ОГЛАВЛЕНИЕ
Нормативная база………………………………………………………...................4
Цели и задачи практики, ее место в структуре образовательной программы…..4
Перечень компетенций, осваиваемых в процессе освоения дисциплины……....5
Структура практики…………………………………………………………………11
-
Содержание практики………………………………………………………………12
Работа в профильных отделениях…………………………………….……12
Практическая работа ординатора…………………………………….…......13
Выполнение следующих действий……………………………………..…...13
Симуляционный курс: цели, задач……………………………………..…...15
Формы отчетности по практике……………………………………………………19
Основная и дополнительная литература…………………………………………..19
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ……………20
Используемые информационные технологии…………………………………….20
Материально-техническая база…………………………………………………….20
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Рабочая программа составлена по учебному плану в соответствии Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.67 Хирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) утвержденными приказом Минздрава России № 1110 от 26 августа 2014 г.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целью производственной практики по специальности 31.08.67 «Хирургия» (ординатура) является обеспечение готовности обучающегося к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к врачу-хирургу. Организация практической подготовки направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения клиническим ординатором навыками профессиональной деятельности в рамках общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных на этапе подготовки врача-специалиста.
Задачами производственной практики по специальности «хирургия» (ординатура) является:
Готовность и способность грамотно использовать знания правовых и законодательных основ деятельности врача в профессиональной деятельности хирурга;
Готовность и способность грамотно интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;
Способность грамотно установить диагноз, провести дифференциальную диагностику на основе полученных теоретических знаний и владения диагностическим алгоритмом;
Обеспечение готовности самостоятельного выполнения навыков по оказанию помощи при неотложных состояниях;
Обеспечение готовности самостоятельного выполнения общеврачебных навыков и манипуляций;
Обеспечение готовности самостоятельного выполнения навыков и манипуляций по хирургии;
Практическая готовность к выполнению типичных операций;
Овладение навыками и манипуляциями в рамках смежных, фундаментальных, факультативных дисциплин, предусмотренных учебным планом;
Способность и возможность грамотно использовать современные методы клинических и инструментальных исследований, фармакотерапии, профилактики и реабилитации для лечения пациентов хирургического профиля;
Готовность и способность грамотно применять навыки социальной деятельности во взаимоотношениях с пациентами, их родственниками, медицинскими работниками;
3. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОСВАИВАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс прохождения производственной практики по специальности 31.08.67 «Хирургия» направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
Универсальные компетенции
- готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1)
Знать:
общие и специальные методы исследования в хирургии;
клиническую картину наиболее распространенных хирургических заболеваний
основные принципы асептики и антисептики в хирургии
Уметь:
оценка факторов риска основных хирургических заболеваний
планирование адекватных режимов антибактериальной профилактики
оценить факторы риска инфекционных осложнений в хирургии
Владеть:
обоснование рациональной хирургической тактики ведения пациента с учетом индивидуальных факторов риска
оценка тяжести состояния больного
составить дифференцированный план обследования больного, проводить его коррекцию в динамике.
основы инфузионной терапии в хирургии
основы фармакотерапии в хирургии
- готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2):
Знать:
принципы лечения больных с наиболее распространенными хирургическими заболеваниями в стационаре
принципы лечения больных с наиболее распространенными хирургическими заболеваниями в поликлинике
способы и техника хирургических операций
оказание экстренной и неотложной медицинской хирургической, помощи
выполнение типичных хирургических операций и манипуляций
принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии
Уметь:
особенности санэпидрежима в хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;
спланировать рациональную схему питания при основных хирургических заболеваниях
получить информации о развитии и течении заболевания
Владеть:
назначить лечебное питание с учетом диагноза, сроков послеоперационногь периода и возможных осложнений
интерпретировать и анализировать результаты клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования
организация госпитализации в соответствии с состоянием пациента
составить план лечения больного, проводить его коррекцию в динамике.
разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции.
Профессиональные компетенции:
Профилактическая деятельность:
- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни,
- предупреждение возникновения и (или) распространения хирургических заболеваний, их раннюю диагностику,
- выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1):
Знать:
основы рационального питания и принципы диетотерапии в хирургической клинике
профилактика наиболее распространенных хирургических заболеваний.
приниципы современной гемотрансфузиологии.
Уметь:
применять объективные методы обследования больного, выявление общих и специфических признаков хирургического заболеваний
проведение дифференциальной диагностики хирургических заболеваний
основы организации и проведения диспансеризации хирургических больных
оформить медицинскую документацию
Владеть:
обработка рук перед выполнением операций и использование средств индивидуальной защиты
обработка операционного поля
выполнение перевязок, снятие швов
- готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами с хирургической патологией (ПК-2):
Знать:
общие и специальные методы исследования в хирургии;
клиническую картину наиболее распространенных хирургических заболеваний
Уметь:
оценка факторов риска основных хирургических заболеваний
оценить факторы риска инфекционных осложнений в хирургии
Владеть:
владеть амбулаторными хирургическими приемами и манипуляциями
основными хирургическими приемами и манипуляциями
- готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях хирургической заболеваемости взрослых и подростков (ПК-4):
Знать:
методы реабилитация больных с наиболее распространенными хирургическими заболеваниями
навыки санитарно-просветительной работа
организация документооборота в хирургии
принципы врачебной этики и деонтологии.
Уметь:
определение показаний и применение специальных (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных и др.), методов исследования, интерпретация полученных данных
определение показаний к госпитализации больного.
определение показаний к экстренной, срочной или плановой операции.
предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных
определить показания, план и содержание консервативного лечения
Владеть:
формулировка и обоснование клинического диагноза
оформление документации для проведения экспертизы
оформление санаторо-курортной карты
подготовкой презентаций, сан. бюллетней.
Диагностическая деятельность:
- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов и синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5):
Знать:
основы законодательства по охране здоровья населения
организационная структура и принципы организации хирургической помощи
анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения.
тактические принципы лечения основных хирургических заболеваний.
Уметь:
выявление факторов риска развития хирургического заболевания
проведение экспертизы трудоспособности в хирургии
Владеть:
техникой выполнения основных хирургическое вмешательство в плановой и экстренной хирургии.
техникой выполнения основных хирургических манипуляций: пункция и дренирование плевральных полостей, лапарацентез и др.
представление пациентов на вк
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании хирургической медицинской помощи (ПК-6):
Знать:
техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургическим инструментарием
технику выполнения основных операций которые используют в лечении неотложных заболеваний органов брюшной полости.
технику выполнения операций плановой хирургии: грыжесечения, холецистэктомии, спленоэктомиии, венэктомии, резекции желудка
Уметь:
соблюдение правил техники безопасности в практической работы
соблюдение деонотологических и морально-этических норм в практической работе
ведение медицинской документации
Владеть:
первичной и вторичной хирургической обработки ран
выполнение перевязки чистых и гнойных ран
выполнение перевязок, снятие швов,
формирование диспансерных групп
оказание срочной помощи при неотложных состояниях
ассистировать на операциях
методы местной анестезии
- готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7):
Знать:
техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургическим инструментарием
Уметь:
принципы лечения амбулаторных больных с хирургической патологией.
выбрать адекватный метод обезболивания
Владеть:
оформить добровольное информированное согласие (отказ) пацента на гемотрансфузию.
провести переливание крови
Реабилитационная деятельность:
- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов с хирургической патологией, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8):
Знать:
основы рационального питания и принципы диетотерапии в хирургической клинике
оформление санаторо-курортной карты
Уметь:
определение показаний и противопоказаний к санаторно-курортному лечению
организовывать и планировать санитарно-просветительную работы
соблюдение законодательных норм в практической работе
Владеть:
оформить историю болезни, отказ в госпитализации, выписной, посмертный эпикриз
оформить амбулаторную карту и медицинскую документацию хирургического отделения и операционно-перевязочного блока поликлиники
оланирование и осуществление функции врача-хирурга в соответствии с деонотологическими и морально-этическими нормами
Психолого-педагогическая деятельность:
- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих,
- обучению пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике хирургических заболеваний (ПК-9)
Знать:
организовывать и планировать санитарно-просветительную работы
основы ораторского искусства при выступлении в СМИ;
Уметь:
определение необходимости, объема и последовательности лечебных, в том числе, профилактических мероприятий;
стимулировать население на здоровый образ жизни
Владеть:
навыками межличностного общения
выбрать оптимальную организационную форму лечения пациента
Доклад собственных исследований на клинических, патолого-анатомических конференциях
Организационно-управленческая деятельность:
- готовность к проведению оценки качества оказания хирургической помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11):
Знать:
основы медицинской статистики;
Уметь:
анализировать результаты собственной деятельности для предупреждения
интраоперационных ошибок и осложнений
Владеть:
основными медико-статистическими компьютерными программами для научного анализа результатов своей деятельности
- готовность к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-12):
Знать:
технику безопасности при работе с аппаратурой, хирургическим инструментарием
технику выполнения основных операций которые используют в лечении неотложных заболеваний органов брюшной полости и грудной клетки.
этапы эвакуации при основных повреждениях
Уметь:
заполнять эвакуационные карты;
заполнять истории болезней пострадавших при массовом поступлении пациентов и ЧС;
определить группу крови
Владеть:
техникой основных операций на органах брюшной полости и грудной клетке, конечностей;
-
методикой выявления возможных трансфузионных осложнений и проведения необходимых лечебно-профилактические мероприятий.
планированием и осуществлением функции врача-хирурга в соответствии с требованиями техники безопасности
4. СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
Продолжительность практики: 2484 часов (69 зачетных единиц)
Из них базовая часть – 60 ЗЕТ, вариативная часть – 9 ЗЕТ.
Базовая часть 2160 часов 60 ЗЕТ
Раздел практики
|
Продолжительность
|
Формируемые компетенции
|
Формы контроля
|
ЗЕТ
|
Часы
|
Стационар
|
36
|
1296
|
УК-1, УК -2,
ПК-6; ПК-8,
ПК-1, ПК-2
|
По окончании 1, 3, 4 семестров – зачет.
По окончании 2 семестра – экзамен
|
Поликлиника
|
24
|
864
|
УК-1, УК -2,
ПК-6; ПК-8
|
Вариативная часть 324 часа 9 ЗЕТ
Название раздела вариативной практики
|
Продолжительность
|
Формируемые
компетенции
|
Формы контроля
|
ЗЕТ
|
Часы
|
Симуляционный курс
|
3
|
108
|
УК-1, УК-2, УК-3,
ПК-5; ПК-6,
|
зачет
|
Колопроктология
|
3
|
108
|
УК-1,3
ПК-5,6
|
зачет
|
Хирургия печени
|
3
|
108
|
УК-1,3
ПК-5,6
|
зачет
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
5.1. Работа в профильных отделениях 2160 часа 60 ЗЕТ
Тематика и объем практики
Название отделения
|
Всего
единиц
|
Всего часов
|
Форма контроля
|
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
|
60
|
2160
|
|
Практика стационар
|
36
|
1296
|
По окончании 1, 3, 4 семестров – зачет.
По окончании 2 семестра – экзамен
|
Отделение абдоминальной хирургии
|
9
|
292
|
зачет
|
Отделение хирургической инфекции
|
8
|
260
|
зачет
|
Онкологическое отделение
|
8
|
260
|
зачет
|
Отделение хирургии сосудов
|
4
|
162
|
зачет
|
Отделение торакальной хирургии
|
4
|
162
|
зачет
|
Поликлиника
|
23
|
864
|
|
Хирургический приемный покой
|
4
|
160
|
зачет
|
Практика поликлиника
|
24
|
864
|
По окончании 1, 3, 4 семестров – зачет.
По окончании 2 семестра – экзамен
|
5.2. Практическая работа ординатора
№
|
Наименование действий
|
1
|
Заполнение историй болезни
|
2
|
Оформление выписки
|
3
|
Первичной и вторичной хирургической обработки ран
|
4
|
Наложение скелетных вытяжений
|
5
|
Перевязки чистых и гнойных ран
|
6
|
Выполнение лапароцентеза
|
7
|
Выполнение торакоцентеза
|
8
|
Ассистенции при аппендэктомии, холецистэктомии, ушивании прободной язвы
|
9
|
Внутривенные пункции
|
10
|
Интубация трахеи
|
11
|
Ушивание раны передней брюшной стенки
|
5.3. Выполнение следующих действий
- Техника выполнения основных хирургическое вмешательство в плановой и экстренной хирургии.
Техника выполнения основных хирургических манипуляций: пункция и дренирование плевральных полостей, лапарацентез и др.
Представление пациентов на ВК
Оформление документации для проведения экспертизы
Оформление санаторо-курортной карты
Навыками межличностного общения
Подготовкой презентаций, сан. бюллетней.
Планирование и осуществление функции врача-хирурга в соответствии с законодательными нормами
Выбрать оптимальную организационную форму лечения пациента
Планирование и осуществление функции врача-хирурга в соответствии с деонотологическими и морально-этическими нормами
Планирование и осуществление функции врача-хирурга в соответствии с требованиями техники безопасности
Оформить историю болезни, отказ в госпитализации, выписной, посмертный эпикриз
Оформить амбулаторную карту и медицинскую документацию хирургического отделения и операционно-перевязочного блока поликлиники
Доклад собственных исследований на клинических, патолого-анатомических конференциях
Оформление результатов в научных статьях
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
Колопроктология
Манипуляции
- ректороманоскопия;
- зондирование свищевых ходов;
- проба с метиленовым синим;
- пункция Дугласова пространства;
- взятие материала для цитологического, гистологического исследования из прямой кишки;
- сфинктерометрия;
- инструментальные методы коагуляции геморроидальных узлов;
- наложение латексных колец на внутренние геморроидальные узлы;
- бужирование стриктуры заднего прохода;
- катетеризация и надлобковая пункция мочевого пузыря.
- пункция заднего свода влагалища.
Операции при неотложных состояниях в колопроктологии:
- вскрытие и дренирование абсцесса, флегмоны различной локализации, в т.ч.
брюшной стенки и забрюшинной клетчатки;
- радикальные операции при различных видах парапроктита;
- экстренная лапаротомия, ушивание ран толстой кишки, резекция кишки при повреждениях;
- наложение илеостомы;
- наложение колостомы;
- удаление инородных тел прямой кишки;
- первичная хирургическая обработка ран промежности и анального канала;
- лапаротомия, резекция толстой кишки;
- эпицистотомия.
Хирургия печени
Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
- желудочное зондирование и промывание желудка через зонд;
- установка зонда Блэкмора;
- лапароцентез и методика «шарящего катетера»
- взятие материала для цитологического, гистологического исследования из печени во время
лапаротомии;
- катетеризация и надлобковая пункция мочевого пузыря.
Операции при неотложных состояниях в хирургии печени:
- экстренная лапаротомия, ушивание ран печени;
- прием Прингла;
- вскрытие и дренирование абсцесса печени;
- доступы к печени и правому поддиафрагмальному пространству;
- вскрытие и дренирование абсцесса, флегмоны различной локализации, в т.ч. брюшной стенки и
забрюшинной клетчатки;
- первичная хирургическая обработка ран передней стенки живота
5.4. Симуляционный курс: цели, задачи, место проведения, содержание симуляционного курса.
Цели и задачи дисциплины, ее место в структуре основной образовательной программы специальности
Основной целью обучающего симуляционного курса является углубленная подготовка специалиста к самостоятельной практической деятельности, выполнению лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи в полном объёме в соответствии с освоенными знаниями.
Прохождение обучающего симуляционного курса способствует приобретению и повышению профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности.
Место проведения Симуляционного курса.
1. Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии ЮУГМУ. Центр практических навыков.
2. Симуляционный центр ЮУГМУ
3. Кафедра факультетской хирургии ЮУГМУ
4.Кафедра общей хирургии ЮУГМУ
5.Кафедра госпитальной хирургии ЮУГМУ
6.Кафедра хирургии ФДПО
Навыки и умения
В соответствии с требованиями квалификационной характеристики врач-хирург должен знать:
Назначение инструментов для оперативных вмешательств в различных топографических областях.
Инструменты и материалы для хирургических вмешательств в области головы;
Инструменты и материалы для хирургических вмешательств в области шеи;
Инструменты и материалы для хирургических вмешательств в грудной полости;
Для операций на печени и селезенке;
Для операций на желудке и 12 перстной кишке;
Для операций на тонкой и толстой кишке;
Для операций на прямой кишке и промежности;
Для операций на сосудах;
Для операций на мягких тканях верхних и нижних конечностей;
Для операций на длинных трубчатых костях верхних и нижних конечностей;
Для операций на губчатых костях;
Инструменты для видеолапароскопических операций.
В соответствии с требованиями квалификационной характеристики врач-хирург должен знать и уметь проводить манипуляции:
- Пальпация живота, конечностей, молочных желез с симптоматикой острых и хронических хирургических заболеваний.
- Ректальное и вагинальное исследования с симптоматикой острых и хронических хирургических заболеваний.
- Сифонная клизма.
-Зондирование ЖКТ. Бужирование пищевода. Введение зонда в желудок, промывание желудка. Введение и извлечение зонда Блэкмора. Введение газоотводной трубки. Назо-интестинальная интубация.
Владеть:
- Пункции и дренирование. Пункция заднего свода влагалища. Пункция и дренирование Дуглас-абсцесса. Пункция и дренирование крупных суставов: коленного, тазобедренного, локтевого, плечевого. Плевральная пункция и дренирование при пневмотораксе и при гидротораксе. Пункция мочевого пузыря. Выведение мочи металлическим и гибким катетером у женщин и мужчин. Пункция живота, методика «шарящего катетера».
- Блокады. Блокады новокаиновые. Межреберная, паранефральная, круглой связки матки и семенного канатика, круглой связки печени.
- Инъекции. Внутривенные, внутримышечные. Венесекция.
- Ларингоскопия, интубация трахеи, искусственное дыхание мешком Амбу. Непрямой и прямой мссаж сердца. Внутрисердечное введение при реанимационных мероприятиях
- Перевязки, промывание ран, их тампонирование. Знать и уметь использовать различные виды дренажей в хирургии.
Содержание Симуляционного курса
Наименование разделов, тем
|
Тип и вид симуляторов, инструментов, аппаратуры
|
Формируемые профессиональные умения и навыки
|
Форма
контроля
|
Раздел 1.
Общехирургические (мануальные) навыки
|
Зачет
|
Тема 1.
Общехирургические (мануальные) навыки
|
Тренажер для отработки навыков трахеотомии.
Тренажеры для отработки лапароскопических операций “LAPSim ” и “LAPVP”
|
Отработка базовых мануальных хирургических навыков
УК-1, УК-2, УК-3,
ПК-5; ПК-6
Обработка навыков лапароскопической хирургии
|
|
Раздел 2.
Оказание неотложной помощи.
|
Зачет
|
Тема 1. Оказание неотложной помощи при остановке сердца
|
Манекен-тренажер оживленный взрослый
человек.
Учебный
автоматический дефиб-
риллятор
Комплект для проведе-
ния ручной ИВЛ мешком
Амбу для взрослых
|
Навык
восстановления
сердечной
деятельности
Реанимационные
Мероприятия
УК-1, ПК-5; ПК-6,
|
|
Тема.2 Оказание неотложной помощи при остановке дыхания
|
|
Навык
восстановления
дыхательной
деятельности
УК-1, ПК-5; ПК-6,
|
|
Тема 3 Экстренная помощь при шоке
|
Ситуационная задача.
|
Алгоритм оказания помощи
ПК-5; ПК-6,
|
|
Раздел 3
Организационные вопросы хирургической работы
|
Зачет с оценкой
|
Тема 1.
Организационные
вопросы
хирургической
работы
|
Работа в АРМ врача (в электронной истории болезни)
|
Ведение медицинской документации в электронном виде. Работа с базами данных УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Раздел 4. Клиническая диагностика в хирургии
|
Зачет с оценкой
|
Тема1. Дифференциальная диагностика в хирургии
|
Ситуационные задачи;
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Тема 2 Тактические решения
|
Ситуационные клинические задачи;
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Раздел 5. Инструменты в хирургии
|
Зачет с оценкой
|
Сшивающие аппараты– линейные и циркулярные степплеры
|
Сшивающие аппараты– линейные и циркулярные степплеры
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Коагуляционные методы
рассечения тканей
|
Коагуляционные аппараты для рассечения тканей (электоркоагулятор МК-18, лазер Шарплан)
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Специальные инструментальные методы исследования
|
Специальные инструментальные методы исследования (зеркала вагинальные, ректальные, разовые и многоразовые)
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Инструменты
для Ректального вагинального исследования
|
Инструменты для Ректального вагинального исследования
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Перевязки
|
Оборудование перевязочной Инструментарий, Перевязочный материал
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Виды дренажей в хирургии
|
Дренажные узлы, вакуум-повязки - комплектующие
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
Пункции и дренирование
|
Инструменты для плевральной Пункции и дренирования, торакоцентез, лапароцентез
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
|
Блокады новокаиновые
|
Последовательность диагностических и лечебных действий УК-1,ПК-5; ПК-6,
|
|
6. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Отчет по практике ординатора.
Характеристика-отзыв на ординатора Южно-Уральского государственного медицинского университета.
7. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Островерхов Г.Е. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учеб. для мед. вузов / Г. Е. Островерхов, Ю. М. Бомаш, Д. Н. Лубоцкий. - 5-е изд., испр. - М. : МИА, 2013. - 736 с. : ил.
Анатомия человека. Атлас: учебное пособие. В 3 томах. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. 2013.Т.1 - 800 с. Т.2-824с.,Т.3-792с.:ил. ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
Альперович Б.И. Хирургия печени: руководство .- М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 352 с.: ил. ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
Дополнительная литература
1. Бондаревский, И. Я. Хирургическое лечение очаговых образований печени : метод. рек. / И. Я. Бондаревский, В. Н. Бордуновский. - Челябинск : ЧелГМА, 2012. - 16 с.
2. Хирургия печени и поджелудочной железы / Под редакцией Джеймса О. Гардена; пер. с англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 532 с.: ил. ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
3. Ривкин, В.Л. Амбулаторная колопроктология: руководство. В.Л. Ривкин: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 96 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста") ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
4. . Грекова, Н. М. Диагностика и лечение заболеваний прямой кишки [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Грекова, В. Н. Бордуновский. - Челябинск : [б. и.], 2009. - 104 с.
5. лучевые методы визуализации в норме и патологии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. Проф. В.Н. Бордуновского.- Челябинск, 2013.-122с.
8. РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Амбулаторная хирургические инфекции: руководство. Риквин В.Л.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 96 с.
(Серия "Библиотека врача-специалиста") ЭБС «Консультант студента»
www.studentlibrary.ru
4. Федеральная электронная медицинская библиотека МЗ РФ http://www.femb.ru/feml/
5. Рекомендованные сайты:
www.coloproctologi.ru
www.pubmed.org
www.bmj.com
www.medscape.com
http://vrach-aspirant.ru/
www.consilium-medicum.com
www.freebooks4doctors.com
|