Ю. А. Гусев основы духовной экологии




Скачать 8.57 Mb.
Название Ю. А. Гусев основы духовной экологии
страница 1/63
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


Ю.А.Гусев

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЭКОЛОГИИ

«Пока человек естества не пытал горнилом, весами и мерой,

Но детски вещаньям природы внимал, ловил её знаменья с верой;

Покуда природу любил он, она любовью ему отвечала:

О нем дружелюбной заботой полна, язык для него обретала.

Почуяв беду над его головой, вран каркал ему в опасенье,

И замысла, в пору смиряясь пред судьбой, воздерживал он дерзновенье.

На путь ему, выбежав из лесу, волк, крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчил, и смело свой полк бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная , вея над ним, блаженство любви прорицала,

В пустыне безлюдной он не был одним, нечуждая жизнь в ней дышала.

Но, чувство презрев, он доверил уму; вдался в суету изысканий…

И сердце природы закрылось ему, и нет на земле прорицаний.

Е.Боратынский

Содержание:

1.Введение;

2.Глава первая«ВВЕДЕНИЕ В ДУХОВНУЮ ЭКОЛОГИЮ»НИЕ В ДУХОВНУЮ ЭКОЛОГИЮ»:

2.1.История духовной экологии:

2.1.1. В.И.Вернадский;

2.1.2. Н.Н.Моисеев;

2.1.3. И.Н. Яницкий.

2.2. Основные понятия, темы, идеи духовной экологии;

2.3. «Принципы «устойчивого развития» в эпоху Перемен (опыт США);

2.3.1. Повышение экономичности, эффективности инвестирования и продуктивности всех отраслей производства;

2.3.2. Расширение областей человеческой деятельности в космической и биологической отраслях, в сфере высоких энергий, научное понимание изменения жизни в глобальных масштабах;

2.3.3. Расширение научно-исследовательской деятельности;

2.3.4. Повышение интеллектуального потенциала населения, подготовка детей к обучению, рост ресурсов для обеспечения качества подготовки ученых и обучения в университетах;

2.3.5. Устранение бродяжничества и наркомании;

2.3.6. Защита окружающей природной среды;

2.3.7. Регулирование климата в глобальном масштабе;

2.3.8. Усовершенствование инфраструктуры транспортной системы;

2.3.9. Улучшение положения социально-обездоленных слоёв населения;

2.3.10. Укрепление национальной безопасности и достижение интересов США за рубежом;

2.3.11. Сохранене национального культурного наследия;

2.3.12. Резюме.

2.4. Духовно-экологический социализм России (ДЭС):

2.4.1. Концепция гармонического развития социума (ГРС);

2.4.2. Экологическая координация здоровых сил общества;

2.4.3. Особенности духовно-экологического социализма в России:

2.4.3.1. Специфика ДЭС ;

2.4.3.2. Особенности глобального экологического кризиса;

2.4.3.3. Аспекты экокризиса и преодоление;

2.4.3.4. «Планетарный интернационализм» на новый лад.

2.5. Основные механизмы охраны окружающей природной среды;

2.6. Законы природопользования;

2.6.1. Ответственность человека перед природой;

2.6.2. Законы «ноосферного природопользования»;

2.7. «Я и Природа как «божественные творения»:

2.7.1. Восприятие природы ребенком;

2.7.2. Мир язычника;

2.7.3. Особенности мифологического (языческого ) сознания;

2.7.4. Духовное удвоение мира природы.

2.8. Основные принципы экологических действий с точки зрения «зеленых»:

2.8.1. Принцип «компенсации загрязнения»;

2.8.2. Ориентация на молодежь;

2.8.3. Опора на реальные дела;

2.8.4. Экологизация жизни;

2.8.5. Использование экологической символики

3. Глава вторая: «ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЭКОЛОГИИ»:

3.1. Планета – живая экосистема;

3.1.1. Лики природы в поэзии России;

3.1.2. Планета – живая экосистема.

3.2. Природа и зарождение жизни на земле:

3.2.1. Зарождение жизни на планете;

3.2.2. Школа жизни – океаническая среда приёмника;

3.2.3. Образование суши вместе с повышением температуры;

3.2.4. Начало формирования биосферы – «Мир растений»;

3.2.5. Окончание формирования биосферы – животные и человек;

3.2.6. Движение социума: стадо – род – семья – развитый Социум.

3.3. Экониши планеты;

3.4. Городская биота (специфика городской общины);

3.5. Проблемы сельской популяции (сельская община);

3.7. Природоохранное миросозерцание (положительная ноосфера):

3.7.1. Природа как творние Бога;

3.7.2. Ответственность человека перед природой;

3.7.3. Восточные основы экологической этики и «технологии выживания»;

3.7.4. Хозяйственное развитие в коэволюции с природой;

3.7.4.1. Коэволюция с Природой;

3.7.4.2. Ведение хозяйства в экстремальных условиях;

3.7.4.3. Аскетизм – психологическая опора инновации;

3.7.4.4. Общие принципы «Новой экологической политики» (НЭП).

3.8. Природопокорительское миросозерцание ( негативная ноосфера):

3.8.1. Взгляд на природу как на объект воздействия;

3.8.2. Природа как ресурс для развития промышленности;

3.8.3. «Получена ли природа в наследство от предков или взята в долг у потомков?»

3.9. Духовная экология как «Наука будущего».

3.10. Системная экология Человека:

3.10.1. «Экологическая матрица выживания человека в окружающей среде»;

3.10.2. Гармонические основы российской личности;

3.10.3. Духовно-инновационное восприятие природы;

3.10.3.1. Новые отношения Человека и Природы;

3.10.3.2. Тождественность основных структур Человека, Природы и Социума;

3.10.3.3. «Любовь к Природе» с точки зрения поэта и «народной мудрости».

4. Глава третья: «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОКАТАКЛИЗМ БУДУЩЕГО»:

4.1.Экокатастрофа как неизбежный механизм Перехода в другую стадию развития.

4.2.Подготовка и смягчение Экокатастрофы:

4.2.1. Прогнозирование «экстремальных ситуаций»;

4.2.2.Мировая сеть «Центров экологической безопасности общества» (ЦЭБО);

4.2.3. Разитие личного творческого потенциала;

4.2.4. Экообщины и автономные экодома – «реперные точки» Будущего.

4.3. Роль России в переходный период:

4.3.1. Перспективы городской и сельской цивилизаций;

4.3.2. «Свободный рынок» и общинно-рыночная форма хозяйствования;

4.3.3. Укрепление местного самоуправления как фактор Перехода;

4.3.4. Планетарная миссия России.

4.4.Мировое хозяйство в условиях Экокатастрофы:

4.4.1. Мировая финансовая система;

4.4.2. Состояние промышленного хозяйства;

4.4.3. Состояние сельского хозяйства.

4.5. Духовные ресурсы в эпоху Перемен:

4.5.1. Выработка космического духовно-инновационного сознания;

4.5.2. Объединение телесного совершенствования и духовного становления;

4.5.3. Преодоление физических недугов – новый подход;

4.5.4. Типология возможных критических проявлений экстремальной ситуации;

4.5.5. Смысл и механизмы духовно-телесной трансформации;

4.5.6. Неизбежность катаклизма: дальнейшая деградация качества жизни;

4.5.7. Выход - в идеологии «зеленого движения»;

4.5.8. Воспитание «ноосферного человека»;

4.5.9. Экологическая координация здоровых сил общества;

4.5.10. Преодоление экологического кризиса.

4.6. Принятие решений в экстремальной ситуации.

4.6.1. Духовное обеспечение решений;

4.6.2. Новое понимание «Смерти» и «технология Бессмертия»;

4.6.3. Новая глобальная модель реальности и принятие решений;

4.6.4. Ноосферные принципы Перехода в условиях местного самоуправления;

4.7. Ресурсы выживания страны в грядущем Катаклизме.
5. Глава четвертая: «ДУХОВНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ДРУГИЕ НАУКИ»:

5.1. Экология и Православная Духовность:

5.1.1. Социальная концепция РПЦ в сфере экологии;

5.1.2. Экология и Духовность.

5.2. Экология и Философия:

5.2.1. Генезис духовной экологии как части культуры;

5.2.2. Единство сотворения мира и его экогенезиса;

5.2.3. Взаимосвязь экологии и социальной духовности;

5.3. Экология и Культурология:

5.3.1. Общие замечания;

5.3.2. Троичность Природы и Культуры;

5.3.3. Функции Природы и Культуры во вселенной;

5.3.4. Западное и восточное понимание Природы и Культуры;

5.4. Экология и человековедение:

5.4.1. Выроботка духовно-экологического сознания;

5.5. Экология и космология:

5.5.1. Язык энергоинформационного описания новой реальности;

5.5.2. Целостность и многомерность Пространства-Времени.

5.5.3. Эволюция и Инволюция духовного человека;

5.6. Экология и Медицина:

5.6.1. Преодоление физических недугов – новый подход;

5.6.2. Смысл и механизм духовно-телесной трансформации человека;

5.7. Экология и инновационное образование:

5.7.1. Основы альтернативного образования;

5.7.1.1. Инновационность образования;

5.7.1.2. Основы новой образовательной технологии – НОТ;

5.7.2. Мифы образования;

5.7.3. Традиции российского образования;

5.7.4. Авторское образование – «Путь выживания»;

5.7.5. Духовность образования – ключ к его реформе;

5.7.6. СОИ – стратегическая обрапзовательная инициатива.
6. Глава пятая: «МЕТОДЫ ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»:

6.1. Инструментальные методы;

6.2. Полевые методы:

6.2.1. Наблюдение;

6.2.2. Анкетный опрос и интервью;

6.3. Аналитические методы (химия);

6.4. Матричные методы:

6.4.1. МКД – матрица культурной динамики;

6.4.2. Методика «мировое дерево»;

6.4.3. Методика «объёмная сеть».

6.5. Энерго-информационный анализ:

6.5.1. Энерго-информационная структура личности;

6.5.2. Матрица энерго-информационных связей человека;

6.5.3. Развитие энерго-информационной зависимости во времени.

6.6. Экспериментальные методы:

6.6.1. Эвристические методы;

6.6.2. Опрос экспертов;

6.6.3. «Деловые игры»;

6.6.4. Методы развития личного творческого потенциала.

6.7. Духовно-голографические методы:

6.7.1. Выход за границу системы;

6.7.2. Дополнительность результата и процесса;

6.7.3. Сочетание традиций и новаторства по «золотой пропорции»;

6.7.4. Эволюция от Мифа, через Ному и Факт к – Инновации;

6.8. Специальные методы исследований («лозоходство»);

6.9. Прогностические методы исследований:

6.9.1. Специфика прогнозирования восприятия будущего;

6.9.2. Матричное прогнозирование Будущего.
7. Глава шестая: «ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ (НООСФЕРНОЕ) СОЗНАНИЕ

(ДЭС) - УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ В ЭПОХУ ЭКОКАТАКЛИЗМА»:

7.1. Этапы развития ДЭС;

7.2. Проблемы духовно-экологической безопасности (ДЭБ):

7.2.1. Духовная безопасность;

7.2.2. Экологическая безопасность;

7.2.3. Принципы выбора безопасной стратегии поведения;

7.2.4. Баланс оптимумов безопасной стратегии;

7.2.5. Роль опережающего предсказания;

7.2.6. Сочетание традиционных методов с методами инновационными;

7.2.7. Мобилизация творческого ресурса;

7.2.8. Духовные основы принятия решений в условиях ЧП.

7.3. Механизмы системной целостности человека (общение):

7.4. Механизмы системной целостности общества (катастрофы, бифуркации):

7.5. Диалектика ДЭС:

7.5.1. Экообычаи;

7.5.2. Адаптация к изменениям;

7.5.3. Инновационные механизмы развития.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
9. ПРИЛОЖЕНИЯ:

9.1. Киммерийский цикл стихов автора о природе;

9.2. Концепция художественно-экологического образования-воспитания (ХЭВ);

9.3. Создание сети Станций Общинного Спасении (СОС) во время катастрофы;

9.4. Создание деревенских и малых городских экопоселений в условиях Перехода России на ноосферный Путь развития (проект «Дворянская усадьба»);

9.5. Международная школа Природы, Культуры и ремесел для экопоселения;

9.6. Энерго-информационный комплекс «НООСФЕРНЫЙ МЕДИА-ДОМ».

9.7. Энерго-информационный комплекс «НООСФЕРНЫЙ ДОКТОР-ДОМ»;

9.8. Программа работы детского экоклуба: ЭКОЛОГИЯ СЕЛА»;

  1. ВВЕДЕНИЕ:

«Как тот актер, который, оробев, забыл слова давно знакомой роли,

Как тот безумец, что, впадая в гнев, в избытке сил теряет силу воли,

Так я молчу, не зная, что сказать, не оттого, что сердце оробело, -

Нет, на мои уста кладет печать моя ЛЮБОВЬ, которой нет предела».

В.Шекспир

Мы живем в Переходное Время, сегодня каждый ощущает это. В одном из самых рубежных состояний находится Природа. Не одна новостная передача по радио или по телевидению уже не обходится без сообщений о климатических катастрофах, или других аномалиях природы. Мир стоит в преддверии глобального экологического катаклизма, сугубо экологическое понимание которого уже мало, что даёт.

В этой работе мы пытаемся раскрыть основы новой науки – «Духовной Экологии», которая способна осознать, как причины наступления глобальных Перемен, так и способы смягчения их потенциальных влияний на человека.

Академик В.И.Вернадский предвидел такое состояние развития биосферы планеты, когда окажется необходимым Переход на ноосферный этап взаимной эволюции (коэволюции) человека и Природы, предполагающий появление на свет человека с «ноосферным сознанием».

Все особенности этого сознания, которое нам удобнее называть «духовно-инновационным», мы разбираем в этой работе.

Для появления «ноосферного человека», мало одного его желания, необходимо устроить государственный порядок, позволяющий создать в социуме духовные условия для свободного творчества и инновационных технологий, способных соответствовать предполагаемым негативным вызовам природы. А они будут весьма жесткими, сейчас мы видим только цветочки!

В таком государстве должна будет существовать гармоническая взаиморегуляция представителей государственного организма: чиновников, военных, учителей и т.д., то есть, тех, кто отвечает за стабильность государства, и ученых, деятелей искусства, инновационных аграриев и промышленников, отвечающих за инновационное и творческое развитие страны.

Пусть приоритеты их действий различны, но высокий уровень взаимной культуры, стремление к общественному согласию на основе разумного законодательства, способно обеспечить в новом государстве процветание и постоянное совершенствование его членов.

Оно станет возможным благодаря высокому уровню духовности, опирающейся на практические механизмы действий, ноосферную технологию общественного согласия и взаимовыгодную гармонию социума и природы.

Незыблемой основой такого согласия выступает общественный договор (например, Конституция) и другие правовые акты, которые, будучи однажды принятыми, включают механизм постоянного совершенствования населения и его адаптации к меняющимся условиям общественного и природного бытия.

Поэтому для нас ныне представляются наиболее важными четыре функциональных направления духовно-экологической деятельности:

- создание ноосферного социального порядка в стране и обеспечение её национальной безопасности путем выработки духовно-нравственной «зеленой политики» по отношению к природе;

- духовный симбиоз науки, искусства и образования для организации достойного воспитания «ноосферного человека»;

- хозяйственное развитие страны в коэволюции с природой, опирающееся на ноосферные промышленные и сельскохозяйственные технологии, имеющие инновационный характер с разумным сочетанием плановых и рыночных начал;

- гармонизация социальных отношений путем укрепления семьи, поддержки неимущих слоёв населения, развития гражданского общества, создания экопоселений – ноосферных добрососедских общин, строительство в них автономных и «экологически чистых домов» и т.д.

Все эти задачи, на наш взгляд, нельзя решить одной науке или только государственным органам. Они потребуют гармонического участия всех здоровых сил общества:

- государственных структур, во главе которых должны стать «экологически ориентированные политики»;

- промышленных и сельскохозяйственных организаций, разделяющих необходимость экономического развития в коэволюции с Природой;

- неправительственных общественных организаций экологической и духовной направленности;

- частных лиц, своим творческим трудом вносящих посильный вклад в гармоническое развитие общества сообща с Природой.

Именно поэтому духовный эколог должен считать важнейшей задачей своей практической деятельности не только ноосферные исследования, но координацию всех здоровых сил общества в указанном направлении.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Похожие:

Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Образовательная программа «основы экологии»
Романова Елена Павловна, к б н., педагог дополнительного образования мбоу до гцир
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon В. С. Безрукова Основы духовной культуры
Константину Ивановичу, дочери Татьяне, внукам Юрию и Константину, их детям и детям детей их с любовью и смирением посвящаю
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Высказывания
Московской Духовной Академии. Род в 1946 году. В 1969 году окончил филологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова. Доктор филологических...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Выводы Глава II. Опытно- экспериментальная работа по развитию певческой...
...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Инструкция по делопроизводству в Министерстве природных ресурсов...
Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области (далее – Инструкция) устанавливает единые требования к документированию...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Конкурс проводится на средства гранта, полученного от Фонда Президентских...
Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок проведения областного конкурса семейного декоративно-прикладного творчества...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5
А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар гос ун-т; Ю. А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5
А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар гос ун-т; Ю. А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon 1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный...
Красуцкий Б. В. Сборник практических заданий по экологии (раздел: Прикладная экология): учеб практ пособие для студ географ и биолог...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Положение о проведении муниципального конкурса плейкастов по экологии и биологии
Муниципальный конкурс по экологии и биологии «Изменения в живой природе и экологические проблемы» (далее Конкурс) направлен на повышение...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Отчет о работе, проделанной сотрудниками фгбу «Институт глобального...
Фгбу «Институт глобального климата и экологии Росгидромета и ран» на территории Беломорской биологической станции им. Н. А. Перцова...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации
Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Конкурсная документация для участия в открытом конкурсе
Мапп гусев, мапп багратионовск, тп куршская коса, тп мамоновский и бпто на оз. Виштынецкое
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon Гусев ауыл советы ауыл
...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon С. А. Гусев трактор б10М. 6000ЕН
Запрещается проводить какие-либо работы на тракторе при поднятой створке капота, кабине и крышке аккумуляторного отсека без установки...
Ю. А. Гусев основы духовной экологии icon С. А. Гусев трактор б10М. 6000ЕН
Запрещается проводить какие-либо работы на тракторе при поднятой створке капота, кабине и крышке аккумуляторного отсека без установки...

Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск