоциогенных) структур мозга. Возбуждение одних структур (естественным путём или с помощью прямого электрического раздражения) вызывает появление положительного эмоционального состояния (положительные эмоции), которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которое организм стремится устранить или ослабить. Биологическое значение эмоций определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей.

Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения). Выполняя функции отрицательного или положительного подкрепления, эмоции способствуют выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения или же устранению реакций, утративших своё биологическое значение. Таким образом, эмоции служат средством повышения надёжности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей организма.

Эмоции человека в основном социально детерминированы. Они, так же как и поступки человека, обусловливаются нормами морали и права, присущими каждой общественно-экономической формации. Поэтому высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) и духовных (эстетических, интеллектуальных) потребностей.

Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, эмоции являются компонентом различных стадий системной организации целенаправленных поведенческих актов различной степени сложности. Выраженность эмоций на различных стадиях целенаправленных поведенческих актов индивидуальна у различных субъектов и зависит от биологической и социальной значимости поведенческого акта. Степени его автоматизации, наличия препятствий к достижению цели и т.д.

Возникновение любой потребности человека всегда сопутствует чувство неудовлетворённости, которое усиливается при всякой неудачной попытке удовлетворения потребности, т.е. когда результат совершённого действия не соответствует поставленной цели. Биологический смысл отрицательных эмоций, сопровождающих неудовлетворённые потребности, состоят в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих удовлетворению существующих потребностей. Удовлетворение потребности приводит к возникновению другого крайнего состояния организма - положительной эмоции. Субъективно оно сопровождается ощущениями удовлетворённости, наслаждения, радости. Положительные эмоции несут элемент «награды» за успехи деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Положительные эмоции также позволяют организму быстро оценить удовлетворение потребности. Они связаны с механизмами сенсорного насыщения, широко представленного в процессах удовлетворения половых, питьевых, пищевых и других потребностей. При этом по мере обучения и неоднократного удовлетворения однотипных потребностей человек приобретает способность руководствоваться для достижения цели не только отрицательными эмоциями, но и представлениями о тех положительных эмоциях, которые его ожидают при удовлетворении потребностей, т.е. опыт позволяет предвидеть положительные эмоции.

В эволюционном аспекте истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости и таксисы. Однако истинные эмоции связаны с развитием специальных структур мозга, в первую очередь лимбических образований, благодаря которым произошёл переход активного характера поведения животных на качественно новый уровень. Мозг приобрёл способность использовать субъективные переживания собственного состояния в качестве побудительной и движущей силы поведения.


Глава 1. Общая характеристика эмоций

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений:

- мимики (изменения положения губ и бровей);

- пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики);

- ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения);

- биохимических изменений в организме (выделение надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т.д.).

Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

1.1. Понятие и классификация эмоций

Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.

Милнер П. считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.д.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции.

Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно определяется особенностями изменения внутренней среды.

Вместе с тем существует иная точка зрения. Так, П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний – от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому является возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех.

Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку наверху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Третий вид эмоциональных процессов – это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, чувство ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?

Существуют и другие способы классификации эмоций. В качестве критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие как:

- характер потребностей (витальные, базально-социальные, небазальные);

- их уровень (элементарные – сложные);

- их знак (положительные – отрицательные);

- их связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением);

- их связь с опытом (врожденные – приобретенные);

- степень осознанности эмоций (осознанные – неосознанные);

- отношение к состоянию активации (активизирующие – успокаивающие);

- их объект (направленные на себя – направленные вовне);

- их длительность (краткие – длительные);

- их интенсивность (сильные – слабые);

- их отношение к деятельности (ведущие – не ведущие).

В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют:

• стенические – активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев);

• астенические – угнетают, подавляют активность (страх, тоска).

С точки зрения психопатологии выделяют:

- физиологические соответствуют своему выражению и течению вызвавшей их причине (человек плачет от горя);

- патологические – эмоциональные явления избыточны и их выраженность не соответствует вызвавшему их поводу, может привести к поступкам, не совместимым с нормальной рассудочной деятельностью (эмоциональная реакция, заканчивающаяся самоубийством).

Эмоции делят также на:

• низшие, которые связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями;

• высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Методические указания по проведению государственной итоговой аттестации
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования...
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет...

Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Текста
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Федеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Экономика древнего Востока
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Рабочая программа дисциплины
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon В. П. Архипов [и др.]; Министерство образования и науки Российской...
Министерство образования и науки Российской Федерации, фгбоу во "Казанский национальный исследовательский технологический университет"....
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский...
Ж92 Журналистика в системе альтернативных источников информации: Сборник материалов научной конференции кафедры журналистики 14 марта...
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Новая редакция документация о закупке Запрос предложений в электронной...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon 2. Современная парадигма маркетинга. Развитие маркетинга в России....
Фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (ннгу)
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Учебное пособие Рекомендовано методической комиссией института экономики...
Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Отчет о выполнении лабораторной работы №6 «Использование прикладных протоколов»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р. icon Изучение взаимодействия мини-антител, конъюгированных с флуоресцентным...
Московский Государственный Университет, Биологический факультет, кафедра Молекулярной биологии, окончила с отличием

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск