Элективный курс «Технология создания сайтов»

Элективный курс «Технология создания сайтов»


Скачать 293.53 Kb.
Название Элективный курс «Технология создания сайтов»
страница 1/3
Тип Элективный курс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Элективный курс
  1   2   3
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ САЙТОВ

А.В. Хуторской,

д-р пед. наук,

А.П. Орешко,

канд. физ.-мат. наук

Пояснительная записка

Количество учебных часов: 70 ч. Образовательная область: информатика. Профиль: технологический. Возрастная группа: 10—11 классы.

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Одна из задач профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся тех­нологического профиля предлагается осваивать способы работы с ин­формационными потоками — искать необходимую информацию, анали­зировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жиз­ненных задач.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика технологического профиля. Веб-сайт — наибо­лее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернета.

Элективный курс «Технология создания сайтов» является предметом по выбору для учащихся 10 или 11 классов старшей профильной школы. Курс рассчитан на 70 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Возможно и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погру­жения». Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору Интер­нет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания веб­страниц, тематических сайтов, веб-квестов, информационно-справочных

50

и иных сайтов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих веб-ма­стеринг.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию допол­нительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.

Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку веб-стиль деятельно­сти относится ко всем сферам современного общества — гуманитарным, естественно-научным, социальным, экономическим, сервисным и др.

В основе содержания курса лежит 5-летний опыт проведения Цент­ром дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru) курсов, проек­тов и олимпиад по веб-дизайну и сайтостроительству.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направ­ленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным техно­логиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог со­здавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образова­тельную продукцию — сначала простейшие веб-страницы, затем их от­дельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сай­тов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осозна­ние и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышен­ную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социа­лизации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым инфор­мационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования веб-сайтов являются элементами информационной компетенции — од­ной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других Интернет-совместимых форматах необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля. Таким об­разом, освоенный инструментарий — способы веб-конструирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с раз­работанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, вклю­ченных в содержание занятий.

51

Цели курса:

  • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в
    информационном Интернет-пространстве, используя для достижения сво­
    их целей создаваемые веб-ресурсы;

  • сформировать у них целостное представление об информационной
    картине мира средствами «Всемирной паутины». Научить способам пред­
    ставления информации в сети Интернета;

  • познакомить со способами научно-технического мышления и де­
    ятельности, направленными на самостоятельное творческое познание
    и исследование информационной части сетевого пространства;

  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические
    способности учащихся в ходе проектирования и конструирования
    сайтов;

  • сформировать элементы информационной и телекоммуникацион­
    ной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструи­
    рования веб-сайтов.

Задачи курса:

  • познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структур­
    ными и технологическими особенностями;

  • сформировать навыки элементарного проектирования, конструи­
    рования, размещения и сопровождения веб-сайта;

  • дать первичные навыки программирования на языках HTML,
    Dynamic HTML, CSS; познакомить с основами веб-дизайна;

  • научить основам работы с программами Dreamweaver и Flash (или
    аналогичными);

  • сформировать навыки работы в коллективе с комплексными веб-
    проектами;

  • создать и разместить в сети Интернета собственный веб-сайт по
    выбранной тематике.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по прак­тическому конструированию сайтов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности проис­ходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изло­женных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий вы­полняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение про­ектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

52

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирова­ния информационной и коммуникативной компетентностей старшекласс­ников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  • социально-практическая значимость компетенции (для чего необ­
    ходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);

  • личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо
    быть компетентным в области сайтостроительства);

  • перечень реальных объектов действительности, относящихся к
    данным компетенциям (веб-страница, сайт, компьютер, компьютерная
    программа, Интернет и др.);

  • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;

  • способы деятельности по отношению к данным объектам;

  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере
    данной компетенции;

  • индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по опре­
    делению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети.

Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основ­ной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изу­ченных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъек­тивными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характерис­тики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презен­тацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Уче­ники изучают его с целью создания запланированного продукта — графи­ческого файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять техни­ческие задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых

53

результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного про­дукта, например веб-сайта.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая рабо­та) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполне­ние контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, та­кая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным ин­дикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного мате­риала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенно­го недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют науч­ное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наи­более эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети. Сайты могут создаваться учащимися и в локальной сети.

В качестве дополнительных источников информации по курсу реко­мендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятель­ного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конк­ретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, лите­ратура, русский и английский языки, история и др. вполне может исполь­зоваться учащимися в процессе конструирования сайтов соответствую­щей тематики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знания­ми, умениями и способами деятельности:

54


  • знают принципы и структуру устройства «Всемирной паутины», фор­
    мы представления и управления информацией в сети Интернета;

  • умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую ин­
    формацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного
    обеспечения; владеют броузерами IE, NN, Opera;

  • умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт
    объемом 5—10 страниц на заданную тему;

  • умеют программировать на языках HTML, Dynamic HTML, CSS
    на уровне создания не менее 3—5 соответствующих элементов сайта;

  • владеют способами работы с изученными программами (редакто­
    ры сайтов, Flash, FTP и др.);

  • умеют передавать информацию в сеть Интернета с помощью про­
    токола FTP, специальных программ, веб-форм;

  • знают и умеют применять при создании веб-страницы основные
    принципы веб-дизайна;

  • владеют необходимыми способами проектирования, создания,
    размещения и обновления веб-сайта;

  • знают виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформули­
    ровать собственную позицию по отношению к их структуре, содержа­
    нию, дизайну и функциональности;

  • владеют приемами организации и самоорганизации работы по
    изготовлению сайта;

  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при
    конструировании сложных веб-сайтов;

  • имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты со­
    зданного сайта;

  • способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать
    свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтост-
    роительству.

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Предметом диагностики и контроля являются внешние образователь­ные продукты учеников (созданные веб-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результа­ты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письмен­ные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты дея­тельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

55

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулиро­вать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемого сайта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ(индивидуальных и групповых);

  4. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьни­ков;

  5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции уче­ника в соответствии с его индивидуальной образовательной программойпо курсу;

  6. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учите­лем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается сле­дующими способами:

- по количеству творческих элементов в сайте;

- по степени его оригинальности;

- по относительной новизне сайта для ученика или его однокласс­ников;

- по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;

- по практической пользе сайта и удобству его использования.

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель дос­тижений».

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на осно­ве сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помо­щью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образователь­ной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когни­тивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип кон­троля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из на­правлений индивидуальной программы ученика по курсу.

56

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава I. Моя веб-страничка (6 ч).

Глава II. Графика (4 ч).

Глава III. Гипертекстовый документ (6 ч).

Глава IV. Виды сайтов (4 ч).

Глава V. Основы HTML (8 ч).

Глава VI. Редакторы сайтов (8 ч).

Глава VII. Дополнительные возможности создания веб-страниц (6 ч).

Глава VIII. Основы веб-дизайна (8 ч).

Глава IX. Размещение, «раскрутка» и поддержка сайта в сети (4 ч).

Глава X. Проектирование сайта (4 ч).

Глава XI. Зачетная работа (10 ч).

Глава XII. Олимпиада по веб-дизайну (2 ч).

Содержание курса

  1   2   3

Похожие:

Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Рабочая программа Элективный курс «Физика человека»
Элективный курс предназначен для преподавания в классе социально-экономического профиля
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс «Клетки и ткани» 10 класс 61 15 Элективный курс «Природопользование»
Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования 21
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Содержание
Предполагает метод разработки сайтов полностью через веб-интерфейс. Содержит в себе все нужные наборы средств и инструментов для...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Предметный элективный курс по физике
Курс строится на материале тем «Постоянный ток», «Переменный ток», «Соединение проводников», «Полупроводниковые приборы»
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Создание динамических сайтов средствами Dreamweaver Выполнила студентка...
I. Интерфейс среды Dreamweaver. Обзор популярных интернет-технологий создания динамических сайтов
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Пояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»...
Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс для предпрофильной подготовки Островская Е. И
Программа содержит информацию и задания выходящие за рамки учебной программы по общей биологии основной школы, позволяет по-новому...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Литература Английский язык Алгебра Геометрия История История Донского...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Авило-Успенская средняя общеобразовательная школа – это одно здание: здание...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс по английскому языку «Деловой английский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Солнечный
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс (9 класс). Объем различных форм учебной работы
«аптеку» для использования ее в качестве средства первой доврачебной помощи при острых простудных заболеваниях и при некоторых хронических...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс «Разработка приложений для баз данных в среде объектно-ориентированного...
Гбоу «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов»
Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Руководство пользователя системой ucoz. Тема создания собственного...
Система UcoZ дает Вам уникальную возможность сразу после регистрации пользоваться выбранным Вами уже полностью готовым сайтом!!!
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Если делать не чего, то зарабатывай деньги в Интернете!
Для начала определимся с Интернет кошельком, куда будете с сайтов выводить заработанные, на просмотре сайтов, деньги. Если у вас...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Элективный курс «Деловой английский» Выполнила учитель английского...
Поэтому, знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становится востребуемыми на современном этапе,...
Элективный курс «Технология создания сайтов» icon Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) элективный...
Анализ работы мбоу курагинской сош №1 по профильному обучению за 2011-2012 учебный год

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск