Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь


НазваниеПособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь
страница1/32
ТипРеферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


ФГБОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО АГРОХИМИИ
Издание четвертое, переработанное и дополненное


пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400.62 «Агрономия»


Ставрополь

2014
УДК 63:54

ББК 40.4я7

Л 12

Авторский коллектив:

А.Н. Есаулко, В.В. Агеев, А.И. Подколзин, Сычев В. Г., Ю.И. Гречишкина, О.Ю. Лобанкова, Л.С. Горбатко, В.И. Радченко, А. А. Беловолова, М.С. Сигида, С.А. Коростылёв, Е.В. Голосной, Н.В. Громова, А. В. Воскобойников, Е. А. Саленко, А. Ю. Фурсова.
Рецензенты:

Цховребов В.С., доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой почвоведения СтГАУ

Гребенников В.Г., доктор сельскохозяйственных наук, профессор
Л 12 Лабораторный практикум по агрохимии для агрономических специальностей : учебное пособие / А.Н. Есаулко, В.В. Агеев, А.И. Подколзин и др. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ставрополь, 2014. – 276 с.

ISBN 5-9596-0148-6

Настоящее учебное пособие разработано для самостоятельной работы студентов агрономических специальностей, выполняющих лабораторный практикум по агрохимии в соответствии с Государственным образовательным стандартом третьего поколения.

Изложены основные регионально приемлемые методы агрохимических анализов почв, растений, удобрений и мелиорантов. Приведены методические рекомендации по организации и проведению тестирования, деловых игр, выполнению курсовых и дипломных работ.

Пособие предлагается студентам, слушателям курсов повышения квалификации, широкому кругу специалистов сельского хозяйства. Настоящее издание представляет собой стройную систему теоретических и практических методов, имеющих единую цель - активизировать самостоятельную работу студентов при проведении лабораторного практикума по агрохимии в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программами бакалавриата.

Содержание

Введение

5

Техника лабораторных работ

6

Занятие 1. Методы отбора растительных образцов

24

Занятие 2. Определение содержания сухого вещества и «сырой» золы

31

Занятие 3. Мокрое озоление растительной пробы. Определение общего азота в растениях

35

Занятие 4. Определение содержания фосфора в растениях

45

Занятие 5. Определение содержания калия в растениях

48

Занятие 6. Диагностика признаков голодания растений

57

Занятие 7. Определение содержания сахарозы в сахарной свекле поляриметрическим методом

93

Занятие 8. Коллоквиум по теме «Питание растений». Подведение итогов УИРС по теме «Питание растений»

102

Занятие 9. Деловая игра «Агрохимик»

104

Занятие 10. Правила отбора почвенных проб. Определение в почве нитратного азота дисульфофеноловым методом по Грандваль - Ляжу

115

Занятие 11. Определение нитрификационной способности почвы по Кравкову в модификации Почвенного института им. В.В. Докучаева

122

Занятие 12. Колориметрическое определение содержания аммонийного азота с помощью реактива Несслера

136

Занятие 13. Определение содержания подвижного фосфора в карбонатных почвах по методу Б.П. Мачигина

138

Занятие 14. Определение содержания обменного калия в почве в 1%-ной углеаммонийной вытяжке с завершением на пламенном фотометре

142

Занятие 15. Определение содержания в почве тяжёлых металлов атомно-абсорбционным методом

145

Занятие 16. Потенциометрическое определение рН почвы. Определение гидролитической кислотности почвы

164

Занятие 17. Определение суммы поглощенных оснований по Каппену - Гильковицу

174

Занятие18. Определение гумуса почвы по методу Тюрина в модификации ЦИНАО

176

Занятие 19. Коллоквиум по теме «Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений». Подведение итогов УИРС по теме «Агрохимические свойства почвы»

188

Занятие 20. Изучение свойств минеральных удобрений. Распознавание минеральных удобрений в производственных условиях. Признаки удобрений и качественные реакции при определении их свойств

191

Тесты для текущего и итогового контроля

200

Экзаменационные вопросы по агрохимии для студентов факультета агробиологии и земельных ресурсов направления 110400.62 «Агрономия» (профиль «Агрономия», «Защита растений», «Плодоовощеводство»)

233

Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов факультета агробиологии и земельных ресурсов направления 110400.62 «Агрономия» (профиль «Агрономия», «Защита растений», «Плодоовощеводство»)

240

Методические указания по выполнению дипломных работ

270

Рекомендуемая литература

269



Введение
Перед специалистами сельского хозяйства стоят ответственные задачи по повышению плодородия почв и продуктивности земледелия, по рациональному и экологически безопасному применению средств химизации при возделывании сельскохозяйственных культур по современным технологиям. Поэтому агрономические кадры среднего звена – непосредственные организаторы производства – должны четко представлять возможности и владеть методами агрохимического анализа, чтобы творчески внедрять достижения современной науки в области химизации в земледелие.

В настоящем издании представлена стройная система теоретических и практических методов, имеющих единую цель – активизировать самостоятельную работу студентов при выполнении лабораторного практикума по агрохимии. Оно знакомит будущих специалистов с принципами и особенностями визуальных наблюдений, инструментальных методов анализа.

В связи с новыми возможностями лаборатории агрохимического анализа, предоставляемыми Инновационным образовательным проектом, расширена тематика лабораторных работ, более полно представлен раздел «Диагностика питания растений».

Настоящее учебное пособие рекомендуется для широкого использования не только при подготовке студентов по направлению 110400.62 – «Агрономия» (профиль Агрономия, Плодоовощеводство, Защита растений), но и в качестве практического руководства по проведению агрохимических анализов в подразделениях агрохимслужбы.

ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Сотрудники лаборатории кафедры агрохимии и студенты, выполняющие на кафедре лабораторно-практические занятия по агрохимии, имеют дело с электронагревательными приборами, химической посудой, реактивами, огнеопасными и сильнодействующими веществами.

Многие из названных предметов при неумелом, неосторожном или небрежном обращении могут вызывать пожар, отравление, порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами и другими реактивами с возможными тяжелыми последствиями как для работающего, так и для окружающих.

Знать опасности, встречать их и не быть захваченным врасплох, является важнейшей задачей каждого работающего в лаборатории.

В этих целях устанавливаются следующие обязательные правила.

Противопожарные меры


Причинами возникновения пожара могут быть неисправности: электропроводки, нагревательных приборов, газовых шлангов, кранов подвода газа, несоблюдение мер предосторожности, неумелое обращение с огнеопасными веществами. При выполнении работ по нагреванию и работ с огнеопасными веществами запрещается:

- использовать неисправные электроприборы и приборы, несоответствующие напряжению сети;

- использование нагревательных приборов на рабочих местах без подкладки толстого листа асбеста или другого теплоизоляционного материала;

- оставлять включенными без присмотра электрические и газовые приборы;

- при работе с огнеопасными веществами (серный эфир, спирт, бензин и другие) запрещается пользоваться горящими горелками всех видов. Все операции, связанные с нагреванием, следует производить на водяной или другой бане с потушенной горелкой.

В случае если будет нечаянно разбита бутыль или дугой сосуд с огнеопасными веществами, прежде чем собирать осколки или разлитую жидкость, её нужно засыпать песком. Осколки стекла и песок, пропитанный жидкостью, собирают при помощи фанеры (или деревянной лопаты). Запрещается применять железную лопату, веник или щетку.

При возникновении пожара следует очень быстро удалить из помещения все горючие жидкости, кроме того, надо предусмотреть, чтобы находящиеся вблизи стальные баллоны не взорвались от разогрева. Для огнетушения использовать все имеющиеся под рукой средства (СО2 из остальных баллонов, огнетушители, листовой асбест, влажные тряпки) и одновременно вызвать пожарную команду.

Меры предосторожности при работе с вредными и ядовитыми

веществами, кислотами, щелочами и при обращении со стеклом

В лаборатории приходится иметь дело с кислотами, щелочами, с солями, содержащими ртуть, свинец и другими веществами, вредно действующими на организм человека при их вдыхании, а также при попадании на кожу или внутрь.

В целях предупреждения несчастных случаев необходимо знать:

  1. Работы, связанные с выпариванием, удалением аммиака, сжиганием испытываемых веществ (озоление), должны проводиться только в вытяжном шкафу при хорошо действующей тяге.

  2. Наполнение пипеток ядовитыми или едкими жидкостями ни в коем случае нельзя производить ртом - следует применять грушу или бюретку.

  3. При работе со щелочами, а также с ядовитыми веществами (сулема и другие) недопустимо брать куски или порошок голыми, не защищенными руками. Для этого необходимо пользоваться щипцами, пинцетом или совочком.

  4. При смешивании жидкостей, взаимодействие которых вызывает сильное разогревание, необходимо соблюдать осторожность, так как раствор может закипеть и разбрызгаться. Например, при разведении концентрированной серной кислоты следует приливать кислоту в воду (а не наоборот) небольшими порциями и постоянно помешивая, избегая чрезмерного нагревания.

  5. При определении запаха вещества нельзя подносить к носу сосуд с веществом - его следует держать на расстоянии, направляя к носу небольшое количество паров вещества легким движением руки.

  6. Запрещается выливать ядовитые вещества в раковину без предварительного их обезвреживания. Нельзя также выливать концентрированные растворы щелочей, хромовую смесь, а также дурно пахнущие вещества, без предварительного их сильного разбавления.

  7. Запрещается при работе держать или встряхивать колбы и другие склянки с кислотами и щелочами выше или на уровне глаз.

  8. Чтобы предохранить руки от порезов, надо осторожно обращаться со стеклянными приборами и посудой. Закрывать колбы пробками не применяя больших усилий. При сборке приборов пользоваться стеклянными трубками с оплавленными концами.

  9. Работать в агрохимических лабораториях нужно в халатах, так как попавшие реактивы могут загрязнить платье или разрушить ткань.

Общие требования при пользовании газовыми горелками

Перед работой в помещении, где установлены газовые приборы, необходимо открыть форточки и проветрить, проверить наличие накидных ключей у кранов. При неисправности газового оборудования или запахе газа звонить в аварийную диспетчерскую газовую службу.

При наличии запаха газа в помещении категорически запрещается:

а) включать и выключать электроосвещение, вентиляторы и прочие электроприборы;

б) пользоваться открытым огнем;

в) разжигать горелки.

Для зажигания горелок необходимо:

1) открыть кран на вводе газопровода на ответвлении к вытяжному шкафу (к лабораторному столу);

2) зажечь спичку, поднести ее к горелке, медленно открывая газовый кран, поджечь газ;

3) отрегулировать горение газа, пока пламя не станет синевато-фиолетовым. Постоянно контролировать устойчивое горение газа, не допуская копоти, отрыва или проскока пламени.

При проскоке пламени внутрь горелки следует закрыть газовый кран горелки, когда остынет - снова зажечь ее как указано выше.

Если пламя шумит и слегка отрывается от устья горелки, нужно убавить подачу первичного воздуха.

Для остановки работы горелок необходимо: закрыть газовый кран у горелки, затем закрыть регулятор воздуха. При остановке работы всех газовых приборов закрываются краны на ответвлениях газопроводов к вытяжным шкафам (лабораторным столам).

При аварии (взрыве, пожаре, отравлении, сильной утечке газа) необходимо срочно закрыть кран на вводе газопровода, поставить в известность руководство учреждения и немедленно вызвать аварийную службу. Помещение проветрить.

При появлении признаков отравления (головокружение, головная боль, тошнота) пострадавших выводят на воздух, дают нюхать нашатырный спирт, при ухудшении состояния здоровья - вызывают скорую помощь.

Первая помощь при несчастных случаях

  1. При механическом ранении небольшие раны дезинфицируют небольшим количеством раствора йода и закрывают бинтом. Большие раны не промывают, а только забинтовывают стерильной марлей, ватой и бинтом, после чего прибегают к срочной медицинской помощи.

  2. При ожогах на пораженное место накладывают кусок марли с висмутовой мазью и ежедневно обновляют повязку. Если появились волдыри, следует прибегнуть к медпомощи, приставшие остатки вещества удалять нельзя.

  3. При попадании концентрированной кислоты на кожу рук или лица необходимо промыть пораженный участок кожи сначала водой, а затем слабым раствором питьевой соды. Концентрированную щелочь, попавшую на кожу, смывают вначале слабым раствором уксусной кислоты, а затем водой, накладывается повязка с мазью от ожогов.

  4. При попадании кислот, щелочей через ротовую полость необходимо тотчас же вызвать рвоту - лучше всего механически или принимая внутрь мыльную пену или горчичную воду. После чего пострадавшему дают активированный уголь, молоко, в крайнем случае - в большом количестве воду.

  5. При отравлении газами (СО, Н2S), парами растворителя - пострадавшего выводят на свежий воздух. Нельзя допускать, чтобы человек заснул, для этого его лицо опрыскивают холодной водой, при остановке дыхания применяют искусственное дыхание.

В лаборатории на видном месте должна находиться аптечка для оказания первой помощи пострадавшим.

ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА И ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

В химической лаборатории используют специальную посуду, отличающуюся химической стойкостью или термоустойчивостью. Ее изготовляют из обычного или термостойкого стекла, фарфора и других огнеупорных материалов.

Стеклянная посуда. По специфичности использования стеклянную посуду можно разделить на три группы: общего назначения, специальную и мерную. Посуду общего назначения (пробирки, стаканы, плоскодонные колбы, колбы Бунзена, бутылки, склянки, тройники) применяют для разных целей, а специальную посуду - для одной цели. Мерная посуда предназначена для отмеривания точных объемов жидкости и газов.

Пробирки - это узкие цилиндрические с закругленным дном сосуды разной величины и диамет­ра, сделанные из обычного или термостойкого стекла. Они бывают простые, градуированные и центрифужные. Пробирки применяют для первого ознакомления с веществом при определении его отношения к воде, проведении качественных реакций, колориметрических наблюдений и т. д. В пробирку вносят такое количество реактивов, чтобы общий объем не превышал половины объема про­бирки. Реактивы перемешивают стеклянной палочкой или слегка постукивают пальцем по нижней части про­бирки.

Чтобы быстро взять определенный объем отстоявшей­ся жидкости, не взмучивая, осадка, в производственных условиях пользуются мерной пробиркой с боковым от­верстием. Ее берут в правую руку, указательным пальцем плотно закрывают верхнее отверстие, погружают пробир­ку в раствор на 3-5 мм глубже бокового отверстия и слегка отодвигают палец, чтобы раствор поступал в бо­ковое отверстие. Затем верхнее отверстие зажимают и вынимают пробирку из раствора.

Химические стаканы изготовляют из обычного и термостойкого стекла емкостью от 50 до 1000 мл. Их используют для фильтрования, осаждения, растворения и т. д.

Колбы бывают плоскодонные и круглодонные, различной емкости - от 50 до 1000 мл. Плоскодонные, в свою очередь, делятся на обычные и ко­нические (Эрленмейера).

При титровании, фильтровании и прочих работах поль­зуются колбами Эрленмейера. Круглодонные колбы с от­ростком (Вюрца) используют при перегонке жидкостей, а с удлиненным горлом (Кьельдаля) - при сжигании ве­щества концентрированными кислотами. Во время рабо­ты эти колбы держат в специальных штативах с неболь­шим углублением. Коническую колбу с отростком (Бунзена) используют при фильтровании с разрежением.

Из обычной плоскодонной колбы можно собрать промывалку. Для этого к ней подбирают резино­вую пробку, в которой просверливают два отверстия. В одно отверстие вставляют изогнутую под тупым углом стеклянную трубку так, чтобы она выходила из пробки на 2-3 см. В другое отверстие вставляют изогнутую под острым углом стеклянную трубку, доходящую почти до дна колбы, к наружному концу которой при помощи резиновой трубки присоединяют небольшую стеклянную трубочку с оттянутым концом.

В колбу наливают дистиллированную воду или какой-либо раствор и плотно закрывают пробкой. Тупой конец трубки берут в рот и вдувают воздух в колбу. Из другой трубки льется струя жидкости.

Промывалка - необходимое приспособление в лаборатории. Она служит для промывания осадков дистиллированной водой, смывания осадков с фильтров, сте­нок сосудов и т. д.

Воронки изготовляют разных диаметров от 3 до 27 см из обычного стекла. Они служат для фильтрования и переливания жидкостей. Лучшими считаются воронки, у которых конус с горизонтальной плоскостью образует угол 60°, так как фильтрование в них проходит значительно быстрее. Для ускорения фильтрования ис­пользуют воронки с шарообразным расширением, запол­ненным гигроскопической или стеклянной ватой.

Эксикатор применяют для охлаждения бюксов, стаканчиков, тиглей, а также для сохранения веществ в обезвоженном состоянии. Это толстостенный стеклянный сосуд, имеющий пришлифованную крышку. В коническую часть его помещают поглотитель (прока­ленный хлористый кальций, фосфорный ангидрид, сер­ную кислоту). На фарфоровом вкладыше, вставленном в эксикатор, размещают тигли, чашечки и др. При открывании и закрывании эксикатора крышку не поднимают, а сдвигают в сторону. Для того чтобы закрыть его герметически, крышку и бортик смазывают вазелином. При переносе эксикатора крышку придерживают рукой, иначе она может соскользнуть и разбиться. Раскаленные тигли сначала охлаждают на листе асбеста 1-2 мин. и только потом помещают их в эксикатор, оставив щель для выхода горячего воздуха; через 2-3 мин его плотно закрывают. Перед установкой в эксикатор тигли закрывают крышками.

Мерные цилиндры, мензурки - это стеклянные толстостенные сосуды различной емкости; на наружной стенке их нанесены деления, со­ответствующие объему жидкости в миллилитрах. Цилиндры имеют цилиндрическую форму, мензурки - коническую.

Пипетки служат для точного отмеривания жидкости. Они бывают простые и градуирован­ные. Простые пипетки (Мора) рассчитаны на определенный объем, указанный на их расширенной части. Круговая черта в верхней части пипетки служит меткой, до которой набирают жидкость. На наружной стенке градуированных пипеток нанесены деления через 0,1, 0,01 или 0,02 мл. Пипеткой можно отмерить любой объем в пределах ее емкости. Чтобы наполнить пипетку, ее нижний конец опускают в жидкость, а через верхний засасывают жидкость на 2-3 см выше метки и быстро закры­вают верхнее отверстие указательным пальцем. Засасывают жидкость отрывистым сосательным движением языка и губ, не вдыхая воздух из пипетки, причем во время наполнения кончик ее должен находиться в жидкости. Наполненную пипетку приподнимают так, чтобы мет­ка была на уровне глаз. Ослабляя нажим указательного пальца, дают жидкости стечь до метки и снова прижи­мают палец. Пипетку с раствором вводят в нужный сосуд, прислоняя ее нижний конец к стенке сосуда, затем отпускают палец и дают стечь жидкости. Выдувать жид­кость из пипетки нельзя. При наполнении пипеток растворами ядовитых веще­ств, крепкими кислотами и щелочами пользуются рези­новой грушей. Пипетки хранят в специальном штативе.

Бюретки применяют для точного измерения объема жидкости при титровании. На внешней стенке бюретки нанесены деления, соответствующие миллилитрам и их долям. Бюретки бывают с притертыми кранами и без них. Суженный конец бюретки без крана соединяют при помощи мягкой резиновой трубки с небольшой стеклянной трубкой с оттянутым концом. На резиновую трубку надевают зажим Мора или же внутрь ее закладывают стеклянную бусинку. Бюретку при титровании устанавливают в штатив в вертикальном положении.

Мерные колбы представляют собой обычные плоскодонные колбы с длинным узким горлышком с круговой меткой, до которой следует наливать жидкость. На колбе указывается ее емкость в миллилит­рах при определенной температуре. Мерные колбы служат для растворения навески ве­щества в определенном объеме или для разбавления растворов до определенного объема и т. д.

Для заполнения мерной колбы раствором его сначала наливают на 0,1-1 см ниже метки, а затем осторожно, по каплям, доливают до метки. При растворении твердых веществ растворитель заливают до половины объема. Встряхивая колбу, растворяют содержимое, после чего растворитель доливают до метки. При перемешивании раствора колбу держат пальцами за горлышко, придер­живая пробку указательным пальцем.

Капельницы применяют для отмери­вания жидкостей по каплям. Устройство их различно, но наиболее распространены капельницы, состоящие из стек­лянной колбочки с маленькой пипеткой, на конец кото­рой надет резиновый баллончик. При отсутствии готовой капельницы ее можно собрать в лаборатории. Для изго­товления капельницы берут стеклянную трубку с оттяну­тым концом, на другой конец надевают эластичную рези­новую трубку длиной 3-5 см, верхний конец которой закрывают кусочком стеклянной палочки. Пипетку со склянкой соединяют резиновой пробкой. Склянку берут емкостью не более 50 мл.

Фарфоровую посуду можно прокаливать в муфель­ной печи, нагревать на открытом пламени, она прочнее стеклянной.

В стаканах и кружках растворяют, перемешивают или нагревают жидкость до температу­ры 300° С.

Выпарительную чашку применя­ют для выпаривания и упаривания жидкостей. Ее внутренняя поверхность покрыта глазурью. Чашки нумеруют простым карандашом на верхней неглазурованной кромке.

Тигли используют для прокаливания различных веществ, сжигания органических соединений при определении зольности и т. д.

Ступки с пестиками служат для измельчения различных веществ. Их изготавливают раз­ных размеров.

Воронки Бюхнера предназначены для фильтрования с разрежением. У фарфоровых воронок, в отличие от стеклянных, имеется перегородка с от­верстиями, на которую перед фильтрованием укладывают два кружка фильтровальной бумаги. Чтобы фильтровальная бумага плотно прилегала к сетчатой перегородке, ее смачивают фильтруемой жидкостью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов в области обеспечения качества и безопасности продукции производимой и...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений...
И. С. Гельберг, С. Б. Вольф, С. Э. Савицкий, Е. Н. Пигалкова, Д. В. Шевчук Фтизиатрия: Учебное пособие для студентов высших медицинских...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебное пособие по дисциплине «Безопасность и природоохранные технологии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 656600 «Защита окружающей...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconТеория и методы
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУправление проектами Учебное пособие Новосибирск
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации"...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconС. А. Капустин Для студентов факультетов психологии высших учебных...
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология»

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебник рекомендовано Министерством общего и профессионального образования...
России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconОбщая теория права учебник для юридических вузов
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconТ. Е. Даниловских И. А. Кузьмичева А. Д. Мордвинцева
Рекомендовано умо вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебное пособие 2-е издание Рекомендовано умо рае по классическому...
Рекомендовано умо рае по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconБогуславский М. М. Б74 Международное частное право: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconУчебник для студентов высших учебных заведений
Ветеринарная токсикология Мн: ”Урожай”, 1999 — с., 4  л ил.: ил. ( Учебник для студентов высших учебных заведений)

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconТексты в трех томах
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология»

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconМетодические указания по выполнению экономических расчетов при дипломном...
Для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений специальности 1-74 06 04 – техническое обеспечение

Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия» Ставрополь iconРоссийской федерации фгбоу во ставропольский государственный аграрный университет
Рекомендации для практической подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск