Скачать 180.77 Kb.
|
Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал» Чубанов В.В., аспирант МГТАРоль ИКТ в переходе к инновационной экономикеАннотация Рассмотрена роль современного предприятия в освоении инновационных методов ведения экономической деятельности. Обсуждается роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в планировании и повседневной деятельности предприятия. Приводится статистика и факторы успешности внедрения систем ERP. Приводятся примеры косвенного воздействия внедрения ИКТ на финансово-экономическую деятельность предприятия. Показан перечень основных конкурентов, предоставляющих комплексные решения в области ERP (SAP, Oracle, Microsoft). Ключевые слова Инновации, экономика, информационно-коммуникационные технологии Принципы инновационной деятельности, а также роль современного предприятия в освоении инновационных методов ведения экономической деятельности Преодоление современного экономического кризиса в России возможно только при качественном преобразовании производственного потенциала страны, основой которого является широкое внедрение и распространение научно-технических достижений. Современная экономика все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием новшеств, с преобразованием организационно-экономического механизма хозяйствования. Наблюдается процесс интеллектуализации экономики. На микроэкономическом уровне инновации выступают как материальная основа повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции, снижения издержек. Инновационность становится имманентным качеством фирм, определяющих уровень экономического развития национальных экономик. На макроэкономическом уровне наблюдается процесс перехода от мобилизационного (ресурсного) типа экономического развития к инновационному. Формируется новая инновационная модель развития экономики, являющаяся следствием перехода к доминированию в экономике таких элементов, как информационные и коммуникационные технологии, внешний и внутренний трансферт инноваций, развитие рынка инноваций и интеллектуальной собственности. Характерными чертами экономики становятся развитие наукоёмких производств, повышение роли невещественных форм богатства (объектов интеллектуальной собственности), возрастание роли человеческого фактора, переход на интенсивный тип воспроизводства. Для России потребность в инновационной экономике усиливается, с одной стороны, конкуренцией западных фирм с точки зрения высокого технического уровня и качества продукции и, с другой стороны, ценовой конкуренцией стран Азии (Китай, Индия, Южная Корея), основанной на дешёвой рабочей силе Во многих регионах России за годы плановой экономики был создан мощный инновационный потенциал, который обеспечивал мировой уровень развития по приоритетным направлениям техники и отраслям производства. Активизация инновационной деятельности напрямую связана с формированием развернутой системы мотивации инновационной деятельности, с созданием современного организационно-экономического механизма этой деятельности. Именно организационная сторона нововведений во многом определяет темпы научно-технического прогресса на предприятиях, в народном хозяйстве в целом и, в конечном итоге, экономическое благополучие каждой фирмы и всей страны. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в теоретической базе исследования инноваций, в данной области остаётся ещё множество нерешённых проблем, например, такие как содержание инновационных процессов, оценка эффективности инновационной деятельности и её влияние на экономическое развитие, регулирование этой сферы на региональном и национальном уровнях и др. В экономической литературе ещё не достигнуто единство мнений по вопросу о том, каково содержание взаимосвязей между инновациями и стадиями долгосрочных экономических циклов. В существенной мере это обстоятельство связано с неоднозначностью трактовок самого понятия «инновации» и его связи с такими понятиями как «научно-технический прогресс», нововведения и пр. Наиболее часто сущность научно-технический прогресса как фактора экономического роста связывается в современной экономической литературе с понятием «инновация». В экономической литературе нет единого толкования инновации. Однако, можно выделить два подхода к пониманию этого термина: узкий и широкий. Достаточно часто научная литература трактует инновации на предприятиях узко, только с технической точки зрения. Узкий подход идентифицирует инновацию с промышленным производством, особенно с его новой техникой, технологией, изделиями. При широком подходе инновации рассматриваются как новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах. Инновационная деятельность не может быть сведена лишь к созданию новых средств труда, технологических процессов, методов организации и управления. Важнейшей составляющей инновационных процессов является трансформация перечисленных элементов в составляющие производственного процесса, в результате чего достигается качественное обновление действующего производства, его технической базы. Поэтому в широком смысле инновационная деятельность включает в себя также передовой опыт и его распространение, использование новшеств в других сферах деятельности. Инновационный процесс можно представить как совокупность научно-технологических и организационных преобразований, обеспечивающих создание, внедрение и использование инноваций в интересах повышения эффективности производства. Для активизации инновационной деятельности, стимулирования создания, использования и распространения нововведений необходимо создание современного эффективного организационно-экономического механизма этой деятельности. Методологические аспекты формирования современного организационно-экономического механизма инновационной деятельности, на наш взгляд, следует рассматривать с точки зрения инновационных систем. В методологическом плане представление об инновационной системе означает признание необходимости целостного подхода к инновационному процессу, его формированию и протеканию. Инновационные системы это не просто объекты, где создаются и внедряются новшества, это особые экономические структуры, главной функцией которых является инновационная деятельность. Основная функция инновационных систем заключается в производстве нового знания, разного рода новшеств, в использовании нововведений на практике. Эту же функцию должен выполнять и организационно-экономический механизм инновационной деятельности формирования инновационного потенциала и его эффективного использования. При рассмотрении инновационных систем, используя системный подход, следует исходить из эффективности функционирования этих систем. Для этого любая инновационная система должна иметь стратегические цели и пути их реализации. Одним из механизмов реализации инновационной деятельности внутри любой компании можно считать развертывание ИКТ. Внедрение таких наукоёмких продуктов предоставит предприятию новые возможности в освоении централизованного контроля и управления предприятием, достижении экономии средств на всех этапах бизнес-процессов компании. Роль информационных технологий в экономике сегодня является предметом государственной политики в разных странах мира, и почти еженедельно организуются новые исследования, посвященные созданию ИКТ, их распространению и влиянию. Многие согласны с тем, что ИКТ способствуют повышению производительности и экономическому росту, но как именно и в какой степени, остается предметом дискуссий. Образование и условия ведения бизнеса играют ключевую роль в достижении успехов на базе использования информационных технологий. Развитие ИКТ является всего лишь одним из важных факторов, которые влияют на рост экономики. Структурная модель показывает, что благоприятность условий ведения бизнеса в стране, а также внимание, уделяемое страной тем или иным факторам, способствующим внедрению ИКТ (например, образованию), существенно влияют на её способность полностью использовать преимущества информационных технологий. Обследования и беседы, проведенные на уровне компаний, также выявили важность таких факторов, как профессиональная квалификация, научные исследования и разработки (НИР), доступ к венчурному капиталу. Исследование Economist Intelligence Unit говорит о том, что страны, обладающие высокоразвитой ИКТ-инфраструктурой, а также имеющие хорошие показатели по большинству факторов, способствующих внедрению ИКТ, тяготеют к более быстрому экономическому росту. По данным большинства исследований, в некоторых странах с крупным сектором производства ИКТ-продуктов выпуск продуктов и оказание услуг в этой области внесли большой вклад в рост ВВП. В Европе наибольшие плоды от современных технологий получили Финляндия, Ирландия и Швеция, которые выпускают большой объём ИКТ-оборудования и программного обеспечения. В каждой из этих стран также ускорился рост совокупной производительности факторов производства - важный критерий влияния ИКТ на производительность. Считается, что компании-производители в сфере ИКТ придают дополнительный импульс росту производительности в других секторах экономики путём передачи знаний клиентам и поставщикам. Несмотря на это, некоторые экономисты и государственные деятели склонны считать, что государства должны вмешиваться в происходящее, чтобы искусственным образом создавать или укреплять сектор производства ИКТ-продуктов [1]. Роль ИКТ в повседневной деятельности и планировании предприятия В реальной экономике рынок ИКТ взаимодействует, с одной стороны, с современными информационными технологиями, отечественной индустрией информации, в том числе индустрией средств информатизации, телекоммуникации и связи, а с другой - с экономической деятельностью государства. Экономическая деятельность государства состоит в выработке совокупности рыночных условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара. В настоящее время только на основе рыночной экономики можно решать проблемы создания наукоёмких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности. Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному и эффективному отклику на запросы граждан и организаций на основе широкомасштабного применения ИКТ – идет процесс создания так называемых «электронных правительств». Перенося государственные информационные ресурсы (и сервисы) в интернет и предоставляя возможности самообслуживания в онлайновой среде, власти повышают эффективность деятельности своих структурных подразделений, обеспечивают прозрачность принимаемых решений, более качественно обслуживают граждан и организации. При этом большинство стран Европы и США выделяют четыре стадии, характеризующие степень сложности и полноты оказываемых через интернет услуг и предоставляемой информации. В частности, процесс перехода к «электронному правительству» в рамках программы «Электронная Европа» (eEurope), предполагает 4 стадии: информирование – предоставление информации в режиме реального времени об оказываемых услугах, режиме работы госучреждений, публикации, объявления и т.п.; одностороннее взаимодействие – самостоятельное направление гражданами и организациями различной информации во властные органы; двустороннее взаимодействие – обработка в режиме реального времени полученной от граждан и организаций информации служащими властных структур; осуществление транзакций – решение конкретных запросов в режиме реального времени, принятие решений, доставка, оплата услуг. В России работы по созданию платформ «электронной власти» только начинаются. Так, например, в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предусмотрена реализация в ближайшие годы проекта создания специализированной информационной системы «Правительственный портал», ряда других программных мероприятий по созданию систем электронного документооборота, электронных государственных закупок и т.д. В рамках проекта создания Правительственного портала будет создана система, обеспечивающая открытость деятельности федеральных органов исполнительной власти; выбора информационных ресурсов и сервисов «Правительственного портала» для взаимодействия с гражданами и организациями; взаимодействия органов власти между собой при наполнении и сопровождении информационных ресурсов «Правительственного портала», а также при организации совместных сетевых сервисов и т.д. [2]. В качестве реального использования ИКТ в рамках субъекта государства можно привести в пример программу электронного правительства Москвы. Если рассматривать отдельное предприятие, как объект внедрения ИКТ, то можно говорить о нескольких вариантах внедрения: частичное, при котором происходит автоматизация только нескольких аспектов работы, и глобальное, при котором происходит внедрение корпоративной системы управления предприятием, охватывающей все бизнес-процессы, оперативную и операционную деятельность предприятия. Так на крупных предприятиях металлургии возможно внедрить систему, которая будет автоматически отслеживать количество добываемой руды, перемещение ее между заводами, складами и производством, а также весь цикл производственных работ и продажи конечной продукции. В качестве наглядного примера использования специализированного ПО для предприятия можно выделить уровни потребности предприятия (рис. 1). Рис. 1. Уровни потребности предприятия Статистика и факторы успешности внедрения систем класса ERP Благодаря широкой области применения, ERP-системы обычно сложны и их внедрение требует значительного изменения навыков персонала (в ином случае необходимость внедрения является спорной). При внедрении ERP-системы обычно невозможно обойтись своими специалистами и приходиться привлекать консультантов со стороны, благодаря чему даже небольшие проекты становятся дорогостоящими. Продолжительность внедрения ERP-системы зависит от размеров предприятия, объёмов доработки и того, пожелает ли заказчик стать владельцем проекта. Небольшой проект (например, для компании со штатом менее 100 сотрудников) может быть спланирован и внедрён в пределах трёх месяцев. Однако внедрение крупного проекта при наличии множества производственных подразделений внутри страны или множества филиалов в разных странах может занять до нескольких лет. Для внедрения ERP-систем руководство компаний часто обращается за помощью к производителю или независимым консалтинговым фирмам. Эти фирмы обычно предоставляют три вида профессиональных услуг: консалтинг, модификацию под заказчика и поддержку. Для большей части средних компаний внедрение обходится в пределах от прейскурантной цены пользовательских лицензий до вдвое большей суммы (в зависимости от размеров необходимой доработки системы под требования заказчика). Руководство крупных компаний, особенно при наличии множества подразделений внутри страны или филиалов в других странах, тратит на внедрение сумму, значительно превышающую стоимость пользовательских лицензий – от трёх до пяти раз и более, что не редкость при внедрении во множество подразделений. ERP-системы сегодня являются привычным инструментом управления в крупных и средних компаниях. Целью их внедрения является повышение управляемости бизнеса, а значит, увеличение его эффективности. Однако статистика показывает, что успешными оказываются только 16% внедрений, в то время как в 30% случаев внедрение ERP-системы приостанавливается, а в 54% — существенно пересматривается бюджет и отодвигаются сроки. Часто руководители, внедрившие или внедряющие ERP-систему, комментируют сложившуюся ситуацию следующим образом: «Процесс живет своей жизнью, бюджет и сроки «плывут» или «Получилось совсем не то, что мы хотели». Существует множество проблем, приводящих к остановке внедрения. Одна из наиболее серьезных – сопротивление персонала проводимым изменениям. Причинами такого негативного поведения персонала при внедрении ERP-системы могут быть недостаточное понимание процесса внедрения, а также недостаточно грамотная постановка задач, не учитывающая требования и ограничения информационной системы. Как правило, руководство компании, осуществляющей внедрение ERP-системы, считает, что после реализации консультантами проекта будет достигнут ожидаемый результат. Однако это мнение ошибочно, поскольку сотрудники компании не всегда могут четко сформулировать и донести до специалистов по внедрению своё видение результатов проекта. Нередко сотрудники компании, внедряющей ERP-систему, воспринимают консультантов по внедрению как «добрых волшебников», которые, выслушав все пожелания и ожидания, сделают всё как следует. Поэтому специалисты по внедрению в первую очередь ориентируются на особенности самой ERP-системы, а отличительные черты бизнеса, для развития которого, собственно, проводится эта программа, отходят на второй план. Такой подход очень часто приводит к остановке проекта. Особенно остро этот вопрос стоит при внедрении ERP-системы в компаниях холдингового типа, когда имеет место попытка переноса типового решения с предприятия на предприятие. Это связано с тем, что предприятия, входящие в состав холдинга, функционируют по-разному, каждое из них имеет свою собственную организационную структуру, регламенты, внутренние процессы. Руководство компании, принимая решение о внедрении ERP-системы и имея собственное представление о конечном результате, как правило, не уделяет внимание самому процессу реализации проекта. В большинстве случаев руководители надеются, что консультанты самостоятельно организуют процесс внедрения, поскольку имеют опыт и знают, как это сделать лучше. Однако руководители не учитывают, что их компания имеет свои индивидуальные особенности, к которым нужно адаптировать типовой подход специалистов к внедрению, в противном случае могут возникнуть сложности, которые поставят под сомнение успех всего проекта. Отсутствие общего языка между консультантами по внедрению и руководством компании приводит к получению непрогнозируемого результата и, как следствие, к сопротивлению персонала компании проводимым изменениям. Также существует проблема, связанная с тем, что процесс внедрения, занимающий достаточно много времени, протекает одновременно с выполнением сотрудниками своих повседневных обязанностей. В результате люди, которые вовлекаются в работы по внедрению ERP-системы, фактически пытаются «усидеть на двух стульях», поскольку от основных обязанностей они не освобождены, но при этом вынуждены выполнять ещё и дополнительные функции. Таким образом, требования со стороны их непосредственного руководства не уменьшаются, при этом за исполнение новых обязанностей они несут ответственность перед другим руководителем. Примечательно также то, что свои требования к работникам и срокам исполнения возложенных на них обязанностей эти руководители между собой, как правило, не согласовывают. Оказавшись в такой ситуации, человек не в состоянии расставить приоритеты, поскольку не понимает, что является важнее в настоящий момент. Кроме того, для работников зачастую не предусматривается материальное вознаграждение за дополнительную работу, связанную с внедрением ERP-системы. Всё это также провоцирует негативное поведение сотрудников компании. Очень часто руководители не проводят оценку того, насколько их персонал готов к внедрению ERP-системы, поэтому в процесс внедрения могут вовлекаться люди, чья подготовка и уровень квалификации не соответствуют уровню внедряемой системы. Это выглядит так же, как если попросить ученика первого класса общеобразовательной школы решить интегральное уравнение. Сотрудники испытывают страх, связанный с тем, что им придется освоить огромный объём новой информации. Следствием этого страха является негативное отношение к внедряемой системе. Кроме того, страх у персонала возникает из-за отсутствия информации о ERP-системе и последствиях её внедрения. Неизвестность порождает большое количество «страшных историй», передаваемых из уст в уста, например: «После внедрения ERP-системы нас всех уволят?» или «Нам сказали, что из-за этой системы мы будем работать в два раза больше, так почему наше руководство решило её внедрить?» Подобные опасения также вызывают неприятие внедрения. Для минимизации сложностей внедрения ERP-системы необходимо, прежде всего, обеспечить единство информационного пространства, существующего между сотрудниками компании и специалистами по внедрению. Должна существовать однозначная и непротиворечивая система целей и требований, чтобы каждый участник проекта понимал, ради чего он проводится и что нужно сделать для достижения необходимых компании результатов. Большое значение имеет соответствие между постановочными (управленческими) и специализированными (IT) решениями. При внедрении ERP-системы очень важно понимать, что руководитель компании, как правило, не является специалистом в сфере информационных технологий, он может просто обозначить, что хочет видеть в результате с точки зрения бизнеса. Однако ERP-система обладает своими ограничениями, поэтому очень важно найти тот баланс, который позволит увязать необходимые управленческие решения с возможностями информационной системы. Поэтому наряду с IT-специалистами компании в проекте по внедрению ERP-системы — в частности, по внедрению HR-модулей — как правило, принимают участие специалисты в области управления персоналом, которые выступают своего рода «переводчиками», помогая перенести управленческие решения в информационную систему. Должна быть чётко прописана программа внедрения ERP-системы, все мероприятия, их очередность, чтобы ни у одной из сторон не возникало ощущения неточности выполнения поставленных задач. Также на протяжении всего процесса внедрения необходимо вести его мониторинг, причем инициаторами его должны выступать как руководство компании, так и консультанты по внедрению. Сотрудники компании, в которой проводятся изменения, должны отслеживать, как проходит реализация программы, какие денежные суммы затрачиваются на каждом из её этапов, выполняются ли сроки, как решаются задачи, которые были поставлены изначально, какие возникают отклонения и чем они обусловлены. Большое значение для успеха внедрения ERP-системы имеет наличие у сотрудников достаточного количества информации о проекте. Консультанты, как правило, используют информацию, полученную от сотрудников компании. Информированность и приобщённость к работе по внедрению вызывают у сотрудников интерес и чувство сопричастности происходящему. При этом они готовы максимально подробно отвечать на все вопросы, давать необходимые рекомендации на основе собственного опыта, что позволяет максимально эффективно и оперативно осуществить работы по внедрению ERP-системы. Важно учитывать, что уровень базовой подготовки участников проекта внедрения от компании должен быть соответствующим, т. к. внедряемая система сложна и характеризуется множеством различных взаимосвязей. К примеру, нельзя привлекать к внедрению ERP-системы сотрудника пенсионного возраста, который совершенно не знаком с компьютером, поскольку эффект от его работы будет минимальным. Введение системы материального вознаграждения работников за прилагаемые усилия вызовет у них ещё больший интерес к участию в проекте. При этом большое значение имеет не только материальное, но и моральное поощрение, которое демонстрирует сотрудникам, что руководство видит и ценит их работу. Воздействие внедрения ИКТ на финансово-экономичес-кую деятельность предприятия В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Для повышения привлекательности компании и привлечения внешнего финансирования необходима открытая политика компании, прозрачность и свобода доступа к финансовой информации инвесторам. После внедрения ИКТ на предприятии появляется возможность централизованного учёта финансовых результатов, контроля исполнения бюджетных показателей. Дополнительно можно отметить, что при оценке целесообразности внедрения высокоинтеллектуальной системы также необходимо учитывать косвенные затраты и выручки. Так при внедрении системы SAP AG для капитального ремонта подвижного состава, на ОАО "РЖД" на один процент уменьшились затраты по ремонтным работам, что, в свою очередь, в рамках всего предприятия привело к значительной (несколько миллиардов рублей) экономии денежных средств и быстрейшей окупаемости внедрения системы. По имеющимся оценкам, корпорации, которые перевели свою деятельность на электронный документооборот, смогут сократить количество потребляемой ими за год бумаги с 13 миллионов листов до одного миллиона. Одновременно экономия наблюдается в виде уменьшения воздействия на окружающую среду через применение более эффективных процессоров, которые требуют меньше энергии и создают меньшие объёмы отходов. Также экологическая эффективность может быть повышена за счёт различных организационных процедур и мероприятий: управление отходами, стратегией многократного использования материалов, контроля за экологическим циклом продуктов. Естественная и решающая роль ИКТ заключается в создании систем, которые эффективно осуществляют мониторинг, анализ и документирование процессов внутри и вне производственных организаций. Однако окончательный вывод о роли ИКТ можно сделать лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе [3]. Основные конкуренты, предоставляющие комплексные решения в области ERP В качестве основных производителей специализированного ПО для автоматизации бизнес-процессов предприятия можно выделить 4 поставщика: немецкий концерн SAP AG, английский ORACLE, американский Microsoft Dynamics и российский производитель – 1С. SAP AG Целевой рынок – крупные российские предприятия уровня Enterprise, государственный сектор, финансовые структуры, торговля и медицина. Основная отраслевая специализация: транспорт; финансы; здравоохранение; машиностроение. ORACLE Целевой рынок – крупные российские предприятия уровня Enterprise, государственный сектор. Основная отраслевая специализация: государственный сектор; промышленность; телеком; финансы. Microsoft Dynamics Целевой рынок – промышленные предприятия с оборотом 5-50 млн. долл. Основная отраслевая специализация: производство; дистрибуция и логистика; строительство; транспорт 1C Целевой рынок – средние и малые промышленные предприятия. Основная отраслевая специализация: финансы; торговля; дистрибуция и логистика. В качестве компаний-разработчиков ПО САПР стоит выделить: Autodesk, Bentley Systems, Компас. Все они проводят политику массового использования своего ПО для автоматизации деятельности предприятия, производят обучение высококвалифицированных специалистов, сотрудничают с вузами страны для формирования грамотного мышления у конечных пользователей. Выводы Ключевым аспектом при переходе к инновационной экономике на предприятии является союз высококвалифицированных специалистов и передовых технологий ИКТ (материальной базы и программного обеспечения). Без ERP-системы крупный производитель вынужден работать с множеством приложений, которые не способны взаимодействовать между собой, что снижает производительность и увеличивает риски в производственном цикле. Большинство проблем с ERP-системами, возникают у организаций из-за недостаточных вложений в обучение персонала, включая сотрудников, которые участвуют во внедрении и испытании изменений системы, а также из-за отсутствия политики фирмы, направленной на защиту целостности данных в ERP-системе и правильности их использования. Литература 1.Научные ресурсы интеренет www.microsoft.com 2.Научные ресурсы интеренет http://www.el-mos.ru 3.Гатиятуллина Р.Р. Роль инфокоммуникационных технологий в устойчивом развитии корпораций. // Казанский государственный финансово-экономический институт, Казань. 2009 г. Чубанов В.В. Роль ИКТ в переходе к инновационной экономике |
Ноу впо «мгта» «Утверждаю» Ректор ноу впо «мгта» д э. н., профессор А. Л. Ломакин Настоящее положение регламентирует порядок осуществления инновационной деятельности в Негосударственном образовательном учреждении... |
«Развитие инновационной деятельности в экономике и социальной сфере... Об утверждении концепции решения комплексной задачи социально-экономического развития Новосибирской области Развитие инновационной... |
||
Данной лекции определена, исходя из понимания того обстоятельства,... ... |
Урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике» Технологическая карта урока по дисциплине «Экономика» по теме «Деньги и их роль в экономике» |
||
1 Национальный человеческий капитал 6 Хх века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного... |
Место и роль промышленного транспорта в транспортнои системе В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между... |
||
Курсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» Роль финансово-промышленных групп в формировании инфраструктуры научной и инновационной деятельности в рыночных условиях |
2 Экономико-финансовая характеристика ОАО «пмк-94 Водстрой» Экономическое содержание страхования имущества и его роль в экономике предприятия |
||
Технология виноделия методические указания для проведения лабораторных... Составители: канд техн наук Бурцев Б. В., канд с. Х наук Романенко Е. С., ассистент Сосюра Е. А., аспирант Нуднова А. Ф., аспирант... |
И. И. Родионов венчурный капитал в инновационной экономике москва 2010 Даже когда фонд зарегистрирован в оффшорной стране, с которой есть договор об избежании двойного налогообложения, часто в этой же... |
||
Суворова Юлия Константиновна Аспирант Кафедры востоковедения мгимо... В заключении автор приходит к выводу о том, что интересы Катара и Саудовской Аравии схожи, однако имеются и некоторые противоречия,... |
Таврический национальный университет Банковская система: виды банков, их роль и функции в экономике. Банковская система крыма |
||
Компетенции педагогических работников в области использования икт в образовательном процессе Поэтому процесс подготовки учителей к использованию икт не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно... |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Роль Китая в современной мировой экономике. Место постсоветского пространства в региональной экономической стратегии Китая. 7 |
||
Обзор текущего состояния и особенности государственной инновационной политики Периодический обзор инновационной деятельности стран Европы, Америки, Азии и Африки, СНГ |
Таблица открытых данных информации о субъектах инновационной инфраструктуры Краткое описание субъекта инновационной инфраструктуры и наиболее значимые общие сведения о нем |
Поиск |