МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «РАДИЙ»
Утверждена Принята решением
Приказом директора Педагогического совета
МБУ ДО ДЮСШ «Радий» МБУ ДО ДЮСШ «Радий»
от 01.09.2017г. № 82-о от 31.09.2017г. протокол № 4
ЧИР-СПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧИР-СПОРТУ
Срок реализации программы 7 лет
Нижний Новгород 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Методическая часть
4. Система контроля и зачетные требования
5. Воспитательная работа
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Перечень информационного обеспечения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чир-спорт относится к группе сложно-координационных видов спорта. Этот вид спорта сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика, акробатика). Название «cheerleading» произошло оно от английских слов «cheer» — одобрительное, призывное восклицание и «lead» – вести..
Основным содержанием соревновательных программ является взаимодействие в группе или двойке, оформленное в танцевальной композиции под музыкальное сопровождение, в соответствии с правилами вида спорта.
Чир-спорт — вид спорта, которому присущи сильно выраженные элементы гимнастики и акробатики, а упор делается в первую очередь на хореографию.
Чир спорт это сначала хореография, а уже потом все остальное. Поэтому различные направления связаны с тем, какой вид танца преобладает в хореографии. Это может быть хип-хоп, данс.
Согласно всероссийскому реестру видов спорта ЧИР-СПОРТ (1040001511Я) включает в себя следующие дисциплины: чир-джаз-двойка (1040011811Я); чир-джаз-группа (1040021811Я) ; чир-фристайл-двойка (1040031811Я); чир-фристайл-группа(1040041811Я); чир-хип-хоп-двойка (1040051811Я); чир-хип-хоп-группа (1040061811Я); чирлидинг (1040071811Б); чирлидинг-смешанная (1040081811Я); станты-группа (1040091811Б); станты-группа-смешанная (1040101811Я); станты-партнерские (1040111811Л).
Содержание двигательной деятельности спортсменов в чир-спорте требует их разносторонней подготовленности и проявления широкого спектра специальных качеств:
- базовая техническая подготовленность заключается во владении основами танцевальной техники, а также индивидуальной, парной и групповой акробатики;
- хореографическая подготовленность, обеспечивающая пластичность, последовательность выполнения действий и выразительность движений;
- физическая подготовленность, основу которой составляют координационные способности, скоростно-силовые способности (взрывная сила), специальная выносливость, гибкость и вестибулярная устойчивость;
- музыкально-ритмические способности, включающие дифференцировку тональностей, темпов и ритмов, выполнение в соответствии с этими дифференцировками двигательных действий и их сочетаний различной структурной сложности;
- способности к взаимодействию партнеров в паре и участников команды в команде, синхронному или асинхронному выполнению двигательных действий базового характера или конкретно-композиционных действий;
- точность выполнения двигательных действий в стабильных и вариативных условиях (способность к коррекции действий в процессе выполнения композиции).
Дополнительная предпрофессиональная программа по чир-спорту для Детско-юношеской спортивной школы «Радий» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 No 273-ФЗ, Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013г. № 1125 «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», другими нормативными правовыми актами Министерства спорта РФ и Министерства образования и науки РФ, уставом и локальными актами ДЮСШ «Радий».
При разработке Программы использованы современные тенденции развития чир-спорта, передовой опыт обучения, результаты современных научных исследований по вопросам подготовки спортсменов, практические рекомендации спортивной медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, гигиены, психологии.
Основополагающие принципы спортивной подготовки:
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-воспитательного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовок, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медико-биологического контроля) в оптимальном соотношении.
Принцип преемственности - определяет последовательность изложения программного материала, чтобы обеспечить в тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки.
Актуальность программы обусловлена необходимостью удовлетворения потребности в занятиях чир-спортом детей, которые по своему возрасту или уровню физической подготовки не могут быть зачислены на другие этапы подготовки в ДЮСШ.
Программа направлена на:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта и в избранном виде спорта;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Программный материал предполагает решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья учащихся, формирование культуры здорового образа жизни.
2. Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
3.Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации подростков.
4. Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в выбранном виде спорта – чир-спорте.
Подготовка в чир-спорте делится на два этапа, которые имеют свои особенности:
- этап начальной подготовки (до 2-х лет) проводится в группах начальной подготовки;
- тренировочный этап (этап спортивной специализации):
1) начальной специализации (до 2-х лет) проводится в тренировочных группах 1 и 2 годов обучения;
2) этап углубленной специализации (свыше 2 лет) проводится в тренировочных группах 3 - 5 годов обучения.
Перед каждым этапом обучения ставятся конкретные задачи:
Этап начальной подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
- формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;
- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие основных двигательных качеств: ловкости, гибкости, силы, быстроты и равновесия;
- развитие специфических качеств: пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности;
- приобретение соревновательного опыта;
- активная концертная деятельность – участие в показательных выступлениях;
- освоение азов классической хореографии.
Тренировочный этап:
- изучение теоретического материала;
- дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
- повышение уровня развития разносторонней физической подготовки;
- развитие специальных физических качеств;
- расширение и дальнейшее совершенствование технических навыков;
- развитие морально-волевых качеств;
- приобретение соревновательного опыта;
- активная концертная деятельность – участие в показательных выступлениях;
- направленный отбор на этап спортивной специализации;
- участие в соревнованиях за пределами города и области.
Зачисление, перевод учащихся на следующий год или этап обучения по Программе осуществляется в соответствии с локальным актом «Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся по дополнительным предпрофессиональным программам в МБУ ДО ДЮСШ «Радий».
Комплектование учебных групп ДЮСШ «Радий» производится ежегодно в августе-сентябре.
Комплектование учебных групп проводится с учетом специфики вида спорта – чир-спорт, возрастных и гендерных особенностей занимающихся.
Наполняемость тренировочных групп определяется с учетом техники безопасности.
Длительность этапов подготовки, минимальный возраст для зачисления
на этапы подготовки, наполняемость групп на этапах подготовки
Этапы спортивной подготовки
|
Длительность этапов
(в годах)
|
Минимальный возраст для зачисления на этап (лет)
|
Минимальная наполняемость групп, (человек)
|
Максимальная наполняемость групп (человек)
|
Этап начальной подготовки
1год обучения
2 год обучения
|
2
|
7
|
15
14
|
25
20
|
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
5
|
9
|
12
|
16-20
|
Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 17 лет; достижение предельного возраста обучения до окончания освоения Программы не является поводом к отчислению из ДЮСШ «Радий»; обучение лиц старше 17 лет – по решению учредителя.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
|