МБОУ «НУРИНЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
«Рассмотрено» и
«Обсуждено»
Руководитель ШМО
_____ Р.Н. Калимуллин
Протокол № 1 от
« 26 » августа 2015 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР
_________Р.Х. Хабибуллина
« 27 » августа 2015 г.
|
«Утверждаю»
Директор школы
_________Т.С. Нигматзянов
Приказ № ___ от
« 28 » августа 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Отряда Юных Инспекторов Движения
« Безопасное колесо »
Гимадиев Рамиль Шамилович преподавателя-организатора ОБЖ .
Принято на педагогическом совете,
протокол № 1 от 28.08.15 г.
2015 год
Пояснительная записка.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Быстрый рост количества и скоростных возможностей
автомобилей делают дорогу всё более опасной. Самые важные
правила обеспечения детей в современном мире, каждая улица,
каждый перекрёсток которого - явная и несомненная опасность для
здоровья и жизни каждого ребёнка. Страшная статистика детской
смертности и повреждения здоровья в результате дорожно-
транспортных происшествий на дорогах страны просто ужасает.
Реальная ситуация на дорогах всё требовательнее обязывает
взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте.
Система профилактической работы ориентирована на
определённую цель и комплекс задач по её достижению - знание и
чёткое соблюдение обучающимися правил дорожного движения.
Такая работа не должна носить эпизодический характер, проводить её следует целенаправленно и качественно. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо создание отрядов Юных инспекторов дорожного движения. Данная программа
рассчитана на 35 часа, она включает в себя: изучение Правил
дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах и
дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде
правил дорожного движения и организация работы среди учащихся
младшего и среднего школьного возраста. Овладение умениями
оказания первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях, а так же участие в районных соревнованиях по ПДД.
Главная цель
воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи программы
знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия;
обеспечить грамотность и безопасность движения на дорогах, строгое соблюдение общепринятых правил.
доработка содержания курса ОБЖ с учетом современной концепции безопасности дорожного движения, совершенствование методики преподавания предмета с применением ТСО.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
|
Кол-во час
|
Теоретические
|
Практические
|
Тема
|
|
занятия
|
занятия
|
|
|
часы
|
часы
|
1
|
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
|
1
|
1
|
|
2
|
Правила дорожного движения
|
8
|
8
|
|
3
|
Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД
|
1
|
1
|
|
4
|
Порядок движения транспортных средств
|
7
|
7
|
|
5
|
Велотехника. ПДД для велосипедистов
|
2
|
2
|
|
6
|
Фигурное вождение велосипеда
|
8
|
|
8
|
7
|
Оказание ПМП
|
8
|
6
|
2
|
Всего
|
35
|
|
|
Содержание программы.
Содержание программы:
Деятельность отрядов ЮИД, основные цели и задачи. История появления автомобиля и ПДД, текущая работа ГИБДД. Правила техники безопасности в учебном классе.
Тема 2. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Общие положения ПДД. Общие обязанности водителей. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. Характерные нарушения ПДД. Анализ ДТП. Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги. Перекрестки и их виды. Островок безопасности. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы.
Тема 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД.
Административная и уголовная ответственность водителей, пешеходов и пассажиров за нарушение ПДД. Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения.
Тема 4. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Порядок движения транспортных средств, стоянка, остановка. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта.
Тема 5. ВЕЛОТЕХНИКА. ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ.
Материальная часть велосипеда. Инструкция по уходу и мелкому ремонту. Безопасные места для езды на велосипедах. ПДД для велосипедистов.
Тема 6. Фигурное вождение велосипеда. Правильное начало движения и торможение. Разгон по прямой. Способы торможения (прицельное торможение). Езда восьмёркой и по кругу. Езда слалом. Проезд под перекладиной. S – образная дорога. Проезд через желоб и через наклонную доску. Узкий проезд. Перенос предмета.
Тема 7. ОКАЗАНИЕ ПМП (первой медицинской помощи).
Виды повязок и способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; оказание ПМП при переломах, ожогах, шоке и обмороке; как делать искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при автодорожных происшествиях.
Требования к уровню усвоения предмета
должны иметь представление:
об истории ГИБДД, автомобилестроения;
о порядке движения транспортных средств;
об основах страхования,
должны знать:
основные Правила дорожного движения;
значение дорожных знаков;
правила для пешеходов и водителей;
назначение разметки дорог;
устройство велосипеда;
основные марки автомобилей;
об уголовной и административной ответственности водителей и пешеходов за нарушения ПДД.
должны уметь:
разбирать и собирать простые модели велосипедов;
управлять велосипедом;
оказывать первую медицинскую помощь себе и другим.
Помочь школьникам изучить дорожную азбуку, стать грамотными пешеходами, то есть без риска для жизни ходить по улицам и дорогам – забота юных инспекторов дорожного движения.
Содержание деятельности юных инспекторов движения обуславливается следующими направлениями:
Информационная деятельность, освещающая состояние аварийности на дорогах и работу ЮИД :
-создание стендов «ЮИД в действии» , стенгазет «Юный инспектор движения», боевых листков «За безопасность движения» и др.,
-оформление «Окна Безопасности»
-ведение документации ЮИД: патрульный журнал, планово-отчетная папка .
Пропагандистская деятельность:
- организация разъяснительной работы по теме БДД;
-проведение бесед, викторин, брейн-рингов, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановок спектаклей с учащимися школ.
-участие в создании и использовании наглядной агитации;
- создание агитбригады ;
- участие в создании и использовании методической и дидактической базы для изучения ПДД в ДОУ и в школе;
- работа с газетой «Добрая Дорога детства»
Шефская деятельность:
-вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде ПДД ;
-оказание помощи в организации среди дошкольников конкурсов рисунков по теме БДД;
-оказание помощи в подготовке и проведении мероприятий по ПДДТТ, по БДД в ДОУ и со вновь организованными отрядами ЮИД;
-оказание помощи в создании мастерской «Умелые руки» для подготовки наглядных пособий для малышей;
-разучивание песен и стихов ;
Патрульная деятельность:
-патрулирование и рейды на оживленных участках улиц и перекрёстках в целях предотвращения нарушений ПДД со стороны детей и подростков;
-выпуск «молний » по результатам рейдов;
-информирование педагогов и родителей о нарушениях ПДД, допущенных учениками ;
-работа с юными велосипедистами;
-участие в создании автоплощадок на пришкольных участках или в других местах;
Список литературы
Ахмадиева Р.Ш, Основные вопросы организации юидовского движения . Казан, 2011 г.
Рахматуллин Р.Р «Правила дорожного движения РФ ». перевод на татарский , Казан. 2012
Хакимзянов Ф.С. «Правила дорожного движения для школьников», : перевод на татарский , Казан, 2010 г.
Газета «Добрая Дорога Детство »
Приложение
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Содержание учебного материала
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Примечание
|
план
|
Факт
|
I. Вводное занятие 1 ч.
|
1.
|
Инструктаж по технике безопасности. Цели задачи и содержание программы обучения. История появления автомобиля и ПДД.
|
1
|
|
|
|
II. Правила дорожного движения 8 ч.
|
2
|
Общие сведения.
Применение специальных сигналов.
|
1
|
|
|
|
3
|
Общие обязанности пешеходов. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги.
Общие обязанности пассажиров.
|
1
|
|
|
|
4
|
Сигналы светофора. Типы светофоров. Сигналы регулировщика.
|
1
|
|
|
|
5
|
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
|
1
|
|
|
|
6
|
Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.
Запрещающие знаки.
|
1
|
|
|
|
7
|
Предписывающие знаки.
Знаки особых предписаний.
|
1
|
|
|
|
8
|
Информационные знаки.
Знаки сервиса.
|
1
|
|
|
|
9
|
Опознавательные знаки установленные на транспортных средствах.
Дорожная разметка.
Проверка знаний по билетам (Дорожные знаки)
|
1
|
|
|
|
III. Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД 1 ч.
|
10
|
Административная и уголовная ответственность водителей за нарушение ПДД. Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения.
|
1
|
|
|
|
IV. Порядок движения транспортных средств 7 ч.
|
11
|
Общие обязанности водителей. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Начало движения, маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части.
|
1
|
|
|
|
12
|
Скорость движения.
Обгон, опережение, встречный разъезд.
Порядок движения, стоянки, остановки транспортных средств.
|
1
|
|
|
|
13
|
Перекрестки и их виды.
Проезд перекрестков и пешеходных переходов.
Проезд железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта.
|
|
|
|
|
14
|
Порядок движения по автомагистралям. Движение в жилых зонах.
|
|
|
|
|
15
|
Приоритеты маршрутных транспортных средств.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
|
1
|
|
|
|
16
|
Буксировка механических транспортных средств.
Учебная езда.
Перевозка людей.
Перевозка грузов.
Дополнительные требования к движении гужевых повозок и перегону животных.
|
1
|
|
|
|
17
|
Неисправностей транспортных средств, при которых запрещается эксплуатация.
|
1
|
|
|
|
V. Велотехника. Правила дорожного движения для велосипедистов 2 ч.
|
18
|
Материальная часть велосипеда. Инструкции по уходу и мелкому ремонту. Безопасные места для езды на велосипедах. Правила дорожного движения для велосипедистов.
|
1
|
|
|
|
19
|
Дополнительные требования к движению велосипедистов, скутеров и мопедов.
|
1
|
|
|
|
VI. Фигурное вождение велосипеда 8 ч.
|
20
|
Правильное начало движения и торможение.
|
1
|
|
|
|
21
|
Езда по кругу. Езда восьмёркой и по кругу.
|
1
|
|
|
|
22
|
Езда слалом.
|
1
|
|
|
|
23
|
Перестроение с одной полосы движения на другую.
|
1
|
|
|
|
24
|
Проезд под перекладиной.
Езда по наклонной доске.
|
1
|
|
|
|
25
|
S – образная дорога.
Кривая дорожка.
|
1
|
|
|
|
26
|
Качели.
Проезд через рельсы.
|
1
|
|
|
|
27
|
Перенос предмета.
|
1
|
|
|
|
VII. Оказание первой медицинской помощи 8 ч.
|
28
|
Автомобильная аптечка и его предназначение.
Виды ран и способы их обработки. Наложение жгута.
|
1
|
|
|
|
29
|
Виды повязок и способы их наложения.
|
|
|
|
|
30
|
Оказание ПМП при переломах. Наложение шины на предплечье и на голень.
|
1
|
|
|
|
31
|
Сердечно-легочная реанимация. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
|
1
|
|
|
|
32
|
Оказание ПМП при ожогах и обморожении.
|
1
|
|
|
|
33
|
Оказание ПМП при шоке, обмороке.
|
1
|
|
|
|
34
|
Оказание ПМП при автодорожных происшествиях.
Приемы и способы транспортировки пострадавшего.
|
1
|
|
|
|
35
|
Работа с тестами. Подведение итогов.
|
1
|
|
|
|
Всего:
|
35
|
|
|