Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………………………………….
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………..
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………………….
Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования……………………………………………
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности………………………………………………………………………………
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования……………………………………………
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………...
Программа коррекционной работы……………………………………………………...
Организационный раздел
Учебный план начального общего образования……………………………………….
План внеурочной деятельности, календарный учебный график……………………...
Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта……………………………………………...
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Разработка основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы» осуществлялась на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа школы и вида образовательного учреждения (средняя общеобразовательная), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Примерной ООП НОО, а также социального заказа родителей младших школьников.
Формы, средства и методыобучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандартом и Положением Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Данная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи реализации ООП НОО:
· сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие
- развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
·сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания;
· дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
·создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
·помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической и др.);
В основе реализации ООП НОО лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования ― развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
ООП НОО МБОУ СОШ № 3 предусматривает:
-достижение планируемых результатов освоения основной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
Общеобразовательная программа начального общего образования
а) предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развитияобучающихся младшего школьного возраста.
б) направлена на удовлетворение потребностей
- учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных
возможностей ученика, в освоении основ личностного самоопределения.
- родителей – в обеспечении условий для развития творческого потенциала ученика,
получения ими глубоких знаний, обеспечивающих подготовку к продолжению
образования.
- общества – в реализации образовательных программ, обеспечивающих воспитание
таких личностных качеств как способность к выбору, готовность к
ответственности, сотрудничеству, ориентация на нравственную оценку и
самооценку.
в) опирается навозрастные особенности младших школьников.
Основными характеристиками обучающихся начальной школы являются:
- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально
организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях
продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе
развиваются различные компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение
принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации
младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат);
- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения и длительной
сосредоточенности, любовь к труду;
- эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в
достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации,
в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно
реагирует на эмоции учителя);
- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает
значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе
того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего,
взрослые (особенно учитель).
- способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или
внешнего побуждения.
Условия для реализацииООП НОО
В начальном звене установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Необходимой частью
образовательного маршрута младшего школьника представляется его подготовка к школе через программу дошкольного образования «Школа будущего первоклассника». Здесь осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них
произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда, формированию универсальных учебных действий.
Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели; 2-4 классы – 34-35
учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Школа работает по 5-дневной учебной неделе.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в работе начальной школы:
- более эффективным стал процесс содействия развитию личности обучающихся,
формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного,
эстетического потенциалов;
- расширяются возможности использования информационной среды
- наблюдается ежегодный рост удовлетворённости обучающихся, родителей и
педагогов жизнедеятельностью в школе;
- улучшается материально – техническая база школы;
Реализация общеобразовательной программы начального общего образования
осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
- учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная
дискуссия, групповая работа);
- индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с
использованием дополнительных информационных источников);
- творческой и проектной деятельностях (художественное, конструирование,
формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
- учебно–исследовательской деятельности;
- трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях);
- спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях
УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) — один из самых популярных комплектов сегодня. Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации.
Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса впрограмме ориентированы на ребёнка как субъекта новой для него учебной деятельности, на формирование и развитие учебных умений и универсальныхучебных действий, которые подготовят его к дальнейшему образованию исамообразованию. Реализация в программе межпредметных, внутрипредметныхсвязей помогает младшему школьнику не только удерживать и воссоздаватьцелостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами иявлениями, но и обеспечивает формирование универсальных учебных действий,
лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегосянезависимо от её специально-предметного содержания.
Основная особенность программы «Начальная школа 21 века» заключаетсяв его целостности: единство структуры учебников по всем классам и предметам, единство сквозных линий типовых заданий, единство подходов к организацииучебной и внеурочной деятельности.
ОС «Начальная школа 21 века » позволяет:
• сбалансированность репродуктивных, исследовательских и творческихметодов и приёмов обучения;
• использование совместных и самостоятельных видов деятельности;
• предоставление ученику возможности выбора деятельности и учебныхсредств, а учителю - конструирование уроков с опорой на индивидуальныевозможности каждого ученика;
• использование проектной деятельности.
Образовательное пространство ОС «Начальная школа 21 века» на практике реализует идеи, заложенные в государственном стандарте начальногообщего образования второгопоколения:
- формирование общеучебных умений, предопределяющих успешность всего
последующего обучения;
- развитие личностных качеств и способностей младших школьников с опорой
на приобретаемый ими опыт разнообразной деятельности: учебно-
познавательной, практической, социальной;
- формирование универсальных учебных действий;
- применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях;
- создание условий для индивидуального развития и реализации способностей
каждого ребёнка;
- учение как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе
овладения знаниями и решения проблем.
Предметное содержание, структура, методическое и дидактическое обеспечение УМК «Начальная школа 21 века» в полном объёме соответствуеттребованиям нового государственного стандарта начального общегообразования, и базируются на современных педагогических технологиях,построены на основе коммуникативно-деятельностного подхода,реализуют принципы личностно-ориентированной педагогики,
обеспечивают формирование универсальных учебных действий и создают все
условия для эффективной реализации целей образования в начальной школе.
Учебно-методический комплекс (далее УМК) « Перспектива » создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК « Перспектива ».
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК « Перспектива » создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК « Перспектива » и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.
|