Лекция. Инновационные факторы в современной мировой экономики и перспективы перехода экономики России к инновационной модели развития
Международная конкурентоспособность и инновации
Современное состояние российской промышленности и проблемы развития экспортноориентированных высокотехнологичных отраслей экономики
Перспективы реализации инновационного потенциала российской экономики во внешнеэкономической сфере
1. Международная конкурентоспособность и инновации
Уважаемые коллеги! Тема данной лекции определена, исходя из понимания того обстоятельства, что инновационные факторы, без сомнения, играют решающую роль в современной мировой экономике.
В условиях глобализации, то есть усиления взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик, инновационные факторы определяют уровень международной конкурентоспособности товаров, услуг, корпораций и фирм и, в конечном счете, уровень конкурентоспособности страны в целом.
Необходимо отметить, что общепринятого определения конкурентоспособности нет (СЛАЙД 2). В Докладе о глобальной конкуренции Всемирного экономического форума - 2000 "конкурентоспособность экономики определяется ее возможностью достигать высоких темпов роста на устойчивой основе".1
Краткая справка. Всемирный экономический форум (ВЭФ) — международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного экономического сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе (Швейцария). Создан в 1971 году. Членами ВЭФ являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира, в том числе России. Постоянный исполнительный орган — Совет директоров. Штаб-квартира расположена в пригороде Женевы — Колоньи. Бюджет формируется за счет ежегодных членских взносов и средств, вносимых участниками Форума. Состав участников ежегодно пересматривается.
По мнению российского ученого Ю.В.Шишкова, Давосский форум является звеном глобальной управленческой сети, функционирующей в интересах развитых стран.2
В США в официальном докладе по вопросам конкурентоспособности генерального ревизионного управления конкурентоспособность "на национальном уровне предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве".3 Эксперты Международного института развития менеджмента определяют конкурентоспособность как "способность страны в условиях честных и свободных рыночных отношений производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям международных рынков, в то же время поддерживая и повышая реальные доходы своих граждан в долгосрочной перспективе". По их мнению "страны конкурируют в предоставлении среды, в которой предприятия могут успешно конкурировать".4 Таким образом, современное понимание конкурентоспособности напрямую связано с развитием мировой экономики и международных рынков в условиях углубления процессов глобализации.
Вероятно поэтому в 1990 г. появилась теория конкурентных преимуществ профессора Гарвардского университета М. Портера. Он утверждал, что пока "не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность подразумевала низкие производственные издержки на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны - это продуктивность использования ресурсов".5
Портер характеризует конкурентоспособность страны через производительность, утверждая, что "единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне - это производительность. Основная цель каждого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности, которая достигается использованием трудовых ресурсов и капитала."
Вместе с тем он отмечает: "корпорации, не нации, находятся на переднем крае международной конкуренции… конкурентное преимущество компаний напрямую связано с местом, которое они называют своей нацией или страной происхождения…
Именно поэтому политика ТНК определяется во многом политикой страны происхождения. Англичанин Дж.Грэй, отметил в связи с этим, что «свободный от границ мир, управляемый не имеющими родины транснациональными корпорациями, есть корпоративная Утопия, а не описание сегодняшней действительности или будущей реальности».6
Формирование корпорации в «неправильной» нации должно вызывать фундаментальную стратегическую озабоченность… Корпорация получает важное преимущество от наличия в своей нации таких компаний-поставщиков и компаний-покупателей ее продукции, которые занимают ведущие позиции на мировом рынке, т.е. компаний мирового класса… Наиболее требовательные покупатели и поставщики подталкивают корпорацию-производителя к улучшению качества и конкурентоспособности её продукции…". Хочу отметить что к "неправильным нациям" Портер относил Россию и другие страны с переходной экономикой.
Таким образом, конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации.
Существует множество подходов к определению "понятия инновации".
В самом общем виде:
Определение инновации. Инновации, нововведения - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.
Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.
Таким образом, если в основе конкурентоспособности лежат инновации, то логичен вывод, что конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены и совершенствование и обновление отрасли это непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций).
Разрабатываются ли данные проблемы в России. Безусловно. В руководстве "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА – принятом в 2005 г. определены основные понятии, относящиеся к инновационной сфере.
Хочу напомнить, что без четкого определения фундаментальных понятий научные исследования невозможны в принципе.
Основные понятия. Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
политика Российской Федерации в области развития инновационной системы (инновационная политика – авт.) – это составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;
наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.
Безусловно, инновационный потенциал различен в разных странах и регионах, следовательно, основанный на нем процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний.
В Докладе о глобальной конкурентоспособности в 2000 г. (The Global Competitiveness Report-2000) эксперты ВЭФ окончательно сделали выбор в пользу инновационной экономики как главного фактора роста конкурентоспособности страны, использования конкурентных, построенных на инновациях, преимуществ. При этом все страны были разделены на инновационно активные (24 страны) и инновационно пассивные, куда была отнесена и Россия. Такой подход оправдан с точки зрения реализации стратегии развития экономики. Данная методология начала применяться в официальных документах Министерства экономического развития и торговли РФ, только данные стратегии называются инерционным и инновационным вариантами развития.7
По методике ВЭФ построение индекса глобальной конкурентоспособности основано на трех субиндексах:
- уровне технологии;
- качестве общественных институтов;
- макроэкономических условиях для экономического роста.
Причем если для инновационно активных стран вес технологического субиндекса составляет 1/2, а субиндексов общественных институтов и макроэкономической среды - 1/4, то для прочих стран всем субиндексам придан одинаковый вес в размере 1/3. Таким образом, эксперты ВЭФ лишь констатировали существующую экономическую реальность: уровень развития той или иной страны определяется в первую очередь ее научно-техническим потенциалом, так как по мере увеличения массы используемого капитала норма прибыли понижается и ее устойчивый рост возможен только за счет внедрения новых технологий. Американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р.Солоу впервые показал, что решающим фактором экономического роста является не капитал, как это считалось до него, а технический прогресс.
Биографическая справка. Роберт Мертон Солоу (англ. Robert Merton Solow; род. 23 августа 1924, Нью-Йорк) — американский экономист. Лауреат Нобелевской премии 1987 г. «за фундаментальные исследования в области теории экономического роста». Учился в Гарвардском (здесь же получил степень доктора философии) и Колумбийском университетах.. Профессор Массачусетского технологического института. Президент Международной экономической ассоциации (1999—2002). Президент Эконометрического общества (1964). Президент Американской экономической ассоциации в 1979 г.
Его расчеты по материалам американской статистики за 1909—1957 гг. показали, что увеличение численности рабочей силы и наращивание объемов используемого капитала были важными, но не решающими факторами экономического роста. Он показал, что роль технического прогресса, вследствие интенсивного использования инноваций, в темпах прироста продукции частного сельскохозяйственного сектора достигала 60—70%, а в приросте производительности труда — 90%.8
Безусловно, вышеуказанное разделение ВЭФ всех стран на инновационно-пассивные и инновационно-активные достаточно условна, поскольку она основана на статистике патентов, а в разных странах, в частности в России, существовала отличная от американской система получения авторских свидетельств и не было средств для их оформления в качестве патентов. Именно поэтому инновационный потенциал российской экономики значительно выше, чем это вытекает из статистики патентов.
Инновационная политика лежит в основе различных типов экономической политики:
- экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции);
- внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) и
- менее распространенной и не столь явно выраженной модели стратегической политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и невоспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.).
Примерами первого типа могут служить Корея 60—80-х гг. и другие “тигры” ЮВА, Китай 80—90-х гг., отчасти Япония, Индия 90-х, Чили 70-х и 80-х. Ко второму типу относятся Индия 60—80-х гг., Франция 50—70-х, Япония, Китай, США (в части политики в сельском хозяйстве), СССР и в определенной степени Россия. Примерами третьего типа инновационной политики могут служить действия США, стран ОПЕК.
По методике Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия за последние 7 лет имела следующие рейтинги глобальной конкурентоспособности: в 1999 г. — 59-е место среди 59 стран, в 2000 г. — 55-е среди 59; в 2001 г. — 63-е среди 74; в 2002 г. — 64-е среди 80 стран; в 2003 г. — 65-е место среди 80 стран, в 2005 г. – 75-е место среди 117 стран, в 2006 г. – 59 место среди 122 стран, в 2007 – 58 место среди 131 страны
|