Скачать 8.57 Mb.
|
Ю.А.Гусев ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЭКОЛОГИИ «Пока человек естества не пытал горнилом, весами и мерой, Но детски вещаньям природы внимал, ловил её знаменья с верой; Покуда природу любил он, она любовью ему отвечала: О нем дружелюбной заботой полна, язык для него обретала. Почуяв беду над его головой, вран каркал ему в опасенье, И замысла, в пору смиряясь пред судьбой, воздерживал он дерзновенье. На путь ему, выбежав из лесу, волк, крутясь и подъемля щетину, Победу пророчил, и смело свой полк бросал он на вражью дружину. Чета голубиная , вея над ним, блаженство любви прорицала, В пустыне безлюдной он не был одним, нечуждая жизнь в ней дышала. Но, чувство презрев, он доверил уму; вдался в суету изысканий… И сердце природы закрылось ему, и нет на земле прорицаний. Е.Боратынский Содержание: 1.Введение; 2.Глава первая«ВВЕДЕНИЕ В ДУХОВНУЮ ЭКОЛОГИЮ»НИЕ В ДУХОВНУЮ ЭКОЛОГИЮ»: 2.1.История духовной экологии: 2.1.1. В.И.Вернадский; 2.1.2. Н.Н.Моисеев; 2.1.3. И.Н. Яницкий. 2.2. Основные понятия, темы, идеи духовной экологии; 2.3. «Принципы «устойчивого развития» в эпоху Перемен (опыт США); 2.3.1. Повышение экономичности, эффективности инвестирования и продуктивности всех отраслей производства; 2.3.2. Расширение областей человеческой деятельности в космической и биологической отраслях, в сфере высоких энергий, научное понимание изменения жизни в глобальных масштабах; 2.3.3. Расширение научно-исследовательской деятельности; 2.3.4. Повышение интеллектуального потенциала населения, подготовка детей к обучению, рост ресурсов для обеспечения качества подготовки ученых и обучения в университетах; 2.3.5. Устранение бродяжничества и наркомании; 2.3.6. Защита окружающей природной среды; 2.3.7. Регулирование климата в глобальном масштабе; 2.3.8. Усовершенствование инфраструктуры транспортной системы; 2.3.9. Улучшение положения социально-обездоленных слоёв населения; 2.3.10. Укрепление национальной безопасности и достижение интересов США за рубежом; 2.3.11. Сохранене национального культурного наследия; 2.3.12. Резюме. 2.4. Духовно-экологический социализм России (ДЭС): 2.4.1. Концепция гармонического развития социума (ГРС); 2.4.2. Экологическая координация здоровых сил общества; 2.4.3. Особенности духовно-экологического социализма в России: 2.4.3.1. Специфика ДЭС ; 2.4.3.2. Особенности глобального экологического кризиса; 2.4.3.3. Аспекты экокризиса и преодоление; 2.4.3.4. «Планетарный интернационализм» на новый лад. 2.5. Основные механизмы охраны окружающей природной среды; 2.6. Законы природопользования; 2.6.1. Ответственность человека перед природой; 2.6.2. Законы «ноосферного природопользования»; 2.7. «Я и Природа как «божественные творения»: 2.7.1. Восприятие природы ребенком; 2.7.2. Мир язычника; 2.7.3. Особенности мифологического (языческого ) сознания; 2.7.4. Духовное удвоение мира природы. 2.8. Основные принципы экологических действий с точки зрения «зеленых»: 2.8.1. Принцип «компенсации загрязнения»; 2.8.2. Ориентация на молодежь; 2.8.3. Опора на реальные дела; 2.8.4. Экологизация жизни; 2.8.5. Использование экологической символики 3. Глава вторая: «ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЭКОЛОГИИ»: 3.1. Планета – живая экосистема; 3.1.1. Лики природы в поэзии России; 3.1.2. Планета – живая экосистема. 3.2. Природа и зарождение жизни на земле: 3.2.1. Зарождение жизни на планете; 3.2.2. Школа жизни – океаническая среда приёмника; 3.2.3. Образование суши вместе с повышением температуры; 3.2.4. Начало формирования биосферы – «Мир растений»; 3.2.5. Окончание формирования биосферы – животные и человек; 3.2.6. Движение социума: стадо – род – семья – развитый Социум. 3.3. Экониши планеты; 3.4. Городская биота (специфика городской общины); 3.5. Проблемы сельской популяции (сельская община); 3.7. Природоохранное миросозерцание (положительная ноосфера): 3.7.1. Природа как творние Бога; 3.7.2. Ответственность человека перед природой; 3.7.3. Восточные основы экологической этики и «технологии выживания»; 3.7.4. Хозяйственное развитие в коэволюции с природой; 3.7.4.1. Коэволюция с Природой; 3.7.4.2. Ведение хозяйства в экстремальных условиях; 3.7.4.3. Аскетизм – психологическая опора инновации; 3.7.4.4. Общие принципы «Новой экологической политики» (НЭП). 3.8. Природопокорительское миросозерцание ( негативная ноосфера): 3.8.1. Взгляд на природу как на объект воздействия; 3.8.2. Природа как ресурс для развития промышленности; 3.8.3. «Получена ли природа в наследство от предков или взята в долг у потомков?» 3.9. Духовная экология как «Наука будущего». 3.10. Системная экология Человека: 3.10.1. «Экологическая матрица выживания человека в окружающей среде»; 3.10.2. Гармонические основы российской личности; 3.10.3. Духовно-инновационное восприятие природы; 3.10.3.1. Новые отношения Человека и Природы; 3.10.3.2. Тождественность основных структур Человека, Природы и Социума; 3.10.3.3. «Любовь к Природе» с точки зрения поэта и «народной мудрости». 4. Глава третья: «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОКАТАКЛИЗМ БУДУЩЕГО»: 4.1.Экокатастрофа как неизбежный механизм Перехода в другую стадию развития. 4.2.Подготовка и смягчение Экокатастрофы: 4.2.1. Прогнозирование «экстремальных ситуаций»; 4.2.2.Мировая сеть «Центров экологической безопасности общества» (ЦЭБО); 4.2.3. Разитие личного творческого потенциала; 4.2.4. Экообщины и автономные экодома – «реперные точки» Будущего. 4.3. Роль России в переходный период: 4.3.1. Перспективы городской и сельской цивилизаций; 4.3.2. «Свободный рынок» и общинно-рыночная форма хозяйствования; 4.3.3. Укрепление местного самоуправления как фактор Перехода; 4.3.4. Планетарная миссия России. 4.4.Мировое хозяйство в условиях Экокатастрофы: 4.4.1. Мировая финансовая система; 4.4.2. Состояние промышленного хозяйства; 4.4.3. Состояние сельского хозяйства. 4.5. Духовные ресурсы в эпоху Перемен: 4.5.1. Выработка космического духовно-инновационного сознания; 4.5.2. Объединение телесного совершенствования и духовного становления; 4.5.3. Преодоление физических недугов – новый подход; 4.5.4. Типология возможных критических проявлений экстремальной ситуации; 4.5.5. Смысл и механизмы духовно-телесной трансформации; 4.5.6. Неизбежность катаклизма: дальнейшая деградация качества жизни; 4.5.7. Выход - в идеологии «зеленого движения»; 4.5.8. Воспитание «ноосферного человека»; 4.5.9. Экологическая координация здоровых сил общества; 4.5.10. Преодоление экологического кризиса. 4.6. Принятие решений в экстремальной ситуации. 4.6.1. Духовное обеспечение решений; 4.6.2. Новое понимание «Смерти» и «технология Бессмертия»; 4.6.3. Новая глобальная модель реальности и принятие решений; 4.6.4. Ноосферные принципы Перехода в условиях местного самоуправления; 4.7. Ресурсы выживания страны в грядущем Катаклизме. 5. Глава четвертая: «ДУХОВНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ДРУГИЕ НАУКИ»: 5.1. Экология и Православная Духовность: 5.1.1. Социальная концепция РПЦ в сфере экологии; 5.1.2. Экология и Духовность. 5.2. Экология и Философия: 5.2.1. Генезис духовной экологии как части культуры; 5.2.2. Единство сотворения мира и его экогенезиса; 5.2.3. Взаимосвязь экологии и социальной духовности; 5.3. Экология и Культурология: 5.3.1. Общие замечания; 5.3.2. Троичность Природы и Культуры; 5.3.3. Функции Природы и Культуры во вселенной; 5.3.4. Западное и восточное понимание Природы и Культуры; 5.4. Экология и человековедение: 5.4.1. Выроботка духовно-экологического сознания; 5.5. Экология и космология: 5.5.1. Язык энергоинформационного описания новой реальности; 5.5.2. Целостность и многомерность Пространства-Времени. 5.5.3. Эволюция и Инволюция духовного человека; 5.6. Экология и Медицина: 5.6.1. Преодоление физических недугов – новый подход; 5.6.2. Смысл и механизм духовно-телесной трансформации человека; 5.7. Экология и инновационное образование: 5.7.1. Основы альтернативного образования; 5.7.1.1. Инновационность образования; 5.7.1.2. Основы новой образовательной технологии – НОТ; 5.7.2. Мифы образования; 5.7.3. Традиции российского образования; 5.7.4. Авторское образование – «Путь выживания»; 5.7.5. Духовность образования – ключ к его реформе; 5.7.6. СОИ – стратегическая обрапзовательная инициатива. 6. Глава пятая: «МЕТОДЫ ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»: 6.1. Инструментальные методы; 6.2. Полевые методы: 6.2.1. Наблюдение; 6.2.2. Анкетный опрос и интервью; 6.3. Аналитические методы (химия); 6.4. Матричные методы: 6.4.1. МКД – матрица культурной динамики; 6.4.2. Методика «мировое дерево»; 6.4.3. Методика «объёмная сеть». 6.5. Энерго-информационный анализ: 6.5.1. Энерго-информационная структура личности; 6.5.2. Матрица энерго-информационных связей человека; 6.5.3. Развитие энерго-информационной зависимости во времени. 6.6. Экспериментальные методы: 6.6.1. Эвристические методы; 6.6.2. Опрос экспертов; 6.6.3. «Деловые игры»; 6.6.4. Методы развития личного творческого потенциала. 6.7. Духовно-голографические методы: 6.7.1. Выход за границу системы; 6.7.2. Дополнительность результата и процесса; 6.7.3. Сочетание традиций и новаторства по «золотой пропорции»; 6.7.4. Эволюция от Мифа, через Ному и Факт к – Инновации; 6.8. Специальные методы исследований («лозоходство»); 6.9. Прогностические методы исследований: 6.9.1. Специфика прогнозирования восприятия будущего; 6.9.2. Матричное прогнозирование Будущего. 7. Глава шестая: «ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ (НООСФЕРНОЕ) СОЗНАНИЕ (ДЭС) - УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ В ЭПОХУ ЭКОКАТАКЛИЗМА»: 7.1. Этапы развития ДЭС; 7.2. Проблемы духовно-экологической безопасности (ДЭБ): 7.2.1. Духовная безопасность; 7.2.2. Экологическая безопасность; 7.2.3. Принципы выбора безопасной стратегии поведения; 7.2.4. Баланс оптимумов безопасной стратегии; 7.2.5. Роль опережающего предсказания; 7.2.6. Сочетание традиционных методов с методами инновационными; 7.2.7. Мобилизация творческого ресурса; 7.2.8. Духовные основы принятия решений в условиях ЧП. 7.3. Механизмы системной целостности человека (общение): 7.4. Механизмы системной целостности общества (катастрофы, бифуркации): 7.5. Диалектика ДЭС: 7.5.1. Экообычаи; 7.5.2. Адаптация к изменениям; 7.5.3. Инновационные механизмы развития. 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 9. ПРИЛОЖЕНИЯ: 9.1. Киммерийский цикл стихов автора о природе; 9.2. Концепция художественно-экологического образования-воспитания (ХЭВ); 9.3. Создание сети Станций Общинного Спасении (СОС) во время катастрофы; 9.4. Создание деревенских и малых городских экопоселений в условиях Перехода России на ноосферный Путь развития (проект «Дворянская усадьба»); 9.5. Международная школа Природы, Культуры и ремесел для экопоселения; 9.6. Энерго-информационный комплекс «НООСФЕРНЫЙ МЕДИА-ДОМ». 9.7. Энерго-информационный комплекс «НООСФЕРНЫЙ ДОКТОР-ДОМ»; 9.8. Программа работы детского экоклуба: ЭКОЛОГИЯ СЕЛА»;
«Как тот актер, который, оробев, забыл слова давно знакомой роли, Как тот безумец, что, впадая в гнев, в избытке сил теряет силу воли, Так я молчу, не зная, что сказать, не оттого, что сердце оробело, - Нет, на мои уста кладет печать моя ЛЮБОВЬ, которой нет предела». В.Шекспир Мы живем в Переходное Время, сегодня каждый ощущает это. В одном из самых рубежных состояний находится Природа. Не одна новостная передача по радио или по телевидению уже не обходится без сообщений о климатических катастрофах, или других аномалиях природы. Мир стоит в преддверии глобального экологического катаклизма, сугубо экологическое понимание которого уже мало, что даёт. В этой работе мы пытаемся раскрыть основы новой науки – «Духовной Экологии», которая способна осознать, как причины наступления глобальных Перемен, так и способы смягчения их потенциальных влияний на человека. Академик В.И.Вернадский предвидел такое состояние развития биосферы планеты, когда окажется необходимым Переход на ноосферный этап взаимной эволюции (коэволюции) человека и Природы, предполагающий появление на свет человека с «ноосферным сознанием». Все особенности этого сознания, которое нам удобнее называть «духовно-инновационным», мы разбираем в этой работе. Для появления «ноосферного человека», мало одного его желания, необходимо устроить государственный порядок, позволяющий создать в социуме духовные условия для свободного творчества и инновационных технологий, способных соответствовать предполагаемым негативным вызовам природы. А они будут весьма жесткими, сейчас мы видим только цветочки! В таком государстве должна будет существовать гармоническая взаиморегуляция представителей государственного организма: чиновников, военных, учителей и т.д., то есть, тех, кто отвечает за стабильность государства, и ученых, деятелей искусства, инновационных аграриев и промышленников, отвечающих за инновационное и творческое развитие страны. Пусть приоритеты их действий различны, но высокий уровень взаимной культуры, стремление к общественному согласию на основе разумного законодательства, способно обеспечить в новом государстве процветание и постоянное совершенствование его членов. Оно станет возможным благодаря высокому уровню духовности, опирающейся на практические механизмы действий, ноосферную технологию общественного согласия и взаимовыгодную гармонию социума и природы. Незыблемой основой такого согласия выступает общественный договор (например, Конституция) и другие правовые акты, которые, будучи однажды принятыми, включают механизм постоянного совершенствования населения и его адаптации к меняющимся условиям общественного и природного бытия. Поэтому для нас ныне представляются наиболее важными четыре функциональных направления духовно-экологической деятельности: - создание ноосферного социального порядка в стране и обеспечение её национальной безопасности путем выработки духовно-нравственной «зеленой политики» по отношению к природе; - духовный симбиоз науки, искусства и образования для организации достойного воспитания «ноосферного человека»; - хозяйственное развитие страны в коэволюции с природой, опирающееся на ноосферные промышленные и сельскохозяйственные технологии, имеющие инновационный характер с разумным сочетанием плановых и рыночных начал; - гармонизация социальных отношений путем укрепления семьи, поддержки неимущих слоёв населения, развития гражданского общества, создания экопоселений – ноосферных добрососедских общин, строительство в них автономных и «экологически чистых домов» и т.д. Все эти задачи, на наш взгляд, нельзя решить одной науке или только государственным органам. Они потребуют гармонического участия всех здоровых сил общества: - государственных структур, во главе которых должны стать «экологически ориентированные политики»; - промышленных и сельскохозяйственных организаций, разделяющих необходимость экономического развития в коэволюции с Природой; - неправительственных общественных организаций экологической и духовной направленности; - частных лиц, своим творческим трудом вносящих посильный вклад в гармоническое развитие общества сообща с Природой. Именно поэтому духовный эколог должен считать важнейшей задачей своей практической деятельности не только ноосферные исследования, но координацию всех здоровых сил общества в указанном направлении. |
Образовательная программа «основы экологии» Романова Елена Павловна, к б н., педагог дополнительного образования мбоу до гцир |
В. С. Безрукова Основы духовной культуры Константину Ивановичу, дочери Татьяне, внукам Юрию и Константину, их детям и детям детей их с любовью и смирением посвящаю |
||
Высказывания Московской Духовной Академии. Род в 1946 году. В 1969 году окончил филологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова. Доктор филологических... |
Выводы Глава II. Опытно- экспериментальная работа по развитию певческой... ... |
||
Инструкция по делопроизводству в Министерстве природных ресурсов... Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области (далее – Инструкция) устанавливает единые требования к документированию... |
Конкурс проводится на средства гранта, полученного от Фонда Президентских... Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок проведения областного конкурса семейного декоративно-прикладного творчества... |
||
Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар гос ун-т; Ю. А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с |
Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар гос ун-т; Ю. А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с |
||
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный... Красуцкий Б. В. Сборник практических заданий по экологии (раздел: Прикладная экология): учеб практ пособие для студ географ и биолог... |
Положение о проведении муниципального конкурса плейкастов по экологии и биологии Муниципальный конкурс по экологии и биологии «Изменения в живой природе и экологические проблемы» (далее Конкурс) направлен на повышение... |
||
Отчет о работе, проделанной сотрудниками фгбу «Институт глобального... Фгбу «Институт глобального климата и экологии Росгидромета и ран» на территории Беломорской биологической станции им. Н. А. Перцова... |
Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от... |
||
Конкурсная документация для участия в открытом конкурсе Мапп гусев, мапп багратионовск, тп куршская коса, тп мамоновский и бпто на оз. Виштынецкое |
Гусев ауыл советы ауыл ... |
||
С. А. Гусев трактор б10М. 6000ЕН Запрещается проводить какие-либо работы на тракторе при поднятой створке капота, кабине и крышке аккумуляторного отсека без установки... |
С. А. Гусев трактор б10М. 6000ЕН Запрещается проводить какие-либо работы на тракторе при поднятой створке капота, кабине и крышке аккумуляторного отсека без установки... |
Поиск |