ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФСОЮЗНЫХ КАДРОВ
INSTITUTE OF TRADE UNION CADRES HIGHER QUALIFICATION
Утверждено
И.о.ректора И.З.Гимаевым
______ декабря 2014 г.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Уфа– 2014
организационная культура
Почему одни компании на практике добиваются высокого уровня организованности (успеха), а другие нет? Так, компания «Apple» была начата с двух человек, напротив, персональные компьютеры большой в прошлом фирмы RCA сейчас неизвестны. Одна из причин — разная культура этих организаций.
Культура — это продукт цивилизации.
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:
личная инициатива;
готовность работника пойти на риск;
направленность действий;
согласованность действий;
обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
система вознаграждений;
готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы);
неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Псевдоорганизационная культура — культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов.
Выделяют организационную культуру:
экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
интравертную — обращенную внутрь самих себя.
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А.Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.
Организационная культура выполняет целый ряд функций:
Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации
Адаптивная функциявыражается в чувстве общности всех членов организации
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
Мотивационная функция- усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
Элементы организационной культуры
Как формируется организационная культура компании?
Когда речь заходит об организационной культуре, нередко ее воспринимают в более узком смысле, как фирменный стиль. Он состоит из логотипа, слогана (девиза), отношения к покупателю и поставщику. Последнее выражается в отсутствии задержки платежей, срыва поставок, уступке клиенту.
Организационная культура должна быть согласована со стратегией компании.
Например, как заставить организации и физических лиц платить налоги? Можно просто принудить. А можно сформировать культуру. Если первое осуществимо за считанные минуты, то на второе могут уйти годы или даже десятки лет. Здесь можно применить такие методы, как реклама, прозрачность бюджета и государственной политики, соблюдение дисциплины в бюджетных институтах, отсутствие коррупции среди чиновников. На Западе опыт уплаты налогов существует более ста лет. Похоже, что в России этот опыт был утерян за годы советской власти.
Атрибуты организационной культуры предприятия:
Традиции и обычаи (собираться по праздникам), уровень сотрудничества работников. Так, в некоторых организациях, особенно в бюджетных учреждениях, есть традиция отмечать праздники совместно, с поездками и экскурсиями. Сюда также можно отнести кадровую политику, систему мотивации и вознаграждений. В России в нефтяных компаниях распространена практика найма работников не на общих основаниях, как говорят, «с улицы», а по закрытым каналам на основании рекомендаций, связей и т. п.
Ценности — это ценностные ориентации. Какое поведение сотрудников можно считать допустимым, как строятся отношения с коллегами и начальством — все это несет организационная культура. Утверждение «Клиент всегда прав», принимаемое за правило при работе с партнерами, влияет на качество обслуживания. Это отношение ощущается всеми нами при очередных покупках, осуществляемых в магазинах.
Стили руководства: авторитарный и демократический. Например, для государственных учреждений, компаний, основанных и контролируемых полностью одним лицом (собственником), характерен более авторитарный стиль, для которого присущи низкое делегирование полномочий, единоличие и диктат в принятии решений. Как раз таким стилем руководства обладал Генри Форд, который основал свою автомобильную компанию в начале прошлого века (1903). Напротив, Альфред Слоан, управляющий General Motors, был назначен на эту должность не в самые легкие времена для компании, когда на автомобильном рынке монополистом был Форд. Благодаря своей гибкости и демократизации управления, Слоан вывел General Motors в лидеры автомобильного рынка США к концу 20-х гг. CC в.
Символика — через нее осуществляется передача ценностей компании широкому кругу лиц. Сюда относятся фирменный стиль, логотип, торговый знак, слоган (девиз), цветовое решение в рекламе.
Деловой этикет. Многие компании обязывают придерживаться сотрудников определенного стиля одежды. График работы, а также его соблюдение индивидуальны для каждой организации. Вас могут уволить при опоздании на 5 минут из Макдоналдса, но даже не вынести замечания, если вы сотрудник компании системного интегратора.
Можно выделить организационную культуру:
видимую, то, что выражено в предметах материального мира;
невидимую, сосредоточенную в общепринятых ценностях, присутствующую на подсознательном уровне человека.
В теории организации рассматривают иерархию организационной культуры, касающуюся личности, группы (цеха), компании, корпорации в целом, управления. Ярко выражена корпоративная культура у таких компаний, как Макдоналдс, ИКЕА, IBM, где синий цвет узнаваем в рекламе, одежде, аксессуарах.
Познание организационной культуры сотрудником компании характеризуется тремя уровнями:
фрагментарный — усвоение наиболее ярких правил;
ассоциированный — понимание норм деятельности, с которыми человек согласен;
выстраданный — принятие всех формальных и неформальных правил организации. Человек становится «своим», а не чужим.
Кто влияет на организационную культуру?
Очевидно, что личность руководителя, которая формирует команду и подсознательно набирает людей, адекватных своим жизненным установкам. Особенно это влияние ощущается сотрудниками в момент смены руководства. Впоследствии, глава компании оказывает и прямое воздействие на организационную культуру путем принятия определенных правил и распорядка в организации. Большое значение в формировании культуры придается неформальному лидеру, полномочия которого не зафиксированы в должностных инструкциях.
Многие исследования показывают, что на организационную культуру влияет страна расположения организации, что обусловливается национальными особенностями, менталитетом, историческими факторами. Так, У.Оучи (W. G. Ouchi) разработал теорию Z, описывающую американскую и японскую модели управления (менеджмента). Если первая исходит из примата личности, «Я» в руководстве, то вторая, наоборот, основана на главенстве коллектива, «Мы». Оучи также находит различия в системе трудовых отношений: частая смена места работы, быстрое продвижение по службе на основании личных достижений, работа по узкому профилю в США и практически пожизненный найм, медленный карьерный рост на основании стажа работы, широкий профиль деятельности в Японии.
Таким образом, Уильям Оучи выделил выделил три основных вида организационных культур:
Бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации.
Клановую культуру. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служит традиции.
Рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником здесь является собственность на ресурсы.
Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к жизни, а также к слабому полу вообще. Выделяются следующие виды такой культуры:
Культура джентльменского клуба. Это культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры, основываясь на патерналистских позициях, мягко удерживают женщин на определенных ролях, не позволяя им подниматься выше. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, но им не позволяют разрушать барьеры и занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним.
Культура казармы. Она деспотична и свойственна бюрократическим организациям с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относится к ним грубо и презрительно.
Культура спортивной раздевалки. В ее рамках мужчины строят межличные отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого ранга, мужчины в свой круг общения не допускают.
Культура отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.
Культура ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они — жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.
Культура смышленых мачо. Это культура во главу угла ставит умных и энергичных людей, умеющих в условиях женской конкуренции обеспечивать высокую эффективность работы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.
Схожесть и различие организационных культур
Большой вклад в изучение организационной культуры сделал Герт Хофстед. Голландский исследователь решил изучить, насколько схожи или различны культуры в разных странах. Он разработал методику исследования и провел его в конторах IBM в 40 странах. В общей сложности он получил 116 тыс. анкет и проанализировал их. Первоначальные результаты исследования были сведены к четырем аспектам, характеризующим схожесть и различие культур:
стремление избегать неопределенности;
мужественность — женственность;
индивидуализм — коллективизм;
дистанция между людьми, имеющими различный статус.
1. Неприятие неопределенности
Относится к степени комфорта людей в неопределенных ситуациях, когда они не способны точно предсказывать будущие события. Люди, которые не придают большого значения неопределенности, чувствуют себя уютно, даже если не уверены в своем будущем.
2. Мужественность — женственность
Сильное мужское начало в культуре означает настойчивость, доминирование и независимость. Сильное женское начало в культуре свидетельствует о взаимозависимости, сострадании и эмоциональных суждениях.
Хофстед употребил термин «мужественность» для обозначения того, в какой степени в культуре делается упор на настойчивость, доминирование и независимость. В условиях сильной ориентации на мужественность в культуре люди имеют следующие представления:
роли в обществе должны быть четко определены в зависимости от пола: мужчины призваны быть ведущими, а женщины — ведомыми;
мотивами поведения являются честолюбие и настойчивость;
женственность характеризует культуру, в которой предпочтение отдают таким ценностям, как взаимозависимость, сострадание и эмоциональная открытость.
Представители культур, ориентированных на женственность, придерживаются следующих убеждений:
роли полов в обществе должны быть гибкими; желательно равенство полов;
качество жизни важнее личной результативности и видимых достижений. Работу в обществе можно разделить с учетом названного аспекта.
3. Индивидуализм — коллективизм
Индивидуализм делает упор на достижение индивидуальных целей, запросов и успехов. При коллективизме подчеркиваются запросы, удовлетворенность и результативность групп.
Названный аспект относится к тому, склонны ли нормы и ценности данной культуры подчеркивать удовлетворение индивидуальных или групповых запросов. Индивидуализм делает упор на достижение индивидуальных целей, запросов и успехов.
4. Дистанция между людьми, имеющими различный статус (дистанция власти)
Этот аспект определяет, в какой мере члены общества воспринимают различия в положении и статусе отдельных лиц. В национальных культурах, в которых исходят из того, что дистанция между людьми, обусловленная различиями в их положении, должна быть небольшой, нормы и ценности предполагают минимальное восприятие таких различий. В этих культурах предпочитают участие трудящихся в управлении.
Результаты исследования отражены в таблице.
Оценка в баллах четырех аспектов по Хофстеду
Национальная культура
|
Неприятие неопределенности
|
Мужественность — женственность
|
Индивидуализм — коллективизм
|
Отношение к статусу
|
Аргентина
|
86
|
56
|
46
|
49
|
Австрия
|
70
|
79
|
55
|
11
|
Бразилия
|
76
|
49
|
38
|
69
|
Канада
|
48
|
52
|
80
|
39
|
Финляндия
|
59
|
26
|
63
|
33
|
Франция
|
86
|
43
|
71
|
68
|
Германия
|
65
|
66
|
67
|
35
|
Великобритания
|
35
|
66
|
89
|
35
|
Гонконг
|
29
|
57
|
25
|
68
|
Иран
|
59
|
43
|
41
|
58
|
Япония
|
92
|
95
|
46
|
54
|
Норвегия
|
50
|
8
|
69
|
31
|
Пакистан
|
70
|
50
|
14
|
55
|
Португалия
|
104
|
31
|
27
|
63
|
Южная
Африка
|
49
|
63
|
65
|
49
|
Швеция
|
29
|
5
|
71
|
31
|
Таиланд
|
64
|
34
|
20
|
64
|
США
|
46
|
62
|
91
|
40
|
Югославия
|
88
|
21
|
27
|
76
|
Примечание: более высокие баллы означают более сильное неприятие неопределенности, мужское начало, индивидуализм и чинопочитание.
Рассмотрим, как группируются страны с учетом определенных Хофстедом культурных различий. В скандинавских странах преобладает женское начало; в США — отчасти мужское; в Японии и Австрии сильно мужское начало. В последних двух странах многие люди по-прежнему считают, что женщины должны заниматься домашним хозяйством, а не служебной карьерой. В США стимулируют участие женщин в трудовой жизни. В Швеции считается, что женщины должны работать.
В странах, в которых подобно Великобритании люди не очень чувствительны к различиям в статусе и неопределенности, иерархия незначительна и наблюдается активное взаимодействие между людьми в организациях. В странах, где люди чувствительны к статусу и приемлют неопределенность, например в Индии, они рассматривают свою организацию как семью. Работники в таких странах, как Южная Корея и Бразилия, склонны считать свои организации как бы людскими пирамидами. В странах, где не очень чувствительны к статусу и всячески избегают неопределенности, например в Германии, роли и процедуры складываются в условиях в высшей степени предсказуемой обстановки.
В США соображения статуса играют незначительную роль. В Японии и Индии, напротив, их роль велика, а индивидуализму придается наибольшее значение. В этих двух странах пренебрегать мнением начальника или пререкаться с ним значило бы проявить неподчинение.
На основании анализа культурных различий и подобий Хофстед и другие исследователи пришли к выводу о наличии восьми основных кластеров стран. Установки (цели в труде, запросы и ценности) в странах в одном кластере ближе друг к другу, чем установки в другом кластере. Кластер США, именуемый ANGLO, включает англоговорящие страны — Канаду, Новую Зеландию, Ирландию, Австралию, Великобританию и Южную Африку. Четыре страны — Бразилия, Индия, Япония и Израиль — не вписываются ни в один из восьми кластеров стран.
Исследования проводились в начале 1980-х гг., поэтому Россия в списке стран отсутствует.
Организационно-методические указания по предмету организационная культура
1.1. цели и задачи изучения дисциплины
Целью преподавания дисциплины «организационная культура» является формирование у студента комплекса знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков, необходимых для усвоения будущими менеджерами ценностного аспекта организационной культуры в рамках планируемой профессиональной деятельности.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
− рассмотреть современные концепции и подходы к анализу организационной культуры;
− изучить культурологические и управленческие трактовки содержания и функционирования организационной культуры;
− содействовать приобретению навыков в применении законов и принципов формирования организационной культуры в процессе рационализации организационных систем;
− стимулировать изучение элементов и методов этики и социальной ответственности менеджмента организации, выработку умений, необходимых для формирования рациональной стратегии использования кадрового потенциала в организации.
1.2. Перечень компетенций
Перечень компетенций приобретаемых при изучении дисциплины в процессе преподавания дисциплины особое внимание уделяется формированию у студентов профессиональных компетенций, предполагающих, в том числе развитие практических навыков исследований и принятия управленческих решений по проблемам организационной культуры.
По окончанию изучения дисциплины «организационная культура» студент должен:
– формулировать и решать управленческие задачи в сфере формирования и развития организационной культуры;
– владеть понятийным аппаратом учебного курса;
– уметь выделять закономерности и принципы формирования, поддержания и изменения организационной культуры;
– владеть технологиями диагностики организационной культуры;
– знать технологию комплексной оценки работника, современные методы оценки и уметь применять их в практической работе;
– уметь определять основные тенденции и особенности развития национального в организационной культуре;
– уметь:использовать отечественный и зарубежный опыт организационного проектирования и реинжиниринга при формировании организационной культуры на предприятии (учреждении);
– владеть навыками управления поведением индивида и группы в рамках установившейся оргкультуры, соответствующей критериям эффективности деятельности организации.
1.3 Контрольные вопросы по курсу «Организационная культура»
Слушатель выбирает тему в соответствии с номером своей зачетной книжки и выполняет задание в письменном виде.
№ варианта
|
Наименование темы
|
№ зачетной книжки
|
|
Введение в теорию организационной культуры
|
|
|
Сущность и содержание организационной культуры
|
|
|
Знаково-символическая система организационной культуры
|
|
|
Типология организационной культуры
|
|
|
Субкультуры в организационной культуре
|
|
|
Развитие организационной культуры
|
|
|
Влияние организационной культуры на эффективность компании
|
|
|
Технологии управления организационной культурой
|
|
|
Национальный фактор в развитии организационной культуры
|
|
|
Инновационные факторы развития организационной культуры
|
|
Тема 1. Введение в теорию организационной культуры
1. Что является предметом исследований в учебном курсе «Организационная культура»?
2. Какие научные дисциплины формируют содержание курса «Организационная культура»?
3. Назовите основные подходы к определению сущности организационной и корпоративной культуры.
4. Обоснуйте связь культуры и жизни общества.
5. Определите особенности системного подхода к анализу организационной культуры.
Тема 2. Сущность и содержание организационной культуры
1. Какое значение организационной культуры для развития организаций?
2. Раскройте основные условия формирования организационной культуры.
3. Охарактеризуйте основные концепции организационной культуры. Определите их преимущества и недостатки для анализа сущности организационной культуры. Какова структура организационной культуры?
4. Назовите уровни организационной культуры и дайте им характеристику.
5. Каковы критерии оценки организационной культуры?
Тема 3. Знаково-символическая система организационной культуры
1. Каковы особенности символического подхода к анализу организационной культуры.
2. Раскройте содержание понятия «знаково-символическая система организационной культуры».
3. Охарактеризуйте особенности функционирования знаково-символической системы и основные элементы знаково-символической системы на примере конкретного предприятия.
4. Каковы функции менеджеров по персоналу в процессе формирования и развития знаково-символической системы оргкультуры?
5. Охарактеризуйте матрицу настройки компонентов организационной культуры.
Тема 4. Типология организационной культуры
1. Обоснуйте различие в подходах к исследованию организационной культуры известных Вам ученых.
2. Какие факторы влияют на использование той или иной типологии в процессе изучения организационной культуры?
3. В чем заключается синергетический эффект организационной культуры?
4. Назовите особенности органической, предпринимательской, бюрократической, партисипативной организационных культур.
5. Объясните, почему типология организационных культур Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди в организационных науках называтся классической типологией.
Тема 5. Субкультуры в организационной культуре
1. Каковы параметры, характеризующие силу организационной
культуры?
2. Какими причинами следует объяснить неоднородность организационной культуры?
3. Объясните разницу понятий «субкультура» и «контркультура» в организации.
4. Раскройте выделяемую в организационных науках связь стиля руководства и культуру управления.
5. Охарактеризуйте критерии организационной культуры в менеджменте и бизнесе.
Тема 6. Развитие организационной культуры
1. Охарактеризуйте основные проблемы формирования оргкультуры в рамках процессов внешней адаптации и внутренней интеграции организации.
2. Раскройте содержание и функции механизмов формирования организационной культуры.
3. Выделите основные особенности методов поддержания и методов изменения организационной культуры.
4. Назовите исследователей, описавших механизмы зависимости между изменением культуры и изменением в поведении сотрудников организации.
5. Охарактеризуйте модель воспроизводства организационной культуры.
Тема 7. Влияние организационной культуры на эффективность компании
1. В чем заключаются принципы и методы управления организационной культурой?
2. Определите причины неудовлетворительного состояния организационной культуры и возможные пути их преодоления.
3. Как соотносятся между собой понятия стратегии предприятия и ее организационной культуры?
4. Охарактеризуйте основные этапы управления организационной культуры.
5. Какими методами осуществляется диагностика недостатков и анализ признаков благополучия в коллективе?
Тема 8. Технологии управления организационной культурой
1. Раскройте роль социальных технологий в формировании и развитии организационной культуры.
2. Какова роль руководителя в создании организационной культуры?
3. В чем сходства и отличия в технологиях разработки и освоения оргкультуры?
4. Раскройте содержание процесса рефрейминга в современных организациях.
5. Охарактеризуйте основные этапы брендинга организации.
Тема 9. Национальный фактор в развитии организационной культуры
1. Как влияет менталитет персонала на состояние и изменение организационной культуры?
2. Дайте характеристику основным типам деловых культур, существующим в международном бизнесе.
3. Каковы особенности и традиции современной российской модели управления?
4. Охарактеризуйте понятие менеджера-экспатрианта и его роль в развитии интернациональных организаций.
5. Раскройте особенности влияния национального фактора на организационную культуру (на примере модели Г. Лэйна и Дж. Дистефано).
Тема 10. Инновационные факторы развития организационной культуры
1. Назовите основные причины сопротивления персонала при реализации инноваций.
2. Охарактеризуйте основные направления влияние организационной культуры на инновационную деятельность.
3. Раскройте содержание изменений в оргкультуре как организационно-управленческие инновации.
4. Каковы основные признаки инновативной организационной культуры?
5. Выделите основные признаки обучающей организации по П. Сенге.
|