Скачать 491.5 Kb.
|
Приложение 2 Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с остеоартритом (ОА) Полнотекстовый вариант методики образовательной программы представлен в следующем издании: Лесняк О.М., Пухтинская П.С. Школа здоровья. Остеоартрит. Руководство для врачей/ под ред. О.М. Лесняк. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 104 с. Введение Участие пациента с ОА в обучающей программе позволяет обеспечить определенный уровень знаний об особенностях заболевания, методах лечения, возможностях самоконтроля с целью эффективной терапии, повышения приверженности и осознанного разделения ответственности за состояние здоровья с врачом. Предлагаются различные варианты обучения, однако максимальной эффективностью обладают программы с активным участием пациента в процессе обучения, которое заключается в выполнении предложенных заданий для решения конкретных личных проблем и установлении обратной связи. Этот процесс обозначается как методика «принятия решений» и построения плана индивидуальных действий. Практическое применение знаний должно осуществляться уже во время обучения и подкрепляется поощрением и созданием мотивации. Для улучшения понимания материала рекомендуется минимизировать медицинскую терминологию с тщательным объяснением используемых терминов. Цель обучения – повышение эффективности лечения остеоартрита путем активного, грамотного и осознанного участия пациента в этом процессе. Задачи обучения:
Формат занятий:
Введение служит установлению контакта со слушателями и созданию комфортной атмосферы, включая знакомство участников, разъяснение целей, задач обучения и тематики занятий. Информационная часть несет основную нагрузку по обеспечению теоретическими знаниями. Активная часть требуется для реализации методики принятия решений и составления индивидуального плана оздоровления, т.е. для практического применения полученных знаний. Заключение позволяет подвести итог занятия и дать задание слушателям для выполнения дома. В конце каждого занятия кратко дать информацию о теме следующего занятия, подчеркнув необходимость посетить все занятия курса, так как они взаимосвязаны, не повторяются и построены по определенной схеме. План занятий: Занятие 1. Что такое остеоартрит (ОА)? Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при остеоартрите? Понятие об избыточной массе тела и ожирении. Занятие 3. Физическая активность и остеоартрит. Как жить с остеоартритом? Занятие 4. Лечение ОА: немедикаментозное и лекарственное. Понятие о хирургическом лечении. Занятие 5. Заключительное занятие. Результат занятий для пациента: 1) умение определять симптомы остеоартрита и признаки обострения заболевания; 3) умение самостоятельно облегчить боль в суставах в домашних условиях; 4) знание, как правильно выполнять адекватный комплекс упражнений в домашних условиях и видоизменять его в соответствии с периодами обострения и ремиссии; 5) знание, как видоизменять свои ежедневные действия с целью уменьшения нагрузки на суставы; 6) умение построить индивидуальный план оздоровления; 7) представление о доказанных методах лечения остеоартрита. Оснащение
Занятие 1 Что такое остеоартрит (ОА)? Оснащение занятия: наглядный материал (плакаты со схематичным изображением здорового сустава), проектор со слайдами по теме занятия. Задачи занятия 1
Результаты первого занятия для пациента:
Структура занятия: 1. Вводная часть — 15 минут 1.1. Знакомство, представление участников. 1.2. Описание задач, формата и графика обучения, краткий обзор тематики. 2. Информационная часть — 20 минут 2.1. Как выглядит нормальный сустав, что происходит в нем при ОА. 2.2. Суть патологического процесса при ОА. 2.3. Течение ОА и его проявления, понятие обострения и ремиссии. 3. Активная часть (вопросы-ответы) — 5 минут ПЕРЕРЫВ — 5 минут 4. Информационная часть — 15 минут 4.1. Суставы, наиболее часто поражающиеся при ОА. 4.2. Факторы риска возникновения заболевания. 4.3. Факторы, способствующие обострению и прогрессированию заболевания. 5. Активная часть — 15 минут 5.1. Выявление пациентами индивидуальных управляемых факторов риска. 5.2. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО плана действий для каждого пациента — начальный вариант 6. Информационная часть — 10 минут 6.1. Как облегчить боль в домашних условиях. 7. Подведение итогов — 5 минут ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. При изложении информации необходимо обеспечить наглядность и запоминаемость, демонстрируя материал по плакату, слайду, рисунку или на доске (флип-чарте). Девиз изложения основных данных о заболевании – оптимально минимальный объем информации без использования специальных терминов или их минимизацией с тщательным объяснением смысла каждого термина. Составление индивидуального плана действий проводится по «методике принятия решений», суть которой – выявить имеющиеся изменяемые факторы риска, а также выделить из них наиболее важные и наиболее легко изменяемые, по мнению и отношению конкретного пациента. Важно именно собственное мнение пациентов и их отношение к этим факторам. Принципы анализа основаны на формировании мотивации и психологических особенностях изменения поведения. Крайне важно, чтобы первые шаги были реалистичными, заметными, важными для пациента. В дальнейшем пациент с учетом полученной на занятии информации самостоятельно разрабатывает необходимые коррекционные мероприятия и осуществляет их ранжирование с учетом важности и возможности изменений. Выявление индивидуальных факторов риска проводится при заполнении таблицы (или составлении списка) в следующем порядке в три столбика (пример см. ниже): 1-й столбик (слева) — факторы риска, которые САМ пациент считает ДЛЯ СЕБЯ факторами риска развития и прогрессирования остеоартрита. Уточните, чтобы пациенты сконцентрировались на анализе факторов, которые в той или иной степени могут быть изменены их волей, поведением или усилиями САМОГО пациента. 2-й столбик. Предложите слушателям отметить в этом столбике знаком «+» те факторы, которые, по их СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ для них и знаком «-» — МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ НИХ факторы из перечисленных. 3-й столбик. В правом (третьем) столбике предложите слушателям отметить знаком «+» те факторы, которые, по их СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ ОНИ МОГУТ ЛЕГКО, без особых усилий ИЗМЕНИТЬ и знаком «-» — ТРУДНЫЕ ДЛЯ НИХ ФАКТОРЫ, требующие ОСОБЫХ УСИЛИЙ, ВОЛИ, ВРЕМЕНИ/ СРЕДСТВ и пр. План индивидуальных действий («маршрут оздоровления», «четыре шага к оздоровлению») составляется в следующей последовательности по приоритету важности и сложности: 1 шаг — 1 приоритет — факторы, отмеченные двумя плюсами «+ /+». Наиболее важные и легко изменяемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, факторы, неблагоприятно влияющие на его суставы. 2 шаг — 2 приоритет — факторы, отмеченные минус-плюс «-/ +». Менее важные, но легко изменяемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, неблагоприятные факторы. 3 шаг — 3 приоритет — факторы, отмеченные плюс-минус «+/ -». Наиболее важные, но трудно изменяемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, факторы риска. 4 шаг — 4 приоритет — факторы, отмеченные двумя минусами «-/ -». Менее важные и трудно изменяемые, по мнению и отношению САМОГО пациента, факторы риска. ПРИМЕР. Индивидуальные изменяемые факторы риска прогрессирования ОА. План оздоровления
Индивидуальный план пациенты должны иметь при себе на всех занятиях в Школе, чтобы время от времени к нему обращаться и в процессе обучения вносить дополнения и необходимые коррективы. Главным итогом обучения является то, чтобы пациенты по окончании курса занятий составили и имели собственный индивидуальный и конкретный план, к реализации которого они уверенно приступят или начнут действовать уже в процессе обучения. При этом необходимо обратить внимание, что перечень факторов может быть дополнен в процессе обучения, и в таком случае приоритет может быть смещен или, что предпочтительнее, более конкретизирован. Например, выбрать не общую формулировку — «изменить питание», а уточнить и дополнить «снизить потребление сливочного масла» или «не досаливать пищу», или «увеличить количество овощей в рационе» и т.д. Окончательный план индивидуальных действий после прохождения полного курса обучения желательно занести в ДНЕВНИК. Как облегчить боль в домашних условиях. Напомнить пациентам о различиях между периодами обострения и ремиссии. Представить информацию об использовании температурного воздействия в зависимости от периода заболевания: холода (льда) при обострении и тепла в период ремиссии. Акцентировать внимание на способах, кратности и длительности применения температурных воздействий в зависимости от индивидуального клинического эффекта. Задание на дом:
Занятие 2 Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при остеоартрите. Понятие об избыточной массе тела и ожирении Оснащение занятия: весы, ростомер для проведения антропометрии, калькулятор для подсчета индекса массы тела, таблицы с классификацией индекса массы тела, таблицы калорийности основных продуктов питания, таблицы энерготрат при различных видах деятельности, плакат «пирамида питания», проектор со слайдами по теме занятия. Цель занятия: обучить пациентов принципам рационального питания, обеспечить информацией о диетических изменениях, необходимых для нормализации массы тела. Результаты второго занятия для пациента:
Структура занятия 1. Вводная часть — 5 минут 1.1. Описание целей занятия. 2. Информационная часть — 15 минут 2.1. Принципы здорового питания. 3. Активная часть — 15 минут 3.1. Анализ суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона. 4. Информационная часть — 5 минут 4.1. Влияет ли питание на остеоартрит. ПЕРЕРЫВ — 5 минут 5. Активная часть — 5 минут 5.1. Расчет индекса массы тела, оценка степени избыточной массы тела. 6. Информационная часть — 5 минут.6.1. Что такое ожирение. Методы оценки. Причины развития ожирения. 7. Активная часть — 15 минут 7.1. Составление списка легко- и трудновыполнимых изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления. 8. Информационная часть — 15 минут. 8.1. Как снизить вес правильно? 8.2. С чего начать? 8.3. Повышение физической активности при ожирении и избыточной массе тела. 8.4. Дополнительные приемы и методы коррекции избыточной массы тела. 9. Подведение итогов — 5 минут ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО ЗАНЯТИЯ. Принципы здорового питания
Разбор «пирамиды питания», отражающей приоритеты по качественному и количественному составу рациона. Количество продуктов из каждого «уровня» пирамиды измеряется порциями. Для разных продуктов существует свое описание порции. Основу рациона (40%) составляют зерновые продукты, содержащие углеводы – крупы, хлеб, макаронные изделия, что составляет 6-11 порций в сутки. Вторая группа (35%) – это овощи и фрукты. Количество порций овощей составляет от 3 до 5, а фруктов – от 2 до 4 в сутки. Третья группа (20%) – белковые продукты: молочные продукты, ежедневное количество которых должно составлять 2-3 порции, и мясные продукты или их заменители (орехи, бобовые, яйца), суточная потребность в которых также 2-3 порции. Верхушку пирамиды (5%) составляют сладкие и жирные продукты, содержание которых в суточном рационе должно быть сведено к минимуму, особенно у людей с избытком массы тела. Минимальное количество порций в каждой группе продуктов обеспечит 1600 ккал в сутки, максимальное – 2800 ккал. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона проводится слушателями с использованием таблиц «Энерготраты при различных типах деятельности» и «Калорийность основных продуктов питания» (см. ниже). Средние значения энерготрат с учетом возраста, пола и типа повседневной активности:
Энерготраты расписываются на 24 часа (сутки): показатели по каждому виду деятельности умножаются на соответствующее количество часов и суммируются. Женщинам из результата отнять 10%, лицам после 30 лет также вычесть по 10% с каждым десятилетием. |
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья)... Полнотекстовый вариант методики образовательной программы представлен в следующем издании: Лесняк О. М., Пухтинская П. С. Школа здоровья.... |
Краткое описание методики образовательной программы (школы здоровья)... Полнотекстовый вариант методики образовательной программы представлен в следующем издании: Лесняк О. М., Пухтинская П. С. Школа здоровья.... |
||
Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы |
Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для... Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной... |
||
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1 Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы |
Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка.... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
||
Краткое руководство по применению методики поло «проективными айтем-ловушками», т е утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное... |
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII... Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб |
||
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII... Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб |
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII... Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб |
||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |
Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы... ... |
||
Целевой раздел образовательной программы Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
Цели образовательной программы 4 Информационно-аналитические данные о школе 5 Краткая характеристика социального окружения школы. Роль школы в социуме, в образовательном пространстве города |
||
Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы формирования... М.; мозаика-синтез,2014,-368с/ и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной... |
3 Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы... Описание уровня квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности |
Поиск |