Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА)


Скачать 491.5 Kb.
Название Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА)
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3


Приложение 2

Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА)

Полнотекстовый вариант методики образовательной программы представлен в следующем издании: Лесняк О.М., Пухтинская П.С. Школа здоровья. Остеоартрит. Руководство для врачей/ под ред. О.М. Лесняк. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 104 с.

Введение

Участие пациента с ОА в обучающей программе позволяет обеспечить определенный уровень знаний об особенностях заболевания, методах лечения, возможностях самоконтроля с целью эффективной терапии, повышения приверженности и осознанного разделения ответственности за состояние здоровья с врачом.

Предлагаются различные варианты обучения, однако максимальной эффективностью обладают программы с активным участием пациента в процессе обучения, которое заключается в выполнении предложенных заданий для решения конкретных личных проблем и установлении обратной связи. Этот процесс обозначается как методика «принятия решений» и построения плана индивидуальных действий. Практическое применение знаний должно осуществляться уже во время обучения и подкрепляется поощрением и созданием мотивации. Для улучшения понимания материала рекомендуется минимизировать медицинскую терминологию с тщательным объяснением используемых терминов.

Цель обучения – повышение эффективности лечения остеоартрита путем активного, грамотного и осознанного участия пациента в этом процессе.

Задачи обучения:

  • Информировать пациентов о сути их заболевания.

  • Познакомить пациентов с методами предупреждения прогрессирования заболевания.

  • Улучшить знания пациентов о методах самопомощи при обострении.

  • Убедить пациентов в необходимости уделять больше внимания своему здоровью.

Формат занятий:

  • Группа пациентов до 10 человек.

  • Пять структурированных занятий продолжительностью 90 минут, включающих:

  • введение

  • информационная часть

  • активная часть

  • заключение

Введение служит установлению контакта со слушателями и созданию комфортной атмосферы, включая знакомство участников, разъяснение целей, задач обучения и тематики занятий. Информационная часть несет основную нагрузку по обеспечению теоретическими знаниями. Активная часть требуется для реализации методики принятия решений и составления индивидуального плана оздоровления, т.е. для практического применения полученных знаний. Заключение позволяет подвести итог занятия и дать задание слушателям для выполнения дома. В конце каждого занятия кратко дать информацию о теме следующего занятия, подчеркнув необходимость посетить все за­нятия курса, так как они взаимосвязаны, не повторяются и построены по определенной схеме.

План занятий:

Занятие 1. Что такое остеоартрит (ОА)?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при остеоартрите? Понятие об избыточной массе тела и ожирении.

Занятие 3. Физическая активность и остеоартрит. Как жить с остеоартритом?

Занятие 4. Лечение ОА: немедикаментозное и лекарственное. Понятие о хирургическом лечении.

Занятие 5. Заключительное занятие.

Результат занятий для пациента:

1) умение определять симптомы остеоартрита и признаки обострения заболевания;

3) умение самостоятельно облегчить боль в суставах в домашних условиях;

4) знание, как правильно выполнять адекватный комплекс упражнений в домашних условиях и видоизменять его в соответствии с периодами обострения и ремиссии;

5) знание, как видоизменять свои ежедневные действия с целью уменьшения нагрузки на суставы;

6) умение построить индивидуальный план оздоровления;

7) представление о доказанных методах лечения остеоартрита.

Оснащение

  1. наглядный материал: плакаты со схематичным изображением здорового сустава, пирамида питания, таблицы энерготрат и калорийности основных продуктов питания, оценочные таблицы по уровню физической активности, проектор со слайдами по темам занятий;

  2. ростомер, весы и калькулятор для вычисления индекса массы тела;

  3. раздаточный материал: брошюры для пациентов, листовки с комплексом упражнений для лечебной физкультуры;

  4. анкеты по оценке обучения и по информированности пациентов о заболевании.

Занятие 1

Что такое остеоартрит (ОА)?

Оснащение занятия: наглядный материал (плакаты со схематичным изображением здорового сустава), проектор со слайдами по теме занятия.
Задачи занятия 1

  1. осуществить введение в данную программу с тем, чтобы ее участники чувствовали себя комфортно в своей группе и знали, что ожидать от программы;

  2. обеспечить представление пациентов о нормальном строении и движении суставов.

  3. предоставить пациентам основную информацию об ОстеоАртрите (ОА) и о симптомах заболевания;

  4. научить пациентов определять различия между периодами обострения и ремиссии;

  5. обучить пациентов самоанализу собственных факторов риска и рациональному составлению индивидуального плана оздоровления.

Результаты первого занятия для пациента:

  1. представление о нормальном строении сустава;

  2. знание определения остеоартрита (ОА);

  3. знание основных изменений в суставах, которые происходят при ОА;

  4. знание симптомов ОА;

  5. знание разницы между периодами обострения и ремиссии;

  6. знание факторов, способствующих развитию и прогрессированию заболевания;

  7. умение проводить самооценку индивидуальных факторов, влияющих на течение заболевания, и выде­лять приоритеты по их устранению;

  8. умение выбирать наиболее рациональный путь и строить индивидуальный план оздоровления;

  9. умение облегчить боль в суставах в домашних условиях.

Структура занятия:

1. Вводная часть — 15 минут

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание задач, формата и графика обучения, краткий обзор тематики.

2. Информационная часть — 20 минут

2.1. Как выглядит нормальный сустав, что происходит в нем при ОА.

2.2. Суть патологического процесса при ОА.

2.3. Течение ОА и его проявления, понятие обострения и ремиссии.

3. Активная часть (вопросы-ответы) — 5 минут

ПЕРЕРЫВ — 5 минут

4. Информационная часть — 15 минут

4.1. Суставы, наиболее часто поражающиеся при ОА.

4.2. Факторы риска возникновения заболевания.

4.3. Факторы, способствующие обострению и прогрессированию заболевания.

5. Активная часть — 15 минут

5.1. Выявление пациентами индивидуальных управляемых факторов риска.

5.2. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО плана действий для каждого пациента — начальный вариант

6. Информационная часть — 10 минут

6.1. Как облегчить боль в домашних условиях.

7. Подведение итогов — 5 минут
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

При изложении информации необходимо обеспечить наглядность и запоминаемость, демонстрируя материал по плакату, слайду, рисунку или на доске (флип-чарте). Девиз изложения основных данных о заболевании – оптимально минимальный объем информации без использования специальных терминов или их минимизацией с тщательным объяснением смысла каждого термина.

Составление индивидуального плана действий проводится по «методике принятия решений», суть которой – выявить имеющиеся изменяемые факторы риска, а также выделить из них наиболее важные и наиболее легко изменяемые, по мнению и отношению конкретного пациента. Важно именно собственное мнение пациентов и их отношение к этим факторам. Принципы анализа основаны на формировании мотивации и психологических особенностях изме­нения поведения. Крайне важно, чтобы первые шаги были реалистичными, заметными, важными для пациента. В дальнейшем пациент с учетом полученной на занятии информации самостоятельно разрабатывает необходимые коррекционные мероприятия и осуществляет их ранжирование с учетом важности и возможности изменений.

Выявление индивидуальных факторов риска проводится при заполнении таблицы (или составле­нии списка) в следующем порядке в три столбика (пример см. ниже):

1-й столбик (слева) — факторы риска, которые САМ пациент считает ДЛЯ СЕБЯ факторами рис­ка развития и прогрессирования остеоартрита. Уточните, чтобы пациенты сконцентрировались на анализе факторов, которые в той или иной степени могут быть изменены их волей, поведением или усилиями САМОГО пациента.

2-й столбик. Предложите слушателям отметить в этом столбике знаком «+» те факторы, которые, по их СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ для них и знаком «-» — МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ НИХ факторы из перечисленных.

3-й столбик. В правом (третьем) столбике предложите слушателям отметить знаком «+» те факто­ры, которые, по их СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ ОНИ МОГУТ ЛЕГКО, без особых усилий ИЗМЕНИТЬ и зна­ком «-» — ТРУДНЫЕ ДЛЯ НИХ ФАКТОРЫ, требующие ОСОБЫХ УСИЛИЙ, ВОЛИ, ВРЕМЕНИ/ СРЕДСТВ и пр.

План индивидуальных действий («маршрут оздоровления», «четыре шага к оздоровлению») соста­вляется в следующей последовательности по приоритету важности и сложности:

1 шаг — 1 приоритет — факторы, отмеченные двумя плюсами «+ /+». Наиболее важные и легко из­меняемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, факторы, неблагоприятно влияющие на его суставы.

2 шаг — 2 приоритет — факторы, отмеченные минус-плюс «-/ +». Менее важные, но легко изменя­емые, по мнению и отношению САМОГО пациента, неблагоприятные факторы.

3 шаг — 3 приоритет — факторы, отмеченные плюс-минус «+/ -». Наиболее важные, но трудно из­меняемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, факторы риска.

4 шаг — 4 приоритет — факторы, отмеченные двумя минусами «-/ -». Менее важные и трудно изме­няемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, факторы риска.

ПРИМЕР. Индивидуальные изменяемые факторы риска прогрессирования ОА.

План оздоровления

Факторы риска

Наиболее важные «+»

Наименее важные «-»

Легко изменить «+»

Трудно изменить «-»

Избыточная масса тела

+

-

Низкая физическая активность

+

+

Частый подъем по лестнице

-

+

Значительная физическая нагрузка на работе

-

-

Первый шаг – «+/+» (увеличить физическую активность)

Второй шаг – «- /+» (уменьшить ходьбу по лестнице)

Третий шаг – «+/-» (снизить массу тела)

Четвертый шаг – «- /- » (уменьшить физическую нагрузку на работе)










Индивидуальный план пациенты должны иметь при себе на всех занятиях в Школе, чтобы время от времени к нему обращаться и в процессе обучения вносить дополнения и необходимые кор­рективы.

Главным итогом обучения является то, чтобы пациенты по окончании курса занятий составили и име­ли собственный индивидуальный и конкретный план, к реализации которого они уве­ренно приступят или начнут действовать уже в процессе обучения.

При этом необходимо обратить внимание, что перечень факторов может быть дополнен в процес­се обучения, и в таком случае приоритет может быть смещен или, что предпочтительнее, более кон­кретизирован. Например, выбрать не общую формулировку — «изменить питание», а уточнить и до­полнить «снизить потребление сливочного масла» или «не досаливать пищу», или «увеличить количество овощей в рационе» и т.д.

Окончательный план индивидуальных действий после прохождения полного курса обучения желательно занести в ДНЕВНИК.

Как облегчить боль в домашних условиях. Напомнить пациентам о различиях между периодами обострения и ремиссии. Представить информацию об использовании температурного воздействия в зависимости от периода заболевания: холода (льда) при обострении и тепла в период ремиссии. Акцентировать внимание на способах, кратности и длительности применения температурных воздействий в зависимости от индивидуального клинического эффекта.

Задание на дом:

  1. начать работу по реализации первого шага индивидуального плана действий;

  2. на листе бумаги написать свой суточный рацион – отразить ВСЕ, съеденное за день. При возможности принести на занятие этикетки использованных продуктов с указанием пищевой ценности и калорийности.

Занятие 2

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при остеоартрите.

Понятие об избыточной массе тела и ожирении

Оснащение занятия: весы, ростомер для проведения антропометрии, калькулятор для подсчета индекса массы тела, таблицы с классификацией индекса массы тела, таблицы калорийности основных продуктов питания, таблицы энерготрат при различных видах деятельности, плакат «пирамида питания», проектор со слайдами по теме занятия.

Цель занятия: обучить пациентов принципам рационального питания, обеспечить информацией о диетических изменениях, необходимых для нормализации массы тела.

Результаты второго занятия для пациента:

  1. умение описывать основные принципы здорового питания;

  2. знание методики расчета и оценки индекса массы тела;

  3. знание связи между питанием и развитием остеоартрита;

  4. умение рассчитать калорийность собственного рациона питания и сравнить его с индивидуальными энерготратами;

  5. умение провести самооценку индивидуальных факторов риска, связанных с нерациональным питанием;

  6. умение повысить физическую активность безопасными для суставов способами;

  7. построение индивидуального плана оздоровления.

Структура занятия

1. Вводная часть — 5 минут

1.1. Описание целей занятия.

2. Информационная часть — 15 минут

2.1. Принципы здорового питания.

3. Активная часть — 15 минут

3.1. Анализ суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.

4. Информационная часть — 5 минут

4.1. Влияет ли питание на остеоартрит.

ПЕРЕРЫВ — 5 минут

5. Активная часть — 5 минут

5.1. Расчет индекса массы тела, оценка степени избыточной массы тела.

6. Информационная часть — 5 минут.


6.1. Что такое ожирение. Методы оценки. Причины развития ожирения.

7. Активная часть — 15 минут

7.1. Составление списка легко- и трудновыполнимых изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления.

8. Информационная часть — 15 минут.

8.1. Как снизить вес правильно?

8.2. С чего начать?

8.3. Повышение физической активности при ожирении и избыточной массе тела.

8.4. Дополнительные приемы и методы коррекции избыточной массы тела.

9. Подведение итогов — 5 минут
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО ЗАНЯТИЯ.

Принципы здорового питания

  • Энергетическая сбалансированность и потребность в энергии в зависимости от возраста и физической активности.

  • Полноценность по содержанию пищевых веществ, роль основных нутриентов.

  • Дробность, регулярность, последний прием пищи не позднее, чем за 2-3 часа до сна.

  • Оптимальная кулинарная обработка продуктов.

  • Разумное потребление алкоголя, поваренной соли и сахара.

Разбор «пирамиды питания», отражающей приоритеты по качественному и количественному составу рациона.

Количество продуктов из каждого «уровня» пирамиды измеряется порциями. Для разных продуктов существует свое описание порции.

Основу рациона (40%) составляют зерновые продукты, содержащие углеводы – крупы, хлеб, макаронные изделия, что составляет 6-11 порций в сутки.

Вторая группа (35%) – это овощи и фрукты. Количество порций овощей составляет от 3 до 5, а фруктов – от 2 до 4 в сутки.

Третья группа (20%) – белковые продукты: молочные продукты, ежедневное количество которых должно составлять 2-3 порции, и мясные продукты или их заменители (орехи, бобовые, яйца), суточная потребность в которых также 2-3 порции.

Верхушку пирамиды (5%) составляют сладкие и жирные продукты, содержание которых в суточном рационе должно быть сведено к минимуму, особенно у людей с избытком массы тела.

Минимальное количество порций в каждой группе продуктов обеспечит 1600 ккал в сутки, максимальное – 2800 ккал.

Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона проводится слушателями с использованием таблиц «Энерготраты при различных типах деятельности» и «Калорийность основных продуктов питания» (см. ниже). Средние значения энерготрат с учетом возраста, пола и типа повседневной активности:

  • женщины, ведущие сидячий образ жизни, и пожилые люди - 1600 ккал в сутки;

  • большинство детей, девочки-подростки, активные женщины и мужчины, ведущие сидячий образ жизни, - 2200 ккал в сутки;

  • мальчики-подростки, многие активные мужчины и некоторые особо активные женщины - до 2800 ккал в сутки.

Энерготраты расписываются на 24 часа (сутки): показатели по каждому виду деятельности умножаются на соответствующее количество часов и суммируются. Женщинам из результата отнять 10%, лицам после 30 лет также вычесть по 10% с каждым десятилетием.
  1   2   3

Похожие:

Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья)...
Полнотекстовый вариант методики образовательной программы представлен в следующем издании: Лесняк О. М., Пухтинская П. С. Школа здоровья....
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья)...
Полнотекстовый вариант методики образовательной программы представлен в следующем издании: Лесняк О. М., Пухтинская П. С. Школа здоровья....
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая...
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для...
Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной...
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка....
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Краткое руководство по применению методики поло
«проективными айтем-ловушками», т е утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное...
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII...
Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII...
Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII...
Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы...
...
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Целевой раздел образовательной программы
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Цели образовательной программы 4 Информационно-аналитические данные о школе 5
Краткая характеристика социального окружения школы. Роль школы в социуме, в образовательном пространстве города
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы формирования...
М.; мозаика-синтез,2014,-368с/ и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной...
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) icon 3 Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы...
Описание уровня квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск