Департамент образования и науки Кемеровской области
ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
Для специальностей социально-экономического профиля:
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
38.02.07 «Банковское дело»
38.02.02 «Страховое дело» (по отраслям)
38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)
Преподаватель: Сергиченко Н.В.
Новокузнецк 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ...
Содержание учебной дисциплины …………………………….
Введение…………………………………………………................
1. Экономика и экономическая наука………………....................
2. Семейный бюджет .......................................................................
3. Товар и его стоимость .................................................................
4. Рыночная экономика ...………………………………………....
5. Труд и заработная плата ..............................................................
6. Деньги и банки .............................................................................
7. Государство и экономика ............................................................
8. Международная экономика ........................................................
Поурочно - тематический план…………………………………
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины ........................
Самостоятельная деятельность студентов….........................
Консультации ...........................................................................
Список источников информации …….......................................
|
3
4
8
8
8
9
9
9
11
11
12
13
14
19
20
24
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена для студентов, обучающихся по специальностям социально-экономического профиля на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика» и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ ФИРО), региональной примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций рекомендована к использованию Региональным методическим советом ГБУ ДПО «КРИРПО»; в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение цели: освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства и использование экономических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Программ должна обеспечивать решение следующих задач:
развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению в области экономики;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
решение экономических задач, личностного и познавательного развития обучающихся;
возможность практического использования приобретенных экономических знаний и умений обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования экономика изучается на углубленном уровне ФГОС среднего общего образования, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.
Профильный уровень стандарта учебного предмета «Экономика» выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины «Экономика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО
|
Общие
компетенции
ФГОС СПО
|
Личностные:
Л1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л2. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л 3. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Л4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л5. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
|
ОК 1, ОК 4,
ОК 8
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 8
ОК 6, ОК 8
ОК 1, ОК 8
ОК 1, ОК 3, ОК 4
|
Метапредментные:
МП 1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбрать успешные стратегии в различных ситуациях;
МП 2. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МП 3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МП 4. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МП 5. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
|
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6
ОК 2., ОК 3.,
ОК 4., ОК 5.
ОК 2, ОК 4,
ОК 6
ОК 4, ОК 5
ОК 2, ОК 3,
ОК 8
|
Предметные:
П1. Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства
П 2. Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества
П3. Сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом
П4. Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет
П 5. Сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров
П6. Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика)
П7. Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства
П8. Понимание места и роли России в современной мировой экономике
П 9. Сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
П10. Владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
П11. Владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
П 12. Умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
П13. Сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
|
ОК 1, ОК 4
ОК 1, ОК 4
ОК 2, ОК 3,
ОК 6
ОК 4, ОК 5,
ОК 6
ОК 4, ОК 5,
ОК 6
ОК 1, ОК 2,
ОК 6
ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8
ОК 1, ОК 4
ОК 1, ОК 4
ОК 2, ОК 3,
ОК 6
ОК 4, ОК 5,
ОК 6
ОК 4, ОК 5,
ОК 8
ОК 1, ОК 4
|
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических работ.
Промежуточная аттестация для специальностей социально-экономического профиля проводится в форме экзамена.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении экономики контролю не подлежит.
На изучение дисциплины рабочим учебным планом предусмотрено 147 часов, из них 99 часа аудиторных занятий, 48 часов отведено на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебного предмета «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными предметами, теорией и практикой рыночной экономики.
1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов
Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики.
Границы производственных возможностей
Практическое занятие
Расчет производственных возможностей общества
1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Факторы производства. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента.
Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.
Практическое занятие
Расчет прибыли и рентабельности
1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость.
Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
1.4. Типы экономических систем
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике.
Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики.
Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности
1.5. Собственность и конкуренция
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
|