Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов»


Скачать 5.31 Mb.
Название Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов»
страница 1/48
Тип Элективный курс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Элективный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ


В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

(для медицинских и фармацевтических вузов)


Волгоград 2006

УДК - 613.71:796/799:378.180.6

ББК – 57.31р+750.0р
Рецензенты:

Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, д.м.н., профессор В.Д.Прошляков.

Заведующий кафедрой физического воспитания Саратовского государственного медицинского университета, к.м.н., профессор В.Ф.Репин.

Заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры, д.п.н., профессор А.А.Кудинов.
Печатается по разрешению Центрального методического Совета Волгоградского государственного университета, протокол № , от 2006 г.
В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова, М.П. Мицулина

Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ.- 469 с.
В соответствии с требованиями ГОС ВПО основная образовательная программа подготовки врача по всем медицинским специальностям и провизора включает в себя, в том числе, дисциплины по выбору студента (элективы). В блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин значительная роль и объем отводится предмету Физическая культура т.к. выпускник медицинского и фармацевтического вуза должен убежденно и квалифицированно пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение физической культуры для здоровья.

В предлагаемом читателям сборнике представлен апробированный в многолетней практике материал элективного курса лекций-бесед (20 тем), контрольные вопросы и рекомендуемая литература для самоподготовки. На усмотрение лектора содержание лекций-бесед может быть дополнено или изменено в свете новых научных открытий и разработок.


Сборник адресован преподавателям физического воспитания, студентам медицинских и фармацевтических вузов, а так же широкому кругу читателей интересующихся оздоровительными технологиями.


© Волгоградский государственный

медицинский университет, 2006.

СОДЕРЖАНИЕ


I. Введение ………………………………………………………………………………….. 4

  1. Содержание элективного курса ………………………………………………………. 4

  2. Календарно-тематический план лекций-бесед ……………………………………….. 7

1. Валеология – наука о здоровье …………………………………………………………… 8

2. Современные подходы к закаливанию ………………………………………………… 30

3. Целительные мудры ……………………………………………………………………… 56

4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями ………..... 77

5. Идеальный вес, идеальная фигура …………………………………………….............. 108

6. Проблема физической и социальной реабилитации инвалидов в России ……..…… 129

7. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание при беременности … 156

8. Мёдотерапия ……………………………………………………………………………. 174

9. Массаж и гимнастика детей первого года жизни……………………………………… 195

10. Использование сауны и бани в оздоровительных и лечебно-профилактических

целях ………………………………………………………………………………….... 216

11. Использование метода биологической обратной связи в медицине и спорте ……. 240

12. Функциональная музыка – помощник в учебе, работе, спорте, профилактике

и лечении заболеваний ……………………………………………………………….. 262

13. Применение лекарственных растений в профилактике заболеваний

и для повышения физической работоспособности ………………………………… 280

14. Основы метода психологической саморегуляции ………………………………….. 304

15. Влияние цветовой гаммы на физическую работоспособность и психологическое

состояние человека …………………………………………………………………... 328

16. Основы межличностных отношений в коллективе ……………………………….. 348

17. Современные дыхательные оздоровительные системы, их место при

формировании здорового образа жизни ……………………………………………. 360

18. Физическая культура и занятия спортом в семье ………………………………….. 383

19. Яблоко – чудо природы …………………………………………………………….. 412

20. Значимые основные элементы структуры БАДов. Их применение

в профилактике различных заболеваний …………………………………………… 436

  1. Зачетные требования по элективному курсу ………………………………………. 469


I. ВВЕДЕНИЕ

Будущие специалисты-медики должны в стенах вуза не только систематически заниматься физической культурой и спортом, но и приобретать навыки в успешной организации массовой оздоровительной работы в коллективах. Широко и активно использовать физическую культуру и спорт в системе научной организации труда с учетом будущей профессии.

Студенты-медики, изучив средства физической культуры в процессе обучения в вузе, совершенствуют и оздоравливают себя, а затем полученные знания и навыки должны применять при работе с пациентами.

На кафедре физического культуры и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета в течение ряда лет разработана и активно используется в учебном процессе авторская программа элективного курса по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Материал лекций-бесед является дополнением к основному теоретическому разделу программы по предмету «Физическое воспитание».

Элективный курс по физическому воспитанию представлен 20 темами, рассчитанными для студентов 3-4 курсов медицинских и фармацевтических факультетов. Содержание лекций–бесед включает в себя специальную информацию о современных подходах в профилактике и лечении заболеваний различными методами и средствами, о двигательном режиме как составляющей части ЗОЖ. В процессе изучения курса студент получает знания по следующим направлениям:

  • Современные представления о здоровье.

  • Составляющие рационального образа жизни.

  • Факторы, формирующие здоровье человека.

  • Функциональные возможности здорового человека.

  • Механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека.

  • Возможности закаленного организма.

  • Формы закаливания водой.

  • Возможности и резервы рук человека.

  • Методика воздействия на энергетические каналы человека.

  • Основы организации и проведения оздоровительной работы с различными группами населения.

  • Состояние социальной помощи инвалидам.

  • Аспекты решения социальных проблем инвалидов.

  • Адаптивная физическая культура, ее содержание и задачи.

  • Основные принципы реабилитации инвалидов.

  • Программы коррекции фигур основных типов телосложения.

  • Программы питания, направленные на коррекцию мышечной массы.

  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Методика дозирования физической нагрузки.

  • Методика самооценки физической нагрузки.

  • Основы применения лекарственных растений для восстановления и повышения работоспособности.

  • Стимуляторы физической силы и умственной деятельности.

  • Использование биогенных стимуляторов.

  • История возникновения и применения медотерапии.

  • Воздействие меда на организм человека.

  • Формы применения медотерапии.

  • Методика проведения гимнастики для детей первого года жизни.

  • Правила выполнения и приёмы массажа, применяемые детям первого года жизни.

  • Влияние стресса на организм человека.

  • Основы метода психологической саморегуляции.

  • Вопросы психогигиены спорта.

  • Основы межличностных отношений в коллективе.

  • Средства и методы восстановления после напряженных

умственных и физических нагрузок.

  • История появления и распространения сауны и бани в мире.

  • Особенности воздействия банных процедур на организм человека.

  • Правила приема сауны и бани.

  • Значение биоуправления в деятельности человека.

  • Механизм воздействия БОС на организм человека.

  • Применение метода БОС в клинической практике

  • Биоуправление в физической культуре и спорте.

  • Методы практической музыкотерапии.

  • Механизм воздействия музыки на деятельность спортсменов.

  • Влияние музыки на трудовую деятельность человека.

  • Классификация музыки по функциональной направленности.

  • Воздействие цветовой гаммы на организм человека.

  • Цветовая психодиагностика состояния человека.

  • Воздействие дыхательных упражнений на организм человека.

  • Тренировка резервов мощности дыхательной системы.

  • Формы организации физической культуры и спорта в семье.

  • Значение физических упражнений при беременности.

  • Программа физической подготовки при беременности.

  • Рациональное питание при беременности.

  • Физические упражнения в послеродовом периоде.

  • Факторы риска основных заболеваний.

  • Профессиональные факторы риска.

  • Основные элементы структуры БАДов.

  • История применения яблок.

  • Целебные свойства яблок.

  • Применение яблочного сока в профилактических и лечебных целях.



III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ-БЕСЕД




п/п


Семестр

Темы лекций для студентов III курса

Кол-во

часов

1.

5 семестр

Валеология – наука о здоровье

2

2.

5 семестр

Современные подходы к закаливанию

2

3.

5 семестр

Целительные мудры

2

4.

5 семестр

Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями

2

5.

5 семестр

Идеальный вес, идеальная фигура

2

6.

6 семестр

Проблема физической и социальной реабилитации

инвалидов в России

2

7.

6 семестр

Оптимальный двигательный режим и рациональ-

ное питание при беременности

2

8.

6 семестр

Мёдотерапия

2

9.

6 семестр

Массаж и гимнастика детей первого года жизни

2

10.

6 семестр

Использование сауны и бани в оздоровитель-

ных и лечебно-профилактических целях

2







Темы лекций для студентов IV курса




11.

7 семестр

Использование метода биологической обратной

связи в медицине и спорте

2

12.

7 семестр

Функциональная музыка – помощник в учебе,

работе, спорте, профилактике и лечении

заболеваний

2

13.

7 семестр

Применение лекарственных растений в

профилактике заболеваний и для повышения

физической работоспособности

2

14.

7 семестр

Основы метода психологической саморегуляции

2

15.

7 семестр

Влияние цветовой гаммы на физическую

работоспособность и психологическое состояние

человека

2

16.

8 семестр

Основы межличностных отношений в коллективе

2

17.

8 семестр

Современные дыхательные оздоровительные

системы, их место при формировании здорового

образа жизни

2

18.

8 семестр

Физическая культура и занятия спортом в семье

2

19.

8 семестр

Яблоко – чудо природы

2

20.

8 семестр

Значимые основные элементы структуры БАДов.

Их применение в профилактике различных

заболеваний

2



Лекция – беседа №1

«ВАЛЕОЛОГИЯ – НАУКА О ЗДОРОВЬЕ»
План лекции

  1. Введение.

  2. Определение здоровья учеными различных эпох.

  3. Современные представления о здоровье как категории социальной, медико-биологической, экономической.

  4. Важнейшие составляющие рационального образа жизни.

  5. Функциональные возможности проявления здоровья человека.

  6. Литература.

  7. Контрольные вопросы.


1. Введение

Валеология - наука о здоровье.

Здоровье - мало ценимая большинством людей, но объективно высшая и непреходящая жизненная ценность. Среди категорий человеческого бытия, таких как смысл и счастье жизни, интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд и отдых, здоровье по праву занимает самое высокое место. Нет здоровья - все остальное теряет смысл. Взгляд на здоровье как на наивысшее человеческое благо имеет тысячелетние традиции.

Медицинской практике давно известна совокупность факторов, которые благоприятствуют стабилизации здоровья, а значит, долголетней, интересной и достойной человека жизни. Главными из этих факторов являются: 1) наличие цели в жизни; 2) оптимизм и умение владеть своими эмоциями; 3) счастливый брак; 4) работа, нужная людям; 5) режим труда и отдыха с обязательным переключением на другие виды деятельности в период отдыха; 6) ежедневная двигательная активность, ходьба или бег; 7) рациональное питание; 8) нормальный сон; 9) отказ от вредных привычек (курение, алкоголь); 10) закаливание воздухом, водой, солнцем.

Воссоздание здоровья у взрослых - источник постоянного ощущения силы, бодрости, красоты, полноты счастья. Непременным условием стабильного оздоровления каждого является высокий уровень развития общества. Необходимо, чтобы человек в полной мере освоил понятие культуры здоровья.

Культура здоровья - это не только знание благоприятствующих здоровью факторов и адекватные условия труда и быта. Это, прежде всего сознательное и методически грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, оздоровления. Чрезвычайно важно эти принципы сделать понятными еще в детском возрасте. В повседневной жизни возможные эпизоды с некоторым ухудшением состояния здоровья и снижением работоспособности следует, в первую очередь, связывать не с наследственной неполноценностью или изнашиванием организма, а с элементарным несоблюдением правил культуры здоровья.

Широкое распространение легкомысленного отношения людей к своему здоровью требует ... научить их здоровью. Это означает, что современному человеку необходимы сведения о сущности здоровья и принципах его повседневного активного воссоздания. Каждый человек должен не просто запомнить последовательность и целевую установку главных принципов оздоровления, но вжиться в эти принципы, самостоятельно закрепляя их в сознании личным опытом. Цена культуры здоровья исключительно велика, недаром народная мудрость гласит: «Если у вас есть здоровье, у вас есть все».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Похожие:

Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: " Законодательные...
Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги, приглашенные, гости. Позвольте мне открыть парламентские слушания, посвященные...
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Игры направленные на формирование здорового образа жизни
...
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Руководство проведением Спартакиады
Ск фэу с целью агитации физической культуры и спорта среди студентов; пропаганды здорового образа жизни, выявления сильнейших спортсменов...
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon «Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению...
России непоколебимо являются сохранение и укрепление здоровья населения на основе популяризации здорового образа жизни и обеспечения...
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Ов ооп
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений
Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений
Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Рассмотрено принято утверждаю
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 653
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Методическое пособие для педагогических советов, классных часов,...
Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Внесены изменения и дополнения в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 87-98
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Приказов Минобрнауки России от 06. 11. 2009 n 373, от 31. 12. 2015 n 1576 Содержание
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Комбайновская основная общеобразовательная школа имени воина-афганца алексея демяника
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Основная общеобразовательная программа основного общего образования 1
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» icon Основная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск