МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Оренбургский аграрный колледж"
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________ Ф.Н. Шевчун
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебной дисциплины
ОП. 4 - «Документационное обеспечение управления»
Специальность: 080114.52 –
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
с. Подгородняя Покровка
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 - «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Оренбургский аграрный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6
|
-
условия реализации программы учебной дисциплины
|
12
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
15
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Документационное обеспечение управления»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 - "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"– базовый уровень.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
20336 - Бухгалтер, 13369 – Кассир.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
При изучении тем данной дисциплины у студентов формируются знания по профессиональной компетенции:
4.2. – Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т.ч. используя информационные технологии;
- осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
- использовать унифицированные формы документов;
- осуществлять хранение и поиск документов;
- использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;
- основные понятия документационного обеспечения управления;
- системы документационного обеспечения управления;
- классификацию документов;
- требования к составлению и оформлению документов;
- организацию документооборота: прием, обработка, регистрация, контроль, хранение документов, номенклатуру дел.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, из них 28 часов теоретических занятий и 20 часов практических занятий; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 3 семестре.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Кол-во часов
|
3 семестр
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
72
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
48
|
в том числе:
|
|
Лабораторные занятия
|
-
|
Теоретические занятия
|
24
|
Практические занятия
|
20
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
24
|
в том числе:
|
|
Индивидуальное проектное задание
|
-
|
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
|
24
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления »
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Организация работы с документами
|
18
|
|
Тема 1.1
Документ и его значение.
|
Понятия "документ", "документирование", "документационное обеспечение управления"; Государственная система ДОУ; документирование управленческой деятельности; государственные унифицированные системы документации.
|
2
|
1
|
Тема 1.2
Понятие документооборота.
|
Документооборот, значение анализа документооборота; виды документопотоков, состав входящих, исходящих и внутренних документов фирмы, классификация документов организации, объем документооборота, график документооборота, регистрируемые и нерегистрируемые документы, виды журналов регистрации и порядок их заполнения.
|
2
|
1
|
Тема 1.3
Формирование дел.
|
Определение дела, номенклатура дел, порядок ее подготовки, утверждения, изменения; значение номенклатуры дел, индексация дел; порядок помещения документов в дело, инструкция по делопроизводству конкретной организации, формирование дела в течение года, особенности формирования дел в бухгалтерии, порядок изъятия документов из дела, действия специалистов в случае утери или порчи документов.
|
2
|
1
|
Тема 1.4
Хранение дел.
|
Текущее хранение дел, лист-заместитель документа, карта-заместитель дела, изъятие дел; архивное хранение дел.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тема 1.5
Работа с документами, содержащими коммерческую тайну.
|
ФЗ "О коммерческой тайне", сведения, которые не могут представлять коммерческую тайну, перечень мероприятий по охране коммерческой тайны, порядок оформления трудовых отношений с работниками, допущенными к коммерческой тайне, ответственность за разглашение коммерческой тайны, случае, в которых такая ответственность не наступает.
|
2
|
1
|
Тема 1.6
Возникновение и развитие отечественного делопроизводства.
|
Делопроизводство в Древнерусском государстве, приказное делопроизводство, коллежское делопроизводство, министерское делопроизводство, делопроизводство в советскую эпоху.
|
2
|
1
|
|
Самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Основные правила организации документооборота.
2. Основные документопотоки в организации, их особенность.
3. Расположение документов внутри дела.
4. Оформление обложки дела.
5. Порядок составления и оформления описей дел.
6. Порядок передачи дел в архив.
|
6
|
3
|
Раздел 2. Требования к составлению и оформлению документов
|
54
|
|
Тема 2.1
Формуляр – образец документа.
|
Реквизиты, их значение; формуляр-образец, типовой формуляр, унификация форматов, ГОСТ Р 6 30.2003, бланки, способы их изготовления, требования к бланкам, взаимозаменяемость реквизитов.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тема 2.2
Составление документов.
|
проект документа, подготовка, согласование, подписание, утверждение проекта; общие требования к тексту документа, требования достоверности, объективности, краткости, точности, устойчивые языковые обороты, устойчивые словосочетания, форма изложения, простые и сложные документы, структура текста, разделы и подразделы, пункты и подпункты, их нумерация; трафаретный текст, компьютерная обработка текста, шаблоны, унификация текста с помощью компьютерных технологий; особенности составления бухгалтерских документов; элементы текста – заголовок к тексту, отметка о наличии приложения.
Внутреннее и внешнее согласование документа, подпись, варианты ее оформления, электронная подпись, основная печать организации, гербовая печать, простая печать, отметка о заверении копии, варианты утверждения документа, примерный перечень документов, подлежащих утверждению.
|
2
|
1
|
Тема 2.3
Организационно-распорядительная документация.
|
Организационные документы, их классификация, правила оформления уставов, положений, инструкций, особенности оформления должностных инструкций; распорядительные документы, их классификация, правила оформления приказов, распоряжений, решений, постановлений, структура текста распорядительных документов, особенности согласования и подписания распорядительных документов, их рассылка.
|
2
|
1
|
Тема 2.4
Информационно-справочная документация.
|
Информационно-справочные документы, их виды, справки, их виды, докладные и объяснительные записки, акты, их виды, служебные письма, их виды: сопроводительное письмо, письмо-приглашение, информационное письмо, рекламное письмо, письмо-извещение, письмо-подтверждение, письмо-напоминание, гарантийное письмо, инициативное письмо, письмо-ответ.
|
2
|
1
|
Тема 2.5
Документирование трудовых правоотношений.
|
Кадровое делопроизводство, Трудовой кодекс РФ, инструкция о порядке ведения трудовых книжек, оформление приема на работу, документы, требующиеся при приеме на работу, личный листок по учету кадров, трудовой договор, личная карточка ф.Т-2, приказы по личному составу, их виды, оформление трудовой книжки, перевод работника, документирование и правовая основа поощрений и взысканий, оформление отпусков и командировок, оформление увольнения сотрудников, личное дело.
|
2
|
1
|
Тема 2.6
Работа с бухгалтерскими документами.
|
Документирование хозяйственных операций, обязательные реквизиты бухгалтерских документов, заполнение первичных документов, заполнение финансовых документов, занесение исправлений в бухгалтерские документы, подписание бухгалтерских документов, хранение, уничтожение, изъятие бухгалтерских документов.
|
2
|
1
|
Тема 2.7
Документирование коммерческой деятельности.
|
Гражданские правоотношения, сделки, коммерческий договор, предмет договора, основные и дополнительные условия договора.
|
2
|
1
|
Практические работы
|
20
|
|
Схема и график документооборота. Объем документооборота.
|
2
|
2
|
Формирование и оформление дела. Составление описи документов в деле, подготовка дела к архивному хранению.
|
2
|
2
|
Составление формуляра-образца, бланков письма, общего бланка (с угловым и продольным расположением реквизитов).
|
2
|
2
|
Составление и оформление организационно-распорядительной документации.
|
4
|
2
|
Составление и оформление информационно-справочной документации.
|
4
|
2
|
Составление и оформление документации по трудовым правоотношениям.
|
2
|
2
|
Составление и оформление бухгалтерских документов.
|
2
|
2
|
Составление и оформление различных договоров, регулирующих коммерческую деятельность.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Урок обобщения полученных знаний.
Зачетное занятие.
|
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Оформление согласования документа.
2. Порядок проставления на документах печатей.
3. Особенности составления таблиц на компьютере.
4. Преимущества компьютерного оформления текстовых документов.
5. Особенности составления организационно-распорядительных документов.
6. Коммерческие акты.
7. Претензионные письма.
8. Исковые заявления.
9. Этикет в деловой переписке.
10. Основные понятия делопроизводства.
11. Общие нормы и правила оформления документов.
|
18
|
3
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационное обеспечение управления».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- образцы управленческих и информационно-справочных документов;
- заполненные унифицированные формы документов;
- схемы документооборота в организации;
- схемы бланков с угловым и продольным расположением реквизитов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- ресурсы электронной правовой базы данных «Консультант Плюс» при работе с законодательством в сфере делопроизводства и документирования трудовых правоотношений.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
8.1.1 Основная литература
Басаков М.И., Современное делопроизводство. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008 г.
Демин. Д., Делопроизводство. Подготовка служебных документов. Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2005 г.
Замыцкова О.И., Басаков М.И., Делопроизводство. Учебник. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2009 г.
Кузнецова Т.В., Делопроизводство. 5-е издание, испр. и дополн. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 200 г.
8.1.2. Нормативная литература
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. №2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-фз "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 28.03.2002г. № 32-ФЗ)
Федеральный закон от 10 января 2002г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 3 марта 1993г. № 191 "О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве".
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". – М., Госстандарт России, 1998
ГОСТ 51141-98. "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". М.: Госстандарт России, 1998
ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991
Основные правила работы архивов организации, - М.: Росархив, ВНИИДАД, 2002, 152 с.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. – М.: Росархив, ВНИИДАД, 2000
Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, - М., 2001
8.1.2 Дополнительная литература
Быкова Т.А., Емышева Е.М., Мосягина О.В. Подготовка документов к последующему хранению и использованию. – Уч.-метод. пособие. – М.: МИФИ, 1996, 68 с.
Быкова Т.А., Кузнецова Т.В. Подготовка совещаний и собраний (практическое пособие). Изд-е 2-е. – М.: ЗАО Бизнес-школа "Интер-синтез", 2000, 80 с.
Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов. Под. Ред. Т.В.Кузнецовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 359 с.
Делопроизводство. Более 120 документов. Образцы документов. Организация и технологии работы. – М.: ООО "ТК Велби", 2003, 448 с. ISBN 5-98032-024-5
Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере. Изд. 3-е, справленное и доп. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000, 232 с.
Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления. (Делопроизводство): Учеб.пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002, 256 с.
Санкина Л.В. Делопроизводство. Практическое пособие. – М.: МЦФЭР, 2002, 288 с.
Составление и оформление служебных документов. Практическое пособие для коммерческих фирм, общественных организаций и государственных структур. Под ред. проф. Т.В. Кузнецовой. изд. 2-е. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999, 224 с.
Справочник по деловой переписке. – М.: Межрегионсервис, 1996, 362 с.
Тейлор Клэр. Основы делопроизводства в современном бизнесе: пер. с англ. – М.: Сол Систем; Финансы и статистика, 1997, 176 с.
Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. – М.: Дело, 2001, 232 с.
8.1.3 Периодическая литература
Журнал "Делопроизводство" (ежеквартальный)
Журнал "Секретарское дело" (ежемесячный)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, домашних работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
1
|
2
|
Умения:
|
оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т.ч. используя информационные технологии;
|
практические занятия
|
осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
|
практические занятия
|
использовать унифицированные формы документации;
|
практические занятия
|
осуществлять хранение и поиск документов;
|
практические занятия
|
использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.
|
практические занятия
|
Знания:
|
понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;
|
тестовые задания, домашняя работа
|
основные понятия документационного обеспечения управления;
|
тестовые задания, индивидуальные задания
|
системы документационного обеспечения управления;
|
практические занятия, домашняя работа
|
классификация документов;
|
тестовые задания, домашняя работа
|
требования к составлению и оформлению документов;
|
индивидуальные задания
|
организация документооборота: прием, обработка, регистрация, контроль, хранение документов, номенклатура дел.
|
практические занятия, домашняя работа
|
|