Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования


НазваниеОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
страница1/10
ТипОбразовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серебропольская средняя общеобразовательная школа» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2016Г.


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1 Пояснительная записка

Основная образовательная программа для группы дошкольников кратковременного пребывания МБОУ «Серебропольская СОШ» разработана в соответствии с

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3."Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. №91);

4. Письмо от 07.02.2014г. №01-52-22/0 5-382 Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

5. Комментарии к ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. №08-249.

6. План действий по обеспечению введению ФГОС ДО (Письмо Министерства образования и науки РФ 31.12.2013г.)

7. Сетевой график введения ФГОС ДО на территории Омской области (Приказ Министерства образования Омской области от 18.02.2014г. №309)

8. Сетевой график введения ФГОС ДО на территории Азовского ННМР Омской области в 2014-2016 гг. (Приказ Комитета по образованию Азовского ННМР Омской области №52 от 26.02.2014г.)

Основная образовательная программа разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время проходит апробацию) и с учётом комплексной программы «Преемственность».


      1. Общая информация

А) характеристика учреждения

Тип ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Вид ОУ: среднее общеобразовательное учреждение

В МКОУ «Серебропольская СОШ» групп кратковременного пребывания – 1.

Комплектование группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с пунктом 3.2 Устава ОУ. (Для приема детей в группу кратковременного пребывания детей дошкольного возраста предоставляются следующие документы:

- заявление родителей (законных представителей);

- копия свидетельства о рождении ребенка;

- медицинская карта ребенка;

- копия паспорта родителей (законных представителей).

Зачисление детей в группу кратковременного пребывания детей дошкольного возраста осуществляется приказом директора.
- По наполняемости группа соответствует требованиям СанПин и Типового положения – 12 человек. Возраст детей от 5 до 7 лет. Это дети не посещающие детский сад.
Б)характеристика материально-технических условий

Для функционирования ГКП в школе выделено 2 помещения:

- комната для организации образовательной деятельности, которая оснащена оборудованием: 3 шкафа, 8 столов, 16 стульев, телевизор, музыкальный центр, DVD, комплекты пособий для детей, дидактические развивающие игры, счетный материал;

- актовый зал используется для занятий физической культурой и подвижных игр.
В)характеристика кадрового обеспечения воспитательно-образовательной деятельности

В ГКП работает 1 воспитатель (внутренний совместитель).

Образование: среднее специальное.

Стаж: педагогический – 30 лет (воспитатель – 1 год)

Воспитатель прошла курсы повышения квалификации в БОУ ДПО ИРООО по теме «Реализация ФГОС НОО в учебно-методическом комплексе «Школа России» для учителей начальных классов».

Г)Специфика условий учреждения

Группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях сокращённого дня;

Д)Приоритетное направление деятельности ОУ по реализации программы определено для групп комбинированной направленности – обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе.

Для осуществления образовательного процесса ОУ учитываются национально-культурные, демографические особенности.

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса:

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%;

Е)Характеристика контингента воспитанников

Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения в возрасте 5-7 лет.

1.1.2.Цели и задачи реализации программы

А)Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

Б)Задачи реализации Программы:

● охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

● обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечить преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

● формировать общую культуру личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;

● обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

● обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

● определить направления для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействие педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы

В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

  • партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.


Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

-непосредственное общение с каждым ребенком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

-оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

1.1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - возраст бурного развития ребёнка во всех аспектах. Развитие это происходит в том числе и на фоне физиологического созревания ребёнка. У детей 5-7 лет укрепляется костно-мышечная система, продолжа-

ется процесс окостенения скелета, совершенствуется двигательный аппарат, но ещё слаб и чувствителен позвоночник, недостаточно развита тонкая и точная координация работы мышц кисти руки.

Увеличение роста детей в дошкольный период происходит неравномерно. Он замедляется до 4-6 см в год, а затем на шестом-седьмом году жизни ускоряется до 7-10 см в год. Этот период так и называется - период первого физиологического вытяжения.

Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно. За пятый год жизни - около 2 кг, за шестой - 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Рёбра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань лёгких. Дыхание становится всё более глубоким и редким - к 7 годам частота дыхания 23-25 раз в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых.

Мышечная система призвана придавать определённым частям тела различные положения и своевременно менять их в пространстве. Она выполняет и защитную функцию от внешнего воздействия. Данная система является также весьма уязвимой у дошкольников. Мышцы занимают лишь пятую часть от массы всего тела.

Развивается тормозящая функция коры головного мозга. Появляется возможность управлять своим поведением, которое формируется под влиянием и руководством взрослого, педагога.

Индивидуальные особенности детей 5- 7 лет отличаются по степени развития познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных черт и качеств. Это определяется различными условиями жизни и деятельности в семье, дошкольном образовательном учреждении, состоянием их здоровья.

Дети 5-7 лет более самостоятельны , чем дети 3-4 лет, их жизненный опыт значительно богаче. Это обеспечивается большей целенаправленностью восприятия, развитие наблюдательности. Восприятие носит более аналитический; характер. Они способны вычленять отдельные стороны черты объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности, развития мыслительных действий: анализа, сравнения, синтеза. Дети в этом возрасте могут высказывать обоснованные суждения делать умозаключения. В возрасте 6 лет у детей появляется произвольное запоминание. Ребёнок начинает сознательно применять для этого многократное повторение того, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребёнок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Ребёнок также способен выполнять трудовые поручения взрослых. Возраст 5— 7 лет характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребёнка. У детей появляется круг элементарных обязанностей. Новые формы приобретает связь ребёнка со взрослыми: совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Впервые становится возможным сравнительно систематическое обучение ребёнка определённой программе. Но как указывал Л. С. Выготский, эта программа может быть реализована лишь в той мере, в какой она становится собственной программой ребёнка. Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства должна стать психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Показатели готовности к школе следующие: произвольность, уровень развития речи, интеллекта, мотивации и самооценки, уровень коммуникативных навыков, взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, в том числе и деловое. У детей шестилетнего возраста продолжает развиваться речь, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, связная речь. Формируются навыки культурного поведения: умение здороваться, прощаться, предлагать свою помощь взрослым, сверстникам. Важной особенностью речи у детей данного; возраста является её эгоцентричность. Играя, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, ребёнок часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, как бы комментируя их. Л. С. Выготский считал, что эгоцентрическая речь — своеобразное средство мышления. Ребёнок часто ещё не умеет мыслить про себя, а размышляет вслух. Эгоцентрическая речь и есть средство осознания им своих действий, планирования своей деятельности. Дети продолжают овладевать художественно-эстетической деятельностью, которая способствует развитию их творчества. У них развивается наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения изобразительных задач. Дети 6 лет при соответствующей воспитательной работе оказываются способными не только почувствовать красоту воспринимаемых предметов, явлений, произведений изобразительного и народного искусства, музыки, фольклора, архитектурных сооружений, но и объяснить, почему им это представляется красивым. Более того, они способны доступными средствами создать красивый рисунок, выполнить аппликацию, исполнить песню, танец, выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, передать образы персонажей в драматизации, создать изображения на любую тему: о природе, окружающей жизни, игрушках, музыкальных и литературных произведениях. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определённых условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет большое значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. Словарь ребёнка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, достигая 3500-5000 слов, не только за счёт существительных, но и за счёт глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребёнок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространённых суффиксов. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твёрдым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребёнок не умеет и к концу дошкольного возраста. Развитие внимания в дошкольном возрасте проходит ряд последовательных этапов: 1.в 6 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого; 2.в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий; 3.в 7 лет развивается и совершенствуется внимание, включая волевое; 4.в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объём внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание. Внимание детей 5-7 лет приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. К 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 ч. Это объясняется тем, что в игре шестилетних детей отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребёнок 6 лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Исследования психологов показывают, что старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого), но и гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты, чем младшие дошкольники. На протяжении дошкольного возраста внимание ребёнка становится не только устойчивее, шире по объёму, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребёнка произвольного действия. На познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста влияет ряд факторов, определяющих направление и интенсивность их развития. Произвольное внимание, отражая одну из сторон когнитивного развития, имеет в дошкольном возрасте следующие особенности: 1)формируется семьёй, социальными институтами (детский сад, различные кружки, группы) в рамках выполнения определённых видов деятельности; 2)формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка, а потому, чем лучше развита его речь, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание, так как язык и моторика выполняют роли источников информации; 3)в дошкольном возрасте формируется контролирующая функция внимания; 4) динамика развития произвольного внимания начинается с непосредственного интереса в начале дошкольного возраста и отражается у старших дошкольников в большей сосредоточенности, устойчивости, связанных с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник всё больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания. Процесс возрастного развития внимания, по мнению А. Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. Также следует отметить, что у некоторых детей преобладают игровые мотивы. Это выражается в том, что во время выполнения заданий ребёнок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным. Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Исследованиями И. В. Дубровиной было показано, что организация внимания дошкольников обладает существенными особенностями по сравнению с организацией внимания детей более старшего возраста и взрослых. Для возбуждения состояния внимания у дошкольника наиболее эффективными являются эмоционально окрашенные стимулы. Причём если внимание ребёнка 3-5 лет не поддаётся внешнему управлению, то в старшем дошкольном возрасте ситуация меняется. К этому возрасту формируется контролирующая функция внимания. Так, если ребёнок выполняет работу по заданному образцу и совершает ошибки, то он способен обнаружить их самостоятельно, отметив разницу между образцом и результатом своей деятельности. 3начительную роль в развитии внимания ребёнка играют язык и моторика (двигательная активность). У детей 6 лет под влиянием игровой и конструктивной деятельности складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследовать каждую из этих частей в отдельности и затем объединять их в одно целое. Ребёнок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребёнка может быть примерно в 5 раз больше, чем у взрослого человека. Ещё большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребёнку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определённые затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нём нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображённых предметов, называя их неправильно, поскольку пока ещё улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают. Возраст 5-7 лет считается наиболее благоприятным для развития памяти. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Развитие произвольной памяти у ребёнка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребёнка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Мышление детей 5-7 лет наглядно-образное. Этот вид мышления соответствует особенностям их жизни и деятельности, задачам, которые возникают перед ними в процессе игры, различных форм творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование). Однако и в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления - наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами. Им свойственно целостное восприятие мира. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дети 5- 7 лет прибегают к экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребёнок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путём решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних действий к действиям, совершаемым в уме. После того как ребёнка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый её вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заменить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Отдельно применительно к тематике развития мышления необходимо отметить такую неготовность детей к школе, как вербализм. Вербализм связывается с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая только вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста, - игре, конструированию, рисованию, т. е. тем, которые способствуют развитию образного мышления. В дошкольном возрасте глубокие сдвиги появляются в аффективно-потребностной сфере детской личности. У детей начинается интенсивная «ориентация в основных смыслах человеческой деятельности», освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Ребёнок вступает со взрослыми в новые отношения, которые проявляются в своеобразном комплексе поведения: - в стремлении к достижению результата своей деятельности; - в демонстрации успехов взрослому, оценка которого вызывает аффективные переживания; - в признании достижений и их эмоциональной оценке самим ребёнком. Этот поведенческий комплекс, названный Л. Ф.Обуховой «гордостью за достижения», охватывает три основные сферы отношений ребёнка - к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Таким образом, ребёнок «начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми» , т. е. открывает проекцию своего Я, которое может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения, замеченные взрослым. Оценка взрослым достижений и неудач ребёнка трансформируется в переживание успеха или неуспеха. Ребёнок сам начинает смотреть на себя глазами взрослого. Важнейшее значение в этом процессе имеет авторитетный для ребёнка взрослый, характер взаимоотношений которого с окружающими, его поведение, его аффективные реакции на происходящее задают ребёнку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям, служат образцом для аффективного подражания. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту дети начинают овладевать оценочными эталонами, соответствующими социально заданным нормам. В состав эталонов входят как непосредственные, так и социально заданные критерии. Появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых усилится на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивации достижения. На мотивацию и эффективность выполняемых ребёнком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. И если успех на работу ребёнка влияет положительно, то неудача - всегда отрицательно: она не стимулирует продолжение деятельности и проявление настойчивости. Появление определённой волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребёнка наиболее важными, ведут к тому, что, руководствуясь и своём поведении этими мотивами, ребёнок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Важной характеристикой старшего дошкольного возраста является произвольность. Произвольность поведения ребёнка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу. В 5-7 лет начинают проявляться относительно устойчивые черты личности. В этом возрасте формируется новый тип поведения, который определяется элементарными представлениями детей о поведении и действиях взрослых. Развивается мотивация поведения. 3аметно возрастает способность оценивать свою деятельность и поведение. Дети данного воз- раста общительны, любят находиться в группе сверстников. Ведущей деятельностью детей 5-7 лет является игра, в которой происходит развитие разнообразных психических процессов (восприятие, образное мышление, воображение) и сторон личности: умение общаться со сверстниками, договариваться, уступать. Игра, особенно дидактическая, ста- новится источником знаний. У детей развиваются умения анализировать; выделять свойства предметов: форму, цвет, размер, строение; сравнивать предметы — устанавливать их сходство и различия. На этой основе происходит их интеллектуальное развитие. В дошкольные годы, особенно в шестилетнем возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития — осознание себя как представителя определённого пола. Усвоение же образцов поведения соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Рассмотрим некоторые критерии оценки уровня развития самосознания:

  1. У детей 6 лет должна быть сформирована самооценка. Среди новых качеств самооценки в этом возрасте выделяются усиление роли когнитивных компонентов, критичность, дифференциация и интеграция, независимость устойчивость, рефлексивность, регулятивная функции. Самооценка определяет уровень притязания на социальное признание.

  1. У старших дошкольников выражена потребность в признании. Они ориентированы на собственную активность, повышение значимости в признании интеллектуальных и нравственных качеств за счёт снижения ориентации, на признание физических, повышение значимости потребности в дружеских отношениях, оказании помощи близким, и посторонним, покровительстве младшим.

По теории Л. И. Божович, у ребёнка 5-7 лет, уже продвинутом в своём психическом развитии, «появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность». Это происходит тогда, когда ребёнок осознаёт себя как субъекта в системе человеческих отношений, т. е. мы можем сказать, что у ребёнка появляется осознание своего собственного Я. Л. И.Божович вводит понятие «внутренняя позиция», характеризующее уровень самосознания, возникающий на пороге школьногo возраста. Внутренняя позиция образуется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребёнка психологических особенностей, складываются в особое центральное новообразование, характеризующее личность ребёнка в целом. Внутренняя позиция будет дальше определять ношение ребёнка к себе и к занимаемому положению в жизни. В этом возрасте одобрение родителей и педагогов особенно важно для ребёнка, и он всячески стремится заслужить.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.

Рассмотрим их особенности.

Физиологическая готовность к обучению в школе вы- i:кается в общем состоянии здоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой.

Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими. В сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценкa. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.

Психологическая готовность к обучению в школе определятся уровнем психического развития ребёнка и уровня развития качеств, необходимых для учения. В возрасте 5 лет у ребёнка возникает новая структура переживания, при которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой» т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 6— 7 лет. Также кризис связан с потерей детской непосредственности. Если принять во внимание смену вещей деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом смысле проявление кризиса 6— 7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к школе. Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы ребёнок продолжает стремиться к занятиям

специфически школьного содержания;

- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребёнка уже складывается самооценка. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учёт успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребёнок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.

Следует отметить, что психологическая готовность к школе является целостным образованием. И даже когда исходная готовность к школе по многим показателям может оцениваться как высокая, в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. 1.2Планируемы результаты освоения программы: Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПриказ №6 от 18. 01. 2014г Основная общеобразовательная программа...
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОт «28» января 2015 г протокол №. Основная общеобразовательная программа
...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования мбдоу...
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПриказ от 25. 08. 2014 №500 Основная образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа дошкольного образования филиала...
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального...
«Детский сад №273 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПриказ № от основная общеобразовательная программа дошкольного образования...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса и форм его организации в доу 18

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПо самообразованию
...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования автономной...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы аноо «Совёнок» стр. 6

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная образовательная программа дошкольного образования в группах...
Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изданиями

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа образовательная программа...
Планируемые результаты освоения части ооп, формируемой участниками образовательных отношений

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОбразовательные программы, реализуемые в спортзале и бассейне. №
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа физического воспитания детей 2-7 лет» под ред. М. А. Васильевой,...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconНазвание программы
Название программы. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного...
Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск