РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.68 «Урология»
Уровень: подготовка кадров высшей квалификации (ординатура)
Специальность: 31.08.68 Урология
Квалификация выпускника: Врач-уролог.
Нормативный срок освоения программы: 2 года.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основная образовательная программа высшего образования – программа подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.68 Урология (далее – программа ординатуры) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее – ФГОС ВО) 1 и ОС РУДН по специальности 31.08. 68 Урология (ординатура) , Положением об ординатуре (Приказ Ректора № 366 от 30.05.2014), Положением об организации учебного процесса в ординатуре РУДН по системе зачетных единиц (Приказ Ректора № 827от 26.12.2014).
1.2. Основная образовательная программа ординаторы по специальности 31.08. 68 «Урология» реализуются в Российском университете дружбы народов на основании Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной ФГАОУ ВО РУДН уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (№1204 от 23.12.2014, серия 90Л01, № 0008186).
1.3. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.
1.4. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются:
физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет (далее - взрослые);
население;
совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
1.5. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры:
профилактическая;
диагностическая;
лечебная;
реабилитационная;
психолого-педагогическая;
организационно-управленческая.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.68 – «УРОЛОГИЯ»
2.1. Цель программы ординатуры по специальности 31.08. 68 Урология – подготовка квалифицированного врача-уролога, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи2.
2.2. Задачи программы ординатуры по специальности 31.08. 68 Урология
1. Сформировать базовые, фундаментальные медицинские знания по специальности 31.08. 68 Урология;
1.1. Объединить и систематизировать имеющиеся у ординаторов знания об анатомии и физиологии почек, мочевых путей и мужской половой системы;
1.2. Обучить ординаторов семиотике урологических заболеваний и научить определять основные логические этапы постановки диагноза урологического заболевания;
1.3. Обучить ординаторов тактике обследования урологических больных;
1.4. Обучить ординаторов специальным методам физикального обследования урологического больного;
2. Подготовить врача-уролога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин;
3. Формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов;
3.1. Обучить ординаторов современным методам консервативного, физиотерапевтического, эндоскопического и оперативного лечения урологических больных.
4. Обучить ординаторов основным навыкам использования и интерпретации результатов современных методов обследования, используемых в урологии, к которым относятся:
Инструментальные методы обследования (катетеризация мочевого пузыря, бужирование уретры и т.д.);
Рентгенологические методы обследования (обзорная урография, экскреторная урография, нисходящая цистография, ретроградная уретеропиелография, антеградная пиелоуретерография, ретроградная уретрография, ретроградная цистография, цистография по Бергману, цистография по Кнайзе-Шоберу, компьютерная рентгеновская томография и др.);
Радиоизотопные методы обследования (радиоизотопная ренография, динамическая нефросцинтиграфия, статическая нефросцинтиграфия, остеосцинтиграфия и др.);
Ультрасонографические методы обследования (УЗ-исследование почек, УЗ-исследование мочевого пузыря, УЗ-исследование предстательной железы, УЗ-исследование органов мошонки);
Уродинамические методы исследования (урофлоуметрия, профилометрия, цистоманометрия, исследование давление/поток и др.);
3.2.6. Обучить ординаторов тактике лечения основных неотложных состояний в урологии.
5. Формирование компетенций врача-уролога в соответствие с видами профессиональной деятельности:
профилактическая деятельность:
предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
диагностическая деятельность:
диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
диагностика неотложных состояний;
диагностика беременности;
проведение медицинской экспертизы;
лечебная деятельность:
оказание специализированной медицинской помощи;
участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих экстренного или срочного медицинского вмешательства;
оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
реабилитационная деятельность:
проведение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
психолого-педагогическая деятельность:
формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
организационно-управленческая деятельность:
применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
организация и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;
организация проведения медицинской экспертизы;
организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;
ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации и ее структурных подразделениях;
создание в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
соблюдение основных требований информационной безопасности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
3.1. К обучению в ординатуре по специальности 31.08. 68 «Урология» допускаются лица, имеющие высшее медицинское профессиональное образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия» (в соответствие с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации).
3.2. Порядок приема в ординатуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по программам ординатуры» (от 06.09.2013 г., №6 633н), Правилами приема в РУДН для обучения по основным образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации – программам ординатуры.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
4.1. Выпускник, освоивший программу ординатуры по специальности 31.08. 68 «Урология», должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)3.
4.2. Выпускник, освоивший программу ординатуры по специальности 31.08. 68 «Урология», должен обладать профессиональными компетенциями (далее – ПК):
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее – МКБ) (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании хирургической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
4.3. Перечень знаний, умений и навыков врача-уролога, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций.
4.3.1. По окончании обучения в ординатуре врач-уролог должен знать:
законодательство Российской Федерации по вопросам организации урологической помощи;
принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья, болезни и старения;
основы развития сферы охраны здоровья и основные руководящие документы Правительства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан;
историю урологии;
биологические и средовые факторы, формирующие здоровье;
принципы разработки, внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельности образовательных организаций;
теоретические основы организации здравоохранения;
организацию урологической помощи населению;
вопросы управления и планирования урологической помощи;
теоретические основы санитарной статистики;
санитарно-противоэпидемическую работу в урологической помощи;
вопросы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;
вопросы этики и деонтологии в профессиональной деятельности врача-уролога;
медицинское страхование;
клиническую, топографическую анатомию и оперативную урологию;
лабораторные методы исследования в урологии;
лучевые методы диагностики в урологии;
клинику, диагностику хирургической анатомии и оперативной хирургии мочеполовой системы;
специальные (инструментальные) методы диагностики заболеваний мочеполовой системы;
анестезиология, интенсивная терапия, реаниматология, искусственное кровообращение, трансфузиология в урологии;
клинику, диагностику и лечение заболеваний почки;
клинику, диагностику и лечение заболеваний мочеточников;
клинику, диагностику и лечение мочевого пузыря;
клинику, диагностику и методики трансплантации почки;
клинику, диагностику и лечение хирургия органов мошонки;
клинику, диагностику и лечение острых воспалительных заболеваний и травм мочеполовых органов;
основы теоретической и практической онкоурологии;
основы иммунологии и микробиологии;
основы фармакотерапии в клинике урологических болезней;
фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, применяемых в урологии;
показания и противопоказания, режим назначения и возможные побочные действия основных лекарственных групп;
основные вопросы нормальной и патологической физиологии при урологической патологии;
демографические, социально-гигиенические, социологические, социально-психологические проблемы у урологических больных.
4.3.2. По окончании обучения в ординатуре врач-уролог должен уметь:
проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
сформулировать предварительный диагноз и составить план лабораторного и инструментального обследования;
интерпретировать результаты обследования;
определять функциональное состояние пораженных органов и систем клинически и с помощью дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования;
организовать работу по изучению и оценке санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации на вверенной территории;
организовать мероприятия, направленные на устранение причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
проводить мониторинг образовательной среды и состояния здоровья детей и подростков;
получить информацию о заболевании;
провести обследование, выявить общие и специфические признаки заболевания;
оценить тяжесть состояния больного;
оказать необходимую срочную первую помощь (искусственное дыхание, массаж сердца, иммобилизация конечности при переломе, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, промывание желудка при отравлении, срочная трахеостомия при асфиксии);
определить объем и последовательность лечебных мероприятий и методов обследования;
определить необходимость применения специальных методов исследования (лабораторных, лучевых, функциональных);
определить показания к госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;
провести дифференциальную диагностику основных урологических заболеваний, обосновать клинический диагноз;
обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к операциям;
разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции;
определить группу крови, провести пробу на совместимость и выполнить трансфузию компонентов крови, выявить возможные посттрансфузионные реакции и осложнения и своевременно начать их лечение;
обосновать наиболее целесообразный вид и объём операции в зависимости от выявленного урологического заболевания;
участвовать в урологических операциях в качестве оператора, первого и второго ассистента;
разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений;
рационально применять физиотерапию и лечебную физкультуру для ранней реабилитации пациентов;
оформлять больничные листы и проводить экспертизу временной нетрудоспособности;
проводить экспертизу стойкой нетрудоспособности и оформлять посыльный лист в бюро медико-социальной экспертизы (далее − МСЭ);
оформить всю необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
проводить семинары и читать лекции в рамках санитарно-просветительской работы с населением.
4.3.3. По окончании обучения в ординатуре врач-уролог должен владеть навыками:
Обследование урологического больного: опрос, осмотр, пальпация (включая пальцевое ректальное исследование предстательной железы), перкуссия, аускультация.
Интерпретация данных лабораторных методов исследования (клинический анализ крови, биохимический анализ крови, уровень концентрации простатического специфического антигена сыворотки крови, его варианты и молекулярные формы, общий анализ мочи, бактериологический анализ мочи, спермограмма, микроскопия секрета предстательной железы и др.).
Выполнение и интерпретация результатов функциональных почечных проб.
Выполнение инструментальных методов обследования и лечения (катетеризации мочевого пузыря, бужирование уретры).
Выполнение и интерпретация результатов уродинамичеких методов исследования (урофлоуметрия, профилометрия, цистоманометрия, исследование давление/поток).
Выполнение и интерпретация результатов эндоскопических методов обследования и лечения (уретроскопия, цистоскопия, катетеризация мочеточников, хромоцистоскопия, биопсия мочевого пузыря).
Выполнение и интерпретация результатов рентгенологических методов исследования (обзорная урография, экскреторная урография, нисходящая цистография, ретроградная уретеропиелография, ретроградная цистография, цистография по Бергману, цистография по Кнайзе-Шоберу, компьютерная рентгеновская томография).
Выполнение и интерпретация результатов радиоизотопных методов исследования (радиоизотопная ренография, динамическая нефросцинтиграфия, статическая нефросцинтиграфия, остеосцинтиграфия).
Выполнение и интерпретация результатов ультрасонографических методов исследования (УЗ-исследование почек, УЗ-исследование мочевого пузыря, УЗ-исследование предстательной железы, УЗ-исследование семенных пузырьков, УЗ-исследование органов мошонки).
Десмургия. Выполнение перевязок больным после урологических операций. Ведение больных с дренажами (уретральный катетер, мочеточниковый катетер, цистостома, нефростома).
Выполнение и интерпретация посткомпрессионного теста в диагностике эректильной дисфункции.
Инъекции ботулинического токсина типа А в детрузор и наружный сфинктер уретры при лечении больных с нейрогенными и идиопатическими нарушениями мочеиспускания, синдромом хронической тазовой боли.
Освоение навыков тибиальной и сакральной нейромодуляции в лечении больных с нейрогенными и идиопатическими нарушениями мочеиспускания, синдромом хронической тазовой боли.
Ассистенция при операциях:
пиелолитотомия
пиелонефролитотомия
нефростомия
декапсуляция почек
уретеролитотомия
нефрэктомия
эпинефрэктомия
лимфаденэктомия
нефроуретерэктомия
нефропексия
игниопунктура кисты
резекция почки
пункция кисты почки
пластика лоханочно-мочеточникового сегмента и мочеточника
цистэктомия (операция Брикера, операция Штудера)
чреспузырная аденомэктомия
позадилонная аденомэктомия
эпидидимэктомия
фаллопротезирование
сафено-кавернозный и спонгио-кавернозный анастомоз при приапизме
пластика уретры
слинговые операции (TVT, TVT-O)
радикальная простатэктомия
Трансуретральные оперативные вмешательства (ТУР предстательной железы, ТУР мочевого пузыря, оптическая уретротомия, цистолитотрипсия и т.д.)
Рентгенэндоскопические оперативные вмешательства (чрескожная пункционная нефролитолапаксия, уретеролитотрипсия, эндопиелопластика и т.д.)
Самостоятельное выполнение операций:
эпицистомия
вскрытие и дренирование паранефрального абсцесса
цистолитотомия
вазорезекция
энуклеация яичка
орхэктомия
операция Винкельмана
операция Бергмана
Операция Лорди
операция Иваниссевича
циркумцизия
меатотомия
клиновидная резекция уретры
купирования болевого синдрома;
интенсивной терапии и реанимации критических состояний;
фармакотерапии при урологических заболеваниях, включая применение антибиотиков, местных анестетиков, анальгетиков, гормонотерапию;
рационального питания здорового организма и диетотерапии у урологических больных;
лечения различных состояний: травматический шок, острая кровопотеря, острая сердечная и дыхательная недостаточность, острый токсикоз, включая синдром длительного сдавливания;
диагностики и лечение различных урологических заболеваний: неотложная урология (почечная колика, гнойно-септические осложнения неспецифических воспалительных заболеваний почек и мочевыводящих путей, гнойно-септические осложнения неспецифических воспалительных заболеваний органов мошонки и полового члена, острая почечная недостаточность, осложнения доброкачественной гиперплазии предстательной железы, травма почек и мочеточников, перелом полового члена, приапизм, травма мочевого пузыря и уретры, травма органов мошонки), онкоурология (злокачественные новообразования мочевыводящей системы, рак почки, рак лоханки и мочеточника, рак мочевого пузыря, рак предстательной железы, рак уретры, рак полового члена, рак яичка), малоинвазивная урология (лапароскопические и эндоскопические методы при заболеваниях в мочевыделительных путях).
|