Часть I. Переход на новые образовательные стандарты
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году
№
п/п
|
Мероприятие
|
Запланированный результат
на 2015 год
|
Показатели выполнения
(результат реализации мероприятия за III квартал)
|
Направление I. Переход на новые образовательные стандарты
|
Нормативная правовая база (нормативные документы субъекта Российской Федерации)
Региональный уровень:
Распоряжение Департамента общего образования от 30.03.2015г. № 191 «О проведении мониторинга готовности к введению ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Томской области»;
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 01.04.2015г. № 195-р "О создании рабочей группы Томской области по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Томской области";
Распоряжение Департамента общего образования от 01.04.2015г. №195-р «О создании рабочей группы Томской области по введению федерального государственного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Томской области»;
Распоряжение Департамента общего образования от 06.04.2015г. №211-р «Об итогах проведения IV межрегиональной дистанционной олимпиады среди школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 03.03.2015 № 113-р «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Томской области»;
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.08.2015 г. № 547-р «Об итогах проведения областного комплексного мероприятия «Конкурс методических разработок»;
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 26.08.2015 г. № 566-р «О проведении соревнований на кубок Губернатора Томской области по образовательной робототехнике для детей»;
Письмо Департамента общего образования Томской области от 01.06.2015г. № 1937/01-08 «О проведении независимой оценки качества деятельности образовательных организаций»;
Письмо Департамента общего образования Томской области от 07.04.2015 № 1192/01-08 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2015- 2016 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования»;
Письмо Департамента общего образования Томской области от 14.04.2015 № 1307/01-08 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2015-2016 учебный год, реализующих ФГОС основного общего образования»;
Финансовое обеспечение мероприятия (средства регионального бюджета за 9 месяцев 2015 года) – 29 627,5 тысяч рублей.
Анализ выполнения мероприятия:
I квартал:
План-график введения ФГОС общего образования (далее – ФГОС ОО) на территории Томской области предусматривает ряд мероприятий, направленных на обеспечение системных изменений в общем образовании региона. К таким мероприятиям относятся: совершенствование условий для реализации ФГОС ОО; методическое сопровождение перехода на ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в штатном режиме в 5 классах общеобразовательных организаций Томской области и в пилотном режиме в 6,7 классах; разработка и апробация моделей реализации внеурочной деятельности; организация и проведение мониторинга введения ФГОС ОО, в том числе, мониторинга готовности общеобразовательных организаций к введению ФГОС ООО с 01.09.2015 года, мониторинг учебных достижений и формирования УУД у обучающихся начальных классов на муниципальном уровне.
С целью совершенствования кадровых условий реализации ФГОС ОО на региональном и муниципальном уровнях в I квартале 2015 года проведены: курсы повышения квалификации, а также корпоративные обучающие семинары, проблемные семинары (п.п. 1а, е).
01.09.2014 года 49 общеобразовательных организаций Томской области в «пилотном» режиме начали реализацию ФГОС ООО в 5 классах. В феврале 2015 года был проведен диагностический срез промежуточных результатов реализации ФГОС ООО, позволивший зафиксировать основные проблемы, с которыми столкнулись «пилотные» школы, а также выявить наработанный школами положительный опыт, который представлялся общеобразовательными организациями на региональном и муниципальном уровнях.
Организовано проведение мониторинга готовности к введению ФГОС основного общего образования с 01.09.2015в общеобразовательных организациях Томской области, результаты которого будут проанализированы на семинаре-совещании для руководителей общеобразовательных организаций и специалистов муниципальных органов управления образованием.
Несмотря на активизацию деятельности по созданию условий для введения ФГОС общего образования на уровне муниципалитетов, по-прежнему фиксируется неготовность педагогов к самостоятельному принятию решений по вопросам организации и содержания образовательного процесса.
II квартал:
Подведены итоги первого диагностического среза в рамках мониторинга готовности общеобразовательных организаций Томской области к переходу на ФГОС ООО в штатном режиме. Диагностический срез позволил выявить проблемные вопросы введения ФГОС ООО, по которым были организованы и проведены семинары и совещания. Вопросы, связанные с нормативным обеспечением образовательной деятельности (изменения в Уставе, разработка локальных актов и проч.); выбором эффективных управленческих моделей; организацией коррекционной работы были рассмотрены на семинарах-совещаниях, где присутствовали руководители общеобразовательных организаций области (семинары организованы в режиме конференцсвязи). В рамках межмуниципального семинара, проведенного управлением образования Верхнекетского района, была представлена структурно-функциональная модель введения ФГОС.
29.05.2015 года в Департаменте общего образования Томской области проведено аппаратное совещание по вопросам готовности общеобразовательных организаций к введению ФГОС ООО в 5-х классах с целью координации деятельности структур, подведомственных ДОО, по методическому сопровождению перехода на ФГОС ООО.
С целью помощи в организации процесса перехода на ФГОС ОО в штатном режиме проведены семинары на базе пилотных школ, реализующих ФГОС ООО с 01.09.2014 года. На семинарах рассматривались вопросы организации внеурочной деятельности (МБОУ гимназия №2 г. Томска, МАОУ гимназия №2 г. Асино), построения школьной системы оценки образовательных результатов (МАОУ СОШ № 49 г. Томска, МБОУ Белоярская СОШ № 1 Верхнекетского района; формирования ключевых компетенций (МАОУ № 16 г. Томска, МАОУ № 18 г. Томска).
Совместно с ТГПУ проведены проблемные семинары на базе ряда малокомплектных школ по проблемным вопросам реализации ФГОС общего образования.
Подготовлены и доведены до сведения муниципальных органов управления образованием методические рекомендации по формированию учебных планов на 2015-2016 учебный год.
С целью решения проблемы неготовности потребителей, представителей общественности к участию в процедурах оценки качества общего образования при Департаменте общего образования Томской области создан общественный совет (Приказ Департамента общего образования Томской области от 09.02.2015г. № 1) и подготовлено инструктивное письмо от 01.06.2015г. № 1937/01-08 «О проведении независимой оценки качества деятельности образовательных организаций». В разработке находится проект «Определение показателей оценки качества работы общеобразовательных организаций по социализации личности».
Результаты диагностического среза в рамках мониторинга промежуточных результатов реализации ФГОС ООО в пилотном режиме позволяют сделать вывод о том, что на уровне муниципалитетов и общеобразовательных организаций ведется системная методическая и аналитическая работа по сопровождению введения ФГОС ООО в 5 классах. Особо следует отметить Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кривошеинский, Первомайский районы, г. Томск и ГО Стрежевой. Анализ реализации внеурочной деятельности выявил, что образовательные организации не готовы к реализации инновационной модели, а в большинстве ОО реализуются оптимизационная модель и модель дополнительного образования.
На заседании комитета по труду и социальной политике Законодательной Думы Томской области 16 апреля 2015 года заслушивался доклад начальника Департамента общего образования «О развитии региональной образовательной системы с учётом введения ФГОС в условиях демографического роста и нового законодательства об образовании».
III квартал:
На разных уровнях системы образования – региональном и муниципальном – ведется работа по интеграции усилий системы общего и дополнительного образования детей: ряд мероприятий проведен в рамках августовской конференции работников образования; на муниципальном уровне разрабатывается нормативная база взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в реализации внеурочной деятельности (Асиновский, Александровский, Бакчарский, Первомайский и др. районы, г. Томск).
Проблемные вопросы:
перегруженность учебных помещений;
отсутствие централизованных контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки образовательных результатов, заявленных в ФГОС НОО, теоретическая и методическая неготовность части учителей к определению и использованию критериев и инструментария для оценки современных образовательных результатов;
разница в уровне готовности учителей к реализации ФГОС;
несоответствие части УМК требованиям ФГОС ОО к реализации системно-деятельностного подхода;
не определены показатели оценки качества работы общеобразовательных организаций по социализации личности на федеральном и региональном уровнях;
в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не обозначены условия и требования к чередованию урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, что затрудняет взаимодействие общеобразовательных учреждений и служб контроля и надзора в сфере образования;
недостаточный уровень подготовленности потребителей, представителей общественности к участию в процедурах оценки качества общего образования;
отсутствие коррекционно-развивающих форм работы в сельских малокомплектных общеобразовательных организациях по причине отсутствия узких специалистов;
недостаточный уровень использования ИКТ в сельских малокомплектных общеобразовательных организациях;
недостаточная пропускная способность Интернет-трафика, сдерживающая развитие дистанционного образования в востребованных формах и объемах.
Социальные, образовательные, экономические эффекты
совершенствование материально-технических условий общеобразовательных организаций для реализации основных образовательных программ (далее – ООП);
развитие направлений и форм внеурочной деятельности, использование механизмов накопительной системы оценивания, увеличение проектных творческих работ предметной и надпредметной направленности;
повышение квалификации педагогов, что в результате приводит к повышению качества образования;
применение учителями начальных классов новых педагогических технологий в рамках деятельностного подхода позволяет обучающимся более активно развиваться интеллектуально, действовать самостоятельно, повышая свою самооценку;
введение требований к метапредметным результатам дало возможность обучающимся применять полученные знания на практике, что повышает мотивацию к процессу обучения;
возможность привлечения родительской общественности к разработке и корректировке основных образовательных программ начального общего образования, следовательно, к формированию муниципального задания;
создание новых механизмов методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования (комплексные модели методического сопровождения, сетевые формы повышения профессионального уровня педагогов);
формирование нового качественного состояния образовательного процесса (выстраивание системы использования проектных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности, активное использование ИКТ);
рост числа инновационных практик на уровне образовательной организации и муниципалитета;
расширение открытости системы общего образования;
совершенствование форм работы в общеобразовательных организациях по социализации личности обучающихся (увеличение практик социального проектирования).
Задачи и планируемые результаты с указанием сроков
Разработать модели психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей.
Разработать методические рекомендации по организации внеурочной деятельности на основе модульных программ (в каникулярное время) и / или интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области.
Реализовать проект создания единой образовательной информационной среды, позволяющей создать условия по обеспечению развития сетевого взаимодействия для реализации урочной и внеурочной деятельности.
Организовать общественные обсуждения изменений, которые необходимо внести в документы, регламентирующие организацию образовательного процесса (в том числе, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Продолжить разработку и совершенствование контрольных измерительных материалов по оценке уровня сформированности метапредметных умений обучающихся 4,5 классов. Расширить категории участников обязательных региональных мониторинговых исследований качества общеобразовательной подготовки обучающихся по отдельным предметам.
Разработать рекомендации по повышению эффективности использования нового оборудования при организации образовательного процесса.
Усилить работу с потребителями, представителями общественности по привлечению их к участию в процедурах оценки качества общего образования.
|
|