Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций


Скачать 432.46 Kb.
Название Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций
страница 1/4
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

к учебнику «Математика. 4 класс»

для общеобразовательных организаций

Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Принадлежит к системе «Школа России»

Издательство «Просвещение»
Представленный на экспертизу учебник «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций разработан в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
Данный учебник входит в состав завершённой предметной линии:

1. М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.

2. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. «Математика. 2 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.

3. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. «Математика. 3 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.

4. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. «Математика. 4 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.
К экспертируемому учебнику прилагаются методическое пособие и электронное приложение:

1. С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, И. А. Игушева «Математика. Методические рекомендации. 4 класс».

2. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой и др. «Математика. 4 класс».
Соответствие содержания и методического аппарата учебника требованиям ФГОС
Общая характеристика курса

Основная концептуальная идея данного курса - математика для интеллектуального развития личности: для формирования особого стиля мышления на основе овладения математическими знаниями и математическими методами познания (в том числе методом моделирования), для усвоения универсального языка описания многочисленных явлений и процессов, происходящих в действительности, для формирования у обучающихся универсальных учебных действий и способности их применять при решении различных учебно-познавательных и жизненных задач, для развития творческих способностей и стремления к расширению знаний.

Содержание учебника по математике для 4 класса, включает в себя программные темы четвёртого года обучения: «Числа от 1 до 1 000 (в этой теме выделяются разделы: «Нумерация», «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление», «Диаграммы»), «Числа, которые больше 1 000» (в этой теме выделяются разделы «Нумерация», «Величины», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление «Скорость, время, расстояние»), «Текстовые задачи»», «Пространственные представления и геометрические фигуры (диагонали прямоугольника, квадрата) и их свойства», «Куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр, шар»)», «Работа с информацией», «Итоговое повторение всего изученного» и «Материал для расширения и углубления знаний»). Такое содержание обеспечивает формирование системы начальных математических знаний и способов учебных действий для решения учебно-познавательных и практических задач, для развития основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи младших школьников, для продолжения математического образования.
Содержание учебника

Содержание учебника способствует решению ключевых задач современного образования, а именно:

  1. Обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  2. Отвечает задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  3. Учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.

  4. Реализует принцип научности с учётом ступени обучения.




  1. Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

Формирование основ гражданской идентичности — воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знакомство с профессиями людей в обществе, способствующих достижению больших результатов в различных областях жизни страны, формирование уважительного отношения к семье, семейным ценностям, бережного отношения к окружающему миру, стремления к здоровому образу жизни.

Это достигается:

  • расширением сюжетов текстовых задач гражданского звучания — включением задач, тексты которых связаны с историей, географией, культурой страны: учащимся предлагается записать годы начала и окончания Великой Отечественной войны (ч. 2: с. 88, № 28); решить задачи о посещении музея боевой славы (ч. 2: с. 36, № 19); музея космонавтики (ч. 1: с. 55, № 24); вычислить и записать век, в котором была основана Москва (ч. 1: с. 51, № 248); решить задачи, сюжеты которых содержат данные о просторах страны: площадь России (ч. 1: с. 39), расстояние от Москвы до Екатеринбурга, от Екатеринбурга до Новосибирска, от Москвы до Иркутска (ч. 2: с. 8, № 32), по приведённым данным о расстояниях между городами Москва, Тверь и Санкт-Петербург и заданному чертежу самостоятельно составить различные текстовые задачи (ч. 2: с. 71, с. 24); вычислить и записать век, в котором родился А. С. Пушкин (ч. 1: с. 51, № 249);

  • включением задач, тексты которых знакомят учащихся с различными важными для общества профессиями людей (ч. 1: с. 23, № 87; с. 27, № 122; с. 38, № 164; с. 54, № 18, 19; с. 65, № 300; ч. 2: с. 25, № 75; с. 42, № 144; с. 43, № 150; с. 51, № 200 и др.);

  • сохранением сюжетов и расширением количества задач, описывающих добрые отношения между членами семьи, ориентирующих детей на сохранение семейных ценностей (ч. 1: с. 5, № 6; с. 12, № 57; с. 51, № 250; с. 84, № 387; с. 85, № 391; ч. 2: с. 6, № 17; с. 9, № 3; с. 15, № 58; с. 17, № 69; с. 28, № 101; с. 101, № 24 и др.); задач, усиливающих составляющую экологического воспитания (ч. 1: с. 23, № 87, 88; с. 73, № 22; с. 79, № 356; ч. 2: с. 64, № 258 и др.); задач со спортивной тематикой (ч. 1: с. 92, № 17; с. 93, № 23; ч. 2: с. 21, № 12; с. 49, № 189; с. 64, № 264; с. 83, № 17; с. 85, № 31 и др.). Кроме того, сюжеты перечисленных задач определяют направленность текстов при составлении задач учителем и учащимися.

В учебнике для 4 класса предложен проект «Наш город (село)» (ч. 1: с. 32—33), в ходе работы над которым учащиеся приобретают знания о географии, об исторических и культурных событиях, важных для места их проживания — о значении этих событий для всей страны, знакомятся с особенностями и достижениями своего города (села) на современном этапе его развития. Всё это вносит свой вклад в формирование чувства любви к родному краю и малой родине, к своей стране.

Формирование представлений о целостности окружающего мира, об универсальности математических способов его познания и их применении для описания окружающих предметов, процессов и явлений в их количественных и пространственных отношениях.

Для достижения этого результата в учебнике расширена и усилена линия, направленная на освоение учащимися схем записи текстовых задач в кратком виде с выделением существенных связей между данными, между данными и искомым, на освоение способов математического моделирования, предполагающих замену реальных объектов выстроенными моделями (схематическими рисунками и схематическими чертежами) с последующим их исследованием и выявлением взаимозависимостей, свойств и характеристик рассматриваемых объектов, например при изучении новых вопросов курса («Единицы времени», «Нахождение нескольких долей целого», «Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием», «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» и др.), при решении текстовых задач. Очень важными в материале учебника для 4 класса являются задания на составление задач по приведённой краткой записи, по предложенным моделям (схематическим чертежам, числовым и буквенным выражениям, по информации, приведённой в таблице и др.), а также задания геометрического содержания, отражающие пространственные отношения объектов, задания, ориентирующие учащихся на сбор информации и выбор наиболее удачных форм её представления. Всё это способствует осознанию детьми универсальности математических способов познания, применимых для изучения объектов самой различной природы и разнообразных зависимостей между объектами и явлениями окружающего мира. Таким образом, в учебнике для 4 класса представлена серия задач и заданий, позволяющих обобщить умения детей использовать знаково-символические и пространственно-графические системы при обучении, овладеть способом математического моделирования и применять его при решении познавательных и прикладных задач. Это достигается путём использования:

  • схематических рисунков и схематических чертежей (ч. 1: с. 37, № 153; с. 51, поля; с. 64 (верхний фрагмент); с. 66, № 310; с. 72, № 17, 18; с. 85, № 392; ч. 2: с. 8, № 29; с. 13, № 43; с. 14, № 51; с. 16, № 61, № 62; с. 21, № 14; с. 25 (верхний фрагмент); с. 26, № 82; с. 31, № 117; с. 32, № 122; с. 33, № 125; с. 37, № 23; с. 46, № 172; с. 48, № 183; с. 63, № 249; с. 72, № 282; с. 79, № 7 и др.);

  • букв и буквенных выражений в условиях текстовых задач (буквы могут принимать различные значения, а буквенные выражения отражают зависимости между различными объектами); заданий на составление задач по их решениям, представленным в виде числовых или буквенных выражений (ч. 1: с. 40, № 171; с. 47, № 219; с. 72, № 13; с. 79, № 353; с. 84, № 384; с. 90, № 431; с. 92, № 13, 14; с. 93, № 33; с. 94, № 40; ч. 2: с. 22, № 25, 26; с. 33, № 127; с. 56, № 25; с. 61, № 235; с. 83, № 10; с. 85, № 31, с. 100, № 17 и др.);

  • таблиц и столбчатых диаграмм, что помогает школьникам приобрести опыт в использовании одного из универсальных математических способов представления и анализа информации, научиться извлекать из таблиц и диаграмм необходимые данные (обобщать знания о зависимостях между компонентами и результатом каждого арифметического действия, выстраивать последовательность действий для решения задач, проводить оценку соотношения между величинами и др.), научиться заполнять таблицы и строить столбчатые диаграммы, систематизируя собранную информацию, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и строить прогнозы, неоднократно убеждаться в универсальности математических способов познания (ч. 1: с. 7, № 15; с. 11, № 45; с. 16—17; с. 26, № 112; с. 51, № 252; с. 57, с. 62, № 276; с. 63, № 283; с. 68, № 323; ч. 2: с. 5, № 9; с. 7, № 21; с. 10, № 2; с. 11, № 3; с. 20, № 7; с. 51, № 201; с. 56, № 25; с. 57, № 210; с. 78, № 3 и др.);

  • заданий, направленных на моделирование описанных в них взаимных расположений объектов в пространстве и на плоскости (ч. 1: с. 9, № 31; с. 64, № 292; с. 70, № 2; с. 90, поля; ч. 2: с. 6, № 20; с. 26, № 87; с. 47, № 174; с. 50, № 197; с. 106, № 12; с. 107, № 13, 14 и др.).

Формирование мотивации учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к предмету, к его познанию, к овладению новыми знаниями и способами действий, их применению при решении задач различного вида и назначения.

В учебнике это обеспечивают:

  • предложенный системно-деятельностный подход, который способствует выработке активной позиции ребёнка как на уроке при изучении запланированных тем, так и при обучении в целом, формированию осмысления необходимости расширения знаний и личностного смысла овладения знаниями, развитию самостоятельности мышления и овладения способами действий для приобретения новых знаний;

  • разнообразие видов задач и увеличение количества заданий, вызывающих и поддерживающих у учащихся познавательную мотивацию:

  • задания, включающие в себя изменение вопроса или условия текстовой задачи так, чтобы задача стала соответствовать приведённому решению или стало возможным её решение разными способами (ч. 1: с. 10, № 39; с. 13, № 61; с. 19, № 14; с. 27, № 122; с. 90, № 430; ч. 2: с. 37, № 22; с. 72, № 280 и др.);

  • предложения дополнить задачу числовыми данными или изменить приведённые данные так, чтобы стало возможным получить ответ на вопрос задачи, а в некоторых случаях — решить её несколькими способами (ч. 1: с. 19, № 14; с. 23, № 87; с. 49, № 233; с. 73, № 22; с. 86, № 398; ч. 2: с. 9, № 2; с. 68, № 1 и др.);

  • предложения сравнить задачи и их решения, выбрать задачи по заданным условиям (ч. 1: с. 19, № 14; с. 35, № 15; с. 68, № 319, 322; с. 84, № 380; с. 87, № 406; с. 88, № 411; ч. 2: с. 16, № 61; с. 31, № 116; с. 51, № 200; с. 55, № 17; с. 60, № 227; с. 64, № 257; с. 70, № 16 и др.);

  • наличие задач и заданий с необычными сюжетами, неожиданными результатами, способами решения, с проблемной постановкой вопроса (ч. 1: с. 5, № 10; с. 7, № 22; с. 14, № 73; с. 23, № 93; с. 31, № 1; с. 52, № 259; с. 54, № 19, с. 56—57; с. 61, № 275; с. 70, № 2, № 3; с. 77, № 339; с. 79, № 356; с. 84, № 387; ч. 2: с. 4, № 7; с. 18, № 1, 2; с. 47, № 181; с. 52, № 2; с. 62, № 242 и др.);

  • присутствие заданий, направленных на самостоятельное составление сборника нестандартных задач и заданий (ч. 2: с. 40—41); на применение знаний в изменённых условиях (например, числовые ребусы, задания на сравнение чисел и выражений, размещённые на полях учебника);

  • наличие задач и заданий, для решения которых требуется применить имеющиеся знания в различных областях практической деятельности; это, в том числе, задачи-расчёты, решение которых вызывает у учащихся понимание необходимости наличия математических знаний для жизни, а отсюда и стремление к расширению знаний (ч. 1: с. 11, № 48; с. 38, № 156; с. 45, № 208; с. 46, № 209, 210; с. 48, № 228; с. 71, № 1, 2; с. 86, № 403; ч. 2: с. 9, № 1, № 3; с. 19, № 5, 6; с. 28, № 96; с. 29, № 106; с. 42, № 144; с. 50, № 195; с. 68, № 1, № 2 и др.);

  • наличие заданий, при работе над которыми создаётся ситуация соревнования, поощряющая детей к проведению анализа своих действий во время соревнования, сравнению своих результатов и достижений, их стремление к лучшим достижениям, к успеху; это математические игры (ч. 1: с. 8, № 28; с. 42, № 189; ч. 2: с. 43, № 155); задания на преобразование геометрических фигур, составленных из палочек, — «Кто быстрее выполнит предложенное задание?» (ч. 1: с. 9, № 36; с. 13, № 67; с. 40, № 177; ч. 2: с. 82, № 9; с. 93, № 19 и др.); материал для математических олимпиад (ч. 2: с. 80—81).


В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Рабочая программа по математике 4 класс (фгос)
Планирование составлено на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. (Математика. Рабочие программы....
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Название: Математика. Тесты. 2 класс
Данное пособие содержит тесты различных видов по математике для второго класса к учебнику М. И. Моро и др системы «Школа России»
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Пояснительная записка
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Содержание рабочей программы пояснительная записка цели и задачи...
«Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» из раздела «Вероятность и статистика» и ориентирована на учебник «Математика....
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Пояснительная записка
Фгос ООО второго поколения, примерной программы по предмету «Технология» 5-9 классы: Учебники: Технология. Обслуживающий труд. 6...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Рабочая программа по английскому языку, 4 класс, 2013-2014гг. Содержание пояснительная записка
Календарно-тематическое поурочное планирование для 4 класса к умк «Forward – 4 класс»
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Рабочая программа по курсу «математика» умк «школа россии» пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные (7 класс) Локальная версия
Биология. Живой организм. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. 2006г
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Пояснительная записка 3 вариант I отделение 12 русский язык (обучение...
Коррекционный курс: развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия). 1 Класс 268
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс пояснительная записка
Б. О. Хренников, М. В. Маслов»), напечатанной в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику «Русский язык». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. [Л. А....
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс
Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Название кабинета
Интерактивные наглядные пособия: «Русский язык 1-4 класс», «Моя математика 1-4 класс», «Прекрасное рядом с тобой. 3 кл.», В одном...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Пояснительная записка (5-9 классы )
«Французский язык. Синяя птица. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы» под редакцией Селивановой Н. А., «Просвещение»,...
Пояснительная записка к учебнику «Математика. 4 класс» для общеобразовательных организаций icon Пояснительная записка последние десятилетия
Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск