Скачать 4.85 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петрозаводский государственный университет Н. В. Левкин Организационная культура: взгляд с позиций системного подхода монография Петрозаводск Издательство ПетрГУ 2007 ББК 65.050 УДК 338.24 Л 373 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Н. Ф. Газизуллин, доктор экономических наук, профессор М. Н. Рудаков Левкин Н. В. Л 373 Организационная культура: взгляд с позиций системного подхода: Монография. Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Б. Акулова / Н. В. Левкин. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – 268 с. ISBN 978-5-8021-0718-8 Монография посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного управления – организационной культуре. Автор изучает организационную культуру с позиций системного подхода. При этом в качестве ключевых системных факторов, влияющих на формирование и развитие организационной культуры отечественных предприятий, рассматриваются процессы перехода российской экономики в стадию постиндустриального общества, а также перехода на рельсы цивилизованной рыночной экономики. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, научных работников, руководителей предприятий и всех интересующихся вопросами организационной культуры. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. УДК 338.24 ББК 65.050 ISBN 978-5-8021-0718-8 © Левкин Н. В., 2007 © Петрозаводский государственный университет, 2007 Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Д. С. Лихачев Введение На протяжении последних десяти – пятнадцати лет мы все в нашей стране стали, с одной стороны, – наблюдателями, а с другой стороны – непосредственными участниками невиданных ранее экспериментов, связанных с коренными изменениями в экономике России. В самом начале этого трудного пути было понятно, что глубинные сдвиги, связанные со становлением рыночной экономики, потребуют определенных жертв со стороны основной массы населения. При этом никто не мог предположить, во-первых, всей величины этих потерь и, во-вторых, такой продолжительности экономического спада. Поэтому большая часть населения связывала конец 1990-х гг. с долгожданной стабилизацией, а затем и ростом своего благосостояния. И такие ожидания были оправданны, т. к. некоторые ключевые события социально-экономической жизни общества прямо или косвенно их предопределяли. К таким событиям можно отнести следующие. Во-первых, дефолт 1998-го года, который привел к расцвету экспортно-ориентированных отраслей России: у предприятий-экспортеров впервые появились оборотные средства для модернизации своего оборудования, представился шанс для выработки принципиально новых стратегий развития бизнеса, его диверсификации и проникновения в новые рыночные сегменты. Во-вторых, к этому же периоду времени можно отнести постепенную институционализацию рыночных отношений: возникли более-менее внятные законы, регулирующие хозяйственную деятельность, сформировалась рыночная инфраструктура. Наконец-то можно было забыть о “страшных” для отечественного бизнеса годах начала – середины 1990-х, когда шел “кровавый” передел бывшей государственной собственности, связанный с процессом широкомасштабной приватизации, а “новые” собственники стремились как можно быстрее вывести активы предприятий за границу, тем самым, по сути дела, уничтожая их экономический потенциал. В-третьих, активная интеграция России в мировое сообщество (которое, как известно, серьезно озабочено проблемами экологии) заставила обратить внимание широкой общественности нашей страны и отечественного бизнеса на недопустимость экстенсивного природопользования, на более бережное и гуманное отношение к национальным природным богатствам. В-четвертых, должно было измениться отношение предпринимателей к человеческому фактору. Деградацию и вымирание населения в результате массовой алкоголизации, а также полное уничтожение социальной инфраструктуры можно было “списать” на издержки переходного периода (понятно, что когда рушатся основы старого общества и на их обломках появляются ростки нового – никто, а тем более обычный предприниматель, не задумывается о фундаментальных проблемах генофонда нации, ее физическом и моральном здоровье). Однако практика современного бизнеса показала и доказала недопустимость дальнейшего использования подобного подхода к человеческим ресурсам, а также ключевую роль человеческого капитала в достижении наивысших результатов в условиях ожесточенной конкурентной борьбы. В связи с этим прогнозировались изменения в отношении предпринимателей к человеческому фактору: считалось, что российский бизнес станет более гуманным. В-пятых, на рубеже тысячелетий к власти в стране пришло новое руководство с амбициозными целями, новыми взглядами на решение экономических проблем и твердым желанием навести в стране порядок. Это означало то, что и политический фактор во многом благоприятствовал выходу страны из затянувшегося экономического кризиса. Кроме того, дефолт показал всю несостоятельность проводимой государством экономической политики, основанной на кланово-олигархических интересах и подчас некомпетентных советах иностранных экспертов. Таким образом, ключевые события конца 1990-х гг. должны были кардинальным образом изменить ситуацию в отечественном бизнесе и экономике в целом. Должны были, но не изменили. Вопреки всем рациональным ожиданиям, всей логике экономического развития экономика России продолжает жить вчерашним днем. Модифицировались лишь формы иррационального поведения предпринимателей1: - продолжаются колоссальная “утечка” капитала за рубеж, а также вложение огромных средств в непрофильные активы (например, покупка дорогих автомобилей, яхт, самолетов, футбольных клубов, экзотических животных, островов, старинных замков, строительство фешенебельных особняков и т. п.), но в отличие от начала – середины 1990-х гг. эта “утечка” и эти вложения носят нарочито показной характер (эффект Веблена); - изменилась криминальная составляющая российского бизнеса: она приобрела более скрытые от глаз стороннего наблюдателя и изощренные формы проявления по сравнению с предыдущим периодом времени, что нашло свое отражение в сращивании криминала с государственными органами власти, а также “камуфлировании” под легальный бизнес; - продолжает усиливаться теневая составляющая бизнеса; - реализация крупных инвестиционных проектов и программ становится возможной только при активном участии и вмешательстве со стороны государства; - продолжается традиция экстенсивного природопользования, приводящая к губительным экологическим последствиям; - “эксплуатация” человеческого фактора приобрела новые формы: искусственно разжигается межнациональная вражда, активно используются пиар-технологии, возродился институт штрейкбрехерства, в стране появились работники “третьего сорта” (приезжие из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также жители российской глубинки) и т. д. Все это происходит на фоне катастрофически высокого уровня смертности населения России и крайне низкого значения Индекса человеческого развития, по которому наша страна занимала 62-е место в мировом рейтинге стран в 2005 г.; - происходит деквалификация трудовых ресурсов: на сегодня в России среди рабочих только 3% высококвалифицированных кадров, в то время как в США этот показатель равен 49%, а в Германии – 43 %2; - усиливается социальное расслоение на бедных и богатых при официально декларируемом экономическом росте. Почему так происходит? Ведь, казалось бы, все предпосылки для преодоления отрицательных свойств отечественного бизнеса 1990-х гг. сегодня уже существуют. Конечно, несовершенства современной экономики России можно было бы списать на “плохую” экономическую политику, “слабое” государство, коррупцию, искаженную отраслевую структуру, недостаточную интегрированность в мировой рынок, неразвитость фондового рынка, происки “внешних врагов” и т. д. Все это, по-видимому, имеет место быть, но не позволяет объяснить, почему с позиции стандартной экономической теории большинство хозяйствующих субъектов ведет себя нерационально, т. е. по сути дела “рубит тот сук, на котором сидит”: прибыль (вместо того, чтобы использоваться для совершенствования производства и повышения конкурентоспособности) “проедается”; существует “вызывающее неравенство в распределении” национального богатства, а сама Россия превращается в страну периферийного капитализма с особым подчиненным типом воспроизводства3. Невозможность адекватного отражения сложившейся в России ситуации в терминах основного течения экономической мысли заставляет нас обратиться к междисциплинарному подходу, в рамках которого особое значение придается роли и значению культуры в экономической жизни общества. Действительно, многие “загадки” экономического поведения хозяйствующих субъектов находят свое разрешение с учетом того культурного фона, на котором они возникают и происходят. Таким образом, для нахождения “лекарства” от многочисленных болезней российской экономики необходимо апеллировать не только и не столько к сугубо экономическим истокам возникших проблем, сколько к социально-культурным основаниям жизни всего нашего общества. Осознание этого факта активно проникает в современную фундаментальную экономическую и управленческую науку. Сегодня наиболее полно феномен культуры в хозяйственной жизни общества изучается в рамках концепции организационной (корпоративной) культуры. Это не означает, что в современной науке отсутствуют другие концепции, позволяющие раскрыть все многообразие связей, существующих между экономикой и культурой. Просто в силу методологических и исторических причин именно концепция организационной культуры становится тем теоретическим фундаментом, который позволяет системно рассматривать взаимоотношения двух важнейших сфер жизни общества. При этом управленческая наука имеет реальный шанс стать тем “плавильным котлом”, в котором возможно создание междисциплинарной концепции организационной культуры. Во многом это определяется тем, что именно управление наиболее полно интегрирует в себе сведения из различных областей гуманитарного и общественного знания, а также имеет строгую прикладную направленность. Большинство публикаций по вопросам организационной культуры в современной России носит, как правило, “запаздывающий” характер: активно переводятся и обсуждаются зарубежные теоретические конструкции, соответствующие реалиям жизни западных компаний прошлых десятилетий. К сожалению, данные конструкции по многим позициям уже потеряли свою актуальность в современных условиях развития мирового сообщества или неприемлемы для использования в экономике переходного типа. “Запаздывание” отечественной науки может быть преодолено, во-первых, за счет устранения тех теоретических пробелов, которые еще существуют в зарубежной науке по вопросам организационной культуры и носят, как правило, универсальный характер. Выявление данных пробелов позволит отечественной науке занять одно из лидирующих положений в рассматриваемой области исследований. Во-вторых, при обращении к концепции организационной культуры необходимо учитывать ряд факторов, связанных как с развитием самой современной науки (обращение к наиболее передовым теоретическим конструкциям), так и с развитием современного российского общества в целом (учет российской специфики). К таким факторам можно отнести:
Данная работа представляет собой попытку осмысления феномена организационной культуры именно с учетом вышеизложенных факторов. Главной целью, которую ставит перед собой автор, является изучение организационной культуры российского предпринимательства в условиях глобализирующейся экономики “нового” типа с позиции системного подхода. Это, в свою очередь, предполагает рассмотрение организационной культуры российских предприятий с учетом трех аспектов: - теоретического: феномен организационной культуры должен быть комплексно осознан и описан с позиции современных теоретических конструкций, которые существуют как внутри экономического знания, так и в смежных с экономикой гуманитарных и общественных областях научного знания; - пространственного: современный российский бизнес необходимо изучать, прежде всего, с позиции его включенности в мировой процесс развития экономики нового типа (т. е. экономики постиндустриального общества); - временного: организационная культура отечественного предпринимательства должна рассматриваться исходя из исторического прошлого, настоящего и будущего российского общества. Кроме того, вышеобозначенная цель предполагает определение путей повышения эффективности функционирования в условиях новой экономики не только отдельных предприятий, но и всей системы предпринимательства современной России. Для достижения заявленной цели решаются следующие задачи:
В соответствии с заявленными задачами строится структура работы. При написании данной работы особое влияние на мировоззренческие позиции автора оказали труды таких видных отечественных исследователей проблемы, как Г. Б. Клейнер, Я. И. Кузьминов, Б. З. Мильнер, А. И. Пригожин, Р. В. Рывкина, Е. Г. Ясин. Давно признано, что о культуре с трудом думается. Как рыбам воду, нам не удается “увидеть” культуру, поскольку она является средой, в которой мы существуем. Майкл Коул |
Системный подход к управлению проектами в организации монография Целью данной работы является исследование и совершенствование управления проектами в организации на основе системного подхода |
Рабочая программа дисциплины дисциплина м в «Применение информационно-коммуникационных... Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения информационно-коммуникационных технологий... |
||
Москва Издательство «Физическая культура» Б 20 Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография /В. Ф. Балашова М.: Физическая культура, 2007. – 246... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине наименование дисциплины... Системного подхода, системной инженерии и с обширным арсеналом методов и моделей системного анализа. Это даст необходимую методологическую... |
||
Учебное пособие Петрозаводск «Карелия» 2002 Федеральная целевая программа «Культура России» Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «организационная культура» Почему одни компании на практике добиваются высокого уровня организованности (успеха), а другие нет? Так, компания «Apple» была начата... |
||
О. Ю. Синяева Менеджмент 21 века и новая парадигма проектного подхода В статье изложены вопросы внедрения и использования современными компаниями проектного подхода в системе управления. Предпосылки... |
Учебное пособие Петрозаводск «Карелия» Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») |
||
Ronald Comer "Fundamentals of Abnormal Psychology" Объективный взгляд на весь спектр психических расстройств, их причины и лечение с позиций основных биологических, психологических... |
Кафедра философии и политологии Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Различные специальности... |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Целью данной работы, является анализ опыта крупной международной компании Starbucks по освоению зарубежных рынков и завоеванию на... |
Ведийская культура: сущность и метаморфозы монография В качестве смысловой доминанты ведийской культуры предлагается идея трансценденции. Прослеживаются виды трансценденции в культурных... |
||
Собственность Их анализ ведется как с позиций требований основных международных соглашений в рассматриваемой области и принятого в мире понимания... |
Петров в. А. Биологические основы получения пчелиного яда монография ... |
||
Общие методологические основы организации образования : вопросы системного... Учет материалов концепции развития техносферы дополнительного образования детей на среднесрочную перспективу, рекомендаций межрегиональных... |
Положение о V открытом фестивале детского, юношеского и молодёжного... «Свой взгляд» (далее – Фестиваль) направлен на выявление лучших творческих коллективов и индивидуальных авторов города Кургана в... |
Поиск |