Открытый урок истории в 10 классе.
Тема урока: « Древние цивилизации. Факторы формирования цивилизации».
Цель урока: Дать представление о формировании и развитии цивилизации
Задачи урока:
проанализировать важные проблемы, возникшие в связи с вопросом о факторах возникновения и развития цивилизации;
продолжить работу с документами, со справочной литературой, над умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и делать выводы;
осмысление необходимости уважения иной точки зрения.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: Урок – дебаты.
Оборудование:
настенная карта
раздаточный материал: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Литература:
Светенко. Т. В. Путеводитель по дебатам. Москва. “Бонфи” 2001
Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. Москва. “ Бонфи” 2001
Хачатурян В. М. История Мировых цивилизаций. Москва. “Дрофа” 1999
Захарова Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории. Москва. “Владос” 2001г
Семеникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск. “Курсив” 1998г
Энциклопедический словарь
Планируемые результаты:
знают факторы влияния на формирование и развитие цивилизации
используют ранее полученные знания для анализа исторической обстановки
умеют пользоваться картой, историческими документами, справочниками
умеют переносить знания в новые ситуации
умеют логически строить свой ответ, красиво излагать свои мысли
умеют отстаивать свою точку зрения
уважают мнение оппонента
дают субъективную оценку, исходя из представленных аргументов
ЭТАПЫ УРОКА
|
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
|
ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ
|
Мотивация
|
Теория “Малых воздействий с большими последствиями”, цепь незначительных, на первый взгляд случайных событий, приводящая к масштабным и значительным результатам, хорошо иллюстрируется известным детским стихотворением ( перевод С. Я. Маршака)
Не было гвоздя – подкова пропала,
Не было подковы - лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит,
Конница разбита – армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя.
Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
|
Это вызывает интерес к изучаемой теме
Ученики записывают тему.
“ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ”
|
- тема урока
- написано два мнения и имена ученых
Шпенглер,
Малашенко
|
Формулирование цели
|
-Какой вопрос предстоит решить сегодня?
|
Формулируют вопрос
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ФАКТОР?
|
записывается вопрос на доске
|
Предоставление необходимой информации
|
Сегодня затронем проблему, связанную с факторами, оказавшими влияние на формирование цивилизации. Проблема возникла в связи с отсутствием единой трактовки понятия “Цивилизация”, ибо каждый ученый предлагает свою трактовку, считая, что на процесс становления цивилизации оказывает тот, а не иной фактор.
--Шпенглер “ Я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования….”
--А Малашенко: “Цивилизация -совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения”
Предстоит, используя такую технологию как дебаты попытаться оценить роль факторов.
Так как большинство считает, что именно географический фактор играет заметную роль.
ТЕМА ДЕБАТОВ: Географический фактор оказывает решающее влияние на формирование и развитие цивилизации.
|
Класс делится на 2 группы
В течение 15 минут готовятся (согласно правилам, которые им известны, инструкция по ведению игры на партах) используя дополнительную литературу, знания, опыт и т. д. ( предварительно готовились дома)
Определяется жюри, которое вырабатывает критерии.
определения
разнообразие
глубина
доказательность
особое мнение
логика
структурирование
культура речи
культура поведения
корректность
|
Тема дебатов – на доске
Позже критерии помещают на доску
|
Применение информации, интерактивное упражнение
|
Может выполнять функции таймкипера.
Налагает санкции.
|
От одной команды выделяются 3 спикера утверждающей стороны: (10 мин)
1С - утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны
2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства
3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии
От другой команды выделяются 3 спикера отрицающей стороны:
(10 мин)
1С - отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны
2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства
3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии
-Участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин)
|
Участники могут использовать по своему усмотрению доску, настенную карту,
отрывок из фильма
|
Подведение итогов.
Рефлексия
|
Выставление оценок ( после речи жюри)
- Какой общий вывод по теме урока можно сделать?
При любом исходе игры вывод должен быть позитивный
Земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности, составляет необходимое условие существования общества. Географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере прогресса географическая среда все больше используется людьми, что остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны природы.
- Что нового узнали? – Чему научились? и т д
|
Жюри оценивает речи спикеров, перекрестные вопросы, определяет команду – победительницу (условно)
- Делают вывод по уроку.
|
Жюри может использовать доску по своему усмотрению
|
Д/З
|
-----
|
записывают
|
Д/З
|
Утверждающая сторона.
Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды
Аргументы
|
Доказательства (цифры, факты, цитаты)
|
1. Первичные цивилизации возникли там, где климатические и географические условия были благоприятны
|
-- Уже в 4-3 тыс. до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте - в долине реки Нил, в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат, где были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее в 3-2 тыс. до н. э. – в долине реки Инд – индийская цивилизация, во 2 тыс. до н. э. – китайская (долина реки Хуанхэ). Условия были благоприятны: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом.
|
2. Наличие или отсутствие рек, близость морей, плодородные почвы, строительный материал – определяли занятия, характер труда и уровень организации их жизни
|
-- На Востоке развивалось ирригационное земледелие, ирригационные системы требовали организации коллективного труда и жесткой организации центральной власти, что привело к формированию на Востоке деспотии. Таковые были в Египте, в Китае.
-- В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция, Рим – это были морские цивилизации, близость моря и отсутствие полноводных рек, отсутствие плодородных почв и наличие строительного материала, создали благоприятные условия для зарождения навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав
|
3. Форма рельефа местности оказывает влияние на обороноспособность страны, на дальнейшее развитие
|
-- Греческий историк н. I в. н. э. Страбон: “ Италия окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами….. это выгодно для отражения нашествия извне и полезно для нападения на внешних врагов”.
-- Равнинная территория, отсутствие естественных преград в виде горных хребтов облегчали неприятелю проникновение в глубинные районы России. Но, в тоже время огромные пространства затрудняли продвижение агрессоров, вынуждали их затрачивать силы на охрану коммуникаций, открывали широкие возможности и для партизанской войны. Вторжение в новое и новейшее время трех агрессоров ( Карл XII, Наполеон, Гитлер) заканчивались печальным для них итогом.
-- Славянский мир был “проходным двором”, через территорию славян шли различные кочевые племена: гунны, готы, тюрки. Бесспорно, азиаты оказали слияние на славян.
|
4. Климат оказывал влияние на характер производства
|
-- На Руси короткий с/х год, на 20 дней меньше солнечных дней, чем в Прибалтике, Скандинавии. За такое короткое время семья могла обработать небольшую площадь. Приходилось “ наваливаться всем миром”. Концентрация сил и способность к крайнему напряжению – характерно для русских крестьян. Природно- климатический фактор повлиял на складывание экстенсивного отношения к природным ресурсам.
|
5. Сформировался своеобразный тип личности под влиянием особых географических условий
|
-- “… У нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни.” Из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431г. до н. э. Борьба греков с морской стихией, трудности освоения неведомых земель, породил людей смелых, инициативных, самодостаточных, больше всего ценивших свободу, поэтому появление демократии неслучайно.
-- Пословица “ Русский мужик долго запрягает, да быстро едет” связана с особенностями климата и трудовой деятельности. Такие черты как “расторопность”, “проворность”, “поворотливость” воспитывались у русского мужика в условиях крайнего напряжения сил.
|
Отрицающая сторона.
Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды, однако на формирование и развитие цивилизации оказывает влияние не столько этот фактор, сколько другие.
Аргументы
|
Доказательства (цифры, факты, цитаты)
|
1. Влияние религии и церкви на жизнь общества и деятельность государства было огромным
|
-- В эпоху средних веков церковь надолго подчинила своему влиянию не только духовную сферу ( культура: в живописи преобладали религиозные сюжеты; образование: первые школы возникали при монастырях), но и вмешивалась в политические дела ( религиозные войны)
-- На протяжении определенного времени многие религии (православие, конфуцианство, буддизм ) играли роль цивилизационного фундамента. ( В России Уваров создает теорию официальной народности, которая основана на православии. Православие выполняло функции идеологической опоры, цементировало общество.)
-- Религиозная этика, которая возникла в связи с религиями спасения, имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций – наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.
|
2. Большое значение в развитии цивилизации принадлежит человеческому фактору
|
-- “ В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего…” Софокл, 5 в. до н. э
-- Примерно с 500г до н. э по 1 век н. э произошли необычные изменения – произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день.
В Китае жил Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки – Илья, Исайя, в Греции – Гомер, Гераклит, Платон, Архимед.
-- Главным достижением этого времени было возникновение мировых религий, современной морали, религиозных и культурных традиций, Возникновение цивилизаций в это время стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества.
|
3. Важную роль играют цивилизационные традиции
|
- Трагически погибли древнеамериканская, египетская, критская, микенская, древнегреческая, римская цивилизации. Индийская и китайская цивилизации существуют уже много тысячелетий. Здесь очень большую роль играют цивилизационные традиции.
Так в Индии законы предписывали каждой касте носить одежду особого покроя, цвета, качества ткани, с особой отделкой. Все определялось до мельчайших подробностей. Этот закон предписывал людям смириться с их местом в обществе, не стремиться изменить свою судьбу. Закон Кармы ориентировал на социальную пассивность и даже уход от социальной жизни.
-- Французский исследователь Э. Калло, считает, что цивилизация
“ покоится на традициях, образующих устойчивый базис тех верований, на которые люди опираются как на незапамятное и надежное достояние, чтобы ориентироваться в жизни и совладать с повседневными заботами и новыми задачами”.
|
4. Влияние других народов, возникновение цивилизаций на окультуренной почве
|
-- Греки переняли письмо у финикийцев ( алфавит, дополнив гласными буквами), искусство мореплавания и ведения торговли.
-- Литература, искусство, философия римской цивилизации были всецело под греческим влиянием.
|
|