Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 134
_____________________________________________________________________________
Юридический и фактический адрес:620042, ул. Ломоносова, д. 65,
сайт: http://134.tvoysadik.ru, электронная почта: 134@mdou-ekb.ru, тел./факс:320-84-98,32085-28
Принята:
Педагогическим
советом МАДОУ№134,
протокол №1 от 27.08..2015г.
|
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ№134
___________Т.Г. Рыбакова
1.09.2015г.
|
Рабочая программа
Предупреждение нарушений в речевом развитии и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР от 4 до 7 лет, в ходе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного общеобразовательного учреждения
срок реализации: с 2015г. по 2016г.
Принята
Родительским комитетом
МАДОУ№134,протокол №1
от 28.08..2015г.
|
Разработчик:
М.В. Викторова, учитель - логопед
I квалификационной категории
|
г. Екатеринбург, 2015
Рабочая программа
по предупреждению нарушений в речевом развитии и психолого-педагогическому сопровождению детей с ОНР, ФФНР, ФНР, ЗПР от 4 до 7 лет, в ходе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного общеобразовательного учреждения
Составитель:
Викторова М.В.
учитель- логопед
1 категории
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….4-6
1.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей с речевой патологией 4- 7 лет…………………………….…7-16
1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования…………………………………………………………16-17
1.3. Задачи логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, фонетико- фонематическим недоразвитием речи, с фонетическим недоразвитием речи, с фонематическим недоразвитием речи, с заиканием, с задержкой психического развития с Втнр.…………………………................................................................................................................................17-18
1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)……………………………………………………………………………………………………………………………19-20 1.5. Принципы организации образовательного процесса. …….……….................................................................................20
Раздел 2. Оценка эффективности программы (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования)………………………………………………….…………………………………………………………21- 22
Раздел 3. Проектирование коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием речи 4-7 лет, с учетом их индивидуальных особенностей………………………22-38
Раздел 4. Содержание коррекционно- образовательной работы логопедического пункта …………………………38- 53
4.1. Содержание работы по развитию речи детей средней группы
(для детей с диагнозами: ОНР 2-3 уровня, ФФНР, дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, заикание)
4.2. Содержание работы по развитию речи детей старшей группы
(для детей с диагнозами: ОНР 2-3 уровня, ФФНР, дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, заикание)
4.3.Содержание работы по развитию речи детей подготовительной к школе группе ( для детей с диагнозами: ОНР 2-3 уровня, ФФНР, дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, заикание)
Раздел 5. Система мониторинга , позволяющая определить результативность проведенной коррекционной работы.………………………………………………………………………………………………………………………54-57
Литература…………………………………………………………………………………………………………………….58-60
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование организации коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием речи 4-7 лет.
Приложение 2. Календарный план по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием речи 4-7 лет.
Пояснительная записка
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает направления деятельности дошкольных образовательных учреждений, где ведущее место отдается психолого-медико-педагогической реабилитации, разработке технологии педагогического процесса, обеспечивающей индивидуальный подход к воспитанникам с проблемами в здоровье,
диагностико - коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу- до 60 % от всех детей дошкольного возраста- сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
МАДОУ № 134 является дошкольным образовательным учреждением общего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников.
Содержание образования в МАДОУ определяется в соответствии с целевыми ориентирами, представленными в государственных образовательных стандартах федерального и регионального уровней (ФГОС), направлениями развития детей дошкольного возраста, определяемыми основными образовательными программами , реализуемыми в МАДОУ.
На базе МАДОУ с 2001 года функционирует логопедический пункт, где реализуется система коррекционно- развивающего воспитания и обучения детей.
Режим пребывания воспитанников с 4-7 лет в МАДОУ- 10, 5 ч. с 7.30- 18.00
Рабочая программа как планово-прогностический документ организации образовательного процесса разработана в соответствии с:
* Федеральным государственным стандартом от 1 января 2014 года п. 3.2.7. «Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» ;
* Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
* « Примерным положением о логопедическом пункте при ДОУ».
*с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения;
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество непосредственной образовательной деятельности в фронтальной и подгрупповой форме , и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии СанПинами продолжительность непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III ур.р.
6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 непосредственной образовательной деятельности -2 непосредственной образовательной деятельности в неделю, 7 час.30 мин.
II период –2 половина ноября-1 половина февраля 11 недель, 22 непосредственной образовательной деятельности – 2 непосредственной образовательной деятельности в неделю, 9 час16 мин.
III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 непосредственной образовательной деятельности – 2 непосредственной образовательной деятельности в неделю, 10 час.
- звукопроизношение + связная речь
Всего 64 непосредственной образовательной деятельности в год, 26 час.46 мин.
С 15 мая – обследование речи и повторение пройденного материала в индивидуальной форме.
Планирование непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III ур.р.
7 года жизни разделено на 3 периода обучения
I период – 2 половина сентябрь-октябрь 7 недель 14 непосредственной образовательной деятельности -2 непосредственной образовательной деятельности в неделю,7 час.
II период –ноябрь-февраль. 15 недель,30 непосредственной образовательной деятельности – 2 непосредственной образовательной деятельности в неделю, 15 час.
III период-март-май 10 недель 20 непосредственной образовательной деятельности -2 непосредственной образовательной деятельности в неделю,10 час.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 64 непосредственной образовательной деятельности в год 32 час.
С 15 мая – обследование речи и повторение пройденного материала в индивидуальной форме.
С1 июня– повторение пройденного материала.
Важно отметить, что программа составлена так, чтобы предоставлять детям как можно больше самостоятельности при выполнении заданий. Педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно нужно обсуждать ответы и вовлекать в это обсуждение всех детей. При этом общая атмосфера занятий должна создавать положительный эмоциональный фон: раскованность, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Для усвоения детьми данного комплекса занятий необходимо создание адекватной мотивации. Наиболее удачной является мотивация, ориентирующая ребенка на сам процесс обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для непосредственной образовательной деятельности в подгрупповой форме ,объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек, периодичность непосредственной образовательной деятельности – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста. Вся коррекционно-развивающая непосредственная образовательная деятельность в соответствии с рабочей программой носит игровой характер, насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН– 1 год
ОНР-III ур.р. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Непосредственная образовательная деятельность в индивидуальной форме.
Частота проведения непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме 10-15 минут.
ФН – 1 раз в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III ур.р – 2-3 раза в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-7 лет, имеющих речевое недоразвитие.
Развитие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод
граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии со следующими требованиями к образовательной программе, связанных с антикоррупционным
воспитанием:
1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
2) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
3) социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
4) содержание программы отображает систему отношений ребенка к другим
людям и себе самому".
В планировании коррекционно-развивающей работы учитывается возрастная характеристика детей от 4-7 лет, определенная основной общеобразовательной программой дошкольного образования и особенностями детей, имеющих общее недоразвитие речи разных уровней сложности (ОНР – 1;2; 3 уровня), заикание, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи ( ФНР), фонематическое недоразвитие речи ( ФНР), описанные в :
«Коррекция нарушений речи. Программа воспитания и обучения детей с ФФФНР (7 год жизни)» Каше Г. А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
«Программа воспитания и обучения детей с ФФНР ( 6 год жизни)» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
«Программа воспитания и обучения детей с ОНР( 5-6 лет)» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
«Программа воспитания и обучения детей с ОНР (6-7 лет)» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;
«Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста». Миронова С.А.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Характеристика воспитанников группы детей, зачисленных в логопункт.
В логопедический пункт на базе МБДОУ № 134 зачислено 20 детей.
Девочек зачислено 55%, мальчиков 45%.
9 детей (45%) находятся в группе первый год, а 11 детей (55%) – второй год.
4 детей – 5-6 лет;
3 детей – 4-5 лет;
14 детей -6-7 лет.
— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования
Рекомендации врачей специалистов:
наблюдение у невролога – 4 детей с диагнозом ММД или РЦОН (20 %),
наблюдение у хирурга – 6 детей (30 %),
11 детей - ОНР 3 уровня, осложненное Дизартрией;
|