Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»


Скачать 2.45 Mb.
Название Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
страница 1/20
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского»

Журналистика в системе альтернативных источников информации


Сборник материалов научной конференции

кафедры журналистики 14 марта 2017 года


Нижний Новгород, 2017


УДК 070 (063)

ББК Ч01я431

Ж92 Журналистика в системе альтернативных источников информации: Сборник материалов научной конференции кафедры журналистики 14 марта 2017 года. – Н. Новгород, 2017. – 190 с.

Сборник материалов научной конференции «Журналистика в системе альтернативных источников информации» систематизирует опыт ведущих исследователей теории и практики современных СМИ, журналистов российских и нижегородских изданий, представителей органов власти, а также зарубежных партнеров кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В издание вошли статьи, посвященные коммуникативной миссии журналистики в современной медиасфере, Интернет-технологиям в информационно-коммуникационном процессе, профессиональной и непрофессиональной журналистике в диалоге с обществом, современному состоянию периодической печати, журналистским практикам на радио и телевидении, а также вопросам подготовки журналистских кадров.


Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

О.Н. Савинова (отв. редактор),

Н.О. Автаева, В.А. Бейненсон, Л.С. Макарова, М.С. Щерова.

ББК Ч01я431
© Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского, 2017

СОДЕРЖАНИЕ


Савинова О.Н. Трансформация журналистики в условиях формирования новой медиасреды 5

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития. 10

Мисонжников Б.Я. Мультимедийные системы в журналистике: герменевтический аспект 18

Хорошилова Л.Г. Профессиональные стандарты в эпоху альтернативных медиа: задачи журналистского образования 25

Гордеева Е.Ю. Вопросы подготовки журналистских кадров на страницах журнала «Журналист» в первые десятилетия XX в. 34

Свайн Брурос Что такое «хорошая новость» в журналистике. Как сами журналисты понимают новостную ценность. Скандинавский опыт. 43

Автаева Н.О. Специфика Интернет-ресурсов семейной тематики: проблема типологии 54

Асланова С.В. Особенности преподавания творческих практикумов по радиожурналистике в контексте мультимедиатизации современных СМИ 62

Баканов Р.П. Проявление журналистики мнений в современных федеральных газетах (на примере телевизионной критики) 65

Барсукова А.В. Этническая журналистика в системе современной печати 74

Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности 79

Белковский С.В. Отечественная социологическая публицистика: контуры ландшафта 89

Болдина К.А. Жанр «сторителлинг» в нижегородской интернет-журналистике 96

Выровцева Е.В. Жанровая модель газеты в условиях конвергенции 102

Грачев В.В. Интернет-технологии в информационно-коммуникационном процессе: новые реалии 109

Иванов А.Д. Роботизированная журналистика как следующий этап развития дата-журналистики 114

Иванова Е.О. Межкультурный диалог в русскоязычных печатных СМИ Германии на примере региональной газеты «Диалог» 119

Кедяркин С.Н. О некоторых аспектах информационного сопровождения государственной национальной политики Российской Федерации в Нижегородской области 123

Коданина А.Л. Опыт взаимодействия СМИ и учреждений культуры Нижегородской области в патриотическом воспитании молодежи (по материалам 2016 года) 133

Макарова Л.С. Формирование карт компетенций по направлению

«Журналистика» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Корреспондент средств массовой информации» и «Редактор средств массовой информации» 140

Новикова Т.Е. Особенности формата «Шоу детских талантов» на современном ТВ 148

Потапов П.Ф. Профессиональные качества журналиста. Что нового? 152

Самоварова М.А. Коммуникативная стратегия газеты ОАО «РЖД» «Гудок» 156

Симакова С.И. Журналистика данных как фактор, влияющий на развитие визуализации журналистского контента 167

Симонов И.В. Международное эсперанто-движение: 130 лет «любительской» журналистики 172

Шурыгина Е.А. Общественно-политическая радиостанция: информационная повестка дня в условиях социально-экономической турбулентности (на примере радиостанций холдинга ВГТРК) 177

Щерова М.С. Формы взаимодействия с читателями на страницах журнала «Искусство и художественная промышленность» (1898-1901) 181

Об авторах 187




УДК 070

Трансформация журналистики в условиях формирования новой

медиасреды

© 2017 г. О.Н. Савинова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

508@bk.ru
В статье рассматриваются вопросы трансформации традиционной журналистики в условиях формирования новой медиасреды. Предпринята попытка теоретического осмысления тех вызовов времени, с которыми столкнулась журналистская профессия, предлагаются ресурсы ее развития в эпоху новых медиа, включая учебно-образовательные программы и создание научно-образовательных школ.

Ключевые слова: трансформация журналистики, новая медиасреда, журналистская профессия.
Вопросы, связанные с изменением современного медийного пространства и трансформацией традиционной журналистики, активно обсуждаются в последнее время на различных площадках: в университетском экспертном и профессиональном журналистском сообществах.

Главный посыл этой дискуссии в том, что перед исследователями теории и практики СМИ сегодня встают задачи цивилизационного масштаба: проанализировать информационный потенциал общества, сформировать медиакартину мира в сознании массовой аудитории. Традиционная журналистика все более утрачивает монополию на информацию, активно развиваются мультимедийные платформы, и дальнейшее развитие Интернета трудно предсказуемо.

Задача нашей конференции – внести свой вклад в осмысление изменившегося характера информационных технологий, самой медиаиндустрии, поделиться опытом анализа эффектов и последствий профессиональной деятельности журналистов, тенденций развития СМИ в условиях формирования новой медиасреды

Динамические изменения современного медиаландшафта актуализировали необходимость обновления и медиатеориии, в том числе, необходимость обозначить, раскрыть содержание новых, активно используемых в последнее время терминов: в частности, речь идет о таком термине, как «новая медиасреда». Исследователи В.М. Горохов и Т.Э. Гринберг обращают внимание на то, что формирование новой медиасреды стало результатом двух факторов: глобализации и научно-технической революции, что привело к так называемому информационному взрыву на базе цифровых технологий [1; с. 172]. Сегодня транспарентность, доступность, простота коммуникации для любого пользователя позволяют обеспечить мгновенные, оперативные, круглосуточные, онлайновые сетевые контакты. Среди наиболее часто употребляемых сетевых ресурсов: почтовая рассылка, многообразные сайты: корпоративные, персональные страницы, блоги, подкасты, видкасты как виды публичной индивидуальной коммуникации, конференции (так называемые форумы и чаты), газеты для внутренних и внешних аудиторий, социальные сети, а также конвергентные площадки в виртуальных 3Д-мирах и играх.

В этом плане мы солидарны с заведующим кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ И.И. Засурским, который считает, что рост доли интернета в информационной среде привел к развитию помимо официальной инфосистемы, новой, параллельной инфосреды, которая играет огромную роль в обществе [2]. Особенностью новой медиасреды является то, что ее характеризует многоканальность коммуникации, она обладает не только разнообразием контента и доступом к источникам, но и интерактивностью − люди стали не только читать новости, но еще и принимать участие в их создании, а это породило совершенно другой тип зрителя (слушателя, читателя). Активно развивается т.н. «непрофессиональная» журналистика. Виртуальная среда создает эффект присутствия, способствует эмоциональной вовлеченности потребителя информации, формирует новую медиакультуру.

В этом контексте исследователи СМИ обращают внимание на трансформацию традиционной журналистики, те вызовы времени, с которыми столкнулась журналистская профессия в эпоху новых медиа [3].

Традиционная журналистика переживает сегодня не просто трансформацию, а кризис. Он выражается в целом ряде аспектов, а именно:

  • прежде всего, на институциональном уровне, когда даже имеющие солидную историю издания перекупаются, сокращаются, меняются их учредители, а с ними коренным образом изменяются основы той информационной политики, которая привлекала аудиторию, была своеобразным брендом издания;

  • наблюдается падение тиражей и авторитета традиционных СМИ;

  • традиционная журналистика «проигрывает» альтернативным источникам информации: блогерам, журналистике гражданского общества, социальной сети;

  • нарушена монополия традиционной журналистики на производство и распространение информации;

  • резко упало качество контента, наблюдается гипертрофированность развития развлекательности, коммерциализация СМИ, тиражирование низких стандартов культуры (о чем свидетельствуют передачи даже центральных каналов телевидения: «Давай поженимся», «Говорим и показываем» и др.);

  • наблюдается вымывание креативного класса из журналистики (так, в МГУ на факультете журналистики на первый курс на журналистику поступает из 300 человек только трое юношей);

  • активное развитие рекламы и паблик рилейшнз отодвигает на второй план собственно журналистику;

  • в свою очередь институциализированные СМИ активно включились в бизнес по организации PR-кампаний и информационных войн.

Активно развивается процесс слияния средств массовой информации – газеты, радио и телевидения, начинает преобладать структура медиахолдингов. Практически каждое СМИ имеет свой сайт.

С учетом активного развития цифровых и компьютерных технологий можно слышать мнения о том, что журналистика вырождается, и что необходимо усиление в профессиональной подготовке на массовые коммуникации;

Изменилась и аудитория СМИ. Сегодня выросло новое поколение потребителей информации, привыкшее к цифре, к клиповому мышлению, к информационному «фастфуду». Исследователи констатируют, что сегодня активно востребован так называемый «шаринговый» контент. Речь идет о контенте, которым можно поделиться в социальных сетях. Это, прежде всего, информационные материалы в форме вопросов и ответов, это горячие новости, это, наконец, курьезы.

Все эти вызовы времени требуют адекватного реагирования от преподавателей вузов, где готовятся журналистские кадры.

Зададимся вопросом, означают ли обозначенные изменения, что накопленный творческий потенциал отечественной журналистики сброшен с корабля современности? Думаю, что нет. Естественно жанры классической журналистики постепенно модернизируются, но для работника СМИ по-прежнему остается важным умение создать творческий текст, который будет интересен для потребителя информации.

Современная журналистика, видоизменяясь, сохраняет свою миссию служения обществу. И не случайно в дискуссии о выработке единых профессиональных стандартов по журналистике звучат предложения о необходимости воспитания у будущих журналистов чувства гражданственности, сопричастности ко всему происходящему. Журналист начинается с осознания им социальных проблем современного общества, с умения их интересно представить аудитории, а не просто «отписаться» по поводу. В условиях усиления коммуникативных технологий, бурного развития рекламы и связей с общественностью совершенно очевидной является задача сохранения уникальности именно журналистской профессии, научно-исследовательских и образовательных школ. Наша кафедра готовит будущих журналистов на базе филологического факультета. Грамотный корреспондент или редактор, хорошо знающий литературу и русский язык, необходим в газете, журнале, на радио, телевидении, в интернет-СМИ. Уверена, что эти качества будут конкурентоспособны и будут востребованы наряду с умением владеть современными информационными технологиями.

Формирование у будущих журналистов вкуса к профессии, к созданию авторских публицистических материалов должно начинаться еще со студенческой скамьи. Ведь если знания, получаемые в вузе, не превращаются в умения, то нужно говорить о схоластике. Возвращаясь к вопросу о развитии творческого потенциала современной журналистики, на наш взгляд, необходимо в учебно-образовательных программах уделить больше внимания университетским СМИ как практической площадке по подготовке будущих журналистов. Университетские СМИ, имея в том числе и интернет-платформу, являются важным мультимедийным ресурсом, что актуально для современной аудитории. Говоря о нашей кафедре, мы сегодня имеем газету «Журфакт» (шеф-редактор – доцент Автаева Н.О.) Газета и ее авторы неоднократно становились победителями всероссийских и региональных творческих конкурсов: «Вызов – 21 век» и др. В планах нашего Медиацентра – создание творческих проектов по выпуску телевизионных и радиопередач, что, несомненно, будет серьезным приращением в плане практической подготовки будущих журналистов. Подготовка современного эффективного журналиста в вузе – это подготовка культурного, широко образованного человека, способного адаптироваться в специализированной среде. Для этого необходимо особенное внимание к внеаудиторной работе, к привлечению студентов к активному включению в творческие конкурсы, в практическую работу редакций, в работу служб по связям с общественностью, по организации пресс-конференций, встреч с ведущими журналистами региона и страны. На нашей кафедре мы регулярно проводим такую работу: это и участие в конкурсах нижегородских изданий, и мастер-классы, проводимые в Медиацентре, в их числе встречи с журналистом радио «Россия» В. Ушкановым, с помощником Президента РФ А.А. Фурсенко, с депутатом Государственной Думы РФ В.А. Никоновым, участие студентов и магистрантов в Дне российской прессы и многое другое.

В контексте обсуждаемой проблемы наибольшую актуальность приобретает сегодня вопрос о создании на базе кафедры журналистики собственной научной школы. С учетом специфики нашего многонационального и многокофессионального округа, центром которого является Нижний Новгород, и того, что ННГУ – головной вуз в совете ректоров ПФО, на первый план выдвигается научная проблематика, связанная с ролью СМИ в межкультурной коммуникации. В течение более полутора десятков лет кафедра осуществляла научное сопровождение Конгрессов народов России, в научной отечественной и зарубежной печати обобщен опыт работы кафедры по исследованию роли СМИ в межкультурной коммуникации, есть определенный опыт и международного сотрудничества в этой сфере с норвежским университетом Волда. Есть и другие заявки кафедры, в частности, в сфере исследования темы продвижения в прессе традиционных ценностей общества, разработаны авторские курсы.

Наша конференция проходит в очень знаменательное для факультета и университета время. Руководством вуза принято решение о создании на базе филологического факультета Института филологии и журналистики. Это дает новый импульс для развития журналистского образования в нашем университете и новые ресурсы. Это обязывает преподавателей кафедры внести свой вклад в исследовательскую работу и образование будущих журналистов.
Список литературы

1. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникативные стратегии / Под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. М.: Аспект Пресс, 2011. 198 с.

2. Засурский И.И. Об изменениях в медиасреде и сознании людей // Cossa. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/?subscribe=15838/ (дата обращения 14.02.2017).

3. Творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Журналистика – 2016». – М.: МедиаМир, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. 520 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon 2. Современная парадигма маркетинга. Развитие маркетинга в России....
Фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (ннгу)
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет...

Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Текста
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Экономика древнего Востока
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Рабочая программа дисциплины
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский...
Мероприятие 2 Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Методические указания по проведению государственной итоговой аттестации
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования...
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Федеральное государственное автономное образовательное учреждение...

Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Методические указания на третьем курсе дневного и заочной форм обучения...
Практикум подготовлен сотрудниками кафедры гражданского права Юридического института фгаоу во «Национальный исследовательский Томский...
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Методические указания на третьем курсе дневного и заочной форм обучения...
Практикум подготовлен сотрудниками кафедры гражданского права Юридического института фгаоу во «Национальный исследовательский Томский...
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Методические указания на втором курсе дневного и третьем курсе заочной...
Практикум подготовлен сотрудниками кафедры гражданского права Юридического института фгаоу во «Национальный исследовательский Томский...
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Новая редакция документация о закупке Запрос предложений в электронной...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Учебное пособие Рекомендовано методической комиссией института экономики...
Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Российской федерации фгаоу во «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» icon Список исполнителей
Директор филиала фгаоу во «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» в городе Нижневартовске,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск