СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физвоспитания
Стерлитамак 2017
Содержание
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
|
3
|
2.Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура и спорт»
|
7
|
3.Рабочая программа учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
|
19
|
4.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|
30
|
5.Фонд оценочных средств
|
58
|
5.1 Перечень компетенций программы
|
58
|
5.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций
|
58
|
5.3 Типовые контрольные задания
|
63
|
5.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков
|
66
|
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
74
|
7.Методические указания для студентов
|
80
|
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
|
85
|
9.Образовательные технологии
|
85
|
10.Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
|
96
|
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Физическая культура» согласно рабочему учебному плану входит в базовую часть основной профессиональной программы.
Процесс физического воспитания осуществляется в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания занятий, повышения спортивного мастерства студентов и уровня физической подготовки. Учебные дисциплины «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
социально-биологические основы физической культуры;
основы здорового образа и стиля жизни;
* оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
* профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Настоящая программа по учебной дисциплине "Физическая культура и спорт" составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ;
приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025;
инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утвержденная приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 N 777.
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный № 29967).
Социально-гуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Министерства образования России.
В высших учебных заведениях "Физическая культура" представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культура" входит в число обязательных дисциплин.
Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные дидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.
Именно этими принципами пронизано все содержание учебной программы по педагогической учебной дисциплине «Физическая культура», которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.
Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
1. теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
2. практический, состоящий из двух подразделов:
методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;
учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
3. контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:
- обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности,
- вариативный, опирающийся на базовый, дополняющей его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. Содержание учебной работы со студентами ОДО и ОЗО регламентируется разработанным и утвержденным учебно – методическим комплексом по дисциплине «Физическая культура», а также рабочей программой по физическому воспитанию.
Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нём укрупнённых дидактических единиц (модуль, раздел). Изучение дисциплины «Физическая культура и спорт» рассчитано на 72 учебных часа, из них 72 часа лекции. Изучение дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» рассчитано на 328 учебных часов, из них 328 часов практических занятий.
В целом сущность общих положений программы состоит в образовании структурных компонентов, наиболее значимых при формировании физической культуры студента. Однако, специфика данного процесса требует от создателей программы уточнения целевой установки, характеристики организации учебного процесса, конкретизации средств физической культуры, разработки критериев успеваемости в каждом учебном отделении, научно-обоснованных методов и способов контроля за состоянием здоровья студента и т.д.
Организационно-методическая часть программы как обобщающая организационные и методические формы построения учебного процесса исходит из общих положений, закономерностей, принципов теории и методики физического воспитания и вузовского образования и раскрывает более подробно структуру и содержание учебного материала по следующим позициям.
По каждому учебному разделу (модулю) в соответствии с его целями и задачами преподавателем (кафедрой) проектируются и реализуются определенные педагогические технологии. В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в учебном процессе по физическому воспитанию, следует выделить: учебно-методические комплексы; вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, блочно-модульные, модульно-рейтинговые, информационные технологии.
Содержание типовой учебной программы по физической культуре соответствует распределению студентов по четырем учебным отделениям: основное, подготовительное, специальное (включая группы лечебной физической культуры), спортивное.
Кафедры физического воспитания и спорта высших учебных заведений, разрабатывают учебные программы по физической культуре на основании типовой программы, с учетом имеющейся материально-технической базы, кадрового потенциала и направленности учебного заведения. Учебные программы отражают специфику профиля вуза, специальности, собственных научно-методических предпочтений и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.
Дисциплина «Физическая культура» входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Методически и содержательно курс физической культуры разработан на основе анализа потребностей общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, достигших высокого уровня профессиональной психофизической готовности, осознанного отношения к ценностям физической культуры, обладающих умениями, навыками и личным опытом их использования в бытовой, досуговой и профессиональной деятельности. Дисциплина «Физическая культура» имеет связь с такими общепрофессиональными и специальными дисциплинами как «Педагогика», «Психология», «Биология человека (анатомия, физиология, основы антропологии, экологические факторы и здоровье)», «Безопасность жизнедеятельности» и др.
Целями освоения дисциплины (модуля) являются:
- сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, содействие всесторонней физической подготовке, поддержание высокой работоспособности и активного творческого труда на протяжении всего периода обучения;
Реализация цели осуществляется через решение основных задач:
- воспитание потребностно - мотивационной сферы у студентов, интереса и привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ценностных ориентаций и установок;
- формирование здорового образа и стиля жизни;
- улучшение физического развития и физической подготовленности;
- вооружение будущих учителей теоретическими знаниями, методическими и практическими умениями и навыками в области физической культуры и спорта, необходимыми им в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание высоких морально волевых качеств, культурных навыков и этических норм поведения.
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующей общекультурной компетенцией:
- способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);
Знать:
- нормы здорового образа жизни, средства и методы физического воспитания и укрепления здоровья;
Уметь:
- использовать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, соблюдать нормы здорового образа жизни;
Владеть:
- средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
|
по дисциплине Физическая культура и спорт
|
на
|
4,8
|
|
|
семестр
|
|
|
Рабочую программу осуществляют:
|
лекции
|
К.п.н. Крылова А.В.
|
Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
|
2
|
|
Учебных часов:
|
72
|
|
лекций (в т.ч. в интерактивных формах)
|
72
|
семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)
|
|
практические занятия
|
|
практических (в т.ч. в интерактивных формах)
|
|
лабораторных
|
|
|
консультаций
|
|
зачет
|
|
|
экзамен
|
|
самостоятельная работа студентов
|
|
|
КСР
|
|
|