МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Факультет «Физическая культура и спорт»
Кафедра Адаптивной, оздоровительной физической культуры и менеджмента
Специальность: Специализация:
«Физическая культура и спорт» Менеджмент в ФКиС, курс 5
БЕЛОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ
(Научно-исследовательская работа)
Научный руководитель:
к.п.н., ст. преподаватель
___________Агеева Г.Ф.
Набережные Челны – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………....6
1.1. Методики оценки умственной работоспособности…………………………..6
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...…12
2.1. Задачи исследования…………………………………………………….........12
2.2. Методы исследования………………………………………………………...12
2.3. Организация исследования……………………………………………….......15
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………....17
3.1. Мнения учащихся о факторах риска ухудшения здоровья. …......................17
3.2. Результаты исследования умственной работоспособности детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня ……………………………………..19
3.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности разработанной методики по оптимизации умственной работоспособности детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня…………………………………………………..21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….…..27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Как известно, влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие школьников является одной из актуальных проблем физического воспитания. В настоящее время накоплен огромный фактический материал по данной проблеме, полученный при исследовании умственной работоспособности школьников и студентов. Урок физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
Даже насыщение уроков физической культуры большими интеллектуальными нагрузками на фоне высоких физических напряжений, как свидетельствуют, исследования не только не оказывает отрицательного влияния на умственную работоспособность учащихся во время последующих занятий по общеобразовательным предметам, но способствует ее повышению. Тем самым создаются предпосылки повышения эффективности учебного процесса на протяжении учебного дня.
В связи с общей социальной необходимостью, внедрением инновационных технологий и методик, а также проведением многочисленных педагогических экспериментов, последние два десятилетия реформирования нашего общества привели к значительному возрастанию интенсивности образовательного процесса в школе. Это связано со стремлением более качественной и ускоренной подготовки будущих специалистов.
При этом значительный рост учебной нагрузки и её несоответствие возрастным особенностям школьников, повышает риск нарушения здоровья школьников, сопровождаемое формированием у них синдрома хронической усталости, обострением пороков развития организма.
В связи с этим изучение механизмов адаптации детей школьного возраста к учебным нагрузкам представляет не только и столько теоретический, но, главным образом, практический интерес. К настоящему времени достаточно хорошо изучена динамика умственной работоспособности школьников в течение дня, недели, учебной четверти и всего года. Однако большинство этих данных носят констатирующий характер, то есть, как правило, исследователи экспериментально не обосновывают средства и методы повышения эффективности и безопасности умственного труда учащихся.
В этих условиях возникает острая необходимость поиска или разработки научно-обоснованных форм снятия нервного напряжения, релаксации, восстановления благоприятного уровня умственной и физической работоспособности школьников. Физическая культура здесь может послужить одним из наиболее эффективных методов.
Занятие физическими упражнениями и спортом укрепляют здоровье людей и способствуют их правильному развитию. Известно, что значительные умственные и нервные нагрузки, не сочетающиеся с соответствующими физическими нагрузками, не лучшим образом влияют на состояние человека вместе с неблагоприятными факторами окружающей среды. Научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют (более устойчивы к инфекциям), продуктивнее трудятся, дольше живут.
В ходе проводимых ранее исследований были получены данные, свидетельствующие о том, что проведение в середине учебного дня «спортивного часа» (физической разминки) является дополнительным датчиком времени и эффективно способствует естественному восстановлению физических и умственных возможностей ребёнка. Однако, эти сведения по отношению к учащимся младших классов ещё достаточно ограничены и во многом противоречивы.
Умственный и физический труд принято считать основными видами трудовой деятельности человека. Однако деление это вполне возможно считать формальным, т.к. при многих видах работ, относимых к разряду физических, в действительности требуется и существенная умственная активность.
Объект исследования – умственная работоспособность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – изменение умственной работоспособности детей младшего школьного возраста под влиянием средств физической культуры.
Цель исследования – исследовать влияние экспериментального проекта на умственную работоспособность детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что разработанная нами методика «Фитнес-перемена» позволит повысить уровень умственной работоспособности детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня.
Практическая значимость. Полученные данные нашего исследования будут интересны администрации образовательных учреждений и могут быть использованы в рамках учебного процесса учителями начальных классов, учителями физической культуры и родителями.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Методики оценки умственной работоспособности
В рамках исследования умственной работоспособности детей младшего школьного возраста, нами выявлены две эффективные методики: тест Кеэса, теппинг-тест И.П. Ильина. Эти методики отличаются по форме, но преследуют общую цель. Ниже мы приводим их характеристики.
Тест Кеэса
Умственная работоспособность – потенциальная возможность ученика выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, рассматривается как один из показателей школьной зрелости.
При помощи методики можно контролировать динамику изменения работоспособности. Методика может использоваться многократно.
Задание выполняется две минуты, отмечаются фигуры идентичные трем образцам.
Инструкция:
Перед вами лист, на котором изображены кружочки с разными значками внутри. В верхней части листа в рамочке вы видите три кружочка – образца, которые надо найти среди всех кружочков. В течение двух минут вы будете зачеркивать одной чертой только те, которые показаны в образце. Зачеркиваем так:
Просматривать кружочки надо один за другим и строчка за строчкой. Начинаем все вместе по моей команде. Сразу после слова «Стоп!» перестаем работать и переворачиваем листочки. Работать надо быстро.
При анализе результатов учитываются объем выполненной работы и точность (количество ошибок). Учащиеся просматривают 105 знаков. Объем выполненной работы (V) составляет: V= N/105*100%, где N – количество правильно зачеркнутых и правильно не зачеркнутых кружков. Ошибками считаются неправильно зачеркнутый и пропущенный кружок.
Нормы выполнения методики
Границы нормы
|
1-2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
1. Объем выполненной работы, %
|
40-64
|
46-82
|
64-100
|
2. Внутренние интервалы нормы объема:
I. маленький объем
II. средний объем
III. большой объем
|
40-46
47-56
57-64
|
46-54
55-66
67-82
|
54-63
64-83
84-100
|
3. Количество ошибок (точность)
|
0-8
|
0-6
|
0-8
|
4. Внутренние интервалы нормы точности:
I. низкая (большое кол-во ошибок)
II. средняя
III. высокая (малое кол-во ошибок)
|
6-8
4-5
0-3
|
6-8
3-5
0-2
|
5-8
3-4
0-2
|
Имея объем выполненной работы и уровень точности можно определить когнитивный стиль деятельности учащегося:
|
|
Объем выполненной работы
|
|
|
Маленький
|
Средний
|
Большой
|
Уровень точности
|
Низкий
|
1. медленно-неточный
|
4.*
|
7. импульсивный
|
Средний
|
2. *
|
5.*
|
8.*
|
Высокий
|
3. рефлексивный
|
6.*
|
9. точный
|
* - стиль со средней точностью и средним темпом
Т.о. получаем представление о когнитивном стиле учащихся. Знание когнитивных стилей учащихся поможет подстроить стратегию деятельности педагога под способности и возможности ученика.
Когнитивный стиль – относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов ученика, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.
Ученикам с импульсивным стилем умственной работоспособности свойственно быстрое принятие решения без его достаточного обоснования, необдуманный выбор гипотез. Таким детям следует систематически напоминать о точности выполнения работы, об аккуратности, учить сравнивать свою работу с образцом. Давать ученику задания на выделение слов из текста, упражнения на тренировку самоконтроля, преобразовывая контроль со стороны учителя в самоконтроль.
Рефлексивный стиль в первом классе является компенсацией тревожности. Уже ко второму классу дети чувствуют себя в школе спокойнее, меньше боятся ошибиться и увеличивают темп, при этом могут сохранять точность работы. Для рефлексивного ученика особенно важно, что бы одобрили его работу, старание, дали ему время сосредоточиться при ответах у доски и с места, подбадривая его.
Ученикам с точным стилем (большой объем выполненной работы с высокой точностью) свойственно увеличение темпа деятельности при сохранении точности выполнения.
Ученики со средним темпом и высокой точностью не торопятся выполнять задание, довольствуются наработанными учебными навыками, им психологически комфортно работать именно в среднем темпе. При увеличении темпа деятельности возможно снижение точности выполнения.
Ученикам, которым свойственен стиль с медленным темпом и средней точностью требуется дополнительное время для работы, они могут не справляться с работой в заданном темпе. Его важно не торопить с ответом, давать дополнительное время на обдумывание при ответах с места и у доски. Увеличить темп работы таких учеников можно при помощи игр и тренажеров на скорость реакции.
Теппинг-тест Е.П.Ильина.
Оборудование.
Тестирование можно проводить как при помощи регистрирующей аппаратуры, так и графически.
При использовании графического способа регистрации понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.
Бланк
-
-
-
Процедура проведения исследования.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5-сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
подсчитать количество точек в каждом квадрате;
построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный (средний) тип: Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня.
Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Типы динамики максимального темпа движений
Графики:
А - выпуклого типа;
Б - ровного типа,
В - промежуточного и вогнутого типов,
Г - нисходящего типа.
|