Скачать 0.81 Mb.
|
Заключение Контрольно-счетной палаты Томской области на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» 1. Общие положения Заключение Контрольно-счетной палаты Томской области (далее – Заключение) на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – законопроект, проект закона) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законами Томской области «О Контрольно-счетной палате Томской области», «О бюджетном процессе в Томской области» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области. Контрольно-счетной палатой проанализирован представленный Администрацией Томской области (далее – Администрация) законопроект по структуре и содержанию, приложения к законопроекту, документы и материалы, представленные с ним, включая прогноз социально-экономического развития Томской области на 2014-2016 годы, а также проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок их формирования. Документы и материалы, представленные вместе с проектом бюджета, соответствуют перечню, установленному статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ, за исключением представления паспортов государственных программ Томской области, а также методик расчетов и расчетов распределения некоторых межбюджетных трансфертов. 2. Анализ увязки законопроекта с документами стратегического планирования Томской области и основными направлениями бюджетной и налоговой политики В соответствии с Законом Томской области «О бюджетном процессе в Томской области», составление проекта областного бюджета должно основываться на:
В нарушение указанного положения подготовка проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществлялась при отсутствии Программы социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. В Заключении Контрольно-счетной палаты на законопроект о бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов также отмечалось отсутствие Программы как одного из основных документов, необходимых для составления проекта областного бюджета. Наличие Программы обосновано необходимостью увязки по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса проектных и иных мероприятий, направленных на решение проблем, достижение стратегических целей и задач развития Томской области, что в настоящее время на среднесрочную перспективу Администрацией Томской области не обеспечено. Одновременно с проектом закона об областном бюджете представлен Прогноз социально-экономического развития Томской области на 2014-2016 годы. Представленный документ содержит:
В текстовой части документа отражены предварительные итоги социально-экономического развития Томской области за 2012 год и за 7 месяцев 2013 года с оценкой до конца 2013 года, а также прогноз социально-экономического развития Томской области на 2014-2016 годы. Следует отметить несоответствие содержания отдельных пунктов документа их наименованию. Так, в разделе 1.2. документа «Текущая социально-экономическая ситуация и оценка ее развития до конца 2013 года» в основном отражаются фактически достигнутые количественные и качественные характеристики показателей социально-экономического развития Томской области за 2011-2012 годы, а текущей социально-экономической ситуации отводится совсем незначительное место, что свидетельствует об отсутствии ее объективной оценки и, как следствие, невозможности выявления и определения перспектив развития экономики Томской области в среднесрочном периоде. В пункте 2 документа «Внешние факторы и условия социально-экономического развития Томской области в 2014-2016 годах» представленная информация полностью заимствована из прогноза Минэкономразвития России «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», что является недопустимым фактом, еще раз подтверждающим отсутствие объективной базы, как для среднесрочного, так и для долгосрочного стратегического планирования по причине неадаптивности выводов по анализу внешних и внутренних факторов развития экономики России, так как специфика региональной экономики в них не учтена. Необходимо также отметить, что содержание Прогноза социально-экономического развития Томской области не соответствует требованиям Закона Томской области «О бюджетном процессе в Томской области», так как это должен быть (п.12 ст.2) «документ научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Томской области, относящихся к определенным временным периодам и разработанных при различных внешних и внутренних условиях развития экономики». Несмотря на неприменимость выводов по Прогнозу социально-экономического развития России напрямую для региональных условий, в разделе 3 документа «Основные прогнозные показатели социально-экономического развития Томской области на 2014 год и на период до 2016 года» дается оптимистичный прогноз социально-экономического развития Томской области, что фактически не подтверждается материалами и документами. Причиной тому являются оценочные значения основных показателей прогноза социально-экономического развития на 2013 год, рост по которым наблюдается только по ценовым индексам. Сверка прогнозных значений пяти основных показателей на 2015 год, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), показала расхождение их с показателями Прогноза социально-экономического развития Томской области на 2014-2016 годы. Так, номинальный объем ВРП по прогнозу социально-экономического развития на 2015 год по оптимистическому сценарию составляет 455,9 млрд.руб., а по Стратегии - 571,1 млрд.руб. (реалистичный – 486,6 млрд.руб.). Численность населения в прогнозе социально-экономического развития – 1081,6 тыс.чел. в Стратегии по оптимистическому сценарию – 1074,1 тыс.чел. (реалистичный – 1066,7 тыс.чел.). Среднегодовая численность занятых в экономике в прогнозе СЭР – 501,8 тыс.чел. в Стратегии по оптимистическому сценарию – 505,2 тыс.чел. (реалистичный – 494,4 тыс.чел.). По показателям «Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц» и «Средняя продолжительность жизни» также отмечено несоответствие значений. Контрольно-счетная палата уже указывала в своем заключении на законопроект о бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов на несоответствие показателей, отраженных в Прогнозе, показателям Стратегии. За прошедший период корректировки не произведено, документы также разнятся в показателях. Кроме того, при подготовке Прогноза и проекта областного бюджета необходимо учитывать количество вариантов (сценариев) прогноза и их наименование, утвержденных в Стратегии (3 варианта), либо внести изменения в Стратегию, позволяющие использовать ее не в качестве декларативного документа, а реального ориентира, необходимого для достижения поставленных целей с учетом имеющихся возможностей и ограничений. Таким образом, анализ показателей прогноза социально-экономического развития Томской области и Стратегии социально-экономического развития Томской области свидетельствует о нарушении статьи 37 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, а также о неисполнении положений Закона Томской области «О прогнозной деятельности в Томской области» в части использования прогнозов для принятия органами государственной власти Томской области конкретных решений в области социально-экономической политики Томской области, формирования документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области, принятия решений по вопросам перспектив социально-экономического развития Томской области и др. Представленные с законопроектом Основные направления бюджетной и налоговой политики Томской области в целом соответствуют основным приоритетам на предстоящий период, установленным на федеральном уровне. Достижение целей и решение задач бюджетной политики Томской области будет осуществляться на основе решений, принятых на федеральном уровне:
Решение поставленных задач и основных направлений бюджетной политики, по мнению Администрации, должно обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость региональной финансовой системы. Однако, какими мерами будет обеспечена реализация задач и достижение целей, в документе указывается не по всем задачам. Приоритеты налоговой политики Томской области на 2014-2016 годы соответствуют основным направлениям налоговой политики Российской Федерации и нацелены на стимулирование экономического роста в регионе и создание дополнительных рабочих мест посредством мер налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, стимулирование деятельности в приоритетных секторах экономики в рамках государственных программ, а также увеличения налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов. 3. Анализ параметров исходных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Томской области Представленные Администрацией одновременно с законопроектом материалы и документы содержат неточности в части оценки реального ВРП. Так, в Части 1 отражены разные оценочные значения ВРП на 2013 год - на стр.47 темп роста ВРП на 2013 год в номинальном выражении оценивается в объеме 383 млрд.руб., а в реальном выражении – 100,6 %. Одновременно на стр.13 рост реального ВРП на 2013 год оценивается в размере 100,9 %, без отражения номинального объема. Таким образом, требуют уточнения и возможной корректировки оценочные значения номинального и реального ВРП в 2013 году, и, как следствие, уточнение прогнозных параметров на среднесрочный период. Среднегодовой индекс потребительских цен оценивается по итогам года в размере 106,2%, при аналогичном прогнозе, используемом при составлении проекта областного бюджета на 2013 год. Темпы прироста объемов ВРП на 2014–2016 годы прогнозируются в размере 3,6%, 3,6% и 4,1%, а индексы-дефляторы запланированы в размере 105,2%, 105,0% и 105,0% соответственно. Основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Томской области на 2008-2016 годы приведены в Приложении 1 к настоящему Заключению. В целом динамика изменения реального объема ВРП соответствует общему тренду уровня ВВП России (диаграмма 1), но с учетом оценки объема ВРП на 2013 год (что вполне реалистично) прогноз на 2014-2016 годы может быть менее оптимистичным. Анализ увязки основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Томской области по умеренно-оптимистическому варианту с соответствующими показателями в целом по России приведен в Приложении 2. Диаграмма 1 Согласно материалам к законопроекту основой для составления областного бюджета на 2014-2016 годы принят Вариант 2 (умеренно-оптимистичный), что соответствует Сценарным условиям…, опубликованным Министерством экономического развития РФ в апреле т.г. По итогам социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2013 года Минэкономразвития скорректирована оценка показателей на 2013 год и на среднесрочную перспективу - уточненный прогноз социально-экономического развития опубликован 23.10.2013, при этом в качестве основного варианта при составлении проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы принят Вариант 1 (консервативный). Использование консервативного варианта предполагает существенную корректировку социально-экономических показателей в целом по России, что, соответственно, должно быть спроецировано на прогнозные показатели социально-экономического развития регионов в 2013 году и на среднесрочную перспективу. Так, прогноз по ВВП России снижен (диаграмма 1) в 2013 году на 0,6 п.п., на 2014 год – на 0,7 п.п. с дальнейшим снижением ещё на 1 и 0,9 п.п. Прогноз по индексу промышленного производства в 2013 году снижен на 1,3 п.п., на 2014 год – 1,2 п.п. с последующей корректировкой в сторону снижения на 1,1 и 1 п.п. Аналогичная ситуация представлена и по другим показателям социально-экономического развития России. Анализ показателей развития области в целом свидетельствует об устойчивой тенденции снижения и вхождения экономики региона в состояние стагнации. Так, по информации Томскстата индекс промышленного производства за январь-август 2013 года составил всего 95,5%. Снижение промышленного производства наблюдается в течение всего 2013 года, и даже в случае значительного прироста в сентябре-декабре (что не подтверждается Материалами и документами, представленными с проектом областного бюджета) этот показатель может составить по году менее оценочных 98,1%, что в конечном итоге с одной стороны неблагоприятно отразится на прогнозных значениях, а с другой может способствовать росту показателя в прогнозном периоде благодаря эффекту низкой базы. Кроме того, на фоне регионов Сибирского федерального округа (СФО) Томская область по итогам января-августа т.г. имеет низкое положение по показателю промышленного производства, наряду с такими субъектами, как Республика Алтай и Алтайский край, при средней величине данного индекса равной 103,3%. Таблица 1 Индексы физического объема экономических показателей регионов СФО за январь-август 2013 года по данным Томскстата
|
Пояснительная записка к проекту закона Московской области «О внесении... Предлагаемые изменения в Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»... |
Закон Новосибирской области от 22. 12. 2014 г. №500-оз «Об областном... Сузун-Мереть на участке км 24+800 км 27+550 в Сузунском районе Новосибирской области |
||
Пояснительная записка к проекту постановления Администрации Псковской... Ероприятий Государственной программы Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской... |
Об утверждении территориальной программы государственных гарантий... Ставропольского края", "О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Ставропольского... |
||
Об утверждении территориальной программы государственных гарантий... Ставропольского края", "О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Ставропольского... |
Проект пояснительная записка к отчету об исполнении районного бюджета за 2015 год Решением районного Совета народных депутатов от 26. 12. 2014 №5-35 «О бюджете Погарского района на 2015 год и на плановый период... |
||
Закон Новосибирской области от 28. 12. 2016 г. №128-оз «Об областном... Куйбышев Малинино на участке км 5+065 км 6+800 в Куйбышевском районе Новосибирской области |
Закон от 26. 12. 2014 n 448-фз "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона " О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" |
||
Информация о деятельности ревизионной комиссии Ордынского района... За отчетный период ревизионной комиссией проведено 7 контрольно-ревизионных мероприятий, подготовлена экспертиза проекта бюджета... |
Решение 12. 02. 2015 О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов от 23. 12. 2014 №92 «О бюджете муниципального образования «Лобановское... |
||
Решение от 2013 г. № О внесении изменений и дополнений в решение... Бюджетного кодекса Российской Федерации внести в решение Совета депутатов муниципального образования Преторийского сельсовета от... |
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам... Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28. 11. 2014 n 1273 "о программе государственных... |
||
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания... Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2014... |
Закон астраханской области о внесении изменений в Закон Астраханской... Внести в Закон Астраханской области от 17 ноября 2008 г. №72/2008-оз «О бюджете Астраханской области на 2009 год и на плановый период... |
||
Отчет по Плану основных мероприятий Администрации города Ижевска за 2 квартал 2014 года Подготовка проекта решения Городской думы г. Ижевска о внесении изменений в решение Городской думы г. Ижевска от 19. 12. 2013 №515... |
Постановление от 30 декабря 2014 г. N 721 о территориальной программе... Федерации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 11. 2014 n 1273 "о программе государственных... |
Поиск |