Скачать 2.08 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ЭКОЛОГИИ (раздел: ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ) для студентов географических и биологических специальностей педагогических вузов Ф.И.О. студента (-ки) ______________________ Курс ________ Группа ____________________ Факультет _______________________________ Учебный год _____________________________ Челябинск, 2010 УДК 5(069)(021) ББК 20.1я73 С 23 Красуцкий Б.В. Сборник практических заданий по экологии (раздел: Прикладная экология): учеб.-практ. пособие для студ. географ. и биолог. спец. пед. вузов [Текст] / Б.В. Красуцкий. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 184 с. ISBN 978–5–85716–839–4 Сборник содержит учебные материалы и задания для практических, семинарских занятий, самостоятельной работы и может использоваться студентами в непрерывном курсе изучения макроэкологии как междисциплинарной области знаний. В процессе изучения происходит углубление знаний по основным дисциплинам прикладной экологии (промышленная экология, экологическое нормирование, экологический мониторинг, экологическая стандартизация и паспортизация, экологическая экспертиза и проектирование, экологическое управление, концепция экоразвития). Большое внимание уделяется принципам рационального природопользования и пониманию важнейших направлений экологизации производства и экономики. В зависимости от объема учебного курса отдельные теоретические и практические задания из каждой темы могут быть предложены студентам для внеаудиторного изучения. Настоящий сборник разработан, прежде всего, в помощь студентам географических и биологических специальностей педагогических вузов. Он может быть рекомендован учителям общеобразовательных школ, лицеев и гимназий для более углубленного и систематизированного изучения макроэкологии. Рецензенты: Каплин В.Г. – д-р. биол. наук., профессор CCXA Левина С.Г. – д-р. биол. наук., профессор ЧГПУ Дерягин В.В. – канд. геогр. наук., доцент ЧГПУ ISBN 978–5–85716–839–4 Красуцкий Б.В. Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010 ТЕМА 1. ЭЛЕМЕНТЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭКОСФЕРЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ АНТРОПОГЕННЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Современную макроэкологию рассматривают как междисциплинарную область знаний о взаимодействии многокомпонентных живых систем (включая человечество как биологический вид и социум) с природными и искусственными факторами среды. Основным предметом макроэкологии являются взаимодействия между обществом и природой, мировая эколого-экономическая система, материальные балансы между ее экономической и экологической подсистемами (Акимова, Кузьмин, Хаскин, 2007). Это определение самым тесным образом связано с высказыванием академика Станислава Семеновича Шварца (1980) о том, что экология должна служить теоретической основой поведения человека в природе. Обычно выделяют следующие основные разделы макроэкологии: биоэкология, общая экология, геоэкология, глобальная экология, экология человека и социальная экология, прикладная экология. В аспекте организации рационального природопользования все они имеют свое теоретическое и практическое значение, но особенно – глобальная и прикладная экология. Задание 1. Как известно, на высшем уровне иерархии биосистем находится глобальная экосистема планеты – биосфера. Термин «биосфера» предложил австрийский геолог Эдуард Зюсс (1873), определяя им пространство органической жизни на Земле. Впоследствии академик Владимир Иванович Вернадский (1926) в своем труде «Биосфера» дал более углубленную трактовку этого термина. В соответствии с современными представлениями биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы (аэробиосферу), всю гидросферу (гидробиосферу), поверхность суши (террабиосферу) и верхние слои литосферы (литобиосферу). Это активная оболочка Земли, в которой совместная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и служит основным средообразующим фактором (рис. 1). Биосфера – сложная динамическая система, осуществляющая улавливание, накопление и перенос энергии путем обмена веществ между живыми организмами и окружающей их абиотической средой. При этом поддерживается динамическое равновесие – гомеостаз между всеми составляющими. Согласно В.И. Вернадскому, биосферу слагают четыре категории субстанций: живое, биогенное, биокосное и косное вещество. Что понимал В.И. Вернадский под этими категориями субстанций? Почему современные теоретические подходы вносят существенную поправку в представления о структуре и функциях биосферы? Живое вещество – _________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Биогенное вещество –______________________________________________________ __________________________________________________________________________ Биокосное вещество – _____________________________________________________ __________________________________________________________________________ Рис. 1. Строение биосферы (по Н.Ф. Реймерсу, 1991) Косное вещество –_________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Современные теоретические поправки в представлении о структуре и функциях биосферы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. В процессе техногенеза – исключительно короткого по продолжительности этапа эволюции – человеческая цивилизация привела к появлению на планете новой глобальной материальной совокупности в виде многослойной насыщенной сферы искусственных объектов. Дайте определение понятию «техногенез» с экономической и экологической точек зрения и охарактеризуйте основные этапы техногенеза. Техногенез с экономической точки зрения – это_______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Техногенез с экологической точки зрения – это _______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этапы техногенеза: _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Существующее мировое хозяйство можно рассматривать как видовую реализованную экологическую нишу человечества. Размеры этой ниши огромны: по многим параметрам она совпадает с биосферой, но по целому ряду других параметров выходит за ее пределы. В XX веке техногенез приобрел глобальный характер и качественно новую форму, способствуя быстрому расширению и распространению техносферы – совокупного результата хозяйственной деятельности человека (Акимова, Кузьмин, Хаскин, 2007). Дайте определение понятия «техносфера». Какова ее масса? Что такое техническое и техногенное вещество техносферы? Какова их масса? В чем состоит наиболее существенное отличие техногенного массообмена от биосферного круговорота? Техносфера –______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Таблица 1 Рост техносферы в XX веке (по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину, 2006)
Техническое вещество –____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Техногенное вещество – ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отличие техногенного массообмена от биосферного круговорота:______________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Производственно-хозяйственная деятельность человека является главным фундаментом, на котором формируются сложные, определенным образом структурированные общественные (социальные) отношения. Как и всякий другой вид в природе, человек обладает набором биологических потребностей. Но ни у одного другого существа на планете нет такого огромного ассортимента надбиологических потребностей, которые удовлетворяются за счет постоянного наращивания производства всевозможных товаров и услуг. Спектр потребностей второй группы, как считают социологи, в значительной степени характеризует мировоззренческие установки каждого конкретного человека, определяет специфику его взаимоотношений с другими людьми, формирует социальный статус. Но всегда надо иметь в виду, что большинство надбиологических потребностей искусственно стимулируются (даже провоцируются) менеджментом рынка, где господствует диктат предложения. На этом фоне, как писал Николай Федорович Реймерс (1994), «при внимательном рассмотрении удовлетворения товарами, даже с учетом потенциальной безграничности этой потребности нетрудно заметить системное ограничение. Оно заключается в природно-ресурсных возможностях… Рост товарной массы в широком понимании термина необходим и неотвратим, но потенциально возможен лишь при качественном изменении технологии и самих товаров, их экологичности. В противном случае богатое человечество погибнет от собственной беспечности, не сохранив среду своего обитания». Дайте определение понятия «социосфера». Приведите примеры потребностей человека из групп биологических, этолого-поведенческих, этнических, социальных, трудовых и экономических. Социосфера – _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Биологические потребности: _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этолого-поведенческие потребности: _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этнические потребности: _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Социальные (и социально-психологические) потребности: _____________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Трудовые потребности: ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экономические потребности:_______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исходя из анализа системы взаимоотношений общества, мирового хозяйства с природой и обратного влияния трансформированной человеком части биосферы на общество, Н.Ф. Реймерс (1994) назвал глобальную экологию «экосферологией». Единая глобальная система взаимодействия современной биосферы, техносферы и социосферы называется экосферой (Акимова, Кузьмин, Хаскин, 2007). Задание 5. Если провести аналогию между системой отношений, возникающих в природе при двусторонних взаимодействиях типа «хищник–жертва», «ресурс–потребитель», «паразит–хозяин», то нетрудно заметить, что среди форм отношений между элементами различных систем в живой природе и в человеческом обществе одно из главных мест также занимают парные взаимодействия. Изучите рис. 2 и объясните, что такое регулирование по принципу отрицательной обратной связи? + – Рис. 2. Двухвидовая система взаимоотношений типа «хищник–жертва» с регулированием по принципу отрицательной обратной связи Регулирование по принципу отрицательной обратной связи – __________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Таким образом, рассматриваемая система авторегуляторна и способна сама себя поддерживать длительное время. Каждый из связанных таким образом членов становится причиной своего собственного поведения во времени. Задание 6. В отличие от контуров с отрицательной обратной связью контуры положительных обратных связей не только не способствуют регуляции, а наоборот, дестабилизируют систему. На контурах положительной обратной связи основаны некоторые механизмы современной экономики (диктат предложения, искусственное провоцирование новых потребностей). Изучите и объясните схему на рис. 3. Почему контур техносферы имеет положительный знак? Рис. 3. Схема взаимосвязей между отдельными компонентами экосферы (по Т.А. Акимовой, А.П. Кузьмину, В.В. Хаскину, 2007) – сильные связи; – слабые связи Контур биосферы имеет отрицательный знак, поскольку______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Взаимоотношения между человеческим хозяйством, техникой и биотой биосферы образуют контур_________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Контур техносферы имеет положительный знак, так как_____________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. Сформулируйте: 1) системный принцип Ле Шателье–Брауна; 2) основные следствия из него; 3) аксиомы Б. Коммонера. Принцип Ле Шателье–Брауна ______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные следствия:___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Аксиомы Коммонера_______________________________________________________ __________________________________________________________________________ Задание 8. Объясните смысл концептуального уравнения «Воздействие = Численность населения х Изобилие х Технология». Что означает выражение «экологическая состоятельность применяемых технологий»? Смысл концептуального уравнения: _________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экологическая состоятельность применяемых технологий –___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9. Что означает выражение: «Техносфера вытесняет и замещает биосферу»? Почему огромный технический потенциал современного человечества можно назвать потенциалом самоуничтожения? Выражение «Техносфера вытесняет и замещает биосферу» означает___________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Потенциал самоуничтожения______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 10. Изучите и объясните схему на рис. 4. Каковы величины суммарных потоков потребления и потоков отходов? Рис. 4. Схема глобального антропогенного материального цикла (по Т.А. Акимовой, А.П. Кузьмину, В.В. Хаскину, 2007) – потоки потребления; – потоки отходов, Гт/год ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Суммарные потоки потребления: ___________________________________________ Суммарные потоки отходов: _______________________________________________ Вопросы для обсуждения на семинаре, подготовки сообщений, самостоятельной работы и написания рефератов по теме 1 1. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. 2. Биотическая регуляция окружающей среды. 3. Представление о биогеохимических циклах. 4. Экосферология как крупнейший раздел макроэкологии. 5. Системный подход, системный анализ и системные постулаты макроэкологии. 6. Модель взаимосвязей в экосфере. 7. Антропоцентризм и экоцентризм как различные подходы к пониманию отношений Человека с Природой. 8. Предмет, задачи, методы и структура прикладной экологии. 9. Составляющие экологического воздействия. Основное концептуальное уравнение Гридэла–Алленби. 10. Структура и обмен веществ техносферы. Рекомендуемая литература для изучения темы 1 Основная: Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1991. – С. 69–72; 85; 497–499. Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: Россия Молодая, 1994. – С. 297–323. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / под общ. ред. А.П. Кузьмина. – М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2007. – С. 13–18; 38–41; 45–56; 124–138. Дополнительная: Вернадский, В.И. Биосфера. Избранные труды по биогеохимии / B.И. Вернадский. – М.: Мысль, 1967. – 374 с. Вронский, В.А. Прикладная экология / В.А. Вронский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 512 с. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 602 с. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 352 c. Небел, Б. Наука об окружающей среде: в 2 т. / Б. Небел. – М.: Мир, 1993 . Стадницкий, Г.В. Экология / Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов. – СПб.: Химия, 1997. – 272 c. Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. – М.: Высш. шк., 1998. – 512 с. Экология / под ред. проф. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 768 с. Эттенборо, Д. Живая природа / Д. Эттенборо. – М.: Мир книги, 2001. – 220 с. |
Элементы медицинской экологии и экологической медицины достаточно... Элементы медицинской экологии и экологической медицины достаточно долго развивались в рамках различных дисциплин. И только на конференции... |
Инструкция по эксплуатации системы Глобальный джекпот Глобальный джекпот это дополнительный модуль к системе observer+, который позволяет проводить розыгрыш общего джекпота для игровых... |
||
Данный документ дает общее представление об архитектуре openehr в... Спецификаций Технологии Реализации (Implementation Technology Specifications). Семантики специфичные для каждой из моделей: информационной,... |
Ooo "св-робот" Компьютерные курсы рабочая программа Переменные, операции, выражения в php. Типы переменных. Изменение типа переменной. Динамические переменные. Константы. Комментарии.... |
||
Программа кандидатского экзамена кэ. А. 02; цикл кэ. А. 00 «Кандидатские экзамены» КЭ. А. 02; цикл кэ. А. 00 «Кандидатские экзамены» основной профессиональной образовательной программы подготовки аспиранта |
Руководство пользователя. Элементы сканера Элементы, описанные в этом разделе, используются в сканере Perfection V33 или Perfection V330 Photo |
||
Рабочая программа дисциплины административная ответственность образовательная... Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №709от 8 декабря 2009г. Зарегистрировано... |
Приказ от 23 июля 2015 г. N 226 об утверждении требований к радиолокационным... Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной... |
||
Инструкция по делопроизводству в Министерстве природных ресурсов... Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области (далее – Инструкция) устанавливает единые требования к документированию... |
Представление отчетности Представление отчета с отсутствующими показателями... Часто задаваемые вопросы по подсистеме «Учет и отчетность» гиис «Электронный бюджет» |
||
Конкурс проводится на средства гранта, полученного от Фонда Президентских... Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок проведения областного конкурса семейного декоративно-прикладного творчества... |
Инструкция: Не устанавливать одновременно новые и использованные элементы Элементы этой группы особенно подъодят для цифровых устройств c высоким потреблением энергии: цифровых фотоаппаратов, mp3- плееров.... |
||
Методические рекомендации 5 января 2016 года В. В. Путин подписал... В. В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. На Госсовете, который 27 декабря 2016 года... |
Элементы методики предотвращения экспериментально-теоретического разрыва В статье представлены элементы методики, предупреждающие экспериментально – теоретический разрыв. Суть методики состоит в построении... |
||
ПС: Обойщик-набивщик мебельного производства Цель: Набивать мягкие элементы мебели набивочными материалами и обивать мягкие элементы мебели и мебель облицовочными материалами... |
Инструкция по эксплуатации на «Элементы нагревательные гибкие ленточные энгл-1» ... |
Поиск |