ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А.И. ЕВДОКИМОВА»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
и медицинской физики
НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Рабочая тетрадь № 8
ЧАСТЬ 2
к практическим занятиям по курсу
ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БОЛИ
ФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лечебное дело»
Общая редакция: С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, С.М. Будылина
Составители: Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, Л.В. Кучерова,
В.В. Чехлов, М.В. Ивкина
МОСКВА, МГМСУ 2017
ББК 28.707.р30
М 54
УДК 612.31/.32 (075.85)
Рецензенты: профессор кафедры нормальной физиологии РУДН, д.м.н. И.В. Радыш,
заведующий кафедрой нормальной физиологии Новгородского ГУ, д.м.н. профессор А.В.Котов
М 54 С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, С.М. Будылина, Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, Л.В. Кучерова, В.В. Чехлов, М.В. Ивкина
Рабочая тетрадь № 8 (часть 2) к практическим занятиям по курсу «физиология висцеральных систем, физиология сенсорных систем, физиология высшей нервной деятельности и боли, физиология функциональных состояний». – М.: МГМСУ, 2017, 114 с.
Рабочая тетрадь № 8 (часть 2) предназначена для подготовки и оформления практических занятий по курсу «физиология висцеральных систем, физиология сенсорных систем, физиология высшей нервной деятельности и боли, физиология функциональных состояний».
ББК 28.707.р30
© МГМСУ, 2017.
© С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, С.М. Будылина, Н.Д. Сорокина,
Н.В. Климина, Л.В. Кучерова, В.В. Чехлов, М.В. Ивкина, 2017
РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА: Физиология пищеварения.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА.
I. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания механизмов процессов:
1. Пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (полости рта, желудке, двенадцатиперстной и других отделах тонкой и толстой кишки) и его регуляции.
2. Роли моторной функции различных отделов ЖКТ и ее регуляции.
3. Всасывания веществ в пищеварительном тракте и его регуляции.
4. Формирования голода и насыщения.
5. Поддержания постоянства питательных веществ во внутренней среде организма.
II. Получить представление о клинико-физиологических
методах исследования функции пищеварения.
ЗАНЯТИЕ № 1 (1) « » __________ 2017
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие вопросы пищеварения. Пищеварение в полости рта и в желудке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
Понятия пищеварения и пищеварительного конвейера; представление о значении пищеварения, его типах и этапах.
Представление об общих принципах регуляции функций пищеварительного тракта (градиента нервных, гуморальных и местных регулирующих влияний; фазности регулирующих влияний; многофакторности в формировании результата регуляции; направленности регулирующих влияний; максимальной утилизации пищи; саморегуляции; адаптивности), интегрирующих его отделы в пищеварительный конвейер.
Специфические (пищеварительные) и неспецифические функции полости рта.
4. Механическая обработка пищи в полости рта. Понятие процесса жевания. Метод мастикациографии. Фазы мастикациограммы и принципы анализа. Рефлекторная регуляция жевания.
5. Химическая обработка пищи в полости рта. Понятие слюны, ротовой и гингивальной жидкостей; их физиологическое значение.
6. Состав и функции слюны.
7. Механизм образования слюны. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на процессы образования и отделения слюны.
8. Морфологическая основа слюноотделительного рефлекса. Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в полость рта пищевых и отвергаемых веществ. Представление об условно-рефлекторном слюноотделении.
9. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.
10. Пищевод, его морфо-функциональная характеристика.
Специфические и неспецифические функции желудка.
Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудочного сока. Функции соляной кислоты. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка (при подготовке этого вопроса используйте рис.2 в «Приложениях» к данной методической разработке).
Фазы желудочной секреции: сложнорефлекторная (мозговая), нейрогуморальная (ее желудочный и кишечный компоненты) (при подготовке этого вопроса используйте рис.1 «Приложения»).
Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных (гастроинтестинальные гормоны, соляная кислота и др.) факторов на секреторную функцию желудка.
Количественные, качественные, временные особенности желудочной секреции и их регуляторные механизмы при переваривании белков, жиров и углеводов.
Представление об особенностях экспериментальных операций на желудке (изолированные желудочки по Гейденгайну и Павлову, фистула по Басову, эзофаготомия в сочетании с фистулой Басова), их использование для изучения нервных и гуморальных влияний на секрецию желудочных желёз.
Моторная деятельность желудка: виды сокращений, механизм их возникновения и роль в процессах обработки пищи. Механизм перехода химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.
Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную и эвакуаторную функции желудка.
Литература для подготовки к занятиям приведена
в конце рабочей тетради.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Мастикациография (демонстрация).
(«Практикум …», работа № 4.4, с. 126)
Мастикациография – метод регистрации жевательных движений нижней челюсти. Он позволяет изучать фазы процесса жевания и их особенности, характеризующие состояние жевательного аппарата обследуемого.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Ознакомиться с одним из методов исследования функционального
состояния жевательного аппарата. Изучить фазы мастикациограммы.
СХЕМА РАБОТЫ
На схеме обозначить:
1. Голова обследуемого,
2. Пневматическая манжетка,
3. Соединительная трубка,
4. Капсула Марея,
5. Писчик,
6. Кимограф.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема мастикациограммы, полученной при жевании хлеба:
На схеме обозначить фазы процесса жевания: I – покоя, II – приема пищи, III – ориентировочного жевания, IV – истинного жевания, V – формирования пищевого комка и глотания.
ВЫВОД: (Отметить особенности движений в различные фазы жевания при пережевывании хлеба).
РАБОТА № 2. Морфологическая основа слюноотделительного
рефлекса.
Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает в ответ на раздражение рецепторов полости рта.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. При помощи таблиц изучить центральные и периферические структуры, образующие морфологическую основу слюноотделительного рефлекса.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема морфологической основы (рефлекторной дуги)
слюноотделительного рефлекса.
На схеме обозначить:
1 – язык. Афферентные нервы, иннервирующие язык: 2 – язычный (V), 3 – барабанная струна (VII), 4 – языко-глоточный (IX), 5 – верхнегортанный (X). Ядра продолговатого мозга: 6 – ядро одиночного пучка (афферентное); 7 – верхнее и 8 – нижнее слюноотделительные ядра (эфферентные). Эфферентные парасимпатические нервы, иннервирующие железы: 9 – барабанная струна, 10 – ушно-височный. Периферические парасимпатические ганглии: 11 – ушной, 12 – поднижнечелюстной. Эфферентные симпатические структуры: 13 – сегмент грудного отдела спинного мозга; 14 – симпатический центр; 15 – симпатический верхний шейный ганглий; 16 – симпатические нервы. Слюнные железы: 17 – околоушная, 18 – поднижнечелюстная, 19 – подъязычная.
ВЫВОД: (Описать последовательность возбуждения различных типов рецепторов слизистой ротовой полости при приеме пищи и особенности секреции слюнных желез при раздражении симпатических и парасимпатических нервов).
РАБОТА №3. Амилолитическая активность слюны.
(Выполняется на виртуальной модели.)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить амилолитическую активность слюны животных в зависимости от различных показателей рН.
ХОД РАБОТЫ. Амилаза слюны расщепляет крахмал до декстринов и дисахаров (мальтоза). Для оценки степени переваривания крахмала используют индикатор иодид калия (KI), который в присутствии крахмала дает сине-черное окрашивание. Для выявления продуктов расщепления крахмала используют реактив Бенедикта. Он имеет ярко-синий цвет, который меняется от зеленого к красновато-коричневому в зависимости от количества образовавшейся мальтозы.
Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Amylase» (Амилаза). Установить в прибор 7 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них амилазу, крахмал (Starch) или мальтозу, дистиллированную воду, кислотно-щелочной буфер (Buffer). Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 7 пробирок поместить в термостат на 1 час для инкубации при t=37°C. После инкубации содержимое каждой пробирки разделить пополам. Получают два ряда по 7 пробирок. В пробирки одного ряда добавить реактив Бенедикта, другого – KI. В пробирках, где есть крахмал, KI дает сине-черный цвет (положительный тест на наличие крахмала). Если крахмала нет, то смесь будет похожа на растворенный KI (отрицательный тест на наличие крахмала). Если крахмал присутствует в небольшом количестве, то цвет смеси будет приближаться к бледно-серому. Все пробирки с реактивом Бенедикта прокипятить, после чего проанализировать их содержимое. Наличие зеленого цвета, переходящего к красноватому, указывает на присутствие небольшого количества мальтозы (положительный сахарный тест). Увеличение количества мальтозы вызывает оранжевое окрашивание раствора. Красновато-коричневый цвет указывает на еще большее содержание мальтозы. Сохранение исходного цвета реактива (ярко-синий) указывает на отсутствие мальтозы (отрицательный сахарный тест).
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Амилолитическое действие слюны на крахмал животных
|
№ пробирки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Содер-
жание
|
Амилаза
Крахмал
Буфер
рН=7.0
|
Ами-лаза
Крах-мал
Буфер
рН=7.0
|
Ами-лаза
Дистиллир.вода
Буфер
рН=7.0
|
Дистиллир.вода
Крахмал
Буфер
рН=7.0
|
Дистиллир. вода
Мальтоза
Буфер
рН=7.0
|
Ами-лаза
Крах-мал
Буфер
рН=2.0
|
Ами-лаза
Крах-мал
Буфер
рН=9.0
|
Условия инкубации в термостате
|
Предва-рит. кипячение,
1 час при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
Реактив
Бене-дикта.
Окраска
|
|
|
|
|
|
|
|
KI
Окраска
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: (Объяснить изменение амилолитической активности слюны в зависимости от pH и воздействия высокой температуры. Отметить, при каких значениях рН наблюдается лучшее переваривание крахмала амилазой).
РАБОТА № 4. Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока. (Выполняется на виртуальной модели).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить переваривающую способность пепсина в зависимости от рН желудочного сока.
ХОД РАБОТЫ. Пепсин желудочного сока гидролизует белки до мелких фрагментов (пептиды, дипептиды). В эксперименте используется синтетический белок (BAPNA), который является прозрачным и бесцветным. При действии на него пепсина он изменяет цвет на желтый разной интенсивности в зависимости от степени переваривания белка.
Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Pepsin» (Пепсин). Установить в прибор 6 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них пепсин, белок, кислотно-щелочной буфер, дистиллированную воду. Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 6 пробирок поместить в термостат на 1 час при t=37°C. После инкубации оценить оптические свойства содержимого пробирок в спектрофотометре.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Переваривание белка пепсином
|
Номер пробирки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Содержа-ние пробирок
|
Пепсин
Белок
Буфер
рН=2.0
|
Пепсин
Белок
Буфер
рН=2.0
|
Пепсин
Дистиллир. вода
Буфер
рН=2.0
|
Дистиллир. вода
Белок
Буфер
рН=2.0
|
Пепсин
Белок
Буфер
рН=7.0
|
Пепсин
Белок
Буфер
рН=9.0
|
Условия инкубации в термостате
|
Предва-рительное кипячение,
1 час, t=370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
1 час
при 370С
|
Цветность пробирок.
Данные спектро-фотомерии
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: (Объяснить, почему раствор в одних пробирках остается прозрачным, а в других изменил цвет. Отметить, при каких значениях рН происходит наибольшее переваривание белка).
РАБОТА № 5. Методы изучения секреторной функции желудка.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. С помощью муляжей и рисунков ознакомиться с принципами классических оперативных методов изучения секреторной функции желудка и ее регуляции.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Нарисовать схемы операций)
1. Изолированные желудочки по:
А. Гейденгайну Б. Павлову
На схемах обозначить: 1. большая кривизна желудка, 2. малый желудочек, 3. блуждающий нерв, 4. кровеносные сосуды и симпатические нервы.
2. Фистула Басова 3. Эзофаготомия в сочетании
с фистулой Басова
На схемах обозначить: 1. желудок, 2. фистула Басова, 3. концы перерезанного пищевода, 4. миска с пищей, 5. кусочки пищи, выпадающие из начального отдела пищевода.
ВЫВОД: (Отметить, какие фазы желудочной секреции позволяют изучать рассмотренные методы самостоятельно или в их сочетании и почему).
РАБОТА № 6. Анализ желудочной секреции при переваривании
различных пищевых продуктов.
Количество, свойства, состав желудочного сока и длительность его секреции зависят от преобладания в пище тех или иных питательных веществ. Эта закономерность была найдена в опытах на собаках с изолированным малым желудочком по методу И.П.Павлова.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. При помощи таблиц ознакомиться с особенностями желудочной секреции при переваривании различных видов пищи.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Графики отделения желудочного сока при переваривании:
А) Мяса (белков) Б) Хлеба (углеводов) В) Молока (жиров)
А Б В
2. Таблица параметров желудочной секреции при переваривании различных питательных веществ.
Вид
пищи
|
Время от начала до максимума секреции, часы
|
Продолжительность секреции, часы
|
Количество сока в максимум секреции, мл
|
мясо
|
|
|
|
хлеб
|
|
|
|
молоко
|
|
|
|
ВЫВОД: (Объяснить причины особенностей желудочной секреции на мясо, хлеб, молоко).
РАБОТА № 7. Регуляция желудочной секреции.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Используя Рис.2 «Приложения» проанализировать последовательность активации различных клеток желез желудка в разные фазы регуляции желудочной секреции.
ВЫВОД: (Описать полученные данные).
Подпись преподавателя –
ЗАНЯТИЕ № 2 (2) « » __________ 2017
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Функции печени и поджелудочной железы. Их роль в процессе пищеварения. Пищеварение в кишечнике. Всасывание в пищеварительном тракте. Роль моторной функции кишечника в процессах переваривания пищи и всасывания. Механизмы голода и насыщения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
Представление о роли двенадцатиперстной кишки в пищеварительном конвейере.
Специфические и неспецифические функции поджелудочной железы.
Количество, свойства и состав сока поджелудочной железы. Роль его компонентов в осуществлении пищеварения.
Нервная и гуморальная регуляция панкреатической секреции. Представление о блочно-модульной концепции регуляции секреции поджелудочной железы.
Представление о контурах саморегуляции секреции поджелудочной железы (при подготовке этого вопроса используйте рис.3 «Приложения»).
Функции печени (гомеостатическая, депонирующая, метаболическая, дезинтоксикационная, барьерная, экскреторная, терморегуляционная).
Механизм образования, депонирования и отделения желчи. Понятие печеночной и пузырной желчи, их основные различия.
Количество, свойства и состав желчи. Ее функции.
Нервная и гуморальная регуляция процессов желчеобразования и желчевыделения.
10. Количество, свойства и состав кишечного сока. Роль его компонентов в процессе пищеварения.
11. Представление о полостном и мембранном (пристеночном) пищеварении, их взаимосвязи и выраженности в различных отделах тонкой кишки (при подготовке этого вопроса используйте рис.4 «Приложения»).
12. Виды сокращений тонкой кишки и их роль.
13. Механизм перехода содержимого тонкой кишки в толстую через илеоцекальный сфинктер.
14. Нервная и гуморальная регуляция секреторной и моторной функций тонкой кишки.
15. Пищеварение в толстой кишке. Значение микрофлоры для осуществления этого процесса.
16. Виды сокращений толстой кишки, их роль.
17. Понятие всасывания. Представление о выраженности всасывания веществ в различных отделах пищеварительного тракта.
18. Представление о разных механизмах всасывания веществ (при подготовке этого вопроса используйте рис.5 «Приложения»).
19. Понятие голода и насыщения, их механизмы. Представление о центрах голода и насыщения.
20. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства питательных веществ во внутренней среде организма. Анализ ее компонентов.
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Влияние желчи на степень эмульгирования жиров.
(«Практикум …», работа № 82, с.207)
Желчь эмульгирует жиры и таким образом увеличивает поверхность воздействия на них липазы.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Наблюдать влияние желчи на процесс эмульгирования жиров.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схематический рисунок распределения капелек масла в каплях воды и желчи (стрелками указать на капельки масла).
1. Масло в воде 2. Масло в желчи
ВЫВОД: (Объясните причины различия данных, полученных в работе. Перечислите функции желчи).
РАБОТА №2. Исследование активности липазы сока поджелудочной железы при переваривании жиров в присутствии желчи (выполняется на виртуальной модели).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить переваривающую активность липазы сока поджелудочной железы в зависимости от присутствия желчи и рН среды. В тонкой кишке жиры сначала под действием желчи эмульгируются, затем липаза гидролизует их до моноглицеридов и жирных кислот. Наличие жирных кислот при переваривании жиров снижает показатель рН среды, где происходит расщепление. Анализ кислотности перевариваемого субстрата производят методом рН-метрии.
ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Lipase» (Липаза). Установить в прибор 6 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них липазу, растительное масло (Vegetable Oil), желчь (Bile salts), кислотно-щелочной буфер (Buffer), дистиллированную воду. Затем все пробирки поместить в термостат на 1 час для инкубации при t=37°C. После инкубации выполнить рН-метрию каждой пробирки, данные которой занести в таблицу.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Активность липазы при переваривании жиров в присутствии желчи
|
№ пробирки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Содержание пробирок
|
Липаза
Расти-тельное масло
Желчь
Буфер рН=7.0
|
Липаза
Расти-тельное масло
Дистил-лир. вода
Буфер рН=7.0
|
Липаза
Дистил-лир. вода
Желчь
Буфер рН=9.0
|
Дистиллир. вода
Растительное масло
Желчь
Буфер рН=7.0
|
Липаза
Растительное масло
Желчь
Буфер рН=2.0
|
Липаза
Растительное масло
Желчь
Буфер рН=9.0
|
Показа-тель
рН-метрии
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: (Объяснить показатели рН-метрии в исследуемых пробирках. Отметить условия (наличие желчи, рН), при которых переваривание жиров осуществляется наиболее полно).
РАБОТА № 3. Регуляция секреции поджелудочной железы.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Используя Рис.3 «Приложения» проанализировать влияние желудочного химуса и его компонентов на секрецию желчи, а также ферментов и гормонов различными клетками поджелудочной железы в разные фазы регуляции ее секреции.
ВЫВОД: (Описать полученные данные).
РАБОТА № 4. Влияние гуморальных факторов на моторику
кишки.
(Видеофильм, «Практикум …», работа № 4.15, с. 139)
Тонкая и толстая кишки обладают автоматией, но гуморальные факторы могут изменять ее выраженность, действуя непосредственно на мышечные волокна и нейроны интрамуральных нервных узлов.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что кишка обладает автома-тией и что на ее проявление оказывают влияние гуморальные факторы.
СХЕМА РАБОТЫ
На схеме обозначить:
1. Лягушка,
2. Толстая кишка,
3. Соединяющая лигатура,
4. Писчик,
5. Кимограф.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Рисунок кимограммы сокращений толстой кишки лягушки.
На кимограмме обозначить сокращения: фоновое (Ф) и под влиянием ацетилхолина (АЦХ), адреналина (А). Стрелки отмечают момент аппликации АЦХ и А.
ВЫВОД: (Описать изменения в моторике кишечника, вызванные действием ацетилхолина и адреналина).
РАБОТА № 5. Особенности процессов пищеварения в тонкой кишке.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Используя Рис.4 «Приложения» проанализировать особенности процессов пищеварения в тонкой кишке. Отметить: какому принципу организации деятельности «пищеварительного конвеера» соответствуют эти процессы.
ВЫВОД: (Описать полученные данные).
РАБОТА № 6. Анализ процессов всасывания в тонкой кишке.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Используя Рис.5 «Приложения» проанализировать механизмы процессов всасывания в тонкой кишке. Отметить, какие механизмы всасывания могут лежать в основе аллергических реакций на пищевые вещества.
ВЫВОД: (Описать полученные данные).
РАБОТА № 7. Оценка моторной деятельности тонкой кишки у человека методом аускультации
Моторная деятельность тонкой кишки осуществляется в автоматическом режиме и меняется при различных физиологических и патологических состояниях.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить моторную деятельность тонкой кишки с помощью метода аускультации, позволяющим выслушивать звуки, вызванные перемещением кишечного содержимого в результате перистальтики кишки.
ХОД РАБОТЫ. Испытуемый находится в положении лежа. Стетофонендоскоп устанавливается на переднюю брюшную стенку в околопупочной области. Выслушивание осуществляют в течение 1 мин. Затем испытуемый выполняет физическую нагрузку (20 приседаний в течение 1 мин) и вновь ложится. Повторное выслушивание также проводится в течение 1 мин.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Описать полученные результаты).
ВЫВОД: (объяснить, почему изменяется частота выслушиваемых шумов при мышечной работе).
РАБОТА № 8. Анализ функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства питательных веществ в организме.
(Описание работы выдается на занятии)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить основные звенья ФУС, обеспечивающей поддержание уровня питательных веществ в организме.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Схема функциональной системы поддержания постоянства
питательных веществ в организме.
ВЫВОД: (Указать, что является системообразующим фактором в данной функциональной системе. Объяснить, в каких случаях включается внутреннее, а в каких внешнее звено этой функциональной системы).
Подпись преподавателя –
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. ФАЗЫ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ