ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 630 «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
(ГБОУ «Школа № 630)
“УТВЕРЖДАЮ”
Директор ГБОУ «ШКОЛА № 630»
________ М.С.КАРТЫШОВА
“__”__________ 2016 г.
Приказ №_____ от «___»____________ 2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Начальная морская подготовка»
Возраст обучающихся – 12-16 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Уровень – ознакомительный.
Количество детей в группе – 12-15 чел.
Количество часов в 1 год – 38 час.
Педагог ДО:
Трошкин Николай Иванович
МОСКВА
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа реализуется в рамках социально-педагогической направленности образовательной деятельности в сфере военно-патриотического воспитания молодежи.
Актуальность программы определяется необходимостью тематической организации досуга учащейся молодёжи, популяризации профессии моряка, подготовки молодежи к службе в военно-морском флоте России и для работы на судах морского и речного флота. В ХХI веке интерес человечества к использованию Мирового океана как транспортной артерии и кладовой энергетических и биоресурсов возрастает с каждым годом. Профессии морского профиля всегда будут оставаться востребованными. Кроме того, недостаточность уроков физкультуры для компенсации двигательной активности подростков, увлечение детей телевидением и компьютерными играми – все это приводит к неуклонному снижению уровня здоровья и физической подготовки. Восполнить этот недостаток также поможет данная программа.
Новизна программы заключается в возможности в условиях города освоить начала морской профессии, получить навыки необходимые каждому моряку без исключения. Успешно прошедшим курс подготовки «начальная морская подготовка» представится возможность участия в летней морской практике или в многодневном шлюпочном походе. В процессе обучения ребенок получит хорошую физическую закалку и выносливость.
Педагогическая целесообразность программы состоит в возможности формирования осознанного выбора будущей профессии уже в среднем школьном возрасте. После освоения программы учащиеся смогут перейти к более сложным видам морской подготовки – изучение основ навигации и лоции, астронавигации, управление морской шлюпкой ЯЛ-6 на веслах и под парусом, программы яхтенного рулевого, управление маломерным судном по программе ГИМС МЧС РФ.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – дать первичные знания по морской подготовке, а также основам морской практики.
Задачи программы
Обучающие:
Дать понятие о морских профессиях.
Научить морской терминологии.
Изучить виды морской формы и правила ее ношения.
Изучить назначение, устройство, вооружение и снабжение шлюпки.
Изучить общие понятия об устройстве надводного корабля.
Научить технике гребли и управлению, уходу за шлюпкой.
Ознакомиться с организацией корабля.
Ознакомиться с организацией военно-морского флота.
Изучить основные понятия навигации, лоции, астронавигации.
Развивающие:
Развивать двигательные навыки, координацию движений.
Развивать дисциплинированность, ответственность.
Развивать чувство товарищества и взаимовыручки.
Развивать познавательную активность учащихся.
Воспитательные:
Воспитание целеустремленности в достижении намеченных целей.
Воспитание патриотизма, осознания неразрывной связи с Родиной.
Воспитание уважения к труду.
Подготовка к осознанному выбору профессии.
Срок реализации программы – 1 года ( 38 часов) и 2-3 недели в летний период времени: учебно-тренировочные сборы на море или шлюпочная практика (поход).
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 до 16 лет.
Количественный состав учебной группы – 12-15 чел.
Данная программа определяет тематику, содержание и методику проведения занятий, распределение учебного времени по основным вопросам курса: ознакомление с морскими профессиями, общее понятие об устройстве надводного корабля, назначение, устройство, вооружение и снабжение шлюпок; гребля и управление шлюпкой; общие понятия об организации корабля; общие понятия об организации военно-морского флота России, общие понятия о навигации, лоции и астронавигации; морские узлы и такелажное дело; техника безопасности и оказание помощи упавшему за борт.
Программа « Начальная морская подготовка» предназначена для обучающихся 12 – 16 лет и рассчитана на 1 год обучения. Годовая нагрузка детей составляет 38 часов учебного времени, а в летний период времени дополнительно предусмотрены учебно-тренировочные сборы на море, или шлюпочная практика (поход) на 2-3 недели. Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу – 1 час в неделю. Занятия проводятся с сентября по июль месяц.
В июне месяце – учебно-тренировочные сборы на море, или шлюпочная практика (поход) на 2-3 недели.
Режим занятий – 1 раза в неделю.
Формы проведения занятий:
- теоретические и практические занятия;
(теоретические и практические занятия проводятся в учебных кабинетах, занятия на шлюпке ЯЛ-6 - на водной базе московского городского детского морского центра (МГДМЦ) им. Петра Великого ).
- контрольные занятия;
- тренировки;
- участие в совместной трудовой деятельности по подготовке плавучих средств и техники к навигации, или работы по созданию материальной базы, где педагог использует личный пример в обучении и в воспитательных целях;
- профильные экспедиции, походы, экскурсии;
вне сетки часов :
- культурно-массовые мероприятия, участие в соревнованиях;
- встречи с ветеранами – уроки мужества с просмотром фото- и видеоматериалов из видеотеки Юношеского морского клуба, посещение ветеранов войны и оказание им помощи;
- традиционные выезды в части и соединения Военно-Морского Флота;
- клубный день – сбор всех групп, встреча с интересными людьми, беседы, просмотр и обсуждение видео- и фото-материалов ;
- походы по знаменательным историческим местам ;
Говоря о способах организации занятия необходимо выделить следующие методы обучения:
- словесные: устное изложение и беседа, рассказ, лекция;
- наглядные: показ учебных плакатов и пособий, видеоматериалов.
- практические: практические занятия и тренировки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.
Решение поставленных задач и реализация цели дополнительной общеобразовательной программы при условии последовательного их выполнения и творческого подхода педагога к своей работе позволят получить следующие результаты:
К концу обучения обучающиеся должны
Знать:
- содержание основных морских профессий;
- основы устройства надводного корабля
- назначение и виды шлюпок;
- технические данные, устройство шлюпки ЯЛ-4, ЯЛ-6;
- вооружение и снабжение шлюпки ЯЛ-6;
- меры безопасности и правила поведения гребцов в шлюпке;
- обязанности гребцов, рулевого и старшины шлюпки;
- команды и их последовательность при использовании шлюпки;
- основы корабельной организации;
- основы организации военно-морского флота России;
- основные понятия навигации, лоции, астронавигации.
Уметь:
- технически правильно грести и быть физически готовым пройти дистанцию 1000 м;
- управлять шлюпкой на веслах;
- вязать не менее 6 морских узлов за 40 секунд;
- вязать без учёта времени не менее 12 морских узлов.
Контроль за работой обучающихся, оценка их знаний, навыков и умений является важнейшим средством активизации и повышения эффективности образовательного процесса, содействующим повышению интереса к познанию.
Диагностика и оценка получаемых результатов проводится регулярно в процессе учебного года и подразделяется на текущую и итоговую.
Текущий контроль знаний проводится педагогом постоянно на каждом занятии. Это проверка усвоения пройденной темы контрольными вопросами, выполнение заданий.
После изучения тем, требующих практического закрепления пройденного материала, проводится зачёт. Принцип «от простого к сложному» лежит в основе процесса обучения, поэтому система зачётов обязательна. Она позволяет не только контролировать уровень знаний, но и привносит в процесс элементы сознательности, что является хорошим стимулом в освоении программы.
Итоговая оценка освоения годового курса программы проводится в мае-июне месяце.
Обучающиеся, успешно прошедшие курс и сдавшие промежуточные и итоговые зачёты по пройденным темам, рекомендуются для прохождения в летний период времени учебно-тренировочных сборов на море или шлюпочной практики (похода).
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговая аттестация в форме сдачи зачетов обучающихся проходит в соответствии с Положением об аттестации обучающихся ГБОУ « Школа
№ 630 «Лингвистический центр».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Теоретических
|
Практических
|
Всего
|
1
|
Вводное занятие.
|
1
|
|
1
|
2
|
Ознакомление с морскими профессиями
|
1
|
|
1
|
3
|
Морская терминология
|
1
|
|
1
|
4
|
Морская форма: виды и правила ношения.
|
1
|
|
1
|
5
|
Общее понятие об устройстве корабля.
|
2
|
|
2
|
Шлюпочная подготовка
|
5
|
14
|
19
|
6
|
Назначение, типы гребных и гребно -парусных шлюпок. Нормы эксплуатации .
|
1
|
|
1
|
|
Устройство шестивесельного яла ЯЛ-6.
|
1
|
|
1
|
|
Предметы снабжения ЯЛ-6.
|
1
|
|
1
|
|
Парусное вооружение шестивесельного яла.
|
1
|
|
1
|
|
Обязанности гребцов, посадка в шлюпку.
|
|
1
|
1
|
|
Техника гребли. Обучение гребле.
|
|
7
|
7
|
|
Командные слова при движении на веслах.
|
|
1
|
1
|
|
Отход шлюпки от пирса (причала).
Подход шлюпки к пирсу (причалу).
|
|
1
|
1
|
|
Спасение человека, упавшего за борт.
|
|
1
|
1
|
|
Уход за шлюпкой и ее вооружением.
|
1
|
1
|
2
|
|
Морские узлы, применяемые на шлюпках
|
|
2
|
2
|
Основы корабельной организации
|
5
|
|
5
|
|
Основы корабельной организации
|
1
|
|
1
|
|
Корабельные правила
|
1
|
|
1
|
|
Подъем флага на корабле
|
1
|
|
1
|
|
Повседневная жизнь на корабле
|
1
|
|
1
|
|
Основы организации ВМФ России
|
1
|
|
1
|
Основы навигации, лоции, астронавигации
|
5
|
|
3
|
|
Место корабля в море. Широта и долгота.
|
1
|
|
1
|
|
Курс и скорость корабля. Компасы и лаги.
|
1
|
|
1
|
|
Магнитный компас.
|
1
|
|
1
|
2
|
Морская навигационная карта и лоция.
|
1
|
|
1
|
|
Небесная сфера. Основные созвездия и навигационные звезды Северного полушария
|
1
|
|
1
|
|
Введение в гидрометеорологию
|
1
|
|
1
|
Итоговое занятие.
|
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
22
|
16
|
38
|
Летняя морская практика или шлюпочный поход
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Ознакомление с образовательной программой. Инструктаж по общей технике безопасности.
Назначение, устройство, вооружение и снабжение шлюпок
Назначение, типы гребных и гребно-парусных шлюпок.
Определение шлюпок, как вида плавсредств. Круг задач, решаемых с помощью шлюпок в ВМФ. Шлюпка-лучшее средство начального морского обучения управления кораблем. Классификация по роду движения, по кормовому образованию, по роду движителя. Барказы, катера, ялы, тузики, надувные шлюпки, вельботы, спасательные шлюпки.
Нормы эксплуатации шлюпок.
Нормы по пассажировместимости и грузовместимости. Нормы по мореходности. Нормы по району плавания.
Устройство шестивесельного яла.
Набор корпуса: киль, кильсон, резенкиль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты, брештуг, привальные брусья, транец. Обшивка: 14 поясов, шпунтовый, ширстрек, планширь, буртик. Банки, кницы, подлегарсы, пиллерсы. Носовой и кормовой решетчатый люки, рыбины. Рулевое устройство: перо руля, румпель. Сорлинь. Подуключины.
Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы, легкого сплава.
Особенность шлюпки из шпона, пластмассы, легкого сплава АМГ-58.Увеличение прочности, уменьшение или отсутствие шпангоутов.
Предметы снабжения шестивесельного яла.
Формуляр шлюпки. Шлюпочно-сигнальная книга. Перечень предметов снабжения.
Парусное вооружение шестивесельного яла.
Одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение. Рангоут, стоячий и бегучий такелаж.
Особенности устройства и вооружения гребных катеров
Гребля и управление шлюпкой на веслах.
Обязанности гребцов, посадка в шлюпку.
Порядок распределения гребцов, нумерация гребцов. Посадка в шлюпку при швартовке носом, кормой, лагом. Действия после посадки.
Правила поведения в шлюпке.
Подгонка весел.
Распределение весел по длине, маркировка, центровка.
Подгонка уключин. Упор для ног.
Техника гребли. Обучение гребле.
Исходное положение. Занос лопасти весла. Ввод лопасти в воду. Проводка лопасти в воде. Вынос лопасти из воды. Темп гребли. Типичные ошибки начинающих гребцов.
Командные слова при движении шлюпки на веслах.
Отход от пирса. Гребля на 3и 2 счета. Повороты, развороты.
Подход шлюпки к пирсу (причалу).
Учет инерции, ветра, циркуляции. Команды.
Отход шлюпки от пирса (причала).
Учет инерции, ветра, циркуляции. Команды
Подход шлюпки к необорудованному берегу.
Подход носом. Подход кормой. Действия гребцов. Команды.
Постановка шлюпки на якорь.
Учет глубины, ветра, инерции. Изготовка якоря. Команды гребцам.
Тема 8. Съемка шлюпки с якоря.
Учет ветра, инерции. Команды гребцам. Действия гребцов.
Тема 9. Снятие шлюпки с мели.
Весла на укол. Раскачивание. Дифферент на корму. Сталкивание
гребцами из воды.
Тема 10. Буксировка шлюпок.
Буксировка на фалине; на буксирном тросе. С гребцами.
Использование шлюпок в особых условиях.
Спасение человека упавшего за борт.
Подход с наветренной стороны. Учет инерции, циркуляции. Действия гребцов, старшины и командира шлюпки.
Подход к бочке.
Учет ветра, инерции, циркуляции. Меры безопасности.
Высадка десанта из шлюпок.
Действия гребцов. Команда «весла за борт». Высадка десанта.
Обслуживание шлюпок.
Корабельные устройства для крепления, спуска и подъема шлюпок. Спуск и подъем шлюпок.
Крепление шлюпки по-походному.
Уход за шлюпкой.
Подготовка шлюпки к навигации: удаление старой краски, подготовка и покраска корпуса, проверка и доукомплектование ЯЛ-6.
Уход за вооружением шлюпки.
Ремонт весел, подуключин. Ремонт рыбин и их креплений. Ремонт пера руля. Покраска уключин, покрытие лаком (олифой) весел, банок, привального бруса, планширя, решетчатых люков, пера руля. Замена ветхого такелажа.
Морские узлы, применяемые на шлюпках.
Прямой, рифовый, шлюпочный, штык, штык со шлагом, рыбацкий штык, удавка, беседочный (булинь), шкотовый, брамшкотовый.
Общефизическая подготовка, плавание.
Легкая атлетика.
Бег на 60, 100м. Бег на 500,1000,1500м. Прыжки в длину, в высоту. Прыжки на скакалке.
Гимнастика.
Подтягивание. Отжимание. Упражнения на брусьях. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения на гибкость.
Тема 3. Плавание.
Плавание «брасом», «кролем», на спине. Ныряние в длину.
Итоговое занятие.
Проверяется умение управлять шлюпкой при отходе и подходе к пирсу, при спасении человека за бортом. Шлюпочная гонка на 1000 дистанции метров.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-воспитательная работа в учебных группах осуществляется как единый процесс обучения, воспитания и развития. Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.
В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий, просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить ребятам, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится необходимый материал для практических занятий.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы), индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей).
Подготовка к занятиям с обучающимися предъявляет к педагогу особые требования. Он должен не только хорошо владеть предметом, но и уметь доходчиво и интересно излагать учебный материал, максимально используя учебно-материальную базу, включающую наглядные пособия, учебные компьютерные программы, видео- и аудиотехнику.
Решение этой задачи, в свою очередь, связано с умением педагога правильно организовать и методически грамотно построить занятие.
Подготовка к занятию должна включать составление плана - конспекта, подбор соответствующих наглядных пособий.
В процессе теоретического изучения материала:
1. Широко используются различные средства наглядности: учебные видеофильмы, плакаты и фотографии, знаки навигационного оборудования, макеты шлюпок.
2. Изложение материала ведётся в тесной связи с другими специальными предметами и сопровождается конкретными примерами из практики управления шлюпкой.
3. Изучение теоретического материала постоянно сочетается с практическим применением полученных знаний на макетах, плакатах
4. Обучающимся даётся список рекомендуемой литературы (справочники, правила, инструкции и т.п.) для самостоятельной работы по темам программы.
При проведении практических занятий применяются следующие виды и формы занятий:
- самостоятельная работа обучающихся по конкретному заданию педагога с пособиями, вооружением и снаряжением шлюпки, инструментами;
- тренировочные занятия на шестивесельном яле.
Учебно-воспитательная работа в учебных группах осуществляется как единый процесс обучения, воспитания и развития. Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.
В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий, просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить ребятам, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится необходимый материал для практических занятий.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы), индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей).
Подготовка к занятиям с обучающимися предъявляет к педагогу особые требования. Он должен не только хорошо владеть предметом, но и уметь доходчиво и интересно излагать учебный материал, максимально используя учебно-материальную базу, включающую наглядные пособия, тренажёры, учебные компьютерные программы, видео и аудиотехнику.
Решение этой задачи, в свою очередь, связано с умением педагога правильно организовать и методически грамотно построить занятие.
Подготовка к занятию должна включать составление плана - конспекта, подбор соответствующих наглядных пособий, проверку готовности шлюпки.
В процессе теоретического изучения материала:
1. Широко используются различные средства наглядности: учебные видеофильмы, слайды и фотографии, знаки навигационного оборудования, макеты парусных судов, технические средства судовождения, пособия.
2. Изложение материала ведётся в тесной связи с другими специальными предметами и сопровождается конкретными примерами из практики судовождения.
3. Изучение теоретического материала постоянно сочетается с практическим применением полученных знаний на тренажёрах, макетах, плакатах и приборах.
4. Обучающимся даётся список рекомендуемой литературы (справочники, правила, уставы, инструкции и т.п.) для самостоятельной работы по темам программы.
При проведении практических занятий применяются следующие виды и формы занятий:
- самостоятельная работа обучающихся по конкретному заданию педагога с пособиями, морскими картами, схемами, приборами и инструментами;
- тренировочные занятия на тренажёрных устройствах по судовождению, навигационным знакам и огням, судовым сигнальным огням и т.п
Условия реализации программы.
Выполнение настоящей программы обеспечивается наличием:
- квалифицированных кадров педагогического состава;
- учебного кабинета, оснащённого необходимыми схемами, плакатами по темам преподаваемого курса;
- обучающих компьютерных программ по вязанию морских узлов;
- четырех- и шестивесельного ялов с полным комплектом снабжения и вооружения;
- необходимого материала и инструментов для ухода и содержания шлюпок;
- спортивного зала, стадиона и спортивных площадок для занятий по общефизической подготовке;
- бассейна для проведения занятий по плаванию.
Реализация программы предполагает возможность внесения в нее изменений, уточнений и дополнений. Изменения планируются на основе анализа реализации программы в течение учебного года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы»
«Шлюпка». Воениздат, 1971 г.
Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.,1990.
Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
Коккрофт А.Н., Ламейер Ф. Толкование МППСС – 72. Пособие. - М.: Транспорт, 1981.
Макаров И.В. Морское дело. Учебник – М.: Транспорт, 1989.
Морское законодательство Российской Федерации. Книга первая (в двух книгах). Сост. Сухоруков А.П., - Ленинград: ЦКФ ВМФ, 1994.
Океанография и морская метеорология. – М.: Воениздат, 1984.
Правила наблюдения на кораблях и судах ВМФ за гидрометеорологической обстановкой (ПНГМО – К – 86). - М.: издание Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны № 9151 ЦКФ ВМФ, 1988.
Практическое кораблевождение для командиров кораблей, штурманов и вахтенных офицеров № 9035.2. – М.: ЦКФ ВМФ,1988.
Список литературы для учащихся
Военно – морской словарь для юношества: Около 10000 слов/Под общ. ред. П.А. Грищука. - М.; Патриот, 1996.-520 стр. + 16 стр. цв. вкладк
Морская практика для матроса: Учеб. пособие для ПУЗ.-2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1993.- 256 с.: ил., табл.
Оказание первой медицинской помощи при различных видах травм. - Изд. ООО «НПО» Элтэк», Иркутск, 2006. 45 с ил.
|