Скачать 440.47 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной» Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж» Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Тема: «Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме у пациентов детского возраста» по ПМ.03 Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе для специальности 31.02.01 Лечебное дело Авторы: Козлова Е.Р., Журавлёва О.А. г. Новокуйбышевск, 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………......3 ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………5 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. СИНДРОМ ЛИХОРАДКИ И ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ …………………………………………….7 РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ…………..19 РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С ОКРУЖЕНИЕМ РЕБЕНКА……………………………29 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………..32 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие для самоподготовки студентов по ПМ.03 Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе на тему «Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме у пациентов детского возраста» разработано в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело и рабочей программой модуля. При создании пособия были поставлены основные цели и задачи: систематизировать и закрепить знания обучающихся по данной теме, формировать у них целостное представление о синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме как самой актуальной и частой синдромной патологии детского возраста, так как данный синдром развивается при бактериальных и вирусных инфекциях у детей. Кроме того, синдром лихорадки может осложниться нарушением функций внутренних органов, присоединением фебрильнопровоцируемых судорог и привести к состоянию, угрожающему жизни ребенка. Поэтому своевременное и адекватное оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе и грамотное решение вопроса о необходимости госпитализации ребенка способствуют сохранению жизни и здоровья пациентов детского возраста. В рабочей программе ПМ 03 на освоение неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе пациентам детского возраста отведено 24 аудиторных часа и 12 часов для самостоятельной работы студентов, поэтому создание пособия для самоподготовки студентов является необходимой составляющей частью освоения модуля. Пособие может быть использовано как для аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4 курса специальности Лечебное дело. В пособии представлен блок учебной информации, изложенной с позиций современной неотложной педиатрии, презентационный проект, представляющий визуализацию учебной информации. Во втором разделе представлены материалы для самоконтроля исходного и конечного уровня знаний. Задания составлены в разнообразных формах, разного уровня сложности, они учитывают уровень познавательных способностей обучающихся. Их выполнение требует актуализации знаний не только данных разделов, но и изученных раннее модулей и дисциплин. В конце раздела представлены эталоны ответов на предложенные задания, что позволяет обучающимся проверить свои знания, провести самооценку и закрепить информацию по теме. В третьем разделе представлены задания, направленные на подготовку студентов к профилактической работе с родителями (законными представителями) ребенка по предотвращению осложнений гипертермических состояний. Работа обучающихся с пособием проводится с использованием современных образовательных технологий и их интеграцией и направлена на формирование следующих профессиональных компетенций: ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний, ПК 3.2 Определять тактику ведения пациента, ПК 3.3 Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе, ПК 3.6 Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. При выполнении заданий всех блоков обучающиеся используют:
Решение каждого задания включает следующие основные этапы: 1-ый этап: мотивация студента на повторение материала по теме задания; 2-ой этап: формулировка и изложение задания. При решении заданий каждого раздела перед студентами ставится четкая проблема, решение которой направлено на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС и рабочей программой модуля; 3-ий этап: проверка результата выполнения заданий по представленным эталонам и закрепление материала. Кроме того, работа обучающихся с заданиями при проведении самоконтроля является способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала студентов и способствует формированию общих компетенций: – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации; - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; - быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. В пособии к каждому заданию обучающимся предлагается краткая инструкция ВВЕДЕНИЕ Тема и содержание пособия для самоподготовки студентов соответствует содержанию ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе и требованиям ФГОС СПО по специальности Лечебное дело. Проблема оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе пациентам детского возраста при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме является актуальной, так как данный синдром развивается при бактериальных и вирусных инфекциях у детей и является достаточно частой синдромной патологией. Кроме того, синдром лихорадки может осложниться нарушением функций внутренних органов, присоединением фебрильнопровоцируемых судорог и привести к состоянию, угрожающему жизни ребенка. Поэтому своевременное и адекватное оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе и грамотное решение вопроса о необходимости госпитализации ребенка способствуют сохранению жизни и здоровья пациентов детского возраста. Данные российской статистики свидетельствуют, что более 40% вызовов педиатрических бригад скорой медицинской помощи регистрируются по причине синдрома лихорадки. Для освоения профессионального модуля, овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, поставлены следующие цели: Учебная: Студент должен знать:
гипертермического синдрома у детей;
- основные диагностические показатели синдрома лихорадки и гипертермического синдрома в зависимости от происхождения и клинического варианта; - принципы оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме; - определение показаний к госпитализации ребенка с синдромом лихорадки и гипертермическим синдромом в соответствии с международными критериями; - показания и противопоказания к назначению лекарственных средств; - побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме; уметь:
гипертермического синдрома; – определять тактику ведения пациента; – назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение. Методическая: Обучающийся должен освоить методику самоподготовки по оказанию неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе пациентам детского возраста с использованием современных образовательных технологий (визуализация блока учебной информации, проблемный метод, моделирование клинической ситуации, здоровьесберегающие технологии). Воспитательная: Пособие помогает формировать общие компетенции в соответствии со стандартом специальности. Дидактическая: Формирование у студентов целостного понятия о синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме у детей как наиболее частом неотложном состоянии и оказании неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Задачи пособия: 1. информационные: - сформировать полное и четкое освещение проблемы гипертермического синдрома и синдрома лихорадки у детей с позиций современной неотложной педиатрии с применением визуализации информации. 2. аналитические: - формировать понимание причинно-следственных связей возникновения и развития синдрома лихорадки и гипертермического синдрома, его клинических проявлений, принципов оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе; - совершенствовать проведение анализа клинической ситуации, дифференциальной и синдромной диагностики и планирования своей деятельности при оказании неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе; 3.проблемные: - научить студентов проводить дифференциальную диагностику симптома лихорадки и гипертермического синдрома. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ Уважаемы студенты! Для успешного усвоения темы «Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме у пациентов детского возраста» вам необходимо выполнять предписания инструкций, которые находятся в начале каждого задания. Пособие имеет три раздела и учитывает возможности обучающихся. Вы можете самостоятельно выбрать задания нужного вам уровня сложности, каждый из которых помечен цифрой по возрастанию и оценить собственный уровень подготовки. Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ СИНДРОМ ЛИХОРАДКИ И ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Инструкция. Внимательно изучите блок учебной информации. Для лучшего усвоения темы выпишите новые для вас учебные элементы и их определение в таблицу, выучите их.
Опорными понятиями являются следующие: определение лихорадки; механизм теплопродукции и теплоотдачи; основные причины лихорадки и ее патогенез; клинические проявления различных видов лихорадки; осложнения лихорадки и гипертермического синдрома; принципы оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе; определение показаний к госпитализации в соответствии с международными критериями. Лихорадка (febris, purexia) – защитно-приспособительная реакция организма на действие патогенных раздражителей, выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание большего, чем в норме, уровня теплосодержания и температуры тела. Лихорадка является основной и наиболее частой жалобой детей, при которой вызывают скорую помощь. Каждый ребенок хотя бы 1 раз в год страдает лихорадочными заболеваниями. Но они также представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментов: практически все температурящие дети получают жаропонижающие даже при невысокой температуре — ниже 38°С. Этому способствует все еще бытующее у родителей представление о крайней опасности высокой температуры. Фельдшер, обследующий детей с высокой температурой, должен выделить среди них тех, чье состояние действительно тяжелое, что может быть весьма трудной задачей ввиду отсутствия явного очага инфекции. При этом следует определить объем неотложной помощи и необходимость госпитализации. На все эти решения влияют многие факторы: клиническая оценка состояния больного, данные первоначального обследования (осмотра), возраст ребенка и температура тела (степень ее повышения). Температурный гомеостаз организма поддерживается динамикой двух основных процессов — теплопродукции и теплоотдачи. Главный центр терморегуляции, определяющий активность и характер как теплопродукции, так и теплоотдачи, находится в преоптической области переднего гипоталамуса около дна третьего желудочка и состоит из:
Теплопродукция реализуется нейроэндокринной системой (в основном гормоны щитовидной железы и надпочечников) через стимуляцию окислительных (катаболических) процессов в буром жире, мышцах, печени. В основе регуляции теплоотдачи лежат физиологические механизмы изменения тонуса сосудов кожи и слизистых, частоты сердцебиений, дыхания, интенсивности потоотделения, что приводит к изменению теплоизлучения (радиация), теплопроведения (конвекция, кондукция) и потоотделения. Постоянство температуры тела у человека поддерживается только для внутренних органов («ядра»), тогда как температура «оболочки» тела может быть достаточно низкой (например, кожи кончика пальцев ног — 25°С). Температура в подмышечной впадине (где рядом проходят крупные сосуды) обычно лишь на 1°С ниже, чем во внутренних органах. У детей принимают во внимание температуру в прямой кишке, которая на 0,5-0,8°С выше, чем в подмышечной впадине. В течение суток температура тела может колебаться (циркадный ритм) с минимальными величинами ее в ранние утренние часы (5-6 часов) и максимальными в 17-18 часов. Этиология лихорадки Выделяют две группы причин лихорадки: инфекционные и неинфекционные. Инфекционные. Любые инфекции (бактериальные, вирусные, микоплазменные, хламидийные, паразитарные, микозные), а также вакцины (коклюшная, гриппозная, коревая и др.) могут быть причиной лихорадки. Вещества, которые, попадая в организм извне или образуясь внутри него, вызывают лихорадку, называют пирогенными (жаронесущими — от греч. pyros — огонь, pyretos — жар). В то же время, вирусы, риккетсии, спирохеты не обладают эндотоксинами и вызывают лихорадку, стимулируя синтез эндогенных веществ (эндогенных пирогенов). Неинфекционных причин лихорадки достаточно много: иммунопатологические процессы (диффузные болезни соединительной ткани, васкулиты, аллергические болезни), опухолевые процессы (у детей чаще лимфогранулематоз, неходжкинские лимфомы, нейробластомы), внутричерепные травмы и кровоизлияния, тромбозы сосудов (чаще легочной артерии), инфаркты и некрозы тканей после инъекций, гранулематозные болезни (саркоидоз), прием лекарств (производные фенотиазинов, амфотерицин, интерфероны, интерлейкины, колониестимулирующие факторы и др.); некоторые метаболические заболевания (гиперлипидемия I типа, болезнь Фабри и др.), эндокринные болезни (феохромоцитома, тиреотоксикоз), наследственные факторы (семейная средиземноморская лихорадка, злокачественная гипертермия и др.). При всех этих расстройствах лихорадка возникает не за счет экзогенных пирогенов, а за счет эндогенных. Патогенез синдрома лихорадки Стадии лихорадочного процесса:
При лихорадке у взрослых в стадию подъема температуры тела лихорадка преимущественно обусловлена ограничением теплоотдачи: сужением периферических сосудов и уменьшением притока теплой крови к коже и слизистым оболочкам, торможением потоотделения и снижением испарения, сокращением волосяных луковиц, что и определяет бледность кожи, чувство озноба, «гусиную кожу», мышечную дрожь (сократительный термогенез). В генез этих реакций вносит свой вклад стрессорный и гормональный фон с повышением в крови уровней адреналина, глюкокортикоидов, АКТГ, ТТГ, СТГ, альдостерона, которые обеспечивают и некоторый подъем артериального давления со стимуляцией диуреза и увеличением теплопродукции. После того, как в I стадии лихорадки температура тела поднялась на определенный уровень, она остается такой на некоторое время (дни, часы), но в результате сохраненной терморегуляции происходит увеличение теплоотдачи и «белая лихорадка» меняется на «красную лихорадку»,— сосуды кожи расширяются, кожа становится горячей на ощупь, возникает чувство жара. После прекращения действия пирогенов центр терморегуляции приходит в «доболезненное состояние», «установочная точка» опускается до нормального уровня. Снижение температуры тела может быть постепенным, литическим (несколько суток) или быстрым, критическим (несколько часов или десятков минут) с обильным потоотделением и частым дыханием. При таком критическом снижении температуры тела больному угрожает избыточная потеря хлоридов — «хлоридный кризис». Теплообмен у детей имеет свои особенности, а, следовательно, имеются и особенности патогенеза лихорадки. У новорожденных возможна лихорадочная реакция при инфекциях за счет стимуляции обмена, то есть повышения теплопродукции; у них не бывает «белой лихорадки». При этом нередко повышение температуры тела при инфекциях у них кратковременное и в случае измерения температуры тела лишь дважды в день может быть не выявлено. Лишь к 2-3 годам у ребенка устанавливается циркадный ритм температуры тела. По степени повышения температура тела может быть:
По типу температурной кривой:
Изменения в органах и системах при лихорадке Система кровообращения — увеличение частоты сердечных сокращений, что является следствием симпатикотонии и локального согревания узла-водителя сердечного ритма на первых этапах лихорадки; увеличивается ударный и минутный объем сердца, повышается артериальное давление. При длительном течении лихорадки при критическом снижении температуры тела может возникать падение артериального давления вплоть до коллапса; кроме того, детям с высокой лихорадкой, в зависимости от преморбидного фона и конституции, могут угрожать сердечная недостаточность, полицитемия, микроциркуляторная недостаточность, ДВС-синдром. Центральная нервная система на начальных этапах лихорадки всегда характеризуется торможением коры, чувство разбитости, усталости, головная боль, бред, бессонница или сонливость, аритмия на ЭЭГ. Внешнее дыхание. На первой фазе лихорадки частота дыхания уряжается, а далее — увеличивается (примерно на 4 в минуту при подъеме температуры тела на 1°С), но снижается глубина дыхания и минутный объем дыхания (МОД). Система пищеварения при лихорадке характеризуется снижением как моторной, так и ферментной активности, снижением кислотности желудочного сока, уменьшением активности пристеночного и вакуольного пищеварения, всасывания пищевых веществ, поэтому при лихорадке нужна «диетическая разгрузка», но не голодание. Кроме того, при лихорадке всегда снижается аппетит. Обмен веществ. Говоря об основных направленностях обмена, необходимо сказать, что на первом этапе лихорадки, на фоне пониженного аппетита и голодания, из энергетических резервов организма, прежде всего, используются углеводы. Азотистый обмен при лихорадке характеризуется катаболической направленностью и становится отрицательным. Водно-электролитный обмен. На первой стадии лихорадки отмечают кратковременное увеличение диуреза из-за подъема артериального давления и централизации кровотока, а на второй стадии — диурез ограничен. На третьей стадии увеличивается выведение хлоридов (особенно при обильном поте) и больному угрожает хлоридный кризис, коллапс. Биологическую целесообразность лихорадки, как процесса, объясняют ускорением катаболизма микроорганизмов в очаге воспаления (доказано для пневмококков, менингококков, гонококков, спирохет; причем высокая лихорадка — выше 40°С — просто губительна для этих микробов). Повреждающий эффект лихорадки особенно очевиден при гиперпирексии (температура тела выше 41°С) и гипертермическом синдроме (температура тела 39,5-40°С), но у детей с неблагоприятным преморбидным фоном (в основном перинатальные энцефалопатии разного генеза) возможен и при более низкой температуре тела: резкое нарушение состояния ребенка с доминированием признаков угнетения центральной нервной системы, энцефалопатии, обезвоживания, шока вследствие диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, сердечной и/или дыхательной недостаточности со снижением артериального давления, гепаторенальным синдромом, отеком головного мозга. Фебрильные судороги развиваются у 3-7% детей, обычно в возрасте между 6 месяцами и 5 годами (максимум на втором году жизни). Большинство педиатров не отмечают связи между выраженностью лихорадки и частотой возникновения фебрильных судорог. Обращают внимание на то, что у детей с фебрильными судорогами на первом году жизни чаще были диагностированы и дефицитные состояния — рахит, гипотрофии, а также диатезы. У большинства детей фебрильные судороги развиваются на фоне ОРВИ. Причиной судорог считают гипоксию мозга, возникающую на фоне гиперкатехоламинемии, дисфункции структур лимбико-ретикулярного комплекса, с одной стороны, — при повышенных потребностях мозга в кислороде, с другой — при недостаточности его доставки к мозгу, в том числе, из-за выраженных поражений легких. У каждого ребенка необходимо исключить и непосредственно инфекционное поражение мозга (менингит, менингоэнцефалит). Клиника Симптомы острого лихорадочного заболевания отражают, с одной стороны, патогенез лихорадки (и эти признаки описаны в разделе «Патогенез»), с другой — ее этиологию. Целесообразно различать у детей «белую» и «розовую» лихорадку.
Детей с лихорадкой разделяют на три группы:
Существует шкала оценки состояния ребенка с лихорадкой (таблица 1). Таблица 1 - Иельская шкала оценки состояния ребенка с лихорадкой в баллах
Сумма признаков, равная 6 баллам – это норма; 7 – 16 баллам – свидетельствует о тяжести состояния ребенка и требует энергичного лечения, госпитализации; свыше 16 баллов – требуется срочная госпитализация. Таким образом, у детей с лихорадкой неясного происхождения гораздо более вероятно наличие необычного клинического течения распространенных заболеваний, чем вероятность редких болезней. Фебрильные судороги у детей рассматривают как проявление: эпилептической реакции (простые фебрильные судороги), эпилептического синдрома (осложненные фебрильные судороги на фоне органического поражения мозга), эпилепсии. Неблагоприятными факторами являются: возникновение фебрильных судорог на фоне умеренно фебрильных величин температуры тела у детей до года и после 5 лет, отсутствие вегетативных сосудистых реакций, длительность судорог более 10 мин, возникновение судорог во сне, асимметрия судорог, указывающая на очаговость поражения мозга. Конечно, для окончательного решения вопроса о характере и прогнозе фебрильных судорог необходимо комплексное обследование детей в условиях неврологического стационара, включающее анализ клинико-анамнестических, электрофизиологических данных (прежде всего, ЭЭГ) во сне и во время бодрствования, ибо приступы фебрильных судорог без вегетативных сосудистых нарушений возможны и у детей с эпилептической реакцией. Диагностика и дифференцировка синдрома лихорадки Стандартная область измерения температуры тела у детей в России — подмышечная впадина. За рубежом принято измерять температуру тела детям до 5 лет в прямой кишке, тогда лихорадкой считают повышение ее выше 38°С. При этом следует помнить, что температура тела, измеряемая в подмышечной впадине, будет на 0,8-0,5°С ниже, оральная и тимпаническая — на 0,5- 0,6 °С ниже, чем в прямой кишке. Тимпаническую температуру (в наружном слуховом проходе с помощью контактных термометров) пытались использовать для верификации среднего отита, но оказалось, что различие при негнойном отите весьма невелико — в пределах 0,1°С и диагностического значения не имеет. Необходимо помнить, что в течение часа после приема пищи, интенсивных физических усилий температура тела может быть субфебрильной. Оценивая тяжесть болезни у ребенка с лихорадкой в возрасте до 2 лет, нужно обратить внимание на следующие признаки: характер крика, реакция на ласку и обращение родителей, эмоциональный статус ребенка (живость, вялость, коммуникабельность и др.), цвет кожных покровов, признаки гидратации, аппетит. Считают, что если «ребенок выглядит хорошо», не имеет признаков дегидратации, контактен, не имеет грубых нарушений цвета кожи, то вряд ли у него есть серьезное заболевание. Одним из плохих признаков считают появление на высоте лихорадки каких-либо кожных геморрагий, ибо это может указывать на возможность серьезной бактериальной инфекции с развитием ДВС-синдрома (в частности, на менингококкемию): геморрагического васкулита, острой идиопатической тромбоцитопенической пурпуры Появление судорог у лихорадящего больного особо настораживает педиатров в отношении менингита. Однако следует помнить, что без другой симптоматики (рвота, ригидность шейных мышц, нарушение коммуникабельности и сознания ребенка, признаки токсикоза, а у более старших детей, головная боль, менингеальные симптомы) менингит у детей практически не встречается. Лечение лихорадки При развитии гипертермии у ребенка его следует поместить в хорошо проветриваемое помещение, часто и дробно поить кипяченой водой, подслащенным чаем, морсом, соками, настоем липового цвета и другими средствами детоксикации в объеме, близком к величине суточного диуреза (30-60 мл/кг). Обычно назначается патогенетическая терапия, а именно:
При развитии злокачественной гипертермии лечение проводят быстро, комплексно, используя специальные препараты и жесткие методы физического охлаждения. Показания к госпитализации:
Вывод:
Уважаемые студенты, внимательно просмотрите презентационный проект с целью закрепления опорных понятий блока учебной информации. При этом необходимо провести связь конкретного слайда с разделом блока информации. |
Учебно-методический комплекс темы. Пм. 03 «неотложая медицинская помощь на догоспитальном этапе» Мдк. 03. 01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» |
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов на производственной практике Профессионального модуля 02. «Лечебная деятельность», мдк 02. 04 Лечение пациентов детского возраста» |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Тема 23. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой сердечной, сосудистой недостаточности и нарушения... |
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской... |
||
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской... |
Неотложной помощи на догоспитальном этапе «Скорой помощи». Это привело в ряде регионов страны к слиянию в единую систему поликлинических пунктов неотложной помощи и скорой... |
||
Методические рекомендации Иркутск игмапо 2015 С. М. Горбачева, Черкашина... Ронарном синдроме с подъемом сегмента st разработаны на основании проекта клинических рекомендаций (протоколов) оказания скорой медицинской... |
Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки... Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей... |
||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях... |
«неотложные состояния в гинекологии» Мдк 03. 01. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе |
||
Методическая разработка практического занятия Мдк. 03. 01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе |
Методические рекомендации для преподавателей по проведению практического... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет»... |
||
Методические рекомендации Москва 2003 правительство москвы департамент... Руководство составлено совместно с Центром интервенционной кардиоангиологии Департамента здравоохранения г. Москвы, Станцией скорой... |
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Учебно-методическое пособие предназначено для организации активной самостоятельной работы студентов над учебным материалом при изучении... |
||
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Учебно-методическое пособие предназначено для организации активной самостоятельной работы студентов над учебным материалом при изучении... |
Скорая психиатрическая помощь на догоспитальном этапе М. И. Нитруца — врач-психиатр специализированной психиатрической подстанции городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга;... |
Поиск |