Скачать 0.85 Mb.
|
Министерство образования иркутской области Усть-Илимский филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский энергетический колледж»
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ для проведения практических занятий при изучении учебной дисциплины «Основы Экологического права» основной профессиональной образовательной программы по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки). Усть-Илимск, 2013 Комплект заданий для проведения практических занятий при изучении учебной дисциплины «Основы Экологического права» составлен в соответствии с требованиями к минимуму содержания для базового уровня профессиональной подготовки студентов по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения Учебная дисциплина «Основы Экологического права» является общепрофессиональной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы специальности. Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания. При проведении занятий по данной дисциплине целесообразно сочетание лекционных, практических занятий, разбор ситуаций, работу с нормативными и справочными материалами. Методические указания предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по юридическим специальностям. Учебным планом по дисциплине «Основы Экологического права» предусмотрено 12 часов практического обучения. Основные формы работы на практических занятиях: - устный опрос по теоретическим вопросам; - решение ситуационных задач; - иные методики закрепления и контроля знаний (например, тесты). Разработчик: Григорьев Владимир Викторович – преподаватель специальных дисциплин Усть-Илимского ОГБОУ СПО «Иркутский энергетический колледж» КОМПЛЕКТ ЗАДАЧ для проведения практических занятий при изучении учебной дисциплины «Основы Экологического права» Задача 1 Окружающие курорт Белокуриха горы (Алтайский край) в большей части покрыты деревьями, посаженными руками человека, что явно просматривается в виде стройных рядов деревьев. Является ли такая совокупность деревьев лесом и объектом экологического права? Назовите критерии, по которым объекты природы отличаются от неприродных объектов, и покажите это на примерах. Задача 2 Сельскохозяйственное предприятие в близлежащем в озере разводило рыбу, которую частично использовало для общественного питания в столовой предприятия, а частично продавало через торговую сеть. Группа горожан-рыболовов организовала лов рыбы в этом озере. Директор предприятия запретил им это, пояснив, что рыба в озере является собственностью предприятия. Рыболовы, считая, что они вправе ловить рыбу разрешенными орудиями в любом водоеме, продолжали лов рыбы. Относится ли разводимая предприятием в озере рыба к объектам природы? Законодательство какой отрасли права регулирует отношения, возникшие в связи с ловом рыбы в указанном озере? Задача 3 1. На закрытой территории городского парка (оранжерее) обитал пятнистый олень. Житель города Пачешинский ночью проник в оранжерею и убил оленя с целью завладеть его мясом. Суд квалифицировал действия Пачешинского по ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража в крупном размере). 2. Грачев незаконно отстрелял дикого оленя, обитавшего на территории государственного заповедника, за что также был привлечен по ч.3 ст.158 УК РФ. Дайте правовую квалификацию действиям названных правонарушителей . Назовите нормы УК РФ, которые должны быть применены к нарушителям. Задача 4 Мелецкий отстрелял лося на лосиной ферме в Печеро-Илычском заповеднике и был привлечен к уголовной ответственности за незаконную охоту и с него взыскан ущерб, причиненный охотничьему хозяйству. Мелецкий приговор суда обжаловал со ссылкой на то, что лось на ферме заповедника не является объектом животного мира и объектом охоты, так как находился в оторванном от естественной среды состоянии. Поэтому он может быть привлечен лишь за хищение государственного имущества с возмещением вреда на общих основаниях. Дайте оценку жалобе Мелецкого. Во всех ли случаях содержания диких животных в полувольных условиях или искусственно созданной среде они перестают быть объектами животного мира и становятся товарно-материальными ценностями? Задача 5 Близ поселка Черга Шебалинского района Республики Алтай на территории экспериментального хозяйства Новосибирского института цитологии и генетики площадью в 25-30 га, огороженной металлической сеткой, обитает стадо зубров, куда они были завезены в 70-е годы прошлого столетия из Беловежской пущи с целью селекции сельскохозяйственных животных. Животные хорошо приспособились к сибирскому климату (их около 30) и дают потомство. Зубры занесены в Красную книгу РФ. Подпадают ли под понятие «объекты экологического права» содержащиеся в указанных условиях зубры ? Какое законодательство может быть применено к лицам, допустившим незаконный отстрел (уничтожение) зубров, имея в виду при этом, что они занесены в Красную книгу РФ. Задача 6 Жизнь материальных норм обеспечивается, за некоторыми исключениями, действием процессуальных норм. Экологическое право не является исключением. Найдите в Земельном кодексе РФ нормы, определяющие порядок предоставления в пользование земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности; порядок прекращения прав на землю в связи с её изъятием для других государственных и муниципальных нужд и за нарушение земельного законодательства; порядок отказа от земельного участка. Какие процессуальные нормы Лесного кодекса РФ обеспечивают заключение договора купли – продажи лесных насаждений. Каков процессуальный порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование? Задача 7 В Удмуртской Республике принят закон «Об административной ответственности за экологические правонарушения». В нем детализированы отдельные составы административных правонарушений, содержащиеся в ФЗ «Об охране окружающей среды», введен ряд новых составов, повышены штрафные санкции за совершение некоторых экологических правонарушений. Соответствует ли Конституции РФ принятие субъектами федерации такого рода законов? Если да, то могут ли они детализироваться и изменять положения, содержащиеся в КоАП РФ? Задача 8 Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда отказала в иске группе граждан о признании недействительным постановления Законодательного собрания Красноярского края, отклонившего инициативу о назначении краевого референдума по принятию закона Красноярского края «О запрете строительства (продолжения строительства) на территории Красноярского края объектов по переработке отработавшего ядерного топлива». По каким основаниям краевое Законодательное собрание отклонило инициативу о назначении указанного референдума? На какой нормативно-правовой материал могла сослаться Судебная коллегия, отказывая в иске группе граждан? В каком порядке могут быть проведены референдумы по таким вопросам, которые поставила инициативная группа в Красноярском крае? Задача 9 Конституционный Суд РФ (КС РФ), рассмотрев запрос Государственной Думы РФ от 24 февраля 1995 г. о конституционности Указа Президента РФ от 25 января 1995 г. №72 «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края», установил, что в запросе речь идет о проверке конституционности пунктов 1, 2, 3 Указа, в которых предусмотрено: - продолжение строительства завода РТ-2 для регенерации отработавшего ядерного топлива атомных электростанций с обязательным проведением государственной экологической экспертизы доработанного проекта; - поручение соответствующим государственным органам при формировании государственных инвестиционных программ рассматривать вопрос о финансировании продолжения этого строительства; - разрешение Горно-химическому комбинату принимать с целью последующей переработки отработавшее ядерное топливо с зарубежных атомных электростанций. КС РФ со ссылкой на подпункт «а» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, подпункт «а» пункта 1 ч.1 ст.3, пункт 1 ч. 1 ст. 43, ст. 68, 71, 72, 74, 75 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» производство по делу прекратил (Определение КС РФ от 9 июня 1995 г. №28-0). При этом КС РФ указал, что вопросы, поставленные Государственной Думой, могут быть рассмотрены в общих и арбитражных судах. Несколько позже названный Указ Президента стал предметом рассмотрения в Судебной Коллегии Верховного Суда РФ, которая решением от 4 апреля 1996г. признала Указ от 25 января 1995 г. недействительным лишь частично. Какие законы нарушены Указом Президента РФ? По каким основаниям КС РФ прекратил производство дела по запросу Государственной Думы? В какой части Указ Президента РФ признан недействительным Судебной Коллегией Верховного Суда РФ? Задача 10 Согласно ст. 234 ГК РФ право собственности на имущество у граждан и юридических лиц может возникнуть в силу приобретательной давности Однако карты может смешать ст. 214 ГК РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Применим ли институт приобретательной давности к области экологических отношений? Если да, то распространяется ли он при этом на объекты, находящиеся в собственности государства ,если учесть при этом содержание ст. 214 ГК РФ Задача 11 Представительный орган области принял решение, в котором объявил атмосферный воздух высотой воздушного столба до 12 км собственностью области и установил плату за пользование этой частью воздушного бассейна в качестве природного ресурса. Прокурор области опротестовал это решение и просил отменить его как противоречащее закону. Правомерен ли протест прокурора? Может ли атмосферный воздух быть объектом права собственности вообще? Если да, то какой государственный орган и в каком правовом акте может устанавливать формы и виды такой собственности? Задача 12 В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что означает «могут»? Существуют ли иные формы собственности? Найдите в природно-ресурсовом законодательстве нормы, предусматривающие формы собственности на отдельные природные ресурсы. Задача 13 Гражданкин построил на пустовавших землях окраины города жилой дом, на придомовом земельном участке посадил фруктовые деревья, соорудил теплицы для выращивания ранних овощей. Через несколько лет в результате расширения жилищного строительства администрация города потребовала сноса самовольно возведенных строений и освобождения участка для жилой застройки. Ссылаясь на давность своего проживания в указанном месте, Гражданкин потребовал предоставления ему отдельной квартиры в новом доме по площади, равной сносимому дому, и компенсации всех затрат в личном подсобном хозяйстве. По решению администрации города жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения были снесены в принудительном порядке с отнесением расходов по сносу на счет Гражданкина. Гражданкин обратился с жалобой в прокуратуру города. Назовите основания прекращения права собственности на природные ресурсы. Под какое из них подпадает действие Гражданкина? Может ли в данной ситуации возникнуть у Гражданкина право на землю в силу приобретательной давности? Задача 14 Гражданке К. на праве собственности был предоставлен земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, на котором она посеяла зерновые культуры. Соседний сельскохозяйственный кооператив убрал эти культуры и переставил граничные знаки, уменьшив участок К. на 2 га. К. обратилась в суд с иском о защите ее прав. Судебные инстанции после неоднократного рассмотрения иска требования К. удовлетворили: с сельскохозяйственного кооператива была взыскана в ее пользу стоимость убранного зерна, восстановлены границы земельного участка и устранены препятствия в осуществлении истицей права собственности на земельный участок. Назовите способы защиты права собственности на землю и другие природные ресурсы. Укажите, какие из них применены по иску К., в полной ли мере они защищают интересы К. как собственника земельного участка. Задача 15 Заинтересованные государственные органы представили в Законодательное собрание Сахалинской области законопроект, в соответствии с которым животный мир континентального шельфа и исключительной экономической зоны, прилегающих к территории острова Сахалин, объявляются собственностью Сахалинской области. В обоснование проекта они сослались на ст. 79 Конституции РФ, согласно которой вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Экспертная комиссия, на рассмотрение которой был передан законопроект, дала отрицательное заключение со ссылкой на ст. 4 федерального закона «О животном мире», согласно которой объекты животного мира, населяющие континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ, относятся к федеральной собственности. Права ли экспертная комиссия, давшая отрицательное заключение на представленный ей законопроект? Распространяется ли на животный мир континентального шельфа и исключительной экономической зоны право собственности РФ? Задача 16 В Законе РФ «О милиции» в числе задач, возложенных на органы милиции, не значится задача экологического профиля, в структуре центрального аппарата МВД РФ нет подразделения, которое ведало бы экологическими вопросами. Означает ли это, что милиция находится в стороне от решения экологических проблем в стране? Если нет, то дайте юридически обоснованный ответ, указав при этом на конкретные виды деятельности. Задача 17 В прокуратуру области позвонил гражданин Петров и сообщил, что на территории базы материально-технического снабжения под открытым небом находится более 10 т хлорсодержащих веществ, которые по правилам должны храниться в закрытом помещении в специальных емкостях, предотвращающих утечку. Петров просит прокурора оказать воздействие на администрацию базы. Вправе ли граждане России обращаться с заявлениями в государственные органы и общественные организации о пресечении и устранении экологических правонарушений ? Обязан ли прокурор рассмотреть такие заявления и принять по ним меры прокурорского реагирования и какие? |
Методические указания для студентов по выполнению курсовой работы... Методические указания составлены в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки... |
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины оп. 01 Основы теории... Рабочая программа учебной дисциплины оп. 01 Основы теории информации предназначена для реализации государственных требований к минимуму... |
||
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению домашней... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению домашней... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... |
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения ... |
||
Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Английский язык» Программа учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню... |
Рабочая учебная программа по обучению профессии «Автодело. Техническое... «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню... |
||
Рабочая учебная программа по обучению профессии «Автодело. Техническое... «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню... |
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... |
Основная образовательная программа среднего (полного) общегообразования... Образовательная программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта в части государственных... |
||
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... |
Методические указания к практическим занятиям пооп «Основы технологии... Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой оп «Основы технологии отделочных строительных работ» для подготовки... |
Поиск |