ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Контрольно-измерительные материалы
для дифференцированного зачета
по учебной дисциплине
ОДБ. 5 обществознание
210723.03 – Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания.
Белово
2012
Пояснительная записка
Дифференцированный зачет предусмотрен учебным планом учебного заведения и рабочей программой по дисциплине «обществознание» для специальностей 220415 –Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), 140448 -Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 190623 -Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Контрольные задания для дифференцированного зачета призваны проверить усвоенные студентами знания и освоенные ими умения по дисциплине «обществознание»
Дифференцированный зачет проводится письменной форме в течение 40 мин. Контрольные задания охватывают все темы рабочей программы дисциплины «обществознание».
Задания для дифференцированного зачета по учебной дисциплине «обществознание» состоят из двух частей А(обязательной) и В(дополнительной).
Каждое правильно выполненное задание части А оценивается одним баллом.
Задания части 2 оцениваются: 2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок.
Вся работа оценивается по 5 –бальной шкале. Оценка, полученная на дифференцированном зачете, является итоговой.
Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе
Отметка
|
Необходимое количество баллов
|
«3» («удовлетворительно»)
|
22-24
|
«4» («хорошо»)
|
25-27
(не менее одного задания дополнительной части)
|
«5» («отлично»)
|
28-30
(не менее двух заданий дополнительной части)
|
Технологическая матрица
|
Темы
|
Часть А
(задания № 1-22)
|
Часть В
(задания № 1-4)
|
Тема 1.1.
|
Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
|
1,
|
2
|
Тема 1.2.
|
Общество как сложная система
|
2
|
1,3
|
Тема 2.1.
|
Духовная культура личности и общества
|
3
|
4
|
Тема 2.2.
|
Наука и образование в современном мире
|
4
|
4
|
Тема 2.3
|
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
|
5
|
|
Тема 3.1.
|
Экономика и экономическая наука.
Экономические системы. Экономика семьи
|
6
|
2
|
Тема 3.2.
|
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
|
7
|
3
|
Тема 3.3.
|
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
|
8-9
|
|
Тема 3.4.
|
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
|
10-11
|
|
Тема 4.1.
|
Социальная роль и стратификация
|
12-13
|
1
|
Тема 4.2.
|
Социальные нормы и конфликты
|
14
|
|
Тема 4.3.
|
Важнейшие социальные общности и группы.
|
15
|
4
|
Тема 5.1.
|
Политика и власть. Государство в политической системе
|
16
|
1,4
|
Тема 5.2.
|
Участники политического процесса
|
17
|
|
Тема 6.1.
|
Правовое регулирование общественных отношений
|
18,
|
3
|
Тема 6.2.
|
Основы конституционного права Российской Федерации
|
19-20
|
1
|
Тема 6.3.
|
Отрасли российского права
|
21-22
|
2,3,1
|
Инструкция по выполнению работы
На выполнение тестовых заданий дифференцированного зачета дается 40 мин. Работа состоит из 2 частей, включающих 26 заданий.
Часть А включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть В состоит из 4 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Рассмотрено
на заседании ПЦК
Протокол №_____
«____» __________ 20__ г.
Председатель ПЦК
____________И.С.Тимофеева
|
Утверждено
Заместитель директора по УР
______________А.Р.Анохина
«___»______________20__ г.
|
Зачетная работа
в виде контрольных заданий по дисциплине
«Обществознание»
Вариант I
Часть А(обязательная)
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А22) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1(1 балл)
Художественное (эстетическое) познание основано на
1)выдвижении научных гипотез;
2)обобщении данных, полученных экспериментальным путем;
3)накоплении и обобщении жизненного опыта;
4)отображении мира в художественных образах.
A2(1 балл)
Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен – зиккуратов;
2)развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата; 3)возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках;
4)составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей.
А3(1 балл)
Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?
А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
A4(1 балл)
Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.
1)верно только А;
2)верно только Б;
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверны.
А5(1 балл)
К мировым религиям относится:
1) буддизм;
2) иудаизм;
3) синтоизм;
4) конфуцианство.
A6 (1 балл)
Исторически наиболее ранний тип экономической системы – традиционная экономика. Характерным ее признаком является:
1)доминирование интересов производителя над интересами потребителя;
2)объемы производства и распределение материальных благ регулируется посредством обычаев;
3)образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры;
4)экономическая свобода потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы.
А7 (1 балл)
Необходимым условием развития рыночной экономики является:
1) устранение неравенства доходов населения;
2) увеличение расходов государственного бюджета;
3) частная собственность на средства производства;
4) превышение предложения над спросом.
A8 (1 балл)
Ферма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу
1)фрикционную;
2)сезонную;
3)циклическую;
4)структурную.
A9 (1 балл)
К инструменту монетарной (кредитно-денежной) политики государства можно отнести
1)согласование условий заключения коллективных договоров;
2)контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями;
3)определение учетной ставки банковского процента;
4)продажу государством в частные руки неэффективных предприятий.
А10(1 балл)
Причиной появления мировой экономики стал(-а,-о):
1) выбор какие блага производить и в каких количествах;
2) международное разделение труда;
3) совершенная конкуренция;
4) экономическая интеграция.
А11 (1 балл)
Основной целью антимонопольного законодательства является:
1) обеспечение конкуренции на рынке;
2) защита потребителей, товаров и услуг;
3) указание на то, какие товары и услуги следует производить;
4) оказание помощи тем, кто вложил деньги в крупные корпорации.
А12(1 балл)
Переход индивида или социальной группы от одной позиции к другой, находящейся на том же уровне, называется:
1) межпоколенная мобильность;
2) внутрипоколенная мобильность;
3) горизонтальная мобильность;
4) вертикальная мобильность.
А13(1 балл)
Уважение к занимаемому человеком месту в социальной иерархии относится к одному из четырех оснований стратификации, определяемому как:
1)доход;
2)власть;
3)образование;
4)престиж.
A14(1 балл)
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.
Б. Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.
1)верно только А;
2)верно только Б;
3)верны оба суждения;
4)оба суждения неверны.
A15(1 балл)
По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?
1)демографическому;
2)конфессиональному;
3)этно-социальному;
4)территориальному.
А16(1 балл)
Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация;
2) республика;
3) монархия;
4) демократия.
А17(1 балл)
Высшим органом исполнительной власти, непосредственно осуществляющим управление страной, является:
1)парламент;
2)правительство;
3)полиция;
4)суд.
А18(1 балл)
Решение суда или должностного лица по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении аналогичных правовых проблем, называется:
1)правовой обычай;
2)прецедент;
3)нормативный договор;
4) нормативно-правовой акт.
A19(1 балл)
В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?
1)в стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства;
2)государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда;
3)в государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности;
4)государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.
A20(1 балл)
В Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что
1)государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни;
2)в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей;
3)церковь отделена от государства и система образования – от церкви;
4)в государстве гарантируется многообразие форм собственности.
A21(1 балл)
Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права
1)трудового;
2)уголовного;
3)гражданского;
4)семейного.
A22(1 балл)
Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде
1)конституционном;
2)арбитражном;
3)мировом;
4)уголовном.
|