Программа курса 2
Фонды оценочных средств 9
Методические рекомендации для преподавателя, студента, слушателя 15
Описание балльно-рейтинговой системы 15
Вопросы для самопроверки и обсуждений по темам 17
Задания для самостоятельной работы по темам 17
Вопросы к рубежной аттестации 17
Утверждён на заседании кафедры
«____»_________________20____г.
Протокол № _______
Зав. кафедрой__________________
Институт прикладных технико-экономических исследований и экспертиз
Базовая кафедра «Математическое моделирование в космических системах»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«WEB-программирование»
Направление подготовки: 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
Специализации: «Современные информационные технологии в РКО»
Квалификация (степень) выпускника: Магистр
Москва-2014
Программа курса
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Основными целями освоения дисциплины «WEB-программирование» являются изучение современных подходов к созданию интернет-сайтов и основных технологий web-программирования.
Основными задачами курса являются:
-
ознакомить студентов с основными понятиями глобальных компьютерных сетей и поисковых систем;
-
ознакомить студентов с языком гипертекстовой разметки HTML;
-
ознакомить студентов с понятием каскадных таблиц стилей CSS;
-
представить основные понятия современного языка гипертекстовой разметки HTML5 и основы языка JavaScript;
-
ознакомить студентов с основными языками и технологиями web-программирования (объектно-ориентированные языки PHP, Perl, понятие о реляционных и объектно-ориентированных базах данных, база данных MySQL);
-
научить студентов работе с основными системами управления контентом web-сайтов (на примере WordPress, Joomla, 1C-Bitrix).
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина «WEB-программирование» для направления подготовки 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» относится к вариативной части (Б.1.В.8.) и базируется на использовании магистрами знаний, полученных ими при изучении таких дисциплин как «Экономика устойчивого развития», «Макроэкономика», «Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса», «Статистика», «Экономика природопользования».
Для успешного освоения данной дисциплины студент должен иметь представление о современных концепциях развития, знать особенности статистики по устойчивому развитию, иметь навыки использования различных методов экономического анализа.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник по направлению подготовки 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК)
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
б) общепрофессиональными (ОПК)
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
способностью использовать и применять углубленные теоретические и практические знания в области фундаментальной информатики и информационных технологий (ОПК-3);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОПК-4);
способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОПК-5).
в) профессиональными (ПК)
способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты самостоятельно и в составе научного коллектива (ПК-1);
способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области информационных технологий и прикладной математики, фундаментальных концепций и системных методологий, международных и профессиональных стандартов в области информационных технологий (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: последние тенденции в области глобальных компьютерных сетей, систем поиска информации; алгоритмы создания сайтов на языке HTML с использованием языка программирования PHP и базы данных MySQL; алгоритм конструирования web-сайтов на основе систем управления контентом WordPress, Joomla, 1C-Bitrix.
Уметь: выявлять перспективные направления в web-конструировании и web-программировании; создавать интернет-сайт на языке HTML с использованием языка программирования PHP и базы данных MySQL; создавать интернет-сайт на основе систем управления контентом WordPress, Joomla, 1C-Bitrix.
Владеть: навыками поиска решений в web-программирования; навыками самостоятельного составления технического задания на создания web-сайта; навыками работы с оригинальными научными публикациями в области web-программирования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Аудиторные занятия (всего)
|
54
|
|
|
54
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Лекции
|
18
|
|
|
18
|
|
1.2.
|
Прочие занятия
|
36
|
|
|
36
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
1.2.1.
|
Практические занятия (ПЗ)
|
36
|
|
|
36
|
|
|
Из них в интерактивной форме (ИФ)
|
30
|
|
|
30
|
|
2.
|
Самостоятельная работа (всего)
|
108
|
|
|
108
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
Расчетно-графические работы
|
50
|
|
|
50
|
|
2.2.
|
Курсовая работа
|
0
|
|
|
0
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
58
|
|
|
58
|
|
|
Подготовка и прохождение промежуточной аттестации
|
|
|
|
|
|
3.
|
Общая трудоемкость (акад.часов)
|
162
|
|
|
162
|
|
|
Общая трудоемкость (зачетных единиц)
|
3
|
|
|
3
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Введение в web-конструирование
|
Тема 1. Глобальные компьютерные сети, их основные понятия и принципы функционирования
Компьютерные сети. Каталоги ресурсов. Поисковые системы. Хостинг. Бесплатный хостинг. FTP. Размещение Интернет-ресурса на сервере провайдера. Регистрация Интернет-ресурса в каталогах и поисковых системах.
Тема 2. Введение в язык гипертекстовой разметки HTML
Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: общая структура документа, абзацы, цвета, ссылки. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: списки, графика (графические форматы, графический объект как ссылка). Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: таблицы. Фреймы. Общие подходы к дизайну сайта. Разработка макета страницы. Язык гипертекстовой разметки страниц HTML: формы. Структура HTML-документа. Внешние параметры web-страницы.
Тема 3. Каскадные таблицы стилей CSS
Стили CSS как инструмент дизайнера. Формат CSS. Дизайн web-страницы на основе стилей CSS. Контроль над шрифтами при помощи CSS. Работа с колонками текста при помощи CSS3. Использование CSS3 для контроля над визуальным представлением. Эффекты анимации в стиле CSS3. Привязка к единому документу CSS. Встраивание шрифтов. Стили по умолчанию для содержимого. Применение стилей к основным разделам содержимого. Применение стилей к элементам навигации. Применение стилей к элементам web-формы. Дополнительные стили. Продвинутое применение стилей. Создание меню при помощи стилей CSS. Дизайн при помощи CSS3.
Тема 4. Основы «ручного» создания web-сайтов
Создание блоков содержимого страницы. Изменения в разделах содержимого. Упорядочение кода при помощи элементов для создания блоков. Нововведения и изменения на уровне семантики текста.
|
2.
|
Введение в web-программирование
|
Тема 5. HTML5 и JavaScript
Создание шаблона для web-сайта. Растровые изображения: использование форматов JPEG, GIF, PNG. Создание графики в формате SVG. Добавление на web-страницу элемента CANVAS. Встраивание видео в web-страницы. Работа с тегами VIDEO и AUDIO. JavaScript как язык программирования. Интеграция языка JavaScript с HTML5. Перевод сценариев JavaScript на следующий уровень при помощи технологии Ajax. Работа с библиотекой jQuery. Работа с формами при помощи библиотек jQuery.
Тема 6. Web-программирование на языке PHP
Введение в программирование на стороне сервера на примере PHP. Принцип работы. Синтаксис языка программирования PHP. Переменные. Константы. Операторы в PHP. Циклы. Массивы. Работа со строками. Функции в PHP. Встроенные функции. Работа с датой и временем в PHP. Связь PHP и HTML. Методы передачи параметров между страницами (GET, POST). Обработка действий пользователя при помощи форм.
Использование вспомогательных переменных.
Тема 7. Работа с базами данных MySQL
Варианты хранения информации в сети Internet. Принципы хранения информации в базах данных MySQL. Архитектура базы данных MySQL (таблицы, связи, триггеры). Проектирование баз данных. Нормализация таблиц. Синтаксис запросов к базе данных. Механизм работы с базами данных — PhpMyAdmin. Решение задач (сортировка, вывод с условиями и т.д.). Управление форматами даты и времени. Функция DATE_FORMAT. Подключение к базе данных из PHP файла. Вывод данных на PHP-страницу, попавших в выборку по SQL запросу. Передача параметров в запрос.
|
3.
|
Создание web-сайтов на основе CMS
|
Тема 8. CMS WordPress
Установка и настройка WordPress. Установка темы и настройка дочерней темы. Иерархия шаблонов. Написание плагина. Хуки. Фильтры и события. Типы постов, таксономии и метаполя. Шорткоды. Виджеты. Подключение стилей и скриптов через систему очередей. API страниц настроек. Методы отладки кода в WordPress.
Тема 9. CMS Joomla
Основы CMS Joomla. Разделы, Категории и Статьи. Меню и пункты меню. Подготовка и установка CMS Joomla на локальном ПК. Общие настройки системы Joomla. Создание базы данных и составляющие интерфейса. Как поменять стандартный шаблон на свой.
Правильное оформление главной страницы сайта. Локальные и общие глобальные параметры. Локализация системы. Создание блока и хедера формы подписки на рассылку. Настройка и установка модулей и плагинов. Замена вертикального вида меню на горизонтальный. Добавление и редактирование графических изображений в статьях. Рассмотрение позиций модулей шаблонов. Как создать разделы и категории. Общая настройка поиска по сайту. Управление правами пользователей на сайте.
Тема 10. CMS 1C-Bitrix
Что такое сайт на Bitrix. Установка системы. Понятие о структуре сайта. Инфоблоки. Использование API «1С- Bitrix». Архитектура продукта. Сайт. Шаблоны. Технологии. Автоматизация типовых процессов разработки. Модули и компоненты. Создание Интернет-магазина.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование
обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Объектно-ориентированные CASE-технологии
|
Х
|
Х
|
|
2.
|
Распределенные объектные технологии
|
|
|
Х
|
3.
|
Параллельное и распределенное программирование
|
|
|
Х
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
С
|
ПЗ
|
Из них в ИФ
|
СРС
|
Всего
час.
|
1.
|
Раздел 1. Введение в web-конструирование
|
3
|
0
|
6
|
6
|
28
|
37
|
2.
|
Раздел 2. Введение в web-программирование
|
8
|
0
|
16
|
12
|
40
|
64
|
3.
|
Раздел 3. Создание web-сайтов на основе CMS
|
7
|
0
|
14
|
12
|
40
|
61
|
|
Итого
|
18
|
0
|
36
|
30
|
108
|
162
|
5.4. Описание интерактивных занятий
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тема интерактивного занятия
|
Вид занятия
|
Трудо-емкость (час)
|
1
|
1
|
Основные приемы web-конструирования
|
ПЗ
|
6
|
2
|
2
|
Основные приемы web-программирования
|
ПЗ
|
12
|
3
|
3
|
Использование CMS при создании web-сайтов
|
ПЗ
|
12
|
6. Лабораторный практикум - не предусмотрен
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п
|
№ раздела дисцип-лины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
1.
|
1
|
Основные приемы web-конструирования
|
6
|
2.
|
2
|
Основные приемы web-программирования. Введение в языки web-программирования
|
16
|
3.
|
3
|
Использование CMS при создании web-сайтов. Введение в 1С-Bitrix
|
14
|
8. Примерная тематика исследовательских работ
Новые технологии создания сайтов.
Объектно-ориентированные технологии при создании сайтов.
Основные принципы создания объектно-ориентированных CMS.
Создание web-сайтов для консольных браузеров.
Обеспечение кроссплатформенности при работе с CMS.
WEB-технологии будущего.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Дэвид М. HTML5. Разработка веб-приложений. -М.: Рид Групп, 2012. – 320 с.
Декстер М. Joomla!: программирование. – М. : Вильямс, 2013. – 592 c.
Коггзолл Д. PHP 5. Полное руководство. -М.: Диалектика, 2006 г. – 752 с.
Севердиа Р. Joomla. Создание сайтов без программирования– М. : Эксмо, 2011. – 382 c.
б) дополнительная литература
Шапошников И.В. Самоучитель HTML 4.- СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 288 с.
Дуванов А.А. Web-конструирование. DHTML. -СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 512 с.
Мэрдок Келли. JavaScript: наглядный курс создания динамических Web-страниц. - М.: Вильямс, 2007. - 288 с.
Холл Марти, Браун Лэрри. Программирование для Web. Библиотека профессионала. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2008. - 1264 с.
Дмитриева М.В. Самоучитель JavaScript.- СПб.: БХВ-Петербург, 2013.- 512 с.
Жаринов К.В. Основы веб-мастеринга. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 352 с.
в) законодательные и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации
г) Источники Интернет:
http://intuit.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Электронные учебные материалы, используемые преподавателями в образовательном процессе, мультимедийные презентации, банк тестовых заданий и др. представлены на порталах Economist и Web-local.
№ п.п.
|
Фактический
адрес учебных
кабинетов и
объектов
|
Перечень основного оборудования
|
1
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.19
|
21 рабочее место: сист.блок
P4 C2D/3160 MHz MB/ 320 GB/DVD±RW/ LCD monitor 19"+ 1 проектор
|
2
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.21
|
21 рабочее место: сист.блок Celeron /2600 MHz/1280 MB/ 40 GB/DVD ROM/ LCD monitor 17"+ 1 проектор + Точка доступа WiFi
|
3
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.23
|
21 рабочее место: сист.блок Celeron /2660 MHz/1280 MB/ 40 GB/DVD ROM/ LCD monitor 17" + 1 проектор
|
4
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.25
|
21 рабочее место: сист.блок P4 /1700 MHz/1280 MB/ 40 GB/DVD ROM/ LCD monitor 17"+ 1 проектор
|
5
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.300
|
15 рабочих мест: сист.блок P4 C2D /2000 MHz/1024 MB/ 160 GB/DVD±RW/ LCD monitor 17" + 1 проектор
|
6
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.17
|
1 проектор
|
7
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.27
|
1 проектор, Точка доступа WiFi
|
8
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.29
|
1 проектор
|
9
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.101
|
1 проектор
|
10
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.103
|
1 проектор
|
11
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.105
|
1 проектор, Точка доступа WiFi
|
12
|
Миклухо-Маклая, 6, ком.107
|
1 проектор
|
13
|
Миклухо-Маклая, 6, КЗ
|
1 проектор, Точка доступа WiFi
|
14
|
Миклухо-Маклая, 6, читальный зал
|
1 проектор
|
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Реализация курса предусматривает интерактивные лекции, практические занятия (семинары) с использованием мультимедийного оборудования, подготовку самостоятельных творческих работ и их последующие презентации, тестирование, проведение групповых дискуссий по тематике курса, современные технологии контроля знаний.
Изучая дисциплину, студент должен прослушать курс лекций, пройти предусмотренное рабочей программой количество семинарских занятий, самостоятельно изучить некоторые темы курса и подтвердить свои знания в ходе контрольных мероприятий.
Работа студента на лекции заключается в уяснении основ дисциплины, кратком конспектировании материала, уточнении вопросов, вызывающих затруднения. Конспект лекций является базовым учебным материалом наряду с учебниками, рекомендованными в основном списке литературы.
Преподавание основной части лекционного материала происходит с использованием средств мультимедиа, которые облегчают восприятие и запоминание материала. Презентации доступны для скачивания с сайта РУДН и могут свободно использоваться студентами в учебных целях.
Студент обязан освоить все темы, предусмотренные учебно-тематическим планом дисциплины. Отдельные темы и вопросы обучения выносятся на самостоятельное изучение. Студент изучает рекомендованную литературу и кратко конспектирует материал, а наиболее сложные вопросы, требующие разъяснения, уточняет во время консультаций. Аналогично следует поступать с разделами курса, которые были пропущены в силу различных обстоятельств.
Для углублённого изучения вопроса студент должен ознакомиться с литературой из дополнительного списка и специализированными сайтами в Интернет. Рекомендуется так же общение студентов на форумах профессиональных сообществ.
Студенты самостоятельно изучают учебную, научную и периодическую литературу. Они имеют возможность обсудить прочитанное с преподавателями дисциплины во время плановых консультаций, с другими студентами на семинарах, а также на лекциях, задавая уточняющие вопросы лектору.
Контроль самостоятельной работы магистров осуществляет ведущий преподаватель. В зависимости от методики преподавания могут быть использованы следующие формы текущего контроля: краткий устный или письменный опрос перед началом занятий, письменное домашнее задание, рефераты и пр.
Для контроля успеваемости используется балльно-рейтинговая система:
Максимальное количество баллов – 100;
Количество кредитов – 3.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого вида работ: опрос – 10 баллов:
выполнение ДЗ – 10 баллов;
работа на занятии – 20 баллов;
доклад – 10 баллов;
промежуточная КР – 20 баллов;
итоговая КР – 30 баллов.
Разработчик:
Ведущий специалист ИПТИЭ, к.ф.-м.н. А.В. Юдин
|