Скачать 5.31 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ» (для медицинских и фармацевтических вузов) Волгоград 2006 УДК - 613.71:796/799:378.180.6 ББК – 57.31р+750.0р Рецензенты: Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, д.м.н., профессор В.Д.Прошляков. Заведующий кафедрой физического воспитания Саратовского государственного медицинского университета, к.м.н., профессор В.Ф.Репин. Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры, д.п.н., профессор А.А.Кудинов. Печатается по разрешению Центрального методического Совета Волгоградского государственного университета, протокол № , от 2006 г. В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ.- 469 с. В соответствии с требованиями ГОС ВПО основная образовательная программа подготовки врача по всем медицинским специальностям и провизора включает в себя, в том числе, дисциплины по выбору студента (элективы). В блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин значительная роль и объем отводится предмету Физическая культура т.к. выпускник медицинского и фармацевтического вуза должен убежденно и квалифицированно пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение физической культуры для здоровья. В предлагаемом читателям сборнике представлен апробированный в многолетней практике материал элективного курса лекций-бесед (20 тем), контрольные вопросы и рекомендуемая литература для самоподготовки. На усмотрение лектора содержание лекций-бесед может быть дополнено или изменено в свете новых научных открытий и разработок. Сборник адресован преподавателям физического воспитания, студентам медицинских и фармацевтических вузов, а так же широкому кругу читателей интересующихся оздоровительными технологиями. © Волгоградский государственный медицинский университет, 2006. СОДЕРЖАНИЕ I. Введение ………………………………………………………………………………….. 4
1. Валеология – наука о здоровье …………………………………………………………… 8 2. Современные подходы к закаливанию ………………………………………………… 30 3. Целительные мудры ……………………………………………………………………… 56 4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями ………..... 77 5. Идеальный вес, идеальная фигура …………………………………………….............. 108 6. Проблема физической и социальной реабилитации инвалидов в России ……..…… 129 7. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание при беременности … 156 8. Мёдотерапия ……………………………………………………………………………. 174 9. Массаж и гимнастика детей первого года жизни……………………………………… 195 10. Использование сауны и бани в оздоровительных и лечебно-профилактических целях ………………………………………………………………………………….... 216 11. Использование метода биологической обратной связи в медицине и спорте ……. 240 12. Функциональная музыка – помощник в учебе, работе, спорте, профилактике и лечении заболеваний ……………………………………………………………….. 262 13. Применение лекарственных растений в профилактике заболеваний и для повышения физической работоспособности ………………………………… 280 14. Основы метода психологической саморегуляции ………………………………….. 304 15. Влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое состояние человека …………………………………………………………………... 328 16. Основы межличностных отношений в коллективе ……………………………….. 348 17. Современные дыхательные оздоровительные системы, их место при формировании здорового образа жизни ……………………………………………. 360 18. Физическая культура и занятия спортом в семье ………………………………….. 383 19. Яблоко – чудо природы …………………………………………………………….. 412 20. Значимые основные элементы структуры БАДов. Их применение в профилактике различных заболеваний …………………………………………… 436
I. ВВЕДЕНИЕ Будущие специалисты-медики должны в стенах вуза не только систематически заниматься физической культурой и спортом, но и приобретать навыки в успешной организации массовой оздоровительной работы в коллективах. Широко и активно использовать физическую культуру и спорт в системе научной организации труда с учетом будущей профессии. Студенты-медики, изучив средства физической культуры в процессе обучения в вузе, совершенствуют и оздоравливают себя, а затем полученные знания и навыки должны применять при работе с пациентами. На кафедре физического культуры и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета в течение ряда лет разработана и активно используется в учебном процессе авторская программа элективного курса по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов. II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Материал лекций-бесед является дополнением к основному теоретическому разделу программы по предмету «Физическое воспитание». Элективный курс по физическому воспитанию представлен 20 темами, рассчитанными для студентов 3-4 курсов медицинских и фармацевтических факультетов. Содержание лекций–бесед включает в себя специальную информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, о двигательном режиме как составляющей части ЗОЖ. В процессе изучения курса студент получает знания по следующим направлениям:
умственных и физических нагрузок.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ-БЕСЕД
Лекция – беседа №1 «ВАЛЕОЛОГИЯ – НАУКА О ЗДОРОВЬЕ» План лекции
1. Введение Валеология - наука о здоровье. Здоровье - мало ценимая большинством людей, но объективно высшая и непреходящая жизненная ценность. Среди категорий человеческого бытия, таких как смысл и счастье жизни, интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд и отдых, здоровье по праву занимает самое высокое место. Нет здоровья - все остальное теряет смысл. Взгляд на здоровье как на наивысшее человеческое благо имеет тысячелетние традиции. Медицинской практике давно известна совокупность факторов, которые благоприятствуют стабилизации здоровья, а значит, долголетней, интересной и достойной человека жизни. Главными из этих факторов являются: 1) наличие цели в жизни; 2) оптимизм и умение владеть своими эмоциями; 3) счастливый брак; 4) работа, нужная людям; 5) режим труда и отдыха с обязательным переключением на другие виды деятельности в период отдыха; 6) ежедневная двигательная активность, ходьба или бег; 7) рациональное питание; 8) нормальный сон; 9) отказ от вредных привычек (курение, алкоголь); 10) закаливание воздухом, водой, солнцем. Воссоздание здоровья у взрослых - источник постоянного ощущения силы, бодрости, красоты, полноты счастья. Непременным условием стабильного оздоровления каждого является высокий уровень развития общества. Необходимо, чтобы человек в полной мере освоил понятие культуры здоровья. Культура здоровья - это не только знание благоприятствующих здоровью факторов и адекватные условия труда и быта. Это, прежде всего сознательное и методически грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, оздоровления. Чрезвычайно важно эти принципы сделать понятными еще в детском возрасте. В повседневной жизни возможные эпизоды с некоторым ухудшением состояния здоровья и снижением работоспособности следует, в первую очередь, связывать не с наследственной неполноценностью или изнашиванием организма, а с элементарным несоблюдением правил культуры здоровья. Широкое распространение легкомысленного отношения людей к своему здоровью требует ... научить их здоровью. Это означает, что современному человеку необходимы сведения о сущности здоровья и принципах его повседневного активного воссоздания. Каждый человек должен не просто запомнить последовательность и целевую установку главных принципов оздоровления, но вжиться в эти принципы, самостоятельно закрепляя их в сознании личным опытом. Цена культуры здоровья исключительно велика, недаром народная мудрость гласит: «Если у вас есть здоровье, у вас есть все». |
Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: " Законодательные... Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги, приглашенные, гости. Позвольте мне открыть парламентские слушания, посвященные... |
Игры направленные на формирование здорового образа жизни ... |
||
Руководство проведением Спартакиады Ск фэу с целью агитации физической культуры и спорта среди студентов; пропаганды здорового образа жизни, выявления сильнейших спортсменов... |
«Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению... России непоколебимо являются сохранение и укрепление здоровья населения на основе популяризации здорового образа жизни и обеспечения... |
||
Программа формирования базовых учебных действий Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
Ов ооп Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
||
Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников |
Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников |
||
Рассмотрено принято утверждаю Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 653 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
||
Методическое пособие для педагогических советов, классных часов,... Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников |
Внесены изменения и дополнения в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 87-98 |
||
Приказов Минобрнауки России от 06. 11. 2009 n 373, от 31. 12. 2015 n 1576 Содержание Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
Комбайновская основная общеобразовательная школа имени воина-афганца алексея демяника Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
||
Основная общеобразовательная программа основного общего образования 1 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
Основная образовательная программа начального общего образования Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
Поиск |