Пояснительная записка Программа «лего-конструирование»


Скачать 183.13 Kb.
Название Пояснительная записка Программа «лего-конструирование»
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Программа «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. Она представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Lego.

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- формировать целостное восприятие окружающего мира;

- развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

-формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

- учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий.

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов;

-формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся. Данный курс построен на основе интеграции с математикой, окружающим миром, физикой. Учащиеся знакомятся с темами из математики, начальными сведениями из физики, элементами окружающего мира.

Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).

Тематическое планирование


№ п\п

ТЕМА

Содержание занятия


Кол-во

часов


1

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 20. Понимание смысла арифметических действий и применение сложения и вычитания при решении текстовых задач. Связь между сложением и вычитанием, добавление до десятка

5

2

Числа, счетная последовательность.

Развитие представлений о числе, порядок следования чисел при счете. Представление числа в виде разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Сложение круглых чисел. Поразрядное сложение чисел

5

3

Величина. Работа с данными

Сравнение величин длины. Измерение длины объекта. Понимание длины измерения как суммы одинаковых измерительных объектов, уложенных вдоль измеряемого объекта один за одним без промежутка. Различные способы измерения, интерпретация данных.

4

4

Геометрия

Распознавание и называние геометрических фигур. Изображение плоских фигур геометрических тел

4

итого

18 ч

5

Знакомство с

конструктором.


Знакомство с деталями лего.

Игровая деятельность с

конструктором.


2

6

Зубчатые колеса.

Где используются зубчатые колеса. Прямозубые зубчатые колеса. Коронное зубчатое колесо. Понимание принципов работы механизмов. Ведущее зубчатое колесо. Ведомое зубчатое колесо. Принципиальные модели

2

7

Колеса и оси.

Где используются колеса и оси. Что такое трение. Принципиальные модели (Инструкция по сборке В1 – В4; Рабочий лист 2-1. pdf).

2

8

Колеса и оси.

Основное и творческое задание. Вспомнить материал с прошлого занятия. Построить принципиальную модель. Практ.№1.Основное задание (Инструкция по сборке В5 – В6; Рабочий лист 2-2.pdf). Практ.№2. Творческое задание (Рабочий лист 2- 3.pdf)

2

9

Рычаги.

Где используются рычаги. Важные новые слова: сила, груз, ось вращения и рычаг. Виды рычагов. Принципиальные модели (Инструкция по сборке С1 – С2; Рабочий лист 3-1. pdf).

2

10

Шкивы.

Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив. Принципиальные модели (Инструкция по сборке D1 – D5; Рабочий лист 4-1. pdf).

2

11

Построение более сложных моделей, используя все детали набора.

Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога

2

итого

14 ч.

12

Итоговое занятие




1




итого

33 ч




№ урока

Сроки проведения

Тема урока

Содержание изучаемого материала

Виды деятельности обучающихся






Знакомство с конструктором «Увлекательная математика»

Знакомство с деталями конструктора, способами конструирования

Умение осуществлять совместную информационную деятельность, реализовывать творческий подход в коллективной учебной деятельности по изучению нового материала






Сложение чисел в пределах 10

Сложение и вычитание в пределах 20. Понимание смысла арифметических действий и применение сложения и вычитания при решении текстовых задач. Связь между сложением и вычитанием, добавление до десятка






Вычитание в пределах 10

Развитие творческого подхода в учении, аналитической формы мышления






Сложение в пределах 20

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций






Вычитание в пределах 20.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельно и коллективной деятельности, умение совместную информационную деятельность.







Решение текстовых задач на сложение и вычитание в пределах 20.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.






Порядок следования чисел при счете

Развитие представлений о числе, порядок следования чисел при счете. Представление числа в виде разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Сложение круглых чисел. Поразрядное сложение чисел









Представление чисел в виде разрядных слагаемых

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной учебной и практической деятельности







Сравнение чисел

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной деятельности, алгоритмического мышления.






Сложение круглых чисел

Формирование творческого подхода к решению учебной задачи, анализа результатов деятельности, адекватной самооценки






Подразрядное сложение чисел

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной деятельности






Сравнение величин длины

Сравнение величин длины. Измерение длины объекта. Понимание длины измерения как суммы одинаковых измерительных объектов, уложенных вдоль измеряемого объекта один за одним без промежутка. Различные способы измерения, интерпретация данных.

Формирование ответственного отношения к учению, коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности.






Измерение длины объекта.

Формирование творческого подхода к решению учебных задач, анализа результатов деятельности, адекватной самооценки






Различные способы измерения объектов.

Приобретение опыта использования средств икт для решения учебных задач






Решение задач на измерение объектов

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность






Геометрические фигуры

Распознавание и называние геометрических фигур. Изображение плоских фигур геометрических тел


Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность






Построение геометрических фигур




Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность






Создание конструкций из геометрических тел по заданным параметрам




Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении проектов, развитие системного и аналитического мышления






Знакомство с конструктором «Простые механизмы"

Знакомство с деталями лего.

Игровая деятельность с

конструктором.


Приобретение опыта применения логических приемов формирования понятий для решения учебных и жизненных задач






Зубчатое колесо. Назначение и применение.

Где используются зубчатые колеса. Прямозубые зубчатые колеса. Коронное зубчатое колесо. Понимание принципов работы механизмов. Ведущее зубчатое колесо. Ведомое зубчатое колесо. Принципиальные модели

Приобретение опыта применения логических приемов формирования понятий для решения учебных и жизненных задач






Виды зубчатых колес. Принципиальные модели

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность






Колеса и оси.

Где используются колеса и оси. Что такое трение. Принципиальные модели (Инструкция по сборке В1 – В4; Рабочий лист 2-1. pdf).

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность






Колеса и оси.

Что такое трение. Принципиальные модели (Инструкция по сборке В1 – В4; Рабочий лист 2-1. pdf).

Формирование навыков анализа своей деятельности, развитие алгоритмического мышления






Колеса и оси.

Основное и творческое задание. Вспомнить материал с прошлого занятия. Построить принципиальную модель. Практ.№1.Основное задание (Инструкция по сборке В5 – В6; Рабочий лист 2-2.pdf).

Формирование навыков анализа своей деятельности, развитие алгоритмического мышления






Колеса и оси.

Основное и творческое задание. Вспомнить материал с прошлого занятия. Практ.№2. Творческое задание (Рабочий лист 2- 3.pdf)

Формирование творческого подхода к решению учебных задач, анализа результатов деятельности, адекватной самооценки






Рычаги.

Где используются рычаги. Важные новые слова: сила, груз, ось вращения и рычаг. (Инструкция по сборке С1 – С2; Рабочий лист 3-1. pdf).

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной деятельности






Рычаги.

Виды рычагов. Принципиальные модели (Инструкция по сборке С1 – С2; Рабочий лист 3-1. pdf).

Формирование творческого подхода в индивидуальной и коллективной деятельности






Шкивы.

Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив. Инструкция по сборке D1 – D5; Рабочий лист 4-1. pdf).

Формирование навыков анализа своей деятельности, приобретение опыта использования икт, развитие алгоритмического мышления






Шкивы.

Принципиальные модели (Инструкция по сборке D1 – D5; Рабочий лист 4-1. pdf).

Формирование навыков анализа своей деятельности, приобретение опыта использования икт, развитие алгоритмического мышления






Построение более сложных моделей, используя все детали набора.

Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога

Приобретение опыта использования ИКТ, информационных ресурсов общества






Построение более сложных моделей, используя все детали набора.

Закрепление навыка соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развитие умения делать прочную, устойчивую постройку, умения работы в группе, умения слушать инструкцию педагога

Развитие творческого отношения к выполнению учебных задач, освоение способов применения средств ИКТ в учебной деятельности






Итоговое занятие с конструктором «Простые механизмы»




Развитие творческого отношения к выполнению учебных задач, освоение способов применения средств ИКТ в учебной деятельности






Итоговое занятие по курсу.




Формирование умения использовать ИКТ, сетевые ресурсы для решения различных задач, развитие алгоритмического мышления



Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия

1.Примерные программы начального образования.

2.Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.

3.Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.

4.С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .

5.Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.:Инт, 1998. 1.ЛЕГО-лаборатория(Control Lab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998.–150стр.

6.2. ЛЕГО-лаборатория(Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебнометодическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.

7.3. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория(LEGO Control Lab).Учебно-методическоепособие. –

СПб, 2001, - 59 с.

8.4. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.

9.5. LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.

10.6. LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.- 23 pag.

11.7. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag.

12.8. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.

13.9. LEGO DACTA. Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. - 35 pag.

14.LEGO TECHNIC PNEUMATIC. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1992. - 23 pag.

15.Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

16.Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

17.Витезслав Гоушка «Дайте мне точку опоры…», - «Альбатрос», Изд-волитературы для детей и юношества, Прага, 1971. – 191 с.

18.www.school.edu.ru/

Оборудование

  1. Персональный компьютер учителя.

  2. Интерактивная доска, проектор.

  3. Программное обеспечение Lego education (MoreToMath, Простые механизмы))

  4. Наборы конструкторов – «Увлекательная математика», «Простые механизмы» - 14 штук каждого наименования.

Цифровые ресурсы:

Техническая и методическая поддержка – официальный сайт Lego education

Похожие:

Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Пояснительная записка Учебно-тематический план
Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы «Лего-конструирование» (автор...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon В. И. Бурдовицын рабочая программа кружка «Робототехника и Лего-конструирование»
Рабочая программа кружка «Робототехника и Лего-конструирование» составлена с использованием интернет-ресурсов по робототехнике, в...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Пояснительная записка Направленность и уровень (профиль) программы....
Конструктор Lego позволяет научить детей основам конструирования, наглядно продемонстрировать некоторые физические явления. Данная...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Пояснительная записка. 3-9
...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Программа является модифицированной на базе программы «Лего -к онструирование»
«Лего-конструирование» (автор Котельников В. В., педагог дополнительного образования, Государственного бюджетного образовательного...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Пояснительная записка Всё больше и больше новых познавательных интересов...
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «центр детского творчества «радуга» еманжелинского муниципального района...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Программа технической направленности «лего конструирование»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Родничок»
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Программа кружка «Лего-лэнд»
Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым фгос
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Пояснительная записка программа «Робототехника» для обучающихся в...
«Использование Лего-технологий в образовательной деятельности» (опыт работы межшкольного методического центра г. Аши). Е. В. Бухмастова...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Рабочая программа по лего-конструирование «Построю свою историю» для детей 3-6 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №59
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Программа по внеурочной деятельности «лего-конструирование»
Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Лего Игра Волшебный лего квадрат
Волшебный лего квадрат : изготовление лего фигурок и расположение их по инструкции воспитателя (или другого ребенка) в нужном секторе...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Программа по легоконструированию «лего-умники» (далее программа)
Программа по легоконструированию «лего-умники» (далее программа) относится к общеразвивающему типу дополнительных общеобразовательных...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Рабочая программа кружка технической направленности «Лего конструирование»...
Актуальность. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные...
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка Программа «лего-конструирование» icon Содержание программы: Раздел Комплекс основных характеристик программы пояснительная записка
Программа «Робо-Бум!», имеет техническую направленность, нацелена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск