Урок – практикум по теме:
« Эффективность вентиляции учебных помещений»
( тема: «Проценты»).
I. Характеристики урока
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель
Предмет: Математика
II.Цели урока
Образовательные цели:
- закрепление вычислительных навыков с десятичными дробями;
- закрепление умения решать основные планы задач на проценты.
Развивающие цели:
- расширение кругозора;
- развитие навыков обработки информации; развитие умения сравнивать и сопоставлять данные задачи с реальными условиями из практической деятельности человека;
- развитие коммуникативных умений (умений работать в группе).
Воспитывающие цели:
- воспитание ответственности отношения к собственному здоровью, соблюдению гигиенических правил и норм жизнедеятельности человека.
III.Тип урока
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Количество учеников в классе: 19
Используемые учебники и учебные пособия:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – 19 издание – М.:Мнемозина,2009;
А.А. Плешанов, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс;
В.В. Пасечников Экология (школьный практикум).
IV.Оборудование
Оборудование:
компьютер, проектор, 3 переносные доски;
видеоролик-презентация;
карточки с текстом задач на проценты (2 варианта);
карточки для самостоятельной работы (решение уравнений – 3 варианта);
карточки для практической работы (3 варианта);
плакаты с текстом, содержащим инструкции по сохранению здоровья (с одной стороны), и числовыми данными – ответами на решение уравнений самостоятельной работы (с другой стороны);
«облако» из цветного картона с названием основных компонентов воздуха и соответствующим процентным содержанием.
V.Краткое описание
Краткое описание:
Урок относится к типу комплексного применения ЗУН при решении практических задач.
На уроке: отработатьрешение трех типов задач на проценты, действия с десятичными дробями, рассматриваются вопросы здоровьясбережения, а именно определяется в ходе выполнения практической работы эффективность вентиляции учебных помещений. На уроке применяются элементы педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, технологии здоровьясбережения.
VI.План урока
План урока:
Постановка цели урока (презентация) (5 минут);
Решение задач на проценты (5 минут);
Физкультминутка (1 минута);
Решение текстовой задачи (10-15 минут);
Физкультминутка (2 минуты);
Выполнение заданий в группах и обсуждение полученных результатов (10 минут);
Самостоятельная работа (решение уравнений) и обсуждение полученных результатов (3-5 минут);
Подведение итогов урока (проведение рефлексии) (3 минуты).
VII.Ход урока
1. Постановка цели урока
Учитель:
Одной из составных частей языка математики является язык чисел. Числа, получаемые при решении практических задач, заставляет нас с вами задуматься о правильности наших действий в различных жизненных ситуациях.
Урок у нас сегодня не совсем обычный. Повторяя к предстоящей контрольной работе действия с десятичными дробями, решая уравнения и задачи на проценты, мы с вами познакомимся с деятельностью медицинских работников, отвечающих за состояние окружающей среды и их рекомендациями по сохранению и укреплению нашего здоровья.
В начале посмотрим небольшой видеоролик (при демонстрации презентации учитель продолжает рассказ). Знакомые вам герои мультфильма «Волшебник изумрудного города». Элли и Тотошка весело шагают по лесной тропинке. А тем временем вредная колдунья Бастинда решила устроить нашим героям новое испытание. Поднялся ветер и накрыл наших героев стеклянным колпаком. Спустя некоторое время Элли и Тотошка стали зевать, а затем вовсе заснули под колпаком. На помощь к ним устремился Страшила. Он откинул колпак. Элли и Тотошка проснулись и друзья снова вемело зашагали по тропинке.
Учитель: - Почему герои мультфильма заснули под колпаком?
Предполагаемый ответ: им не хватило воздуха.
Учитель: - Давайте вспомним из чего состоит воздух? Назовем его основные компоненты и их процентную концентрацию.
На доске переворачиваются цветные «облака» и на них появляются надписи:
азот – 78%; кислород – 20%; углекислый газ – 0,03%; другие газы – 1,97%.
2. Решение задач на проценты
Учащимся предлагается решить основные типы задач на проценты, при этом, отвечая на вопрос последующей задачи, использовать ответ предыдущей задачи. Последний результат укажет нам какие компоненты воздуха в особенности влияют на самочувствие людей более всего (двое учащихся у переносных досок, остальные решают в тетрадях, работа выполняется по вариантам).
1 вариант
1. Найти число, 20% которого равно 7,2. (0.36)
2. Найдите, какой процент составляет число ____ от числа 120? (30%)
3. Найдите ____% от 0,1 (0,3*0,1=0,003%)
2 вариант
1. Найти 40% от 125. (50)
2. Найти число, ___% которого равны 30? (60)
3. Найти, какой процент составляет числа ___ от числа 300? (20%)
В результате решения задач получены два числа 20% и 0,03%, которые соответствуют процентному содержанию кислорода и углекислого газа. Действительно, когда воздух попадает в легкие, в них происходят сложные процессы. Кровь забирает кислород их воздуха и с помощью сердца разносит его по нашим органам. Таким образом, кислород поступает к нам в мозг и улучшает его деятельность.
В воздухе содержится и углекислый газ и если его становится больше, то это может привести к разным последствиям. По ощущениям, человеку становится трудно дышать, начинается головокружение, хочется спать, человек начинает зевать.
Мы сейчас тоже с вами находимся в замкнутом пространстве. Можно сказать, под колпаком. Мы работаем умственно, дышим и при этом выдыхаем определенную часть воздуха. Оказывается, что когда человек делает вдох, то вместе с этим в воздух выбрасывается уже: 16% кислорода и 4% углекислого газа.
Давайте посчитаем, сколько же углекислого газа образуется к концу урока в вашем классе? Работа предстоит трудная. Немного приободримся.
3. Физкультминутка
Выполняется упражнение «Потягивание кошечки». Исходное положение – сидя на стуле, прогнуться слегка в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед.
4. Решение текстовой задачи.
1. В составе свежего воздуха содержится 0,035% углекислого газа, когда мы заходим в хорошо проветренный кабинет площадью 48 м2, высотой 3м. Какое количество дм3 углекислого газа уже содержится в воздухе?
Решает 1 ученик у доски( остальные решают в тетради )
1) 1,48 * 3 * 1000=144000(дм3) – объём воздуха в кабинете
2) 144000: 100 * 0,03 = 43,2 ( дм3) – количество углекислого газа в кабинете;
Мы дышим, и каждый из нас при одноразовом выдохе выделяет 4% углекислого газа. Но мы не знаем от какой величины надо взять 4%? Оказывается, что в среднем ученик вашего возраста делает 16 дыхательных движений в минуту и пропускает 400см3 воздуха. Найдем сколько дм3 углекислого газа выдыхает 1 ученик вашего класса за 45 минут?
Решает 1 ученик у доски( остальные решают в тетради )
3) 400: 100 *4 *16 * 45 =11520 см3 = 11,52 дм3 – углекислого газа выдыхает 1 ученик за 45 минут;
2. Найдем, сколько дм3 углекислого газа выдыхают все 24 ученика и 1 учитель за 45 минут урока?
4) 11,52 * 25 = 288 ( дм3) – углекислого газа выдыхают 25 человек за 45 минут;
3. Какое количество ( в дм3) углекислого газа содержится к концу урока в кабинете, если при этом закрыты форточки?
5) 43,2 + 288=331,2 ( дм3) – углекислого газа к концу урока в кабинете;
4. Найдем концентрацию углекислого газа в кабинете к концу урока?
6) 331,2 : 144000 * 100= 0,23%;
Много это или мало?
Посмотрим на таблицу:
Предельно допустимое содержание углекислого газа - 0,1%;
1% - уменьшается точность реакции слежения
1,55 -2%- ухудшаются функции восприятия и распределения внимания
3% - расстройство функции памяти и мышления, увеличивается число ошибок
Мы выполнили расчеты на 1 урок, а если их пройдет 6 и далее в этом кабинете занятия во 2 смену, тоже 6 уроков? Что же делать?
- Проветривать помещение! А сколько раз? Ответить на этот вопрос нам поможет практическая работа, которую вы выполните с помощью микрокалькуляторов по группам. Но для этого надо приободриться.
5. Физкультминутка ( 2 мин).
1.И.П,- стоя, руки на поясе; 1-правую руку вперед, левую вверх. 2- поменять положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Голову наклонить вниз. Темп средний.
2. И.П.- стоя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 –И.П., 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4 раза. Темп средний.
6. Практическая работа ( 10 минут)
Класс разбивается на 6 групп по 4 человека. Даются три типа практических задач в виде таблиц для вычисления количества проветриваний 3 различных кабинетов в школе в течение часа.
Задача1.
Ваш класс в количестве 19человек находится в кабинете №30, где площадь пола равна S=48 м2, а высота равна h=3м. ( К – количество углекислого газа, выделяемого 1 человеком за 1 час)
Содержание вопроса
|
Расчеты
|
Результат
|
1. Определите объём воздуха в кабинете по формуле: Vкл = S h (м3)
|
|
Vкл=
|
2. Определите объём свежего воздуха ( V ), который надо подавать в кабинет на одного человека, чтобы содержание углекислого газа не превысило допустимый уровень:
V=( К : ( 1- 0,3)) ( ответ округлите до десятых)
|
|
V=
|
3. Определите объём воздуха на одного учащегося в классе ( Vуч) по формуле: Vуч= =Vкл: 24 ( м3)
|
|
Vуч=
|
4. Определите кратность обмена воздуха ( Д)- число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух в кабинете должен меняться наружным по формуле:
Д=V :Vуч
|
|
Д=
|
Вывод: кабинет нужно проветривать ___ раз в 1 час
|
Задача2.
Ваш класс в количестве 19человек находится в кабинете №25, где площадь пола равна S=66м2, а высота равна h=3м. ( К – количество углекислого газа, выделяемого 1 человеком за 1 час)
Содержание вопроса
|
Расчеты
|
Результат
|
1. Определите объём воздуха в кабинете по формуле: Vкл = S h (м3)
|
|
Vкл=
|
2. Определите объём свежего воздуха ( V ), который надо подавать в кабинет на одного человека, чтобы содержание углекислого газа не превысило допустимый уровень:
V=( К : ( 1- 0,3)) ( ответ округлите до десятых)
|
|
V=
|
3. Определите объём воздуха на одного учащегося в классе ( Vуч) по формуле: Vуч= =Vкл: 24 ( м3)
|
|
Vуч=
|
4. Определите кратность обмена воздуха ( Д)- число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух в кабинете должен меняться наружным по формуле:
Д=V :Vуч
|
|
Д=
|
Вывод: кабинет нужно проветривать ___ раз в 1 час
|
Задача 3.
Ваш класс в количестве 19человек находится в кабинете №38, где площадь пола равна S=49м2, а высота равна h=3м. ( К – количество углекислого газа, выделяемого 1 человеком за 1 час)
Содержание вопроса
|
Расчеты
|
Результат
|
1. Определите объём воздуха в кабинете по формуле: Vкл = S h (м3)
|
|
Vкл=
|
2. Определите объём свежего воздуха ( V ), который надо подавать в кабинет на одного человека, чтобы содержание углекислого газа не превысило допустимый уровень:
V=( К : ( 1- 0,3)) ( ответ округлите до десятых)
|
|
V=
|
3. Определите объём воздуха на одного учащегося в классе ( Vуч) по формуле: Vуч= =Vкл: 24 ( м3)
|
|
Vуч=
|
4. Определите кратность обмена воздуха ( Д)- число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух в кабинете должен меняться наружным по формуле:
Д=V :Vуч
|
|
Д=
|
Вывод: кабинет нужно проветривать ___ раз в 1 час
|
Выполнив практическую работу мы определили сколько раз нужно проветривать школьный кабинет, чтобы нам было легко учиться, не утомляясь.
7. Решение уравнений (3-5 мин).
Решив уравнения, получим несколько рекомендаций врачей по соблюдениям норм, поддерживающих наш мозг в хорошем рабочем состоянии.
3 ученика решают на переносных досках ( остальные по вариантам в тетрадях).
1 вариант : 11+2,5х +3,2х = 22,4 ( х=2);
2 вариант: 12+ 2,3х + 3.2х=28,5 ( х=3)
3 вариант: 14 + 2.5х + х = 28 ( х=4).
После решения уравнений учащимся предлагается найти из прикрепленных на доске листы с ответами и перевернуть их.
Получится список рекомендаций врачей:
х=2
|
Прогулки на свежем воздухе должны составлять не менее 3 часов
|
х=2
|
Обязательно проветривать помещение перед сном
|
х=4
|
Сон должен составлять не менее 10 часов
|
VӀӀӀ. Рефлексия.
Выдаются на каждую парту каждому ученику таблицы.
Задание: выбрать два из пяти предложений наиболее значимых для вас и поставить «+».
Я запомнил состав воздуха
|
Я запомню рекомендации врачей
|
Я буду выполнять рекомендации врачей
|
Я буду стараться выполнять рекомендации
|
Я хочу выполнить аналогичные расчеты для своей квартиры.
|
|
|
|
|
|
IΧ. Подведение итогов.
|