Ильина Ирина Владимировна


Скачать 54.92 Kb.
Название Ильина Ирина Владимировна
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Ильина Ирина Владимировна,

учитель-дефектолог

МБДОУ № 46 «Калинка», г. Северодвинск
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются основные направления формирования графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Ключевые слова: графические умения и навыки, зрительно-моторная координация
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.

Развитие графических навыков имеет большое значение при поступление ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

Данную работу мы строим по нескольким направлениям:

1. Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации.

  • формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);

  • формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);

  • формирование дифференцированных движений пальцев рук: дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги) («Наряди елку», «Разложи фрукты»);

  • обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);

  • обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении, шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).


2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

  • формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;

  • обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);

  • формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).


3. Развитие пространственной ориентировки.

  • формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);

  • обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);

  • формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).


4. Формирование базовых графических умений и навыков.

  • формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);

  • формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);

  • формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика));

  • обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;

  • формирование умение копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);

  • формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.


5. Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.

  • формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).


6. Совершенствование базовых графических навыков и умений.

Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.

Выполняя графические диктанты, дети расширяют свой кругозор, увеличивают словарный запас, учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

  1. ребенку предлагается образец геометрического узора и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;

  2. взрослый задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.

Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.

При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).

Заниматься с детьми необходимо систематически, приучать детей выполнять работу до конца, красиво и аккуратно.
Литература:

  1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие. - М.: 1997 - 55с.

  2. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: 1982.

  3. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно - развивающегося воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Ника - пресс, 1998. - 200с.

  4. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология. 1989. №4. с.62 - 65.

Похожие:

Ильина Ирина Владимировна icon И содержание этапа
Авторы Елизарьев Михаил Юрьевич, к э н., Карпова Ирина Владимировна, к э н доцент
Ильина Ирина Владимировна icon Романова Ирина Владимировна кгбоу спо "Родинский медицинский колледж" Преподаватель
Профессиональный модуль: Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессе
Ильина Ирина Владимировна icon Малышева Ирина Владимировна, учитель математики гбоу сош №871 г. Москвы
Если в четырехугольнике две стороны равны, то этот четырёхугольник параллелограмм
Ильина Ирина Владимировна icon Методические рекомендации подготовки вожатых г. Москва, 2016 г. Еремина...
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «юнармия»
Ильина Ирина Владимировна icon Герасимова Ирина Владимировна —
Ученая степень: Кандидат экономических наук (08. 00. 05 — Экономика и управление народным хозяйством, экономика труда)
Ильина Ирина Владимировна icon Нуйдель Ирина Владимировна Адрес г. Нижний Новгород, ул. Шимборского, д. 3, кв. 39 (прописка)
«Разработка алгоритмов обработки изображений в однородных распределенных нейроноподобных системах». Присвоена ученая степень кандидата...
Ильина Ирина Владимировна icon Мониторинг введения фгос в оу района на 01. 09. 2012г
Вахтер Светлана Николаевна, Дубакова Нина Серафимовна, Аугервальд Ирина Валентиновна(1В и 2А), Межакова Марина Владимировна, Шергина...
Ильина Ирина Владимировна icon Краткие рекомендации для педагога Файл «Рекомендации» фио автора...
Догадайтесь какие слова принесла оса, отгадайте загадки ребусы, составь слова из слогов
Ильина Ирина Владимировна icon Отечественные художественные полнометражные видеофильмы
Режиссер – Кира Ангелина. В ролях: Ирина Розанова, Алексей Шевченков, Митя Лабуш, Анатолий Гущин, Лиза Арзамасова, Татьяна Лютаева,...
Ильина Ирина Владимировна icon Парамонова татьяна Владимировна
Парамонова татьяна Владимировна Первый заместитель Председателя, Банк России, Москва
Ильина Ирина Владимировна icon Королева Надежда Владимировна Сапожникова Наталья Владимировна Содержание о проекте
Вместе с тем, формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени, в том числе о временах года, в дошкольной педагогике...
Ильина Ирина Владимировна icon Ильина О. К., Тычинский А. А. Сборник упражнений по английскому языку к учебнику
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Ильина Ирина Владимировна icon Рекомендуемый состав походной аптечки для различных видов путешествий...
Лузан Оксана Владимировна – фельдшер высшей категории педиатрического отделения мбуз мо абинский район «Центральная районная больница»,...
Ильина Ирина Владимировна icon Отчетности мдк 04. 01. Технология составления бухгалтерской отчетности
М. В. Ильина, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа экономики и финансов
Ильина Ирина Владимировна icon 3 мая 2014 года г. Петропавловск-Камчатский Мировой судья судебного...
Камчатского края Сычева Ольга Владимировна, находящаяся по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красноармейская, д. 10, при секретаре...
Ильина Ирина Владимировна icon Пояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры...
Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск