Скачать 0.98 Mb.
|
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Санкт-Петербургское государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА ДЛЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ И ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2014 Авторы: Морозов Д.И., Карамышев С.А. Под общей редакцией заведующего курсами гражданской обороны Приморского района Санкт-Петербурга Калачова Н.В. Рецензенты: Инженер по охране труда СПб ГКОУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ» Аляков В.Б. Директор СПб ГКУ «ПСО ППС СПб по Приморскому району» Нечаев А.А. Директор СПб ГКУ «ПСС СПб» Пекарев В.Н. Начальник отдела ГИТ по г. СПб Салагор А.А. Заведующий курсами гражданской обороны Московского района Санкт-Петербурга Быков А.П. Данное учебно-методическое пособие предназначено для повышения квалификации преподавательского состава УМЦ по ГО ЧС и ПБ Санкт-Петербурга при осуществлении обучения слушателей в области охраны труда. В учебно-методическом пособии рассмотрены: - нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок работы должностных лиц противопожарной и поисково-спасательной служб Санкт-Петербурга в области охраны труда; - содержание и формы планирующей документации по выполнению требований охраны труда в подразделениях противопожарной и поисково-спасательной служб Санкт-Петербурга. Оглавление
Введение В 2010 году МЧС РФ завершило формирование в субъектах РФ гарнизонов пожарной охраны. «Новая структура – пояснил директор Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил ГО МЧС России М. Верзилин объединила в единое целое все пожарные и спасательные формирования, что сразу же повысило уровень пожарной безопасности в России. Возросла также оперативность их реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе, на дорожно-транспортные происшествия. … В настоящее время все экстренные службы в субъектах РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций действуют в тесном взаимодействии и подчиняются единому оперативному штабу», подчеркнул М. Верзилин. Актуальность разработки учебно-методического пособия возникла исходя из того, что существующие Правила охраны труда для пожарных и спасателей, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, должны быть едиными. Они должны быть обязательны для всех работников пожарной охраны или лиц, которые на определенных условиях привлекаются к тушению пожаров и проведению работ, связанных со спасанием людей. Это, в том числе и добровольные пожарные дружины, члены нештатных аварийно-спасательных и противопожарных формирований, которые создаются на предприятиях различных отраслей экономики. В настоящее время на федеральном уровне действуют «Правила по охране труда в подразделениях противопожарной службы ГПС МЧС России» (ПОТ РО-2002), введенные в действие приказом МЧС России от 31.12.02 № 630 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.03, № 4176). Указанный документ, согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (введены в действие постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009), является нормативным правовым актом, требования которого обязательны для исполнения личным составом только одного вида пожарной охраны - Государственной противопожарной службы. Иными словами, указанные ПОТ РО-2002 относятся к категории отраслевых правил по охране труда. Из этого следует, что осуществляя совместные действия по тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведении аварийно-спасательных работ, как пожарные, так и спасатели должны осуществлять определенные требования охраны труда, установленные ведомственным (МЧС России) приказом. Разработка единых правил по охране труда для различных категорий пожарных и спасателей позволит урегулировать вопрос безопасности пожарных и спасателей. Таким образом, возникает необходимость разработки учебно-методического пособия, целью которого является обобщить существующие требования по организации, планированию, обучению и контролю выполнений требований по охране труда, рекомендации по улучшению условий и повышению безопасности труда для различных категорий пожарных и спасателей. В соответствии со ст. 2 Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Санкт-Петербурга о передаче части полномочий по организации тушения пожаров, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации нормативные акты в области защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций, и обеспечения пожарной безопасности, оказывает помощь органам государственной власти Санкт-Петербурга в указанной деятельности, обеспечивает выполнение нормативных актов. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятого 21 декабря 1994 года, Государственная противопожарная служба является видом пожарной охраны и частично входит в состав МЧС РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы. В Государственную противопожарную службу входят: - федеральная противопожарная служба; - противопожарная служба субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 18 июля 2005 г. № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» пожарная охрана в Санкт-Петербурге включает в себя: - федеральную Противопожарную службу на территории Санкт-Петербурга; - Противопожарную службу Санкт-Петербурга; - ведомственную пожарную охрану; - добровольную пожарную охрану Санкт-Петербурга; - частную пожарную охрану. Являясь составной частью Государственной противопожарной службы, федеральная противопожарная служба входит в систему МЧС, координирует деятельность других видов пожарной охраны и играет ведущую роль в деле борьбы с пожарами и их последствиями. Это означает, что другие виды пожарной охраны в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми и иными актами МЧС России. Соответственно, их положение должно регулироваться Трудовым кодексом РФ и смежными с ним нормативно-правовыми актами. Противопожарная служба Санкт-Петербурга создана органами государственной власти города в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и основные положения в законодательстве сходны. В любом случае, единой остается цель деятельности службы - предупреждение и ликвидация пожаров, аварийно-спасательные работы. Статус работников Государственной противопожарной службы регулирует трудовое законодательство, прежде всего Трудовой кодекс РФ. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде. Цели, задачи, порядок создания и организации деятельности Противопожарной службы Санкт-Петербурга, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определены в указанном выше Законе Санкт-Петербурга от 18 июля 2005 г. № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» и Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2005 года №1139 «Об утверждении Положения о противопожарной службе Санкт-Петербурга». Основными задачами пожарной охраны Противопожарной службы Санкт-Петербурга являются организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В дальнейшем, при изложении требований к пожарной охране Санкт-Петербурга будет применено общее название - Государственная противопожарная службу (ГПС), подразумевая, что требования Правил по охране труда применительно как для федеральной противопожарной (ФППС СПб), так и для городской противопожарной (ППС СПб) службы Санкт-Петербурга. Улучшение условий и безопасности труда на любом производстве, в том числе и в подразделениях противопожарной и поисково-спасательной службах Санкт-Петербурга должно стать одним из важнейших аспектов социально-экономической политики Санкт-Петербурга. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ В ст. 209 ТК РФ дано понятие охраны труда «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Исходя из этого определения к мероприятиям, которые необходимы для обеспечения выполнения требований охраны труда в пожарно-спасательной части относятся: 1. Правовые: -разработка в организации локальных правовых актов по охране труда; -защита прав работников в сфере охраны труда при их нарушениях; -использование порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении норм об охране труда актов всех уровней. То есть, суть данных мероприятий заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения, т. е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции и включает в себя законы, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях. 2. Социально-экономические: - система стимулирования работников и работодателей за особые достижения в сфере охраны труда (например, снижение травматизма и несчастных случаев на работе); - денежные отчисления, производимые организациями для обучения своих работников существующим правилам охраны труда в учебных заведениях или на специальных курсах; - установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; - защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников. 3. Организационно-технические: - систематическое проведение занятий по безопасности труда и обучению правилам охраны труда с работниками учреждения; - осуществление регулярных проверок учреждения рабочих мест, оборудования на предмет их соответствия правилам техники безопасности и охраны труда; - систематическое проведение занятий по безопасности труда и обучению правилам охраны труда с работниками учреждения; - осуществление регулярных проверок рабочих мест, оборудования на предмет их соответствия правилам техники безопасности и охраны труда; -проведение проверок учреждения государственными и иными инспекторами по охране труда; - организация комиссии по охране труда в учреждении в целях планирования и осуществления работы по охране труда; - информирование работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; - оценка риска рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; - повышение дисциплины труда и технологической дисциплины и т. д. 3.1. Организационные: Разработка: - должностных инструкций, куда составной частью входят обязанности по охране труда, или отдельных документов с определением прав и обязанностей должностных лиц; - положения об организации ОТ в учреждении с использованием Рекомендаций по организации работы служб охраны труда в организациях (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14); - мероприятия по организации кабинетов и уголков по охране труда. Принятие мер по: - обеспечению кабинетов законодательными и нормативными правовыми актами и литературой о труде и охране труда, плакатами, макетами, видео- и аудиоаппаратурой, учебными материалами и т.д.; - обобщению и внедрению опыта работы структурных подразделений и отдельных работников, работающих без травм и аварий; - оснащению структурных подразделений аптечками с набором надлежащих медикаментов, перевязочных и других материалов, мазями и пастами для защиты рук работников. Организация работы по: - обучению и проведению инструктажей по охране труда; - пропаганде вопросов охраны труда; - обеспечению безопасности оборудования и учебного процесса, зданий и сооружений; - улучшению условий труда; - обеспечению работников средствами индивидуальной защиты; - профессиональному отбору работников. 3.2 Технические мероприятия: - по модернизации оборудования, монтажу сигнальных, оградительных, предохранительных, блокировочных устройств, установке дистанционных систем управления оборудованием, различных автоматических и полуавтоматических систем, приобретению спасательных приспособлений, нанесению на оборудование и коммуникации опознавательной окраски и знаков безопасности; - направленные на приведение уровня шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений в соответствие с требованиями государственных стандартов и норм; -по доведению освещенности до требуемых нормативов. При этом охватываются не только рабочие места, но и проходы, проезды, вспомогательные помещения и т.д.; -перепланировка размещения оборудования на рабочих и учебных местах, устройство новых дверных проемов, механизацию уборки помещений; -мероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием напряжения. 4. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические: -регулярное проведение медицинских осмотров работников; -запрет на допуск к работе работников, не соответствующих требованиям законодательства в области санитарии и гигиены. В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, важное место занимают медицинские осмотры – контрольное медицинское изучение состояния здоровья работников. В соответствии со ст. 21 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» и ст. 213 «Трудового кодекса Российской Федерации», работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательные предварительные и периодические осмотры (ОМО). Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников устанавливается соответствующими приказами МТ и СЗ (Министерства здравоохранения и социального развития) РФ. Организация проведения медицинских осмотров и их материальное обеспечение возложены на работодателя (ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ»). Предварительный медицинский осмотр проводится при приеме на работу. Его цель заключается в определении возможности данного человека по состоянию здоровья трудиться в конкретных условиях или профессии. При этом одна из задач медицинского осмотра выявление возможных противопоказаний в состоянии здоровья у обследуемого, препятствующих приему на работу. Перечень противопоказаний для конкретных гигиенических условий труда и профессий утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Кроме того, предварительный медицинский осмотр позволяет выявить хронические формы заболеваний, требующих постановки работника на диспансерный учет. Периодические медицинские осмотры служат цели динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих в условиях воздействия вредных профессиональных факторов. Их задачи - выявление начальных признаков профессиональных заболеваний, диагностика общих заболеваний, препятствующих продолжению работы по профессии. В то же время определяются профилактические и реабилитационные мероприятия для восстановления нарушенных функций. Список работников, подлежащих медицинскому осмотру, согласовывается с федеральным государственным учреждением здравоохранения (ФГУЗ) - Центром гигиены и эпидемиологии. Перечень специалистов, участвующих в медицинских осмотрах, необходимых лабораторных и функциональных исследований, проводимых лечебно - профилактическими учреждениями (независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности при наличии соответствующих лицензий), осуществляется в соответствии с действующими приказами. Итоги медицинских осмотров оформляются в виде индивидуальных заключений о годности к работе по данной специальности, либо о временном или постоянном переводе на другую работу. В случае установления признаков профессионального заболевания у работника он направляется в центр профпатологии для окончательной постановки диагноза профессионального заболевания (другие учреждения ставить диагноз «профессиональное заболевание» не имеют права). Все лица с профессиональными заболеваниями или с отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессией, должны находиться на диспансерном учете. По результатам периодических медицинских осмотров составляются заключительные акты и принимаются решения о продолжении или прекращении трудовой деятельности в профессии обследованных, а также о проведении санитарно-технических мероприятий и осуществлении оздоровительных мер. Санитарно-гигиенические мероприятия охватывают работы, направленные на снижение вредных производственных факторов, с целью предотвращения профессиональных заболеваний; улучшение условий труда и повышение культуры производства за счет оборудования и содержания в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями мест личной гигиены, мест (помещений) для приема пищи и отдыха, душевыми и умывальниками, обеспечения работающих кипяченой, газированной водой и т.д. 5. Реабилитационные мероприятия: -оказание первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на работе; -расследование несчастных случаев на работе; -финансирование периода восстановления пострадавших за счет средств организаций; -привлечение к ответственности виновных лиц. Эти мероприятия охватывают работу по восстановлению здоровья работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, подразумевают обязанность администрации (работодателя) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями. Реабилитационные мероприятия подразделяются на медицинские, профессиональные и социальные, решаемые соцстрахом и организацией. Охрана труда и техника безопасности в подразделениях пожарной охраны Санкт-Петербурга призвана обеспечить сохранение жизни и здоровья личного состава в процессе службы (работы) и действиях при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Система воздействия на человека опасных и вредных производственных и экологических факторов и меры защиты от них направлены для решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и работоспособности личного состава. В подразделениях пожарной охраны Санкт-Петербурга необходимо выполнять комплекс мер защиты, для чего требуемые знания и опыт по организации и управлению деятельностью пожарной охраны в целом и системой охраной труда в частности, поскольку последняя является составной частью (подсистемой) общей структуры управления в системе государственной противопожарной службы пожарной охраны. Учитывая все негативные факторы и условия труда пожарных и спасателей, следует, что управление охраной труда является одной из актуальных и значительных задач в общей организации работы в подразделениях ГПС. |
Учебно-методическое пособие санкт-Петербург 2009г. Автор: Г. П. Подвигин... Учебно-методическое пособие предназначено для должностных лиц, специалистов го и рсчс организаций |
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 Автор: Черемисов... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки руководящего состава, специалистов гочс и пб, руководителей служб, аварийно-спасательных... |
||
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2017 Авторы: И. В. Гречушкин,... В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 2500 химически опасных объектов и 136 радиационно опасных объектов,... |
Административный регламент администрации района санкт-петербурга исполнения Обеспечивать реализацию мер по противодействию коррупции в администрации района Санкт-Петербурга и подведомственных администрации... |
||
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного... Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга,... |
Регламент работы государственного бюджетного общеобразовательного... Венной власти Санкт-Петербурга, в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга, утвержденного... |
||
И безопасности правительства санкт-петербурга Учебно-методическое пособие предназначено для должностных лиц администраций районов, преподавателей Учебно-методических центров по... |
Образовательная программа дошкольного образования государственного... Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе... |
||
Образовательная программа дошкольного образования государственного... Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе... |
Г. Санкт-Петербург 09. 09. 2014 г Предмет закупки: поставка бытовой техники: холодильников и микроволновых печей (далее Товар) в здания ниу вшэ – Санкт-Петербург,... |
||
Постановление Правительства Санкт-Петербурга Устава Санкт-Петербурга, пунктом 1 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 30. 10. 2003 n 642-87 "о правительстве Санкт-Петербурга" Правительство... |
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга,... |
||
Закон Санкт-Петербурга от 03. 12. 2009 №605-104 «О бюджете Санкт-Петербурга... Санкт-Петербурга на поставку комплекта для обеспечения учебного процесса для нужд гоу сош №531 санкт-петербурга |
Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №18 (1018) от 22 мая 2017 г Книжно-иллюстративная выставка «Блистательный Санкт-Петербург…» ко Дню основания Санкт-Петербурга (цгдб им. А. С. Пушкина, информационно-образовательный... |
||
Регламент работы Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №17 Василеостровского района Санкт Петербурга,... |
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург Санкт-Петербурге утверждены распоряжением мэра-председателя Правительства Санкт-Петербурга от 31. 08. 1994 №902-р с изменениями |
Поиск |