|
МИНЗДРАВ РОССИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский
государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России)
кафедра госпитальной хирургии
|
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной, внеучебной и
воспитательной работе
____________ ___И.А. Волчегорский
«____»____________________20 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
уровень высшего образования ординатура
на 2015-2017уч. год
Дисциплина_Хирургические_инфекции__(дисциплина по выбору)
Специальность _Хирургия 31.08.67_______
Форма обучения: очная
Лекции __4_____(час)
Практические занятия 32(час)
Семинары _12_(час)
Самостоятельная внеаудиторная работа _24_(час)
Зачет
ВСЕГО:___72, 2 з.е._____(час, з.е.)
Разработчики программы Н. М. Грекова
И. В. Крочек
В.Н. Барыков
Зав. учебной частью кафедры А.В. Потемкин
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры факультетской хирургии
«20 » марта 2015 года протокол № 8
Зав. кафедрой В.Н. Барыков
Согласовано:
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ____Н.В. Майорова
Начальник методического отдела __________________________ В.Б. Патрушева
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии по интернатуре и ординатуре «____»______20____г. протокол №____
Председатель МК_____________________________________________ А.А. Колесникова
Начальник УМУ _______________________________________________ О.А. Шумакова
Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
• Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
• Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
• Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
• Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
• Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
• Сведения о переутверждении рабочей программы
Рабочая программа переутверждена на 20__/___ учебный год на заседании кафедры протокол от _____________ 20___ №____
с изменениями/без изменений протокол изменений на 20___/___ учебный год
Заведующий кафедрой ____________Ф.И.О.
Оглавление
Нормативная база…………………………………………………………………..4
2. Цели и задачи дисциплины, ее место в структуре образовательной программы……………………………………………………………………………..4
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………….....................................................................4
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и часах………………………………... 5
5. Содержание дисциплины …………………………………………………………...6
6. Перечень учебно-методического обеспечения для
самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине
по выбору «Хирургические инфекции»...…………….…………………………….……7
7. Основная и дополнительная литература……………………………………………7
8. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»………………………………………………………………………………8
9. Информационные технологии ……………………………………………………...8
10. Материально-техническая база…………………………………..............................8
1. Нормативная база
Рабочая программа ординатуры по дисциплине (по выбору) «Хирургические инфекции» составлена по учебному плану в соответствии Федеральными государственным образовательным стандартом по специальности 31.08.67 - Хирургия, утвержденным приказом № 1109 Минобрнауки России от 26.08.2014
Цели и задачи дисциплины - Хирургические инфекции и место в структуре основной образовательной программы специальности Хирургия
Цель дисциплины по выбору – хирургические инфекции - является углубленная теоретическая подготовка специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, выполнению лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи в полном объёме в соответствии с освоенными знаниями, практическими умениями и навыками по хирургическим инфекциям.
Изучение дисциплины по выбору - хирургические инфекции - способствует повышению профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности, формированию клинического мышления квалифицированного врача более узкой специализированной направленности в разделах, наиболее интересных и важных для него лично.
Изучение дисциплины по выбору способствует повышению профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности, формированию клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в различных разделах специальностей по выбору. Если углубленно изучить разделы медицины по выбору, можно приобрести более обширные и глубокие знания, освоить новейшие технологии и методики.
Задачи обучения:
Изучение клиническими ординаторами этиологии и патогенеза хирургических инфекций, требующих хирургического лечения;
Приобретение знаний по семиотике хирургических инфекций, требующих хирургического лечения ;
Обучение диагностике важнейших клинических синдромов хирургических инфекций, требующих хирургического лечения;
Обучение распознаванию хирургических инфекций, требующих хирургического лечения при осмотре больного, выделению ведущих клинических синдромов, определению тяжести течения заболевания,
Обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при хирургических инфекциях, требующих хирургического лечения;
Обучение составлению алгоритма дифференциальной диагностики;
Обучение оказанию больным специализированной врачебной помощи при возникновении неотложных состояний в гнойной хирургии
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы
Изучение дисциплины направлено на формирование компетенции УК-1.
УК-1 Готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Знать: взаимосвязь функциональных систем организма и уровня их регуляции; основы патогенетического подхода при лечении в хирургии печени и смежных областях медицины; общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии общие и специальные методы исследования в основных разделах гнойной хирургии; основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в хирургии толстой и прямой кишки; принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации; вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в гнойной хирургии;
Уметь: выявить факторы риска развития того или иного хирургического заболевания выявить факторы риска развития хирургического хирургические инфекции, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования; применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные; решить вопрос о трудоспособности больного; вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями; проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность.
Владеть: специалист хирург должен обладать сформированными владениями, позволяющими своевременно диагностировать заболевания и оказывать плановую и неотложную помощь в гнойной хирургии
Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
- желудочное зондирование и промывание желудка через зонд;
- аноскопия;
- зондирование свищевых ходов;
- проба с метиленовым синим;
- пункция Дугласова пространства;
- взятие материала для цитологического, гистологического исследования из прямой кишки;
-взятие посевов мягких тканей и биологических жидкостей
-диагностические пункции суставов, плевральной полости
- катетеризация и надлобковая пункция мочевого пузыря.
- пункция заднего свода влагалища,- перевязки различной сложности
Операции при неотложных состояниях в гнойной хирургии:
- вскрытие и дренирование абсцесса, флегмоны различной локализации, в т.ч. брюшной стенки, брюшной полости и забрюшинной клетчатки;
- радикальные операции при различных видах парапроктита;
- экстренная лапаротомия, ушивание ран толстой кишки, резекция кишки при повреждениях;
- наложение илеостомы;- наложение колостомы;
- удаление инородных тел прямой кишки;
- первичная хирургическая обработка ран промежности и анального канала;
- лапаротомия, резекция толстой кишки;
- некрсеквестрэктомия мягких тканей и костей
- плоскостная резекция костей, Операции при Перитоните, Операции при Гнойных Заболеваниях крестцово-копчиковой области и промежности
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и часах
Таблица 1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем (в часах)
|
Аудиторные занятия (всего)
|
48
|
Лекции
|
4
|
Практические занятия
|
32
|
Семинары
|
12
|
Самостоятельная внеаудиторная работа (всего)
|
24
|
Итого (часы, з.е.)
|
72(2 з.е.)
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Лекционный курс- количество часов 4
Таблица № 2 -Тематика и объем лекционного курса
Название лекции
|
Число часов
|
Хирургический сепсис
|
1
|
Антибиотикопрофилактика в хирургии
|
1
|
Перитонит-как абдоминальный сепсис
|
1
|
Современные подходы к раневому процессу и лечению ран
|
1
|
Всего:
|
4
|
5.2. Практические занятия - количество часов 32
Таблица № 3 -Тематика и объем практических занятий
Название занятий
|
Число часов
|
Острый параректальный абсцесс Варианты операций
|
4
|
Гнойные осложнения острого тяжелого панкреатита
|
4
|
Малоинвазивные вмешательства при забрюшинной флегмоне Варианты операций
|
4
|
Операции при ЭКХ с абсцессом
|
4
|
Распространенный перитонит Клиника, диагностика
|
4
|
Оперативное лечение распространенного перитонита
|
4
|
Технология, Инструменты и материалы для Вакуум-терапии ран
|
4
|
Современные методы ведения ран
|
4
|
Всего:
|
32
|
5.3. Семинары - количество часов 12
Таблица № 4 -Тематика и объем семинарских занятий
Тема занятия
|
Число часов
|
Хирургический сепсис
|
3
|
Антибиотикопрофилактика в хирургии
|
3
|
Перитонит-как абдоминальный сепсис
|
3
|
Современные подходы к раневому процессу и лечению ран
|
3
|
Всего:
|
12
|
5.4. Самостоятельная работа - количество часов 24
Таблица № 5 -Тематика и объем самостоятельной внеаудиторной работы
№
|
Тема самостоятельной внеаудиторной работы
|
Количество часов
|
Формируемые компетенции
|
Форма контроля
|
1
|
Хирургическая анатомия конечностей клетчаточных пространств брюшной полости
|
4
|
УК-1
|
Собеседование
|
2
|
Симптоматология и лечение гнойных Осложнений воспалительных заболеваний органов брюшной полости
|
4
|
УК-1
|
Собеседование
|
3
|
Диагностика и лечение абсцессов печени
|
4
|
УК-1
|
Собеседование
|
4
|
Тактика при Флегмоне грыжевого мешка
|
4
|
УК-1
|
Собеседование
|
5
|
Тактика при травме толстой и прямой кишки, осложненной абсцессами брюшной полости и перитонитом
|
4
|
УК-1
|
Собеседование
|
6
|
Алгоритм диагностики и лечения инфицированного панкреонекроза
|
4
|
УК-1
|
Собеседование
|
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной внеаудиторной
работы обучающихся по дисциплине: Хирургические инфекции
Ривкин, В.Л. Амбулаторная колопроктология: руководство. В.Л.Ривкин: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 96 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста") ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
Диагностика и лечение заболеваний прямой кишки [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Грекова, В. Н. Бордуновский. - Челябинск : [б. и.], 2009. - 104 с.
Лучевые методы визуализации в норме и патологии. Учебное пособие для студентов
медицинских вузов / Под ред. Проф. В.Н. Бордуновского.- Челябинск, 2013. - 122.
Учебные фильмы:
Анатомия живота
Операции – ампутации
Операция на бедренной кости-некрсеквестрэктомия
Дренирование раны через контрапертуры
Диабетическая стопа
Косметический шов
Вскрытие абсцесса
Постиъекционный инфильтрат
Стернотомия
Операции на кишечнике
Симптоматология хирургических болезней
Дефекография
Пункции в хирургии
7. Основная и дополнительная литература:
Основная литература:
Гостищев, В. К. Инфекции в хирургии: рук. для врачей / В. К. Гостищев. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2007. - 768 с.
2. Избранный курс лекций по гнойной хирургии: учеб. пособие / Под ред. В.Д.Федорова, А.М.Светухина. - М. : "Миклош", 2007. - 365 с.
Дополнительная литература:
1. Войно-Ясенецкий, В.Ф. Очерки гнойной хирургии: монография / В.Ф. Войно-Ясенецкий. - 4-е изд. - М. : БИНОМ, 2006. - 720 с.
2. Диагностические алгоритмы, классификации и симптоматология хирургических
болезней. Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. Проф. В.Н. Бордуновского.- Челябинск, 2009.- 167 с.
8. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1.Ривкин, В.Л.Амбулаторная колопроктология: руководство. Ривкин В.Л.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 96 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста") ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
2. Федеральная электронная медицинская библиотека МЗ РФ http://www.femb.ru/feml/
3. Рекомендованные сайты:
www.coloproctologi.ru
www.pubmed.org
www.bmj.com
www.medscape.com
http://vrach-aspirant.ru/
www.consilium-medicum.com
www.freebooks4doctors.com
Информационные технологии
Используются информационные технологии Научной библиотеки ЮУГМУ (ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru, электронный каталог, база учебно-методических пособий преподавателей ЮУГМУ)
Портал системы электронного обучения
Программное обеспечение:
Текстовый редактор Word (Microsoft Office) или любой другой текстовый редактор
Редактор электронных таблиц Excel (Microsoft Office) или любой другой редактор электронных таблиц
Редактор мультимедийных презентаций PowerPoint (Microsoft Office)
Программа EpiInfo
Статистический пакет SPSS Statistica или другой статистический пакет
10.Материально-техническое обеспечение реализации дисциплины
Клинические базы кафедры госпитальной хирургии ГБУЗ ЧОКБ, г. Челябинск Медгородок
Необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя - Специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе: аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с иповыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
- Аудитории, оборудованные наборами хирургического инструмента, манипуляции и вмешательства, включающие наборы имитирующие ткани и позволяющие отрабатывать наложение различных типов наложения хирургических швов и анастамозов, наборов позволяющих имитировать и отрабатывать уход за ранами, наборов позволяющих митировать действия по наложению дренажей и уход за дренажами.
- Симуляционные и фантомные манекены, позволяющие отрабатывать действия по оказанию сердечной и легочной реанимации.
- Аудитории, оснащенные таблицами и стендами по хирургической тематике, а также наборами (тексты и цифровые носители) содержащие учебные пособия по темам семинаров, наборы рентгенограмм, видеофильмы, лекции с видеороликами, ситуационные задачи и тесты.
- Все занятия проводятся на хирургических базах города, оказывающих экстренную и плановую хирургическую помощь населению, и оснащенных современной хирургической и диагностической аппаратурой и оборудованием: включая цифровую рентгеновскуютехнику, мультиспиральную компьютерную томографию, ядерномагнитный рзонансный томогроф;
- Эндоскопическую технику для диагностической и оперативной деятельности, включая комбинированную технику для эндоскопического УЗИ; наборы для выполнения ЭРХПГ; оборудование для Аргон плазменной коагуляции источников кровотечения. Набор для латексного клипирования варикознорасширенных вен пищевода.
-Оснащение УЗИ кабинетов, включая доплерографию, дуплексное и триплексное сканирование. Оснащение кабинет для пункционных диагностических и лечебных вмешательств под контролем УЗИ и рентгена и другое оборудование.Помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
-Оборудование операционных и перевязочных кабинетов
Интегрированные операционные залы OR1™Лапароскопические стойки KARL STORZ Наборы инструментария, Хирургический инструментарий Bbraun Столы операционные хирургический многофункциональный универсальный
-Оборудование эндоскопического отделения.
Olympus Inc. Япония. Гастроинтестинальный фиброскоп, Дуоденоскопы,
Фиброколоноскопия, Бронхоскопия. Наборы для выполнения ЭРХПГ.
-Отделение рентгенологической диагностики
Рентген-аппараты цифровые General Electric Medical Systems Voluson 730,
PrestigeКомпьютерный томограф Ядерно-магнитный резонанс
-Реанимационное оборудование.
Дефибриллятор с функцией синхронизации Defigard 4000,SCHILLER 1 шт; Отсос
медицинский Maquet 1 шт;; Аппарат для мониторирования основных
функциональных показателей Cardiohelp-i 1 шт; и др.
Оборудование учебных кабинетов для
преподавания дисциплины «Хирургия», ординатура
Учебные столы не менее 15 шт в 1 аудитории,
Стулья не менее 15 шт в 1 аудитории
Доски демонстрационные белые с набором фломастеров
Негатоскопы
Набор цветных слайдов по всем разделам учебной программы.
Набор учебных таблиц, альбомов, кассет и дискет.
Учебные стенды, баннеры
Технические средства (проектор, телевизор, ноутбуки, мультимедийный проектор).
Набор урологических инструментов.
Набор хирургических инструментов
Набор эндоскопических инструментов для колопроктолога и уролога
Наборы рентгенограмм по нозологиям:
Заболевания легких: бронхоскопия, абсцесс легкого, пневмоторакс, гидроторакс, рак легкого
Заболевания внепеченочных желчных путей – чрездренажная, внутривенная, пероральная холеграфия
РХПГ
Острая кишечная непроходимость
Иригоскопия с нормой и патологией толстой и прямой кишки
Рентгенография пищевода и желудка
Маммография с типичными картинами нормы, кистозно-фиброзной болезни и рака молочной железы
наборы цистоскопических картин и эндоскопических картин,
Учебные видеофильмы:
Симптоматология хирургических болезней
Дефекография
Пункции в хирургии
Операции – ампутации
Операция на бедренной кости-некрсеквестрэктомия
Дренирование раны
Диабетическая стопа
Косметический шов
Вскрытие абсцесса
Стернотомия
Операции на кишечнике
Линейные и циркулярные сшивающие аппараты
Латексный лигатор
Инфракрасный коагулятор
Наборы современных высокотехнологичных повязок
Набор для Вакуум-терапии
Назо-интестинальный интубатор
Дренажные узлы
Рентгенконтрастные вещества
Современные высокотехнологичные повязки
Инструменты и материалы для Вакуум-терапии ран
|