Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 42» (дошкольные группы, ул. Шевченко, 5б)
[Выберите дату]
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ............................................................................................................................................................ …...4-31стр.
1. Пояснительная записка......................................................................................................................................................... …..4-6стр.
1.1. Цели и задачи Программы................................................................................................................................................. …....7 стр.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.................................................................................................. .......8-11 стр.
1.3. Отличительные особенности Программы…………………………………………………………………………..........11-12 стр.
1.4.Значимые характеристики для разработки и реализации Программы………………………………………………......... 13 стр.
1.4.1. Сведения о семьях воспитанников …………………………………….........................................................................13-15 стр.
1.4.2. Сведения о педагогическом коллективе ……………………………………………………........................................16-17 стр.
1.4.3.Сведения о воспитанниках……………………………………………………………………………………………….18-19стр.
1.4.4.Возрастные особенности детей……………………………………………………………………………………….....20-27 стр.
2.Планируемые результаты освоения Программы.........................................................................................................................28стр.
2.1.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования………………...…………………………….…28-29 стр.
3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе……………………………………. 29-31 стр.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................................32 - 210стр.
1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей………………….……..32 стр.
1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»………………………………………….... .32-74 стр.
1.1.1.Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………….... . 34-39 стр.
1.1.2.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание…………………………………………………………39-46 стр.
1.1.3.Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание…………………………………………………..…….. 47-56 стр.
1.1.4.Трудовое воспитание, самообслуживание, самостоятельность………………………………………………………..57-67стр.
1.1.5.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе………………………………………….....67-74 стр.
1.1.6. Методическое обеспечение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»…………….........74 стр.
1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»……………………………………………………….............75- 124 стр.
1.2.1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности………………………………………………………..…77-88 стр.
1.2.2.Формирование элементарных математических представлений………………………………………………..….…88-103стр.
1.2.3.Приобщение к социокультурным ценностям…………………………………………………………………..….…103-111стр.
1.2.4. Ознакомление с миром природы……………………………………………………………………………….…...111 -123 стр.
1.2.5. Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»……………………………….….124 стр.
1.3. Образовательная область «Речевое развитие»……………………………………………………………………......124 -148 стр.
1.3.1.Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой….126-137стр.
1.3.2.Приобщение к художественной литературе………………………………………………………………………….137-145стр.
1.3.3. Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие» …………………………………………...145 стр.
1.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……………………………………………...…145 - 182 стр. 1.4.1.Приобщение к искусству…………………………………………………………………………………………….....148-155 стр.
1.4.2.Изобразительная деятельность……………………………………………………………………………………..…..155-168 стр.
1.4.3.Конструктивно – модельная деятельность…………………………………………………………………………….168– 173 стр.
1.4.4.Музыкально-художественная деятельность…………………………………………………………………….…....173 -182 стр.
1.4.5.Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»……………..………182 стр.
1.5. Образовательная область «Физическая культура»…………………………………………………………………..…182- 198 стр.
1.5.1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни………………………………………….…...185 -190 стр.
1.5.2.Физическая культура………………………………………………………………………………………………..….190- 197 стр.
1.5.3.Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»………………………………..…197 - 198 стр.
2.Особенности культурных практик…………………………………………………………………………………….…...198- 199 стр.
3.Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………………………………………….....199 - 202стр.
4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………...…..…202 стр.
4.1.Основные цели и задачи………………………………………………………………………………………………..……....202 стр.
4.2.Основные направления и формы взаимодействия с родителями………………………………………………..…....204 – 207 стр.
5. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей………..…….207 стр.
6.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений…………………………………………..……208 стр.
7.Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы…….....….208 стр.
7.1.Взаимодействие ОО и социума…………………………………………………………………………………………...208-210стр.
III.ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………………………...211- 292стр.
1. Особенности осуществления образовательного процесса …………………………………………………………….211 – 213 стр.
1.1Требования к материально-техническим условиям реализации ООП………………………………………………....213 -215 стр.
1.1.1.Методическое сопровождение программы, средства обучения и воспитания………………………………………216 -232 стр.
1.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды …………………………………..233 – 241 стр.
1.3 Организация режима пребывания детей в дошкольных группах…………………………………………………….....242-245стр.
1.4.Организация двигательной активности детей в течение дня ……………………………………………………….…246 – 247 стр.
1.5. Образовательная нагрузка для детей групп общеразвивающей направленности……………………………………248 – 250стр.
1.6. Комплексно – тематическое планирование работы с детьми. Традиционные события, праздники, мероприятия..251 -290 стр.
1.7. Организация дополнительного образования в ОО …………………………………………………………………….291 – 292 стр.
1.8.Электронное приложение №1. Краткая презентация ООП ДО МБОУ ЦО № 42..………………………………………….293 стр.
,
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,
неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл
ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум из окружающего
мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В.Сухомлинский
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №42» (дошкольные группы, ул. Шевченко, 5б) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014г.
Методологической и теоретической основой определения содержания образовательной программы дошкольного образования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями
на 27 августа 2015 года);
Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, формы и методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых (включая партнерское взаимодействие (сотрудничество) педагогического коллектива с семьями воспитанников) в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание:
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
–познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров
в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.;
особенностей культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы,
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы,
основных направлений и форм взаимодействия с родителями,
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей,
взаимодействия ОО и социума.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы.
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 3 лет до прекращения образовательных отношений.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБОУ ЦО №42.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
нормативно-правовой базы МБОУ ЦО №42 ,
образовательного запроса родителей,
видовой структуры групп и др.
МБОУ ЦО №42 создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
1.1. Цели и задачи Программы.
Цель Программы – создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приобщение дошкольников к культурному пространству г. Тулы и Тульской области.
1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 3 до 7 (8) лет .
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так изарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной
школой.
◊ Образовательный процесс строится с учетом:
|